Направления инвестиционной активности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение сущности инвестиций и направления инвестиционной активности в России.
В соответствии с поставленной целью в задачи исследования входят:
изучение сущности инвестиций в различных концепциях;
рассмотрение форм инвестиций;

Оглавление

Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Сущность инвестиций………………………………………………………….….4
1.1 Сущность инвестиций в различных концепциях …………………………..…4
1.2 Формы инвестиций …………………………………………………….…….....7
1.3 Источники инвестиций …………………………………………………..….....8
2 Направление инвестиционной активности в России ………………………....13
2.1 Оценка инвестиционного климата в России…….………………………....…13
2.2 Пути улучшения инвестиционногоклимата в России…………...…………...20
Заключение ……………………………………………………………………...….24

Файлы: 1 файл

инвестиции.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

 

По данным таблицы 2.3 можно сделать вывод, что наибольшая часть инвестиций в 2010 году поступает в отрасль транспорта и связи, обрабатывающие производства и операции с недвижимостью. Наименьшие инвестиции наблюдаются в следующих отраслях: обработка древесины, рыболовство, наука, гостиницы и рестораны. По сравнению с 1995 годом положительные изменения произошли в транспорте, отрицательные – в финансовой деятельности, строительстве и сельском хозяйстве.

Подвергнем рассмотрению воздействие притока иностранных инвестиций на инвестиционный процесс в России.

В мире ввоз капитала распределялся  примерно поровну между тремя  его формами – прямыми инвестициями, портфельными инвестициями и ссудным  капиталом. Но в России, несмотря на экономический подъём, в частный сектор иностранный капитал в основном притекает в ссудной форме. Это говорит о том, что Россия по-прежнему не считается перспективной для иностранного предпринимательского капитала страной. По ввозу капитала Россия занимает достаточно скромное место в мире. [9, с. 43-48]

Таблица 2.4

Структура иностранных  инвестиций (в % к итогу) - составлена на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики [6]

 

 

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

 

В процентах к итогу

Инвестиции в основной капитал - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе по формам собственности:

               

российская

97,3

86,3

80,6

81,6

83,1

83,8

85,2

87,1

иностранная

-

1,5

8,2

7,8

7,1

7,5

6,8

5,3

совместная российская и иностранная

2,7

12,2

11,2

10,6

9,8

8,7

8,0

7,6

                 

 

В таблице 2.4 показано, что иностранные инвестиции вносят скромную лепту в валовое накопление основного капитала. Из этого следует, что иностранные инвестиции не способствуют структурной перестройке российской экономики. Но с 2000 г. наблюдается небольшое появление потока иностранных инвестиций. Далее наблюдается тенденция к увеличению до 2008 г. После экономического кризиса иностранные компании снизили свою активность по размещению инвестиций в России.

Таблица 2.5

Поступление иностранных инвестиций по типам (в % к итогу) – составлена на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики [6]

 

 

2005

2007

2008

2009

2010

Иностранные инвестиции - всего

100

100

100

100

100

в том числе:

         

прямые инвестиции

24,4

23,0

26,0

19,4

12,1

из них:

         

взносы в капитал

19,3

12,2

15,3

9,8

6,7

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев  организаций

4,0

9,7

9,4

7,8

4,1

прочие прямые инвестиции

1,1

1,1

1,3

1,8

1,3

  портфельные инвестиции

0,8

3,5

1,4

1,1

0,9

из них:

         

акции и паи

0,6

3,4

1,1

0,5

0,3

Долговые ценные бумаги

0,2

0,1

0,3

0,6

0,6

прочие инвестиции

74,8

73,5

72,6

79,5

87,0

из них:

         

торговые кредиты

11,2

11,6

15,6

17,0

15,3

прочие кредиты

62,9

61,0

55,8

62,0

69,0

прочее

0,7

0,9

1,2

0,5

2,7


 

Из таблицы 2.5 следует вывод о том, что иностранные инвестиции представлены в большей части в виде кредитов (87%), доля же прямых инвестиций очень мала (12,1%).

Одна из точек зрений, существующих в научной литературе - главная проблема низкого уровня иностранных инвестиций в том, что привлекаемый с мирового рынка капитал представлен не прямыми инвестициями, а в основном кредитами и спекулятивными портфельными инвестициями [10, c.96-100].

В России иностранные  инвестиции поступают в основном в торговлю, транспорт и так называемую общую коммерческую деятельность, а также в экспороориентированные нефтяную и металлургическую промышленность. Приток иностранных инвестиций в машиностроение, сельское хозяйство и производственную инфраструктуру с их острой нехваткой инвестиций невелик. [7, с. 34-40]

В России существует множество  проблем на рынке капитала, который  тормозят развитие экономики страны. В таблице 2.6 приведены факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность организаций. Такие факторы как недостаток собственных финансовых средств, неопределенность экономической ситуации в стране и высокий процент коммерческого кредита больше всех ограничивают инвестиционную деятельность организаций.

Таблица 2.6

Распределение организаций  по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность (по материалам выборочных обследований инвестиционной активности организаций), (в % к итогу)  – составлена на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики [6]

 

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность

             

Недостаточный спрос  на продукцию

10

21

17

11

18

29

19

Недостаток собственных  финансовых средств

41

65

63

59

63

66

67

Высокий процент коммерческого кредита

47

31

28

27

26

36

31

Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов

39

17

12

14

15

19

15

Инвестиционные риски

35

25

28

29

27

23

23

Неудовлетворительное  состояние технической базы

18

9

8

8

7

7

5

Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал

8

14

13

12

8

10

11

Неопределенность экономической ситуации в стране

49

18

14

11

33

48

32

Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы

36

17

13

18

10

10

10


 

Таким образом, представлена информация об инвестиционном климате России. Важнейшим проблемой российской экономики является формирование благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации, включая установление стабильных правил ведения бизнеса и предсказуемость нормативного регулирования и правоприменения. Создание благоприятного инвестиционного климата является комплексной задачей, в решении которой должны участвовать все органы государственной власти.

 

2.2 Пути улучшения инвестиционного  климата в России

 

Необходимыми предпосылками  инвестиционной деятельности являются низкий уровень инфляции, равно как и предсказуемость поведения цен в экономике. Требуется ужесточение контроля за доходами и расходами бюджета, завершение в кратчайшие сроки создания централизованной казначейской системы исполнения бюджета.

Объемы, динамика и структура  инвестиций существенно зависят  от инвестиционной политики государства, которая в определенной степени  связана с налоговой системой.

  1. Налоги. Представляется, что простая, понятная система налогообложения удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы.
  •        Следует ввести прогрессивное налогообложение, где налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика. Например прогрессивная максимальная ставка для богатых составляет в США – 35%, во Франции – 40, Португалии – 42, Италии – 43, Германии и Китае – 45, Швеции – 57, Японии – 60, в Великобритании  в 2010 году предельная ставка повысилась с 40 до 50%. Существуют и минимальные ставки. В США население с доходами менее 7 тыс.долл. в год платит налог в размере 10%, в Китае – 5%, в Японии население с доходами менее 11 тыс.долл. в год не облагается.

На 5 сессии Госдумы РФ вносился законопроект о прогрессивном  подоходном налогообложении. Причем максимальная ставка предлагалась на уровне всего 20%.ю тем не менее он был отклонен ради интересов богатых и сверхбогатых[12,c.22];

  • должны быть пересмотрены и резко сокращены налоговые и таможенные льготы, а их предоставление должно носить не индивидуальный, а формализованный характер;
  1. Банки и финансовая система. В кратчайшие сроки нужно реализовать программу реструктуризации банковской системы:
  • банкротство несостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности после отзыва лицензии;
  • создание благоприятных условий для увеличения присутствия в России иностранных банков;
  • повышение прозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора, предупреждения банкротств банков, стимулирование повышения квалификации банковских менеджеров, завершение введения новой системы бухгалтерского учета, базирующейся на международных принципах;
  • Центральный Банк должен впредь воздерживаться от выдачи лицензии банкам, возглавляемым бывшими управляющими неплатежеспособных банков (а также банкам, в которых крупный пакет принадлежит владельцам неплатежеспособных банков), до тех пор, пока эти банки не осуществят выплаты по долгам;
  1. Внешнеэкономическая и таможенная политика.
  • Разработать новые акты, затрагивающие сферу внешней торговли и таможенного режима с учетом требований ВТО;
  • упростить порядок таможенного регулирования в отношении товаров, ввозимых на территорию России в режиме временного ввоза. Также необходимо упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов;
  • ускорить создание зоны свободной торговли со странами СНГ.
  1. Защита прав собственности.
  •         законодательно расширить права меньшинства акционеров и аутсайдеров, особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и представительства в совете директоров;
  •         необходимо ввести дополнительные меры защиты добросовестных приобретателей ценных бумаг от действий органов власти. Недопустимо признавать ценные бумаги недействительными, если отчет об итогах выпуска данных бумаг прошел в установленном порядке регистрацию в соответствующем регистрирующем органе. Недопустимо налагать арест на ценные бумаги, приобретенные добросовестным приобретателем, даже если один из предыдущих переходов прав собственности произошел с нарушением законодательства, иначе за ошибки регистрирующих органов будут нести ответственность инвесторы; 
  •         ужесточить уголовную и административную ответственность за действия (или бездействия), приводящие к нарушению интересов инвесторов, в первую очередь прямых иностранных инвесторов. Практика показывает, что во многих случаях неотвратимость - более действенная угроза, чем степень тяжести возможного наказания;
  •         уделить особое внимание защите прав интеллектуальной собственности. Требуется не только защищать зарегистрированные торговые марки, выданные патенты, осуществлять защиту от подделки продукции, но и ввести преследование за подражание названию, цвету, дизайну, как это предусмотрено законодательством. Требуется повысить эффективность деятельности правоохранительных органов в этой сфере.
  1. Свобода входа на рынок.

Необходимо упростить  процедуры по организации бизнеса.  
В настоящий момент требуются резолюция 20-30 автономных и дислоцированных в разных местах инстанций и от 50 до 90 разрешительных документов. Надо создать технологию, базирующуюся на принципе «одного окна», когда предпринимателю достаточно обратиться в одну инстанцию и за относительно короткий отрезок времени, исчисляемый несколькими днями, получить разрешение или четко аргументированный отказ. Одновременно требуется создание независимого института для апелляций. Конечно, для внедрения подобной процедуры потребуется изменение местных законодательных актов. Барьеры входа на рынок должны быть прозрачны, предприниматель должен точно представлять, сколько ему потребуется инвестировать для того, чтобы открыть дело. В частности, требуется принятие закона о регистрации юридических лиц.

Информация о работе Направления инвестиционной активности в РФ