Направления реформирования ЖКХ в конкурентоспособной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:10, статья

Краткое описание

Одной из основных целей экономических реформ, проводимых Правительством Российской Федерации, является повышение уровня жизни населения страны, что во многом связано с обеспеченностью граждан благами и услугами отраслей социальной сферы, к числу которых относится и жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ).
ЖКХ представляет собой взаимосвязанный комплекс объектов, который оказывает услуги по обеспечению функционирования жилых объектов на количественном и качественном уровнях (рисунок 1).

Файлы: 1 файл

ЖКХ.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

В ЖКХ пришел частный  бизнес: появились сотни частных  операторов на рынке коммунальных услуг, включая 5 крупных, на долгосрочные договоры аренды муниципальной инфраструктуры перешли территории, где проживает 15% населения России, появились частные компании регионального масштаба, работающие на основе полной приватизации основных фондов.

Организационно разделены  функции управления и хозяйствования через создание таких структур, как ТСЖ, управляющие компании, в том числе частных форм собственности, и непосредственное управление многоквартирными домами гражданами.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что в стране сформировался слой собственников жилья, доля жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, постоянно увеличивается, что дает возможность активнее развивать договорные отношения.

Государство предпринимало  шаги по реформированию жилищно-коммунального  комплекса Российской Федерации: заседание Президиума Государственного Совета Российской Федерации, посвященное реформированию ЖКХ; разработка комплекса мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; принятие Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Реализация этих мер не дала существенных преобразований в данной сфере.

Меры, принимаемые государством по привлечению в отрасль инвестиций и частного бизнеса, дали свои определенные позитивные результаты.

Заключено Соглашение между  Правительством Российской Федерации  и Международным банком реконструкции  и развития о займе для финансирования программы «Реформа жилищно-коммунального  хозяйства в России». В ее рамках уже реализуются 10 новых проектов. Ведется активная работа по привлечению международного опыта в процесс создания нормативно-правовой базы и реализации проектов в области энергоэффективности.

Международное сотрудничество становится нормой деловых отношений, вносит существенный вклад в развитие отрасли, но оно пока еще не получило должного развития, регулируемого законодательством Российской Федерации.

Банковское сообщество, частные операторы могли бы оказать  большую финансовую поддержку отрасли, если бы законодательство, нормативная правовая база в данной сфере были усовершенствованы и соответствовали масштабу решаемых задач. В федеральной Программе реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства необходимо закрепить порядок финансовой поддержки муниципального образования при наличии у него качественной предпроектной документации и понятной программы развития.

Это делает проект привлекательным  для частного инвестора. Проведение концессионных конкурсов и соглашений, формирование тиражируемых инвестпроектов, выпуск специальных долгосрочных инфраструктурных облигаций субъектов Федерации, хозяйствующих субъектов должны быть прозрачными и предсказуемыми.

Среди мер по созданию благоприятных условий для более  широкого вовлечения частного бизнеса  в ЖКХ важнейшими являются совершенствование тарифного регулирования, изменение механизма ценообразования, переход к экономически обоснованным и долгосрочным тарифам при одновременной социальной поддержке малоимущих граждан. Для стабильной и долгосрочной деятельности исключительно важны новые механизмы взаимодействия частного бизнеса и органов власти, которые на законодательной основе должны однозначно исключить волюнтаризм местных чиновников, в том числе при заключении концессионных соглашений и договоров. Необходимо исключить монополизм крупных банков и компаний, создать равные возможности для всех участников рынка как в больших, так и в малых городах.

В основе государственно-частного партнерства должны лежать принципы ответственности и прозрачности отношений, гарантирующие: обеспечение качества и надежности предоставляемых услуг; исключение ситуации, когда на смену государственному придет новый частный монополист; создание объединений собственников жилья, которые на договорной основе будут выстраивать отношения с поставщиками жилищно-коммунальных услуг; взвешенное государственное регулирование тарифов на обслуживание жилищного фонда и на другие ЖКУ; модернизацию основных фондов ЖКХ и их устойчивое функционирование; развитие социального партнерства между работодателями, профсоюзами, работниками отрасли, другими структурами гражданского общества.

Таким образом, комплексное  решение изложенных выше проблем, повышение  эффективности взаимодействия органов  власти всех уровней, органов местного самоуправления, частного бизнеса, общественных организаций и других представителей гражданского общества будет способствовать успешной модернизации и реформированию жилищно-коммунального хозяйства России в ближайшие годы и обеспечит его стабильное функционирование в будущем.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1. Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010–2020 годы»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. № 102-р.

2. Министерство регионального развития Российской Федерации. – URL: http://www.minregion.ru/.

3. Официальный сайт Росстата. –  URL: http:// www.gks.ru

4. Официальный сайт Росстроя. –  URL: http:// www.gosstroy.gov.ru.

 


Информация о работе Направления реформирования ЖКХ в конкурентоспособной экономике