Направления реформирования ЖКХ в конкурентоспособной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:10, статья

Краткое описание

Одной из основных целей экономических реформ, проводимых Правительством Российской Федерации, является повышение уровня жизни населения страны, что во многом связано с обеспеченностью граждан благами и услугами отраслей социальной сферы, к числу которых относится и жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ).
ЖКХ представляет собой взаимосвязанный комплекс объектов, который оказывает услуги по обеспечению функционирования жилых объектов на количественном и качественном уровнях (рисунок 1).

Файлы: 1 файл

ЖКХ.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

Направления реформирования ЖКХ

в конкурентоспособной  экономике

 

 

Одной из основных целей  экономических реформ, проводимых Правительством Российской Федерации, является повышение  уровня жизни населения страны, что  во многом связано с обеспеченностью  граждан благами и услугами отраслей социальной сферы, к числу которых относится и жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ).

ЖКХ представляет собой  взаимосвязанный комплекс объектов, который оказывает услуги по обеспечению  функционирования жилых объектов на количественном и качественном уровнях (рисунок 1).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Структура жилищно-коммунального хозяйства как иерархической системы

 

ЖКХ может рассматриваться  на макроуровне – в таком случае ЖКХ выступает в роли отрасли  народного хозяйства; на мезоуровне – это уже жилищно-коммунальное хозяйство отдельной территориальной единицы (муниципального образования) города; и на микроуровне – ЖКХ представлено конкретными предприятиями. Основу всей системы представляет предприятие, являющееся первичным звеном в системе ЖКХ, которое должно подвергаться пристальному вниманию и комплексному анализу при проведении различного рода экономических преобразований (реформ).

Реформирование ЖКХ - это целый ряд комплексных  вопросов правового, экономического, социального, технического и технологического свойства. В последние годы проблемы с экономикой в целом, а также проблемы связанные с функционированием отрасли, стали объектом пристального внимания со стороны Правительства РФ, однако серьезных позитивных изменений по состоянию дел к настоящему времени не произошло.

Это обусловлено целым  рядом причин: хронически неудовлетворительным состоянием этого сектора экономики, оставшимся в наследие от советских  времен; трансформационным шоком, обусловившим низкую платежеспособность потребителей услуг ЖКХ – предприятий и населения; традиционно низкой рентабельностью оказания данного вида услуг, связанной с применением устаревших технологий, и т.д.

В настоящее время  жилищно-коммунальный комплекс Российской Федерации включает в себя жилищный фонд, превышающий 30% всего воспроизводимого недвижимого имущества страны1, состоит из 2,9 млн. многоквартирных домов (более 3 млрд. кв. м), как правило, благоустроенных: водопроводом – 74,2%, канализацией – 70%, центральным отоплением – 75%, ванными – 64,4%, горячим водоснабжением – 61%, газом – 70,2%2. Он включает в себя также 4,2 млн. объектов инженерной инфраструктуры, потребляет около 20% энергоресурсов страны (угля более 13 млн. т, жидкого топлива – 4 млн. т с обеспечением северного завоза топлива в труднодоступные районы). Стоимость основных фондов ЖКХ составляет 1,5 трлн. руб. (около трети основных фондов страны). В отрасли работает более 34 тыс. предприятий и организаций, оказывающих населению страны около 20 видов жилищно-коммунальных услуг, формирующих среду обитания человека. Жилищно-коммунальное хозяйство оказывает большое влияние на макроэкономическую ситуацию в стране: предоставляет услуги в объеме 5–8% ВВП; в отрасли трудится около 2,5 млн. человек.

ЖКХ – это естественная монополия, которая при умелом государственном  регулировании должна и может  функционировать высокоэффективно. Однако, по мнению ряда ученых и экспертов, в настоящее время оно находится в системном кризисе.

Экономическими факторами, сдерживающими обеспечение социально-экономической  доступности жилищно-коммунальных услуг, являются высокие цены на услуги (тарифы); низкая степень платежеспособности населения; а также недостаточная эффективность государственной поддержки низкодоходных групп населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Несмотря то, что кроме  бесконечного декларирования, был принят ряд конкретных мер по обеспечению  населения доступным и комфортным жильём, для многих россиян долгие годы и до настоящего времени остаётся важнейшим и неразрешимым «квартирный вопрос». Так, по данным Минрегиона России cегодня две трети россиян хотели бы улучшить свои жилищные условия, около полутора миллионов ждут жилья в порядке выполнения государством своих обязательств, ещё 3,5 миллиона граждан стоят в очереди десятилетиями (15-25 лет) на получение социального жилья. Каждая четвертая семья проживает в жилье, находящемся в плохом или очень плохом состоянии; в неблагоустроенных квартирах проживает более 40 млн. человек, а 5 - 7 млн. человек вынуждено жить в аварийном или ветхом жилищном фонде, объёмы которого достигают по некоторым оценкам экспертов 500 млн. кв. м3.

По официальной статистике4 общая потребность населения России в жилье составляет 1570 млн.кв.м, для удовлетворения этой потребности необходимо увеличить жилищный фонд на 46%. Более 300 млн. кв. метров (11% всего жилищного фонда) послевоенной постройки нуждается в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир для посемейного заселения; 250 млн. кв. метров (9%) – в реконструкции. Около 20% городского жилищного фонда еще не благоустроено, а в малых городах каждый второй дом не имеет полного инженерного обеспечения. В 40% многоквартирных домов десятилетиями не проводился капитальный ремонт. Электропроводка в таких домах давно является причиной многочисленных возгораний и пожаров. Сегодня более 45% лифтов уже отслужило свой срок. Ежегодно в нашей стране капитально ремонтируется от 30 до 35 млн.кв.м жилья или 1% от всего жилищного фонда. Но за этот же период 5 млн. кв. м. жилья становится аварийным. Каждое пятое домохозяйство нуждаются в предоставлении социального жилья и не может самостоятельно решить жилищную проблему.

Социологические опросы, отчёты государственных органов, официальная  статистика, обращения граждан в  различные структуры свидетельствуют, что в настоящее время наиболее острой социальной проблемой является ситуация в жилищно-коммунальном комплексе Российской Федерации. Так исследования ВЦИОМ, проведенные 25-26 февраля 2012 года показали, что 2/3 россиян сегодня наиболее обеспокоены ситуацией не в армии, не с преступностью, образованием или в других проблемных сферах жизни, а, главным образом, доступностью жилья и качеством жилищно-коммунальных услуг5.

Анализ качества и  доступности услуг ЖКХ, темпов развития отрасли за годы реформ (табл. 1) показывает, что только с 2006 года, когда в стране началась реализация национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России», наметилась едва заметная ежегодная динамика роста показателей благоустройства жилищного фонда (на 1% - 2%), общей площади жилья приходящейся на одного человека (0,5% - 1,3%), ликвидации ветхого аварийного жилфонда (0,1% - 0,3%), увеличения числа квартир (1% - 2%) и среднего размера одной квартиры (1% - 2 %). Удельный вес семей, стоящих на учёте снизился только на 1%, снизилась активность приватизации жилфонда до 1% - 4% в год6. Как видно, тенденция улучшения жилищных условий россиян столь незначительна, что говорить о каком-либо прогрессе, существенных переменах в жилищно-коммунальной сфере России явное заблуждение. При таких темпах достижение нормативного обеспечения населения жильём и коммунальными услугами растянется на несколько столетий.

Таблица 1 - Улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации за 2006-2011 годы (за период реализации национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России»)

 

Показатель 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Жилищный фонд, всего (млн. кв. м.)

3003

3060

3116

3177

3229

3287

Общая площадь жилых 

помещений на одного жителя (кв.м.)

21,3

21,5

22,0

22,4

22,6

22,7

Ввод в действие жилых  домов (млн.кв.м.)

50,6

61,2

64,1

59,9

58,4

62,3

Число построенных квартир (тыс.)

609

722

768

702

717

738

Средний размер построенных  квартир, общей площади (кв.м.)

83,1

84,7

83,4

85,3

81,5

82,4

Построено квартир населением за счет собственных и заемных

средств (тыс.)

144

190

200

210

192

190,5

Удельный вес индивидуального

строительства (%) в общем  объёме введённого жилья

39,5

43,0

42,7

47,7

43,7

44,5

Жилищные кредиты физическим лицам (млрд. руб.)

640,8

860,4

653,7

170,3

418,2

530,1

Ставка кредита по жилищной ипотеке (%), средневзвешенная

12,4

12,6

12,9

14,3

13,3

12,0

Ветхий и аварийный  жилищный фонд (млн.кв.м.)

95

99,1

99,7

99,5

99,4

99,9

Число семей, состоящих  на учете по улучшению жилищных условий (тыс.)

3118

2911

2864

2830

2818

2801

Число семей, улучшивших жилищные условия (тыс.)

139

140

144

147

244

238

% семей, улучшивших  жилищные условия

4

4

5

5

9

8


Общая стоимость жилищных услуг увеличилась за 2000-2011 гг. более  чем в 8,9 раз, коммунальных услуг - в 14 раз. Резкий рост стоимости оказанных услуг связан с увеличением тарифов, эффектом отложенной инфляции (в 1998-2001 гг. цены на жилищно-коммунальные услуги искусственно сдерживались, рост тарифов был ниже уровня инфляции), и увеличением максимально допустимого уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением, которые привели к ежегодному росту платежей на 30, а в некоторых регионах на 50 % и с увеличением удельного веса расходов на оплату услуг ЖКХ в совокупных расходах домашних хозяйств. По данным Росстата в 2012 году тарифы на жилищно-коммунальные услуги увеличились в среднем по стране на 12,7 %, что почти в два раза выше официального темпа инфляции, составившего по итогам года 6,6 %.

Анализируя результаты официальных преобразований в жилищно-коммунальном секторе показали, что они не привели к рационализации деятельности и снижению стоимости услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве. Ожидания по поводу быстрого построения рыночного механизма в ЖКХ не оправдались, поскольку так и не были созданы экономико-организационные предпосылки рыночного развития отрасли. Это связано прежде всего с тем, что по форме собственности в большинстве своем ЖКХ остаются сферой деятельности и управления государственных предприятий. А ведь, известно, что рыночный механизм предполагает взаимодействие частных собственников и конкурентный механизм этого процесса. Безусловно в последнее время наметились позитивные сдвиги, однако и этих правильных шагов пока не достаточно для полноценного и эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства.

Еще одним важнейшим  фактором влияния на развитие рыночного  механизма в ЖКХ – это формирование конкурентной среды. Определенная свобода  в плане того, как производить и реализовывать ЖКУ, равные возможности для всех производителей ЖКУ создают конкуренцию, в результате которой финансовые ресурсы перераспределяются в сторону тех производителей ЖКУ, кто обеспечивает более высокое качество и эффективность этих услуг. Отличительной особенностью ЖКХ является то, что эта отрасль, являясь одним из самых больших секторов экономики России, рассредоточена по всей территории страны и находится в сфере ответственности органов местного самоуправления. Суть концепции формирования рыночной модели функционирования ЖКХ – децентрализация управления этой отраслью и передача реальных полномочий на местный уровень. Такая ситуация будет способствовать производству новых и качественных ЖКУ, активизации инвестиционных и инновационных процессов в ЖКХ. Это весьма важно в современных условиях, когда ключом к созданию условий для воспроизводства человеческого капитала (т.е. достижения высокого уровня развития инфраструктуры жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека) становится растущее разнообразие жилищно-коммунальных услуг, технологий их производства и способов реализации.

В сложившейся ситуации необходим комплексный подход, разработка и срочное принятие Федеральной  целевой программы модернизации и реформирования ЖКХ, поиск и  совершенствование новейших инструментов, организационно-экономических механизмов, в том числе государственно-частного партнёрства и оптимальной финансовой государственной поддержки строительного и жилищно-коммунальных комплексов России.

Процесс управления ЖКХ в рыночных условиях предполагает принципиально новый подход, так как требуются структурные и качественные изменения в процессах, формах организации, в видах деятельности, включающих диверсификацию тех или иных позиций, самой концепции управления и накопление потенциала. Эти новые подходы включают в себя установление рационального соотношения уже имеющихся традиционных организационно-распорядительных, административных, бюджетных и перспективных – финансово-экономических, маркетинговых методов управления, внедрения принципов менеджмента в этой деятельности. Не в меньшей мере актуален учет интересов пользователей услугами ЖКХ семья, группа жителей, категории населения, организации, предприятия, учреждения) с тем, чтобы сформировать определенное соответствие основных интересов сообщества.

В жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации  уже созданы определенные предпосылки  для широкомасштабной реализации государственно-частного партнерства (ГЧП), под которым понимается совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. По оценкам экспертов, ГЧП позиционируется как «новая технология развития экономики». Мировой опыт показывает, что существенным элементом гражданского общества и сопутствующего ему климата социального согласия выступает сочетание социальной ответственности государства и бизнеса. Сегодня бизнес должен взять на себя ответственность за социальные приоритеты, цели, проблемы и нужды.

Принимая во внимание, что в руках 10% богатых и очень богатых групп российского бизнеса сосредоточены не только производственные мощности и сырьевые ресурсы, но и три четверти денежных сбережений (в т.ч. за рубежом), а также то, что около 40 млн. человек (30% населения страны) имеют доходы, на уровне или не достигающие прожиточного минимума, проблемы развития социального партнерства между государством и бизнесом приобретают особую актуальность.

Принимаются меры по разработке эффективных мер, направленных на достижение наиболее сбалансированного сотрудничества между государственными властями и частными компаниями в целях улучшения строительства и эксплуатации общественных инфраструктур и повышения качества коммунального обслуживания. Государственно-частное взаимодействие базируется на делегировании предоставления коммунальных услуг на определенный срок частному оператору. Осуществление государственно-частного партнерства позволяет объединить передовые механизмы государственной системы коммунального обслуживания и эффективность менеджмента частного сектора, финансирование инвестиционных проектов на основе доходов, полученных им от эксплуатации арендуемых инфраструктур.

Информация о работе Направления реформирования ЖКХ в конкурентоспособной экономике