Налоговая система государства. Налоги и их виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:01, реферат

Краткое описание

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Файлы: 1 файл

Налоговая система государства. Налоги и их виды..docx

— 68.29 Кб (Скачать)

      2. 2. Система налогов  в России 

      В законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N2118-1 "Об основах налоговой  системы в Российской Федерации" дается следующее понятие налога: "Под налогом, сбором, пошлиной и  другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и  на условиях, определенных законодательными актами". В этом же законе дается определение и налоговой системы: "Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему". Закон также определяет круг налогоплательщиков: "Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги."

      В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону. "Объектами  налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами."

      "По  налогам могут устанавливаться  в порядке и на условиях, законодательными актами, следующие льготы:

  • необлагаемый минимум объекта налога;
  • изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
  • освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;
  • понижение налоговых ставок;
  • вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
  • целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
  • прочие налоговые льготы."

      Налоговая система России строится на основе единых принципов для всех предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной  подчиненности, форм собственности  и организационно-правовой формы  предприятия. Основными принципами являются:

  • равнонапряженность налогового изъятия;
  • однократность налогообложения, недопущение двойного обложения;
  • стабильность, гибкость, простота, доступность, определенность;
  • заблаговременность установления ставок и правил исчисления налога и его уплаты.

      Возглавляет налоговую систему Государственная  налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов  государственного управление России, подчиняется Президенту и Правительству  РФ и возглавляется руководителем в ранге министра. Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством. 

      Классификация налогов в российской экономике 

      С 1992 года в нашей стране действует  новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил закон  об "Основах налоговой системы  в РФ" от 28.12.91 (введен с 01.01.92). Он установил  перечень идущих в бюджетную систему  налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права  и обязанности, а также права  и обязанности налоговых органов. Установление и отмена

налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также  льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной  власти и в соответствии с вышеуказанным  законом.

      Налоговая система Российской Федерации разделяет  налоги на 3 вида:

        Федеральные;

        Республиканские налоги и сборы  республик в составе РФ, национально-госyдарственных и административных образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований;

        Местные налоги и сборы, устанавливаемые  местными органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ;

      К федеральным налогам относятся:

      1) налог на добавленную стоимость; 

      2) акцизы на отдельные группы  и виды товаров; 

      3) налог на доходы банков;

      4) налог на доходы от страховой  деятельности;

      5) сбор за регистрацию банков  и их филиалов;

      6) налог на операции с ценными  бумагами;

      7) таможенные пошлины; 

      8) отчисления на воспроизводство  материально-сырьевой базы, зачисляемые  в специальный внебюджетный фонд РФ;

      9) платежи за пользование природными  ресурсами;

  1. подоходный налог с физических лиц;
  2. налог на прибыль с предприятий (подоходный налог);

      12) налоги, служащие источником образования  дорожных фондов;

      13) гербовый сбор;

      14) государственная пошлина; 

      15) налог с имущества, переходящего  в порядке наследования и дарения; 

  1. сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образовываемых на их основе слов и словосочетаний;
  2. транспортный налог с предприятий.

      Все суммы поступлений от налогов  указанных в подпунктах 1 - 7 и 16 зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах 10 и 11 являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты др. уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов.

      Федеральные налоги (в том числе размеры  их ставок), объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

      Все республиканские налоги являются общеобязательными.

      К налогам республик в составе  РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов относятся следующие  налоги:

      1) налог на имущество предприятий,  сумма платежей по налогу равными  долями зачисляется в республиканский  бюджет республики в составе  РФ, краевые, областные бюджеты  краев и областей, областной бюджет  автономной области, окружные  бюджеты автономных округов и  в районные бюджеты районов,  городские бюджеты городов по  месту нахождения плательщиков;

      2) лесной налог; 

      3) плата за воду, забираемую промышленными  предприятиями из водохозяйственных систем;

      4) республиканские платежи за пользование  природными ресурсами. 

      Налоги  устанавливаются законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ.

      Из  местных налогов (всего 22) общеобязательных только 3: налог на имущество с физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

      К местным относятся следующие  налоги:

      1) налог на имущество физических  лиц. Сумма платежей по налогу  зачисляется в местный бюджет  по месту нахождения (регистрации)  объекта налогообложения; 

      2) земельный налог. Порядок зачисления  поступлений по этому налогу  в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле;

      3) регистрационный сбор с физических  лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью, сумма сбора зачисляется  в бюджет по месту их регистрации; 

      4) налог на строительство объектов  производственного назначения в  курортной зоне;

      5) курортный сбор;

      6) сбор за право торговли: сбор  устанавливается районными, городскими, коллективными, сельскими органами исполнительной власти. Сбор уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляются в соответствующий бюджет;

      7) целевые сборы с граждан и  предприятий, учреждений, организаций,  независимо от их организационно-правовых  форм, на содержание милиции, на  благоустройство территорий и др. цели. Ставки устанавливаются соответствующими органами государственной власти. При этом годовые ставки сборов с физических и юридических лиц имеют определенные ограничения;

      8) налог на рекламу: уплачивают  юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию  по ставке, не превышающей 5% стоимости  услуг по рекламе; 

      9) налог на перепродажу автомобилей,  вычислительной техники и персональных  компьютеров. Налог устанавливают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары по ставке, не превышающей 10% суммы сделки;

      10) сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;

      11) лицензионный сбор за право  торговли винно-водочными изделиями.  Сбор вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению;

      12) лицензионный сбор за право  проведения местных аукционов  и лотерей. Сбор вносят их  устроители в размере, не превышающем  10% стоимости заявленных к аукциону  товаров или суммы, на которую  выпущены лотерейные билеты;

      13) сбор за выдачу ордера на  квартиру, сбор вносится физическими  лицами при получении права  на заселение отдельной квартиры, в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера  минимальной месячной оплаты  труда в зависимости от общей  площади и качества жилья;

      14) сбор за парковку автотранспорта. Сбор вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в специально оборудованных для этого местах в размере, установленном местными органами власти;

      15) сбор за право использования  местной символики. Сбор вносят производители продукции, на которой используется местная символика (гербы, виды городов и прочее) в размере, не превышающем 0.5% стоимости реализуемой продукции;

      16) сбор за участие в бегах  на ипподромах. Сбор вносят юридические и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого характера, в размерах, устанавливаемых местными органами власти, на территории которых находится ипподром;

      17) сбор за выигрыш на бегах.  Сбор вносят лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша;

      18) сбор с лиц, участвующих в  игре на тотализаторе на ипподроме.  Сбор вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5% этой платы;

      19) сбор со сделок, совершаемых на  биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0.1% суммы сделки;

      20) сбор за право проведения кино- и телесъемок. Сбор вносят коммерческие  кино- и телеорганизации, производящие съемки, требующие от местных органов управления осуществления организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами власти;

Информация о работе Налоговая система государства. Налоги и их виды