Налоговая система и принципы ее построения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Оглавление

Введение
I. Налоги в экономической системе современного общества
1.1. Сущность налога
1.2. Функции налогов
1.3 Классификация налогов
II. Налоговая система России и налоговое бремя
2.1. Налоговая нагрузка в системе налогообложения России
III. Расчетная часть
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

 

Таким образом, общий показатель совокупной налоговой нагрузки налогоплательщиков должен быть скорректирован с учетом указанного коэффициента собираемости, или, проще говоря, на сумму ежегодного прироста недоимки по платежам во все виды бюджетов и внебюджетные фонды. С учетом прироста недоимки во все бюджеты и внебюджетные фонды за 1998 г. в сумме 117 млрд.руб. удельный вес налоговых поступлений в ВВП увеличится на 4,3 процентных пункта.

В-третьих, совокупный показатель налоговой нагрузки в России является несовершенным еще и потому, что имеются существенные погрешности измерения самого ВВП. При этом невозможно определить количественное влияние этой погрешности на размер перераспределяемого через систему налогов ВВП. Это связано с тем, что при оценке ВВП Госкомстат России производит досчет своих официальных данных на сумму произведенного ВВП в так называемой теневой экономике. Как уже отмечалось, по разным оценкам, в теневом секторе производится от 25 до 40 % ВВП. Госкомстат делает свой расчет исходя из наименьшей из этих цифр – 25 %.

В-четвертых, немаловажное значение имеет и та экономическая среда, в которой приходится осуществлять финансово-хозяйственную деятельность и платить налоги российским налогоплательщикам. Неразвитость рыночных отношений, политическая, экономическая и социальная нестабильность, несовершенство и постоянные изменения налоговой системы страны, разрушение экономических связей между предприятиями, непрекращающийся спад производства и ряд других немаловажных факторов, не влияя на абсолютный размер показателя налоговой нагрузки, относительно увеличивают налоговое бремя российского налогоплательщика. Действительно, в этих условиях налоговая нагрузка ощущается значительно острее, чем это было бы при отсутствии дестабилизирующих экономику факторов. Российские предприятия и организации вынуждены нести высокое налоговое бремя в условиях убыточной деятельности каждого второго предприятия и острой недостаточности финансовых ресурсов.

Таким образом, перед российской налоговой системой стоит задача постепенного ограничения доли косвенного налогообложения, что должно, с одной стороны, уменьшить относительное налоговое давление на законопослушных налогоплательщиков, а с другой стороны, снизить ограничение спроса и способствовать тем самым подъему российской экономики.

Налоговый кодекс России несколько улучшает структуру налоговой системы в пользу налогоплательщика, признавая в целом отмену налогов, уплачиваемых с выручки. Вместе с тем, дорожный налог будет еще функционировать не менее двух лет.

И, пожалуй, последний фактор, в немалой степени искажающий сводный показатель налоговой нагрузки в российской налоговой системе, – неоднородность экономического развития отдельных отраслей экономики России, регионов и видов хозяйственной деятельности в части получаемых ими доходов. При этом налоговая система России предусматривает возможность предоставления значительного числа налоговых льгот и преференций в виде инвестиционного налогового кредита, налоговых отсрочек и рассрочек и других форм вне зависимости от уровня получаемых доходов. Зачастую подобные преференции получают как раз те предприятия и организации, которые имеют относительно больший доход. С точки зрения экономической политики в условиях необходимости государственной поддержки это правильно, но с позиции налоговой нагрузки ее распределение осуществляется неравномерно, и сводный показатель налогового бремени подлежит корректировке с учетом этих условий.

Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что в нашей стране установлен различный налоговый режим для предприятий разных отраслей экономики. В частности, освобождены от большинства видов налогов предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также предприятия, осуществляющие ее переработку.

Проведенное МНС России обследование нескольких десятков предприятий различных отраслей экономики показало, что предприятия по производству сельхозпродукции уплачивают в бюджет примерно 7 коп. с каждого полученного от реализации продукции рубля. В то же время средний показатель налоговой нагрузки по обследованным предприятиям составил более 25 коп. с рубля выручки. Естественно, когда в целом в стране через систему налогов перераспределяется около трети ВВП, то этот показатель не может учитывать указанную выше неоднородность налоговой нагрузки. Поэтому ясно, что налогоплательщики, не имеющие льготных условий налогообложения, платят в бюджет несколько больше, чем это получается в среднем по стране.

Из сказанного можно сделать вывод, что российская налоговая система построена таким образом, что реальное налоговое давление на предприятия в значительной мере выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.



27

 

Список использованной литературы

1.                  Закон Российской Федерации “ Об основах налоговой системы в Российской Федерации “ ( с изменениями и дополнениями на 21 июля 1997 года ). - М. : 1997.

2.                  Налоговый кодекс российской федерации: от 31.07 98 № 146-Ф3

3.                  Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования. // Финансы. - 1997. - № 4. С. 22-24.

4.                  «Закон. Финансы. Налоги». Еженедельник. М.: 2000, №47,48

5.                  Князев В. Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров для налоговой службы. // Налоги. - 1997. - № 2. С. 28-33.

6.                  Маркс К., Энгельс Ф. Соч.; 2-е изд., т.21

7.                  Минаев Б.А. Налог на добавленную стоимость. Приложение к журналу «Налоговый вестник», 1998.

8.                  Налоговая система зарубежных стран./ Под ред. В.Г. Князева, М., ЮНИТИ, 1997.



[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.171.

[2] Д.Г. Черник. Налоговая система России.-М.:1999.-С.15

[3] Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. С изменениями и дополнениями на 21 июля 1997 года. Глава 1, статья 3.

[4] ' Мощную государственную поддержку в виде системы льгот' на трехлетний период получили средства массовой информации и книгоиздания по Федеральному закону от 19енабря 1995 г. И 191-ФЗ, в том числе, освобождение от НДС, от налога на прибыль (в части, зачисляемой в федеральный бюджет), от таможенных пошлин и сборов, от обязательной продажи валютной выручки и другие финансовые послабления.

[5] 'Экономика и жизнь, Моск. вып. 1996. №23, июнь.

[6] 'Первые три налога устанавливаются российским законодательством и взимаются на всей территории страны. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления,

 

[7] Закон   РФ   “Об  основах  налоговой  системы  в Российской Федерации”.

 


Информация о работе Налоговая система и принципы ее построения