Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 17:44, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является необходимость понять условия развития рыночного хозяйства на примере стран, экономика которых имеет отличительные черты, и исследовать принимаемые этими странами меры для дальнейшего экономического процветания.
Курсовая работа имеет ряд задач:
• выявить понятие и сущность экономических систем;
• определить основные типы экономических систем;
• установить следующие модели рыночной экономики, а именно, американская, японская, шведская.
• выделить основные особенности;
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ 8
1.1 Особенности экономических систем 8
1.2 Субъекты экономической системы 9
1.3 Классификация типов экономической системы 11
1.3.1 Традиционная экономика 11
1.3.2 Командная экономика 12
1.3.3 Современная рыночная экономика (современный капитализм) 13
1.3.4 Смешанная экономика 14
2 НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 16
2.1 Специфика национальной рыночной экономики 16
2.2 Показатели экономического развития национальной модели 17
3 МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 20
3.1 Американская модель 20
3.2 Шведская модель 22
3.3 Японская модель 24
4 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ 28
4.1 Роль государства в экономических моделях. 28
4.2 Производство и бизнес 29
4.3 Социальная сфера и трудовые отношения. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список использованной литературы 34
Шведская социально-политическая система на первый взгляд выглядит довольно идеальной не только в сравнении с российской, но и в международном сопоставлении, представляя собой этакий остров мирного разрешения всех политических и социальных конфликтов, позволяя сочетать высокую экономическую эффективность с социальным равенством, экологической защитой и промышленными инновациями. Но реальность иная: растет дефицит государственного бюджета и безработица, внушает тревогу размер внешнего долга, имеются структурные проблемы. Шведская модель в условиях интернационализации и глобализации экономики подвергается испытаниям на прочность, и не исключена дальнейшая трансформация всех ее политических и экономических институтов. [13]
Япония и Южная Корея сейчас занимают одно из центральных мест в мировой политике и экономике. Главной особенностью экономики Японии является высокая степень участия государства в экономической и общественно-социальной жизни общества (Рисунок 3).
Рис. 3 – Экономическая модель Японии
Вмешательство государства в экономику осуществлялось преимущественно через налоговую систему или кредитно-финансовые механизмы. Основными рычагами этой политики служили налоговые льготы и государственная кредитно-инвестиционная деятельность. Налоговые льготы предоставлялись либо в рамках специальной системы амортизационных отчислений, либо путем освобождения налога на основной капитал. Государственная кредитно-инвестиционная деятельность состояла в предоставлении правительством низкопроцентных кредитов из средств, аккумулированных в системе почтовых сберегательных касс, пенсионных фондах и фондах медицинского и социального страхования. [9] Специфичной для Японии чертой является сотрудничество между частным бизнесом и правительством в решении общих экономических проблем. [14]
Государство ограничивает действие рыночных рычагов, сдерживает внутреннюю конкуренцию (поддерживает такие формирования в стране как «группирование»), ограничивает в страну доступ иностранного капитала и товаров (ведет преимущественно протекционистскую политику). [9]
Еще одной особенностью японской модели является присутствие государственного планирования. На протяжении всего послевоенного периода правительство Японии последовательно осуществляет экономическую политику, основываясь на средне- и долгосрочных планах, целевые ориентиры которых варьируются в зависимости от фазы, на которой находится экономика в своем развитии. Несмотря на то, что планы в Японии по своему характеру являются индикативными, элементы плановости вносят существенный вклад в развитие экономики. [9] Система общегосударственных планов складывается из пяти групп планов — план экономического и социального развития, план развития и использования земель, рационального размещения производительных сил, отраслевые планы, целевые общегосударственные программы и региональное планирование. [14]
В сфере предпринимательства в японской модели наблюдается следующая особенность, а именно наличие различных торговых и деловых традиций, коренящихся в исторических и культурных особенностях развития общества и выпадающих, как правило, из системы рыночных инструментов, принятой на Западе. Бизнес в этих странах связан такими понятиями, как «группирование» и «чеболы»1. Рассмотри их ниже. [15].
В противоположность западной рыночной экономике, в основе поведения хозяйствующих агентов которой лежит индивидуализм, в Японии сильны устои своеобразного коллективизма, или философии групповых целей и устремлений. Отдельные авторы характеризуют японскую систему как нечто близкое к организации деревенской жизни, где риск и ответственность одновременно и распределяются и объединяются. Японские предприниматели не дожидаются стихийного разрешения противоречий между спросом и предложением. Они принимают упреждающие меры, стремясь, насколько это возможно, к взаимопониманию и согласию.
Именно эта «групповая ориентация», ставшая частью национального характера японцев, объясняет существование укоренившихся торговых и дедовых обычаев, во многом определивших появление специфической формы организации бизнеса – «кэйрэцу» («группирование») в виде "объединений", охватывающих разные сферы экономики.
«Объединение» представляет собой группу хорошо знающих друг друга партнеров, в рамках которой на взаимной основе формируются ожидания поведения того иди иного партнера. Это контрастирует с рыночным механизмом, который действует невзирая на личность партнера и учитывает лишь иены. В «объединении» посредством тесного человеческого общения формируется взаимное доверие и возникают отношения сотрудничества. При этом в результате применения разных санкций повышается денежная ответственность за «неджентльменское» поведение, что служит мощной силой, сдерживающей нарушение морали.[15]
Теперь рассмотрим такую особенность японской экономики как «чеболы». Чеболы представляют собой финансово-промышленно-торговые группы, базирующиеся на семейном капитале. И хотя формально они выступают как группы самостоятельных фирм, фактически они находятся в собственности определенных семей и под их единым административным и финансовым контролем. Правда, хотя реальное управление чеболами осуществляется семейными кланами, их доля в акционерном капитале группы редко превышает 50%. Более того, как показывает опыт выхода из кризиса южнокорейской экономики, чем ниже доля “семейного капитала” в корпорации, тем эффективнее ее возможности по реструктуризации и адаптации к модели кризисного и посткризисного развития.
Другая характерная черта чеболов – очень высокий уровень диверсификации. Практически в каждой компании представлены все ведущие отрасли промышленности, что неизбежно приводит к жесткой конкуренции не только между ними, но и между фирмами, входящими в состав разных чеболов.
Среди факторов, способствовавших динамичному развитию чеболов, можно отметить:
В американской модели роль государства минимальна, что связано с фактором геополитического плана. Главным приоритетом является социальная политика. Деньги преимущественно вкладываются в человеческий капитал. Тем самым государство заботится о структуре и качестве общественного капитала через инвестиции в фундаментальную науку и технологии. Роль государства велика в сфере социально-экономической жизни, в сфере экологии, сельского хозяйства, энергетики, во внешнеэкономических связях и в др. Главной ролью государства является регулирующая роль, осуществляемая как через постоянно развивающееся законодательство, так и через отработанные многолетней практикой механизмы прямого и косвенного регулирования экономических процессов, денежно-кредитную политику, операции с ценными бумагами, налогово-бюджетное регулирование. Что касается рынка, то на него государство в американской модели влияет минимально, что нельзя сказать о других экономических моделях.
Для азиатских моделей характерна высокая степень участия государства в экономической и общественно социальной жизни общества. Вмешательство государства в экономику осуществляется преимущественно через налоговую систему или кредитно-финансовые механизмы. Государство ограничивает действие рыночных рычагов, сдерживает внутреннюю конкуренцию, ограничивает в страну доступ иностранного капитала и товаров. Степень влияния государства в азиатских странах различна. Наибольшую роль государство играет в Южной Корее. Здесь государство стимулирует развитие крупнейших объединений, слияние банковского и промышленного капиталов, создание государственного сектора. В южнокорейской модели государство порой использует даже диктаторские методы для управления экономикой, что нельзя сказать о западноевропейских и американской моделей. Еще одной из особенностей государства в азиатских моделях является государственное планирование. Планирование охватывает различные сферы. Хотя в Китае последние десять лет наблюдается тенденция перехода хозяйства от централизованно планируемой экономики к рыночным методам регулирования. Роль государства в экономике уменьшается. В Китае также наблюдается большая роль государства социальной сфере. Для азиатских стран характерно проведение протекционистской политики со стороны государства.
В западноевропейских моделях государство тоже так же, как и в азиатских моделях играет важную роль. Но главное отличие то, какие задачи ставит перед собой государство. В азиатских моделях на первом месте стоит нация, а в западноевропейской отдельный человек. Основными задачами государственного сектора в Швеции являются: образование, трудоустройство и промышленная политика, уход за больными и престарелыми, социальное обеспечение, защита окружающей среды и много другое. В связи с этим уровень налогов в Швеции достаточно высок. Также еще государству приходиться осуществлять контроль не только доходов и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство и специальные ведомства. Во Франции доля государственного сектора также велика. Так же как и в Швеции государство занимается социальной политикой, но так же осуществляет над реструктуризацию приватизируемых предприятий. Для западноевропейских стран характерно финансирование государством НИОКР. Что нельзя сказать об этом в американской модели, где в НИОКР задействован преимущественно частный капитал. Во французской модели доля государственных предприятий очень велика, что нельзя сказать о немецкой модели, их количество меньше. Государственные капиталовложения составляют примерно около 2% ВВП. Как видим, роль государства во всех моделях различна. Минимально ее влияние в американской модели, максимально в азиатских моделях.
Главная особенность производства в американской модели – это наличие гибкого, мелкосерийного, диверсифицированного производства, что способствует быстрой адаптации к меняющимся потребностям населения. Частный сектор в американской модели является ведущим. Также еще одной особенностью является большое количество корпоративного сектора. Но он также очень развит и в азиатских моделях. Это можно судить по наличию «объединений» и «чеболов» в японской и южнокорейской моделях. Но их существование, прежде всего связано с национальным менталитетом. В азиатских странах всегда существовали сильные устои коллективизма, как раз это и способствовало появлению «объединений» и «чеболов». Что касается западноевропейских стран и США, то в основе поведения хозяйствующих агентов всегда лежал индивидуализм. Главной особенностью «объединений» и «чеболов» является высокая диверсификация. Также хотелось бы выделить в американской модели следующую черту – это поддержка частного предпринимательства со стороны государства. Деловая активность поощряется государством. Существуют предпринимательские «инкубаторы» во многих городах Соединенных Штатов. Это, как правило, государственные или частно-государственные учреждения, осуществляющие многоплановую поддержку вновь создающихся компаний.
Одной из особых черт азиатских моделей является сотрудничество государства и частного бизнеса в решение общих проблем. Но главное отличие американской модели от азиатских в том, что конкуренция в азиатских государствах сдерживается государством. В азиатских странах наблюдается также, как и в американском государстве, поддержка деловой активности и частного предпринимательства. Что хотелось бы сказать по КНР, то в Китае долгое время существовал только государственный сектор, но с проведением ряда реформ, там появились и частный. Но все же основную роль в регулирование рынка продолжает играть государство. Одной из особенностей азиатских моделей это высококонкурентоспособная продукция, но это связано с трудовой сферой и социальной политикой государства, но об этом поговорим в следующем пункте.
Теперь рассмотрим особенности бизнеса и производства в западноевропейских моделях. В шведской модели конкурентоспособность промышленности велика, что связано с существованием особого сектора, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, а также с высоким качеством продукции. Большую роль в производстве играет инновационность экономики. Что касается Франции, то большую роль в производстве играет государство, так как национальный бизнес достаточно слаб. Экономическая политика Франции также как и в предыдущих моделях ориентирована на долгосрочную конкурентоспособность. В германской модели наблюдается большое количество групповых предприятий, поэтому эта черта сближает германскую модель с японской и южнокорейской моделями. В решении организации предприятия, рабочего места, общей обстановки и приема на работу участвует каждый работник путем выбора кандидатов прямым голосованием в производственные советы. В западноевропейских моделях, в производстве играют большую роль профсоюзы, их влияние велико, что нельзя сказать об азиатских моделях и об американской модели.