Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:10, статья
Одной из основных целей экономических реформ, проводимых Правительством Российской Федерации, является повышение уровня жизни населения страны, что во многом связано с обеспеченностью граждан благами и услугами отраслей социальной сферы, к числу которых относится и жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ).
ЖКХ представляет собой взаимосвязанный комплекс объектов, который оказывает услуги по обеспечению функционирования жилых объектов на количественном и качественном уровнях (рисунок 1).
Направления реформирования ЖКХ
в конкурентоспособной экономике
Одной из основных целей экономических реформ, проводимых Правительством Российской Федерации, является повышение уровня жизни населения страны, что во многом связано с обеспеченностью граждан благами и услугами отраслей социальной сферы, к числу которых относится и жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ).
ЖКХ представляет собой взаимосвязанный комплекс объектов, который оказывает услуги по обеспечению функционирования жилых объектов на количественном и качественном уровнях (рисунок 1).
Рисунок 1 - Структура жилищно-коммунального хозяйства как иерархической системы
ЖКХ может рассматриваться на макроуровне – в таком случае ЖКХ выступает в роли отрасли народного хозяйства; на мезоуровне – это уже жилищно-коммунальное хозяйство отдельной территориальной единицы (муниципального образования) города; и на микроуровне – ЖКХ представлено конкретными предприятиями. Основу всей системы представляет предприятие, являющееся первичным звеном в системе ЖКХ, которое должно подвергаться пристальному вниманию и комплексному анализу при проведении различного рода экономических преобразований (реформ).
Реформирование ЖКХ - это целый ряд комплексных вопросов правового, экономического, социального, технического и технологического свойства. В последние годы проблемы с экономикой в целом, а также проблемы связанные с функционированием отрасли, стали объектом пристального внимания со стороны Правительства РФ, однако серьезных позитивных изменений по состоянию дел к настоящему времени не произошло.
Это обусловлено целым рядом причин: хронически неудовлетворительным состоянием этого сектора экономики, оставшимся в наследие от советских времен; трансформационным шоком, обусловившим низкую платежеспособность потребителей услуг ЖКХ – предприятий и населения; традиционно низкой рентабельностью оказания данного вида услуг, связанной с применением устаревших технологий, и т.д.
В настоящее время жилищно-коммунальный комплекс Российской Федерации включает в себя жилищный фонд, превышающий 30% всего воспроизводимого недвижимого имущества страны1, состоит из 2,9 млн. многоквартирных домов (более 3 млрд. кв. м), как правило, благоустроенных: водопроводом – 74,2%, канализацией – 70%, центральным отоплением – 75%, ванными – 64,4%, горячим водоснабжением – 61%, газом – 70,2%2. Он включает в себя также 4,2 млн. объектов инженерной инфраструктуры, потребляет около 20% энергоресурсов страны (угля более 13 млн. т, жидкого топлива – 4 млн. т с обеспечением северного завоза топлива в труднодоступные районы). Стоимость основных фондов ЖКХ составляет 1,5 трлн. руб. (около трети основных фондов страны). В отрасли работает более 34 тыс. предприятий и организаций, оказывающих населению страны около 20 видов жилищно-коммунальных услуг, формирующих среду обитания человека. Жилищно-коммунальное хозяйство оказывает большое влияние на макроэкономическую ситуацию в стране: предоставляет услуги в объеме 5–8% ВВП; в отрасли трудится около 2,5 млн. человек.
ЖКХ – это естественная
монополия, которая при умелом государственном
регулировании должна и может
функционировать
Экономическими факторами,
сдерживающими обеспечение
Несмотря то, что кроме
бесконечного декларирования, был принят
ряд конкретных мер по обеспечению
населения доступным и
По официальной статистике4 общая потребность населения России в жилье составляет 1570 млн.кв.м, для удовлетворения этой потребности необходимо увеличить жилищный фонд на 46%. Более 300 млн. кв. метров (11% всего жилищного фонда) послевоенной постройки нуждается в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир для посемейного заселения; 250 млн. кв. метров (9%) – в реконструкции. Около 20% городского жилищного фонда еще не благоустроено, а в малых городах каждый второй дом не имеет полного инженерного обеспечения. В 40% многоквартирных домов десятилетиями не проводился капитальный ремонт. Электропроводка в таких домах давно является причиной многочисленных возгораний и пожаров. Сегодня более 45% лифтов уже отслужило свой срок. Ежегодно в нашей стране капитально ремонтируется от 30 до 35 млн.кв.м жилья или 1% от всего жилищного фонда. Но за этот же период 5 млн. кв. м. жилья становится аварийным. Каждое пятое домохозяйство нуждаются в предоставлении социального жилья и не может самостоятельно решить жилищную проблему.
Социологические опросы,
отчёты государственных органов, официальная
статистика, обращения граждан в
различные структуры
Анализ качества и доступности услуг ЖКХ, темпов развития отрасли за годы реформ (табл. 1) показывает, что только с 2006 года, когда в стране началась реализация национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России», наметилась едва заметная ежегодная динамика роста показателей благоустройства жилищного фонда (на 1% - 2%), общей площади жилья приходящейся на одного человека (0,5% - 1,3%), ликвидации ветхого аварийного жилфонда (0,1% - 0,3%), увеличения числа квартир (1% - 2%) и среднего размера одной квартиры (1% - 2 %). Удельный вес семей, стоящих на учёте снизился только на 1%, снизилась активность приватизации жилфонда до 1% - 4% в год6. Как видно, тенденция улучшения жилищных условий россиян столь незначительна, что говорить о каком-либо прогрессе, существенных переменах в жилищно-коммунальной сфере России явное заблуждение. При таких темпах достижение нормативного обеспечения населения жильём и коммунальными услугами растянется на несколько столетий.
Таблица 1 - Улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации за 2006-2011 годы (за период реализации национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России»)
Показатель |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Жилищный фонд, всего (млн. кв. м.) |
3003 |
3060 |
3116 |
3177 |
3229 |
3287 |
Общая площадь жилых помещений на одного жителя (кв.м.) |
21,3 |
21,5 |
22,0 |
22,4 |
22,6 |
22,7 |
Ввод в действие жилых домов (млн.кв.м.) |
50,6 |
61,2 |
64,1 |
59,9 |
58,4 |
62,3 |
Число построенных квартир (тыс.) |
609 |
722 |
768 |
702 |
717 |
738 |
Средний размер построенных квартир, общей площади (кв.м.) |
83,1 |
84,7 |
83,4 |
85,3 |
81,5 |
82,4 |
Построено квартир населением за счет собственных и заемных средств (тыс.) |
144 |
190 |
200 |
210 |
192 |
190,5 |
Удельный вес индивидуального строительства (%) в общем объёме введённого жилья |
39,5 |
43,0 |
42,7 |
47,7 |
43,7 |
44,5 |
Жилищные кредиты физическим лицам (млрд. руб.) |
640,8 |
860,4 |
653,7 |
170,3 |
418,2 |
530,1 |
Ставка кредита по жилищной ипотеке (%), средневзвешенная |
12,4 |
12,6 |
12,9 |
14,3 |
13,3 |
12,0 |
Ветхий и аварийный жилищный фонд (млн.кв.м.) |
95 |
99,1 |
99,7 |
99,5 |
99,4 |
99,9 |
Число семей, состоящих на учете по улучшению жилищных условий (тыс.) |
3118 |
2911 |
2864 |
2830 |
2818 |
2801 |
Число семей, улучшивших жилищные условия (тыс.) |
139 |
140 |
144 |
147 |
244 |
238 |
% семей, улучшивших жилищные условия |
4 |
4 |
5 |
5 |
9 |
8 |
Общая стоимость жилищных услуг увеличилась за 2000-2011 гг. более чем в 8,9 раз, коммунальных услуг - в 14 раз. Резкий рост стоимости оказанных услуг связан с увеличением тарифов, эффектом отложенной инфляции (в 1998-2001 гг. цены на жилищно-коммунальные услуги искусственно сдерживались, рост тарифов был ниже уровня инфляции), и увеличением максимально допустимого уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением, которые привели к ежегодному росту платежей на 30, а в некоторых регионах на 50 % и с увеличением удельного веса расходов на оплату услуг ЖКХ в совокупных расходах домашних хозяйств. По данным Росстата в 2012 году тарифы на жилищно-коммунальные услуги увеличились в среднем по стране на 12,7 %, что почти в два раза выше официального темпа инфляции, составившего по итогам года 6,6 %.
Анализируя результаты официальных преобразований в жилищно-коммунальном секторе показали, что они не привели к рационализации деятельности и снижению стоимости услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве. Ожидания по поводу быстрого построения рыночного механизма в ЖКХ не оправдались, поскольку так и не были созданы экономико-организационные предпосылки рыночного развития отрасли. Это связано прежде всего с тем, что по форме собственности в большинстве своем ЖКХ остаются сферой деятельности и управления государственных предприятий. А ведь, известно, что рыночный механизм предполагает взаимодействие частных собственников и конкурентный механизм этого процесса. Безусловно в последнее время наметились позитивные сдвиги, однако и этих правильных шагов пока не достаточно для полноценного и эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства.
Еще одним важнейшим
фактором влияния на развитие рыночного
механизма в ЖКХ – это
В сложившейся ситуации необходим комплексный подход, разработка и срочное принятие Федеральной целевой программы модернизации и реформирования ЖКХ, поиск и совершенствование новейших инструментов, организационно-экономических механизмов, в том числе государственно-частного партнёрства и оптимальной финансовой государственной поддержки строительного и жилищно-коммунальных комплексов России.
Процесс управления ЖКХ в рыночных условиях предполагает принципиально
новый подход, так как требуются структурные
и качественные изменения в процессах,
формах организации, в видах деятельности,
включающих диверсификацию тех или иных
позиций, самой концепции управления и
накопление потенциала. Эти новые подходы
включают в себя установление рационального
соотношения уже имеющихся традиционных
организационно-
В жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации уже созданы определенные предпосылки для широкомасштабной реализации государственно-частного партнерства (ГЧП), под которым понимается совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. По оценкам экспертов, ГЧП позиционируется как «новая технология развития экономики». Мировой опыт показывает, что существенным элементом гражданского общества и сопутствующего ему климата социального согласия выступает сочетание социальной ответственности государства и бизнеса. Сегодня бизнес должен взять на себя ответственность за социальные приоритеты, цели, проблемы и нужды.
Принимая во внимание, что в руках 10% богатых и очень богатых групп российского бизнеса сосредоточены не только производственные мощности и сырьевые ресурсы, но и три четверти денежных сбережений (в т.ч. за рубежом), а также то, что около 40 млн. человек (30% населения страны) имеют доходы, на уровне или не достигающие прожиточного минимума, проблемы развития социального партнерства между государством и бизнесом приобретают особую актуальность.
Принимаются меры по разработке эффективных мер, направленных на достижение наиболее сбалансированного сотрудничества между государственными властями и частными компаниями в целях улучшения строительства и эксплуатации общественных инфраструктур и повышения качества коммунального обслуживания. Государственно-частное взаимодействие базируется на делегировании предоставления коммунальных услуг на определенный срок частному оператору. Осуществление государственно-частного партнерства позволяет объединить передовые механизмы государственной системы коммунального обслуживания и эффективность менеджмента частного сектора, финансирование инвестиционных проектов на основе доходов, полученных им от эксплуатации арендуемых инфраструктур.
Информация о работе Направления реформирования ЖКХ в конкурентоспособной экономике