Налоговая система и принципы ее построения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Оглавление

Введение
I. Налоги в экономической системе современного общества
1.1. Сущность налога
1.2. Функции налогов
1.3 Классификация налогов
II. Налоговая система России и налоговое бремя
2.1. Налоговая нагрузка в системе налогообложения России
III. Расчетная часть
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

На начало 1999 г. тарифные преференции действовали в отношении 105 развивающихся и 47 наименее развитых стран: товары из этих стран при ввозе в Россию облагаются льготными пошлинами в размере 75% от действующих ставок.

Функцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды. Эта функция проявляется в целевом финансовом обеспечении воспроизводства природных ресурсов и развития определенной сферы хозяйства.

1.3. Классификация налогов

Вся совокупность законодательно установленных налогов и сборов подразделяется (классифицируется) на группы по определенным критериям, ). признакам, особым свойствам.

Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально еще в XVII в. был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог-это прямой налог, остальные - косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника.

Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются, таким образом, на потребителя.

Классификация налогов на прямые и косвенные исходя из подоходнорасходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.

К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения.

Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, налог на операции с ценными бумагами, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др.

Во многих развитых странах в структуре налоговых доходов превалируют прямые налоги: в США - 91,1%, Японии - 71,2%, Англии - 54,3% (1987 г.). Однако в ФРГ этот показатель составляет 44,1%, а в России на долю прямых налогов приходится примерно 35% (1997 г.).

Федеративное устройство государства определяет организацию бюджетной системы, включающую совокупность бюджетов разных уровней. В федеративном государстве (США, ФРГ, РФ и др.) бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным уровнями. Исходя из критерия многоуровневости бюджетной системы, в которой аккумулируются налоговые доходы государства, в налоговом законодательстве широкое распространение получила статусная классификация налогов.

В Российской Федерации вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы (вида): 1) федеральные; 2) налоги и сборы субъектов РФ- республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга (далее – региональные); 3) местные.

К федеральным относятся следующие налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость (НДС);

2) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

3) налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций;

4) налог на операции с ценными бумагами;

5) таможенная пошлина;

6) платежи за пользование недрами;

7) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

8) платежи за пользование водными объектами;

9) плата за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

10) платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы вредных веществ, размещение отходов;

11) подоходный налог с физических лиц;

12-15) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, в том числе:

12) налог на реализацию горюче-смазочных материалов;

13) налог на пользователей автодорог;

14) налог с владельцев транспортных средств;

15) налог на приобретение автотранспортных средств;

16) сбор за использование наименований «Россия», «Российская Феде- рация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

17) лицензионные сборы за праве производства, розлива, хранения и оптовой реализации спирта этилового, алкогольной и спиртосодержащей продукции:

18) гербовый сбор;

19) государственная пошлина;

20) налог с имущества, переходящего в порядке наследования ил и дарения;

21) налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,

выраженных в иностранной валюте;

22) налог на игорный бизнес;

23) сбор за пограничное оформление;

24) единый налог на совокупный доход субъектов малого предпринимательства;

25) налог на отдельные виды транспортных средств.

Региональные налоги и сборы включают:

1) налог на имущество предприятий;

2) платежи за пользование лесным фондом;

3) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

4) сбор на нужды образовательных учреждений (с юридических лиц);

5) налог с продаж;

6) единый налог на вмененный доход с определенных видов деятельности.

К местным налогам и сборам относятся[6]:

1)налог на имущество физических лиц;

2) земельный налог;

3) регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность;

4) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

5) курортный сбор;

6) сбор за право торговли;

7) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на ~одержание милиции, на благоустройство территории и другие цели;

8) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы;

9) налог на рекламу;

10) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

11) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

12) сбор за парковку автотранспорта;

13) сбор за участие в бегах на ипподроме;

14) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок по операциям с ценными бумагами;

15) сбор за право проведения кино- и телесъемок;

16) сбор за уборку территорий населенных пунктов (с юридических и физических лиц – владельцев строений);

17) сбор с владельцев собак (кроме служебных);

18) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

19) сбор за выдачу ордера на квартиру (с физических лиц);

20) сбор на выигрыш на бегах;

21) сбор с физических лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме

22) сбор за открытие игорного бизнеса.

Местные налоги, указанные выше в пп. 4 и 5, устанавливаются только на территории курортной зоны. Остальные налоги могут вводиться повсеместно решениями органов местного самоуправления. Несмотря на широкий перечень местных налогов, полный их набор вряд ли может быть установлен на территории конкретного муниципального образования, а если это и случится, то таковым, скорее всего, станет курортный город с расположенным в нем действующим ипподромом.

В общей сложности налоговым законодательством РФ предусматривается свыше 50 налогов разных уровней.

В части первой Налогового кодекса РФ (НК РФ), действующей с 1 января 1999 г., установлен закрытый перечень налогов и сборов. Он включает 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов

Федеральные налоги сборы [статья 13 НК РФ):

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров ~услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы (статья 14 НК РФ):

1)налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налогов на имущество и земельного налога.

Местные налоги и сборы (статья 15 НК РФ):

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Введение в действие налогов и сборов данного перечня привязано к дате вступления в силу части второй Налогового кодекса РФ.

Оценивая классификацию налогов по уровневому критерию, следует отметить, что такое деление отнюдь не означает, что все федеральные налоги в качестве доходных источников полностью закреплены за федеральным бюджетом. Некоторые из них в качестве регулирующих полностью закреплены за бюджетами нижестоящих уровней, другие- лишь частично (по нормативам либо путем расщепления ставки).

Учетно-экономическая целесообразность требует иной группировки налогов, взимаемых с предприятий и организаций:

-налоги, включаемые в себестоимость;

- налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг), т.е. добавляемые к отпускной цене, - акциз, НДС;

- налоги, относимые на финансовые результаты (до налогообложения прибыли);

- налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении плательщика.



27

 

II. Налоговая система России и налоговое бремя

«Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему». [7]

Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налоговой нагрузки, или налогового бремени, на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны.

Научно доказано, что при увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика (рост количества налогов и увеличение ставок налогов, отмена льгот и преференций) эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, но затем начинает резко снижаться. При этом потери бюджетной системы становятся невосполнимыми, так как определенная часть налогоплательщиков или разоряется, или сворачивает производство, другая часть находит как законные, так и незаконные пути минимизации установленных и подлежащих к уплате налогов. При снижении налогового бремени в дальнейшем для восстановления нарушенного производства потребуются годы. Кроме того, тот налогоплательщик, который нашел реальные пути ухода от налогообложения, даже при возврате к «старому» уровню налогового изъятия, уже не будет платить налогов в полном объеме.

В этой связи проблема оптимальной налоговой нагрузки на налогоплательщика играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства – как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде.



27

 

2.1. Налоговая нагрузка в системе налогообложения России.

Для того, чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:

Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика до 30-40 % дохода – та черта, за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений и тем самым инвестиций в экономику. Если же ставки налогов и их число достигают такого уровня, что у налогоплательщика изымается более 40-50 % его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.

Иными словами, эффективная налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика не более 30 % его доходов. Конечно, из этого правила есть исключения, которые только лишь подтверждают правильность установленного правила. Налоговая система отдельных стран, в частности Швеции, построена таким образом, что налогоплательщик отдает в государственную казну 50 % и более своего дохода, и это не подавляет его стимулы к развитию производства. Парадокса в этом нет, поскольку в этих странах государство за счет налогов решает многие задачи экономического и социального характера, которые в большинстве других стран налогоплательщик вынужден решать за счет своих доходов, оставшихся у него после уплаты всех причитающихся налогов. Так что баланс интересов в данном случае все же сохраняется.

Информация о работе Налоговая система и принципы ее построения