Национальная экономика США

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:55, контрольная работа

Краткое описание

2011 год в экономике США прошел под явным воздействием последствий рецессии 2007-2009 гг., продолжавшейся 18 месяцев и ставшей самой затяжной в послевоенные годы. О глубине рецессии и тяжести ее последствий свидетельствуют целый ряд фактов. Впервые за почти двадцать лет в 2008 и 2009 гг. произошло не только падение ВВП, но и сокращение личного потребления, вклад которого в ВВП составляет около 70%. Критически высоким остается и уровень безработицы, достигший в 2010 г. максимума в 9,6% и снизившийся лишь к осени 2011 года до 9%. Недостаточность и неустойчивость внутреннего спроса в сочетании с высоким уровнем безработицы определяют и вялый экономический рост, и общую нестабильность текущего состояния американской экономики.

Оглавление

1. Общая характеристика государства. Стр. 3
2. Факторы экономического развития. Стр. 7
3. Структура национального хозяйства. Стр. 20
4. Государственная экономическая политика. Стр. 24
5. Банковский и финансовый сервер. Стр. 28
6. Налоговая система. Стр. 29
7. Внешнеэкономические связи. Стр. 30
8. Вывод. Стр. 33
9. Список литературы. Стр. 39

Файлы: 1 файл

Национальная экономика США америка.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

Несмотря  ни на что, к концу девяностых американцы вновь обрели чувство уверенности. С марта 1991 г. и по конец 1999 г. наблюдался непрерывный экономический рост, ставший самым продолжительным за всю историю мирного развития. В ноябре 1999 г. число безработных составляло 4,1 процента от общей рабочей силы, достигнув самой низкой отметки за последние почти тридцать лет. Выросшие всего лишь на 1,6 процента в 1998 г. (наименьший рост с 1964 г. за исключением одного года) цены на потребительские товары в 1999 г. росли лишь чуть-чуть быстрее, повысившись на 2,4 процента в октябре. Впереди много испытаний, но пережившая XX век и принесенные им грандиозные изменения страна находится в хорошей форме.

 

 

 

                   Структура национального хозяйства

США — самая могучая  постиндустриальная держава мира. Валовой национальный продукт (ВНП) страны в текущих ценах составляет свыше 8 трлн. дол. 
 
В США высокий уровень развития отраслей тяжелой промышленности, прежде всего, машиностроения, электроэнергетической и химической промышленности. Отраслевая структура промышленности в значительной мере работает на мировой рынок и зависит от снабжения сырья и топливно-энергетических ресурсов из других стран мира. Самыми быстрыми темпами в США развиваются наукоемкие отрасли и производства, а также отрасли, которые используют новейшую технику и являются носителями технического прогресса. Высоким уровнем развития выделяются также предприятия, которые производят товары народного потребления, определяют жизненный уровень населения. 
 
Промышленность США характеризуется полнотой отраслевой структуры, высокой обеспеченностью природными ресурсами и квалифицированной рабочей силой, развитой научно-исследовательской базой, а также значительной концентрацией капитала и производства. 
 
В результате структурной перестройки промышленного производства ускоренными темпами развивается электроэнергетика, машиностроение и химическая промышленность. Их совокупная частица в продукции промышленности США превышает 50%, на них приходится до 60% всех инвестиций в промышленность. 
 
По запасам энергоресурсов и их добычей США имеют одно из первых мест в мире, далеко обогнав все другие развитые страны. 
 
Доля США в мировой добыче нефти составляет 11,1 %. Наибольшим районом добычи нефти являются юго-западные штаты — Техас, Луизиана, Оклахома, Нью-Мексико, которые поставляют почти половину нефти, которая добывается в стране. В пределах этого района нефть разрабатывается и на шельфовой полосе Мексиканского залива. Вторым важным районом добычи и размещения нефти является Тихоокеанское побережье в штате Калифорния. Новым районом добычи нефти стала Северная Аляска. 
 
США также владеют наиболее развитой нефтеперерабатывающей промышленностью. Нефтеперерабатывающие заводы приближены к основным районам потребления нефтепродуктов — промышленным узлам Северного Востока, портовых центров, где перерабатывается импортная нефть, вдоль трансмагистральных нефтепроводов. 
 
По добыче природного газа США занимают второе место в мире. Большинство месторождений территориально совпадают с нефтеносными районами (Техас, Оклахома, Канзас). 
 
Месторождения газа открыты в районе Скалистых Гор (Нью-Мексико, Колорадо, Вайоминг) и Западной Вирджинии. 
 
Самым старым и самым главным районом добычи угля является Аппалачский, в последние десятилетия значительно выросла добыча угля в горных штатах Скалистых Гор (Вайоминг, Монтана), а также Колорадо, Нью-Мексико, Юта. Большинство этого угля добывают открытым способом. 
 
Запасы бурого угля достигают 460 млрд. т. Они размещаются преимущественно в южных штатах (Техас, Арканзас и Алабама), а также в районе Центрального Севера США. Больше всего добывается бурого угля в Северной Дакоте. 
 
США являются наибольшим в мире продуцентом электроэнергии. В структуре производства электроэнергии наибольший процент приходится на тепловые — 68,6 % и гидроэлектростанции — 20,2 %. Особенную роль играют атомные электростанции. Первый атомный реактор в США и в мире построен в 1942 г. в Чикаго. Мощности АЭС составляют 32,5% мировых мощностей атомных электростанций. В перспективе атомные электростанции, по национальной программе США, должны произвести около четверти электроэнергии страны. В настоящий момент в США действует около 80 АЭС, есть в Новой Англии — высоко урбанизированные промышленно-развитые, но бедные на энергоресурсы, штаты. Большинство гидроэлектростанций находятся на реках Колорадо, Колумбия, Теннесси, на Ниагарском водопаде. 
 
Металлургическая промышленность США базируется на больших запасах железных руд в районе озера Верхнее, и коксового угля Аппалачского бассейна. Используются также импортные руды, которые доставляются из Канады, Венесуэлы, Бразилии. 
 
Черная металлургия США сосредоточена на северном востоке страны, в районах расположения коксового угля и залегания, железных руд. Основной металлургический район страны — Приозерный. 
 
В цветной металлургии США важно место занимает выплавка алюминия, в том числе из утиля (первое место в мире). Заводы полного цикла работают в районах обеспеченных дешевой энергией — на ГЭС под Колумбией и Теннесси. США занимают также первое место по производству олова, второе, — свинца. 
 
На базе собственных месторождений выплавляют медь в Приозерье (второе место в мире). За последнее десятилетие выплавка цветных и редких металлов переместилась в морские порты, главным образом, Атлантического побережья (Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор), где перерабатывают импортное сырье. 
 
Перспективным районом развития цветной металлургии является Аляска, где находятся месторождения цветных металлов. 
 
Химическая промышленность — одна из ведущих отраслей промышленности США. Современная структура химической промышленности направлена на производство полимерных материалов (синтетического каучука, химических волокон, пластмасс и синтетических смол), большинство из которых синтезируется на базе нефтехимического сырья. 
 
Мощные предприятия химической промышленности функционируют в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско. Заводы, которые производят химические удобрения, размещены по всей территории США. 
 
Машиностроение является ведущей отраслью промышленности США, оно производит почти 40 % промышленной продукции. 
 
В США есть десятки тысяч машиностроительных предприятий и тысячи фирм, но контроль над производством имеют только 500 из них. Наибольшими являются автомобильные монополии «Дженерал моторз» и «Форд моторз». 
 
США, наряду с Германией и Японией, имеют полную номенклатуру машиностроительного производства. Именно в Детройте возникла первая (в XIX в.) наибольшая мировая ячейка автомобильной промышленности. Этот город является столицей автомобилестроения США. Здесь собирается свыше 3 млн. автомобилей ежегодно. Большими современными центрами автомобилестроения является также Нью-Йорк, Сент-Луис, Канзас-Сити, Флинт, Атланта, Лос-Анджелес, Ленсигтон, Лансинг, Даллас-Форт-Уейн, Джейнсвилл, Балтимор и другие (второе место в мире). 
 
Второй не менее важной отраслью машиностроения США является авиаракетокосмическая промышленность, центры которой размешиваются в Тихоокеанских штатах (Калифорния, Вашингтон). 
 
В центральной части страны к важным центрам относятся Сент-Луис, Колумбус, а на северном востоке — Нью-Йорк, Бостон, Гартфорт (центр производства авиадвигателей). Большой корпорацией, которая доминирует в авиа-бизнесе, является «Боинг» (г. Сиэтл). 
 
Предприятия электротехнической и электронной промышленности сформировались в больших городских агломерациях севера и северного востока США — Чикаго, Нью-Йорку, где сосредоточивался самый могучий научно-технический потенциал государства, а также в районе Лос-Анджелеса, Далласа, Хьюстона, Нового Орлеана. США удерживают лидерство по производству компьютеров, выпуская больше половины всех ЭВМ мира. 
 
Среди отраслей легкой промышленности США наиболее развита текстильная и кожевенно-обувная. Сегодня заметно выросла частица тканей, которые производятся на основе искусственных и синтетических волокон, а также комбинированных тканей, тогда как производство шерстяных тканей сокращается. 
 
Пищевая промышленность рассредоточена на всей территории США. К важным отраслям пищевой промышленности США относятся мясная, молочная, консервная, мукомольная, а также производство алкогольных безалкогольных напитков. 
 
Значительными центрами пищевой промышленности являются большие города. 
 
США экспортируют на мировой рынок табак и папиросы, производя свыше 13% их мирового производства. 
 
Сельское хозяйство — важна отрасль экономики США. Она обеспечивает не только внутренние потребности страны в продовольствии, но значительное ее количество экспортируется — прежде всего, пшеница, фуражное зерно, соевые бобы. 
 
Доля сельскохозяйственного производства во ВНП составляет около 2 %. 
 
В США развитое зерновое хозяйство, выращивание кормовых и технических культур, овощеводство и садоводство. Этому способствуют не только умеренный и субтропический климат, плодородные почвы, равнинный рельеф центральных, частично восточных и западных районов, а в первую очередь предприимчивость американских фермеров. 
 
Для США характерное поясное размещение сельскохозяйственных культур. Вдоль границы с Канадой, от озера Верхнее до Кордильер, проходит пшеничный пояс. Южнее от него, между Большими озерами и рекой Огайо на востоке, через города Сент-Луис и Канзас-Сити на юге и до Кордильер протягивается кукурузно-соевый пояс. Среднеатлантическое побережье, средние и южные Аппалачи и равнины, что к ним прилегают — это прежний табачный пояс. Полуостров Флорида и побережье Мексиканского залива занимает хлопковый пояс. Предгорья Кордильер используются в качестве пастбища. 
 
США производят свыше 16% зерна в мире. Такой высокий прирост состоялся за счет повышения урожайности культур. В структуре валового сбора зерновых самое весомое значение имеют кукуруза (1-ое место в мире) и пшеница (3-е место). 
 
Валовой сбор зерна — 62,7 млн. т. — третий показатель в мире после Китая и Индии. 
 
Важной кормовой культурой является соя, которую выращивают в большинстве районов, пригодных для полеводства (1-ое место в мире). 
 
В засушливой южной части Больших равнин культивируют засухоустойчивую кормовую культуру — сорго (22,5 % мирового производства). Товарный сбор риса составляет свыше 9 млн. т (11-те место в мире). Табачные фермы наиболее часто встречаются в Аппалачских районах (Северная Каролина). Арахис выращивают преимущественно в южных штатах (Джорджия). 
 
Плантации сахарного тростника распространены во Флориде, в Луизиане, а также на Гавайских островах (по массе сбора тростника США занимают девятое место в мире). Сахарную свеклу выращивают в Калифорнии, Айдахо, Северной Дакоте и Миннесоте. По урожайности этой культуры США занимают третье место в мире после Франции и Германии. 
 
Овощеводство, картофелеводство и садоводство, преимущественно сосредоточены в западной части США, особенно в Калифорнии. Здесь, в районе субтропического климата, выращивают помидоры, цитрусовые, виноград, фрукты и овощи. Вторым районом садоводства и овощеводства является Флорида. Садоводство также развивается в умеренном поясе — на побережье Больших озер, в промышленной зоне. Посевы картофеля преобладают в штатах Айдахо и Вашингтон. 
 
Животноводство США имеет мясное направление, ориентируясь преимущественно на внутренний рынок. 
 
По поголовью крупного рогатого скота США занимают четвертое место в мире, а свиней — второе. 
 
В США интенсивно развивается птицеводство, особенно промышленный откорм мясных цыплят (бройлеров). Популярным среди американцев является мясо индюков, которых выращивается ежегодно около 300 млн. шт. 
 
Украшением американских прерий являются кони, на горных пастбищах Запада разводят овец. 
 
Основной формой внешнеэкономических операций США является вывоз капитала. Оборот подконтрольных американскому капиталу зарубежных предприятий превышает 1,5 трлн. долларов, что в два раза больше экспорта товаров из США. 
 
Ввоз иностранного капитала в США тоже достиг больших размеров. Он составляет свыше 100 млрд. долларов ежегодно. Иностранцы покупают в США облигации, акции, землю, недвижимость. Иностранный капитал используется для финансирования американской экономики. 
 
Важной статьей внешней торговли США является торговля лицензиями на право пользования новыми технологиями, дорогими машинами, инструментами, американскими методами управления, и на прокат кинофильмов.

                 Государственная экономическая политика.

 

Основополагающие функции государства  остаются перманентными; в этих областях сформированы необходимые институты  и механизмы их реализации. В США  ключевой задачей государства является создание благоприятных условий  для саморазвития всех секторов смешанной экономики. Прослеживается преемственность деклараций Буша-мл. и Обамы о необходимости совершенствования правового климата с целью ликвидировать излишние юридические, регламентационные и экономические барьеры, мешающие развитию бизнеса. Особенный упор делается на разработку механизмов поощрения малого бизнеса. 
 
Наблюдается адаптация антимонопольного законодательства США к при оритетам политики обеспечения конкурентоспособности национальных компаний. В условиях диверсификации организационных форм сотрудничества и структурных изменений компаний, которые выходят за рамки традиционных слияний и поглощений, современная антимонопольная политика принимает во внимание все плюсы и минусы разных форм таких объединений с народнохозяйственной точки зрения. Правительство оказывает влияние на антитрестовскую политику по двум направлениям: во-первых, публикуя “руководящие принципы” для судов и юристов, интерпретирующие законы и правила, разработанные министерством юстиции и федеральной комиссией по торговле; во-вторых, путем расследований, осуществляемых двумя вышеназванными ведомствами. В 2008 г., после более чем годового периода слушаний и исследований, министерство юстиции опубликовало доклад на 215 страницах, анализирующий Секцию 2 антитрестовского Закона Шермана. В нем в целях усиления конкурентоспособности крупнейших корпораций на мировых рынках администрация Буша попыталась смягчить подход к их монополистической практике. Однако Федеральная комиссия по торговле посчитала эти “руководящие принципы” подрывом правоприменения в области антимонопольной практики. Команда Обамы объявила о восстановлении жесткого подхода к выполнению антитрестовского законодательства. Новая глава антитрестовского отделения министерства юстиции Кристин Варни заявила, что администрация будет поощрять более мелкие компании к подаче жалоб на любое нарушение антитрестовского законодательства. Министерство юстиции уже инициировало ряд расследований в связи с такими жалобами. Однако бизнес беспокоит тот факт, что тщательные и долговременные антимонопольные расследования в условиях кризиса замедляют сделки по слияниям и поглощениям, а фактор времени иногда является критическим для спасения отдельных компаний.  
 
Борьба с коррупцией и злоупотреблениями в бизнесе является одной из важнейших функций американского государства. Она значительно усилилась после коррупционных скандалов в крупнейших американских корпорациях (Enron, WorldCom и т.п.). Комиссия по ценным бумагам и биржам усовершенствовала правила, касающиеся достоверности и свободного доступа к информации, отчетности руководителей корпораций и независимости аудиторов. Летом 2002 г. в США был принят Закон Сарбаниса-Оксли, который кодифицировал механизмы функционирования советов директоров акционерных обществ и топ-менеджеров компаний, правила раскрытия финансовой информации. Были усовершенствованы правила аудита в корпоративном секторе. Налоговая служба США особое внимание обратила на продажи так называемых законных схем уменьшения налогов (tax shelters), основными “поставщиками” которых являются консалтинговые компании. После того, как разразился глобальный финансово-экономических кризис 2008–2009 г., исполнительная и законодательная ветви власти сконцентрировали усилия на борьбе со “злоупотреблениями” в финансовом секторе. Государственные органы на федеральном уровне, а за тем и на уровне штатов начали в 2008 г. (и продолжили при новой администрации) расследования деятельности финансовых компаний на предмет их “вклада” в ипотечный и финансовый кризис. В мае 2009 г. вступили в силу инициированные администрацией Закон о борьбе с мошенничеством и преодолении его последствий и Закон о подотчетности, ответственности и раскрытии информации о кредитных картах.  
 
Еще в 1977 г. в США был принят закон (Foreign Corrupt Practices Act), согласно которому дача взятки иностранцам в процессе деловых отношений считается уголовным преступлением. Под давлением США страны-участницы ОЭСР подписали Конвенцию о борьбе с коррупцией, она вошла в силу после ее ратификации основными участниками в феврале 1999 г. США очень жестко используют механизмы правоприменения. Так, бывший конгрессмен Джефферсон, замешанный в злоупотреблениях властью и даче взятки правительству Нигерии, получил 13 лет тюрьмы.  
 
Важнейшим направлением государственной политики в течение всего послевоенного периода была разработка национальной стратегии инновационного развития, ориентированной на поддержание мирового технологического лидерства страны. Эта стратегия предопределила основные приоритеты национальных усилий в сфере фундаментальных и прикладных НИОКР. В 1990-е гг. – период динамичного формирования “экономики знаний” – государственная политика стала более системной, ориентированной на эффективное использование инноваций для решения общенациональных социально-экономических задач и для укрепления конкурентных позиций в глобальной экономике. Администрация Буша-мл. инициировала амбициозную программу повышения конкурентоспособности США.  
В современных условиях важнейшими направлениями политики стало формирование “ответов” на вызовы, связанные с внутренними проблемами социального и демографического характера, а также на “вызовы глобализации”. Так как эти вызовы требуют долговременного решения, наблюдается преемственность магистральных направлений государственной экономической политики (со значительным расхождением в акцентах) двух последних администраций. Б. Обаме, пришедшему к власти в разгар глобального финансово-экономического кризиса, пришлось столкнуться с новым вызовом и обозначить иерархию приоритетов своей администрации. Естественно, первоочередной задачей стала выработка антикризисных мер (этот вопрос будет рассмотрен в следующем главе).  
 
Несмотря на кризис, президент Обама в центр своей внутренней политики в первый год правления поставил реформу американской системы здравоохранения. Ключевая цель реформы – сделать медицинское страхование в США универсальным, доступным для более широкого круга американцев, а также сократить растущие год от года расходы на медицину. Чтобы снизить эти расходы, три последние администрации (от Б. Клинтона до Б. Обамы) декларировали необходимость предоставлять потребителям больше информации о стоимости услуг и расширять возможность выбора. Выдвинутый в 1993 г. правительством Клинтона план реформирования здравоохранения США был фактически провален большинством конгресса.  
 
В настоящее время у 46 млн. американцев нет медицинской страховки, а еще 25 млн имеют недостаточное страховое покрытие. При этом, по данным официальной статистики, в США на здравоохранение тратится около 16% ВВП, и если тенденция не изменится, то в 2017 г. эти расходы составят 19,5% ВВП. Так как во многих случаях страховка оплачивается работодателями, то потеря работы для многих жителей означает потерю страховки, что особенно актуально при росте безработицы в кризисные годы. Исследование, проведенное в Гарвардском университете, показало, что приблизительно 60% всех личных банкротств в США (700 тысяч случаев ежегодно) вызвано медицинскими долгами. Крупнейшим покупателем услуг здравоохранения является федеральное правительство, на которое приходится приблизи тельно 1/3 всех расходов в этой области. Государство предоставляет услуги пожилым американцам и людям с низкими доходами через программы Medicare и Medicaid, созданные еще в 1965 г., а также ветеранам, военнослужащим и ряду других гражданских лиц по различным программам помощи. Растущие расходы на здравоохранение ложатся тяжелым бременем на бюджет. Президент поставил на карту свой политический вес и престиж, обосновывая предложенную реформу не только своими “моральными обязательствами” в связи с предвыборными обещаниями, но и необходимостью смотреть в будущее страны. Б. Обама подчеркнуто вынес этот во прос на обсуждение в национальном масштабе.  
 
Вокруг новой инициативы президента ведутся широкие дискуссии, прекрасно демонстрирующие вовлечение всего общества в процесс принятия решений. Пред лагаемая реформа задевает интересы страховых и фармацевтических компаний, зарабатывающих на несовершенстве действующей системы, поэтому они являются наиболее яростными противниками перемен. Ассоциация врачей, наоборот, в целом поддерживает предложенный правительством проект. Республиканцы и часть демократов считают, что реформа может увеличить дефицит федерального бюджета, ухудшит качество здравоохранения, сократит бюджет программы Medicare. Именно последний фактор заставляет старшее поколение американцев настороженно отнестись к реформе. Предложенная реформа буквально расколола США. В течение ближайшего десятилетия приоритетом для государства останется решение проблемы поддержания программ социального страхования, в 2011 г. поколению “бэби бумеров” будет 65, и они смогут получать полноценные выплаты. Потребуется увеличение расходов на пенсионные и социальные цели, а также на медицинское обслуживание.  
 
К настоящему времени в стране сформирована многоярусная пенсионная система. Большинство заканчивающих трудовую деятельность получают пенсию из двух и даже более источников: государственная пенсия, частная пенсия по месту работы, аннуитеты в страховых компаниях, накопления на индивидуальных пенсионных счетах. Вместе с тем, именно ОФП во многом решила проблему бедности для пожилых людей. Если в 1950-е гг. свыше 40% престарелых американцев жили в бедности, то в 2007 г. – лишь около 10%. В основном это люди, которые по каким либо причинам не сумели заработать право на полную государственную пенсию. В то же время многоуровневая система отучает население от иждивенческих на строений, давая право выбора. 
 
Администрация Буша в качестве краеугольного камня своей социальной политики рассматривала разработку реформы государственной программы социального обеспечения, прежде всего пенсионной системы. На ней замкнулись и проблемы решения дефицита федерального бюджета. Здесь лежит водораздел подходов демократической и республиканской партий по вопросам решения проблемы “бедные богатые”. Республиканская администрация замахнулась на “священную корову”, включив в план решения проблемы частичную приватизацию пенсионной системы. Современный финансовый кризис показал, насколько сильно пенсионеры подвергают риску свои сбережения в частных накопительных фондах. По расчетам бывшего министра финансов Р. Рубина, новые частные счета совместно с прогрессивным индексированием потребовали бы для дополнительного заимствования более 1 трлн долл. в первые 10 лет и более 3 трлн. долл. во втором десятилетии. Параллельный план А. Гора предполагал до полнить ОФП новой добровольной накопительной пенсионной программой, не демонтируя национальную распределительную систему. Администрация Буша-мл. не смогла провести свои инициативы даже в годы республиканского большинства в конгрессе.  
 
В сентябре 2009 г. президент Обама выступил с рядом инициатив, направленных на совершенствование пенсионной системы в США. В целом они носят очень ограниченный характер и ориентированы на то, чтобы в условиях рецессии сделать личные пенсионные счета в рамках плана 401(к) более гибкими и доступными для всех наемных работников, включая занятых в малом бизнесе. Кроме того, президент предложил пересмотреть законодательство о банкротстве, чтобы разорившиеся компании выполняли в первую очередь обязательства полной выплаты пенсионных отчислений своим сотрудникам. Барак Обама также хочет ввести нормы, обязывающие пенсионные фонды полностью раскрывать свои вложения. Администрация Обамы сконцентрировалась на реформе здравоохранения, но в ближайшей перспективе ей предстоит решать и проблему поддержания государственного ОФП. 
 
В экономической политике США начала XXI века ключевое место также занимают вопросы энергетической безопасности (включая развитие “чистой энергетики”), изменения климата и проблемы, связанные с иммиграцией.  
 
Закон 2005 г. об энергетической политике представлял собой важный шаг вперед в области энергетической безопасности. Он стимулировал энергосбережение, определив механизмы, способствующие эффективному потреблению энергии в жилищном секторе и сокращению потребления энергии федеральным правительством, поставил задачи расширения энергоснабжения страны из возобновляемых источников и поддержания энергетически эффективных транспортных средств нового поколения. Закон 2007 г. об энергетической независимости и безопасности США утвердил внедрение обязательного стандарта по возобновляемому топливу и по экономии топлива. В целом эта стратегическая линия продолжается и с приходом нового президента. Энергетическая политика Обамы еще более ориентирована на повышение энергоэффективности и поэтапное увеличение доли возобновляемых источников в производстве электроэнергии. Переход на энергоэффективную экономику – процесс дорогостоящий и длительный; он возможен лишь при всесторонней и масштабной поддержке государства.  
 
В отличие от предыдущей администрации, “взорвавшей” Киотский протокол и тормозившей посткиотский процесс, США при президентстве Обамы не только активно включились в подготовку “посткиотского соглашения”, но и пытаются перехватить у Европы знамя лидерства в борьбе за сокращение глобального потепления.  
 
Еще одним важнейшим направлением правительственной политики остается регулирование процессов миграции и решение проблем адаптации новых членов общества. Любые изменения в иммиграционном законодательстве являются политически взрывоопасными. Острота обсуждения в США законопроекта который предполагал создание сложной трехъярусной системы определения, кто из нелегальных иммигрантов может остаться в США предложенного администрацией Буша-мл., показала, что в стране нет консенсуса по этим вопросам.. В мае 2006 г. сенат одобрил законопроект. Палата представителей заняла более жесткую позицию, поддерживая прежде всего силовые методы борьбы с нелегальной иммиграцией. Попытка достигнуть компромиссного решения провалилась. Представители конгресса вынуждены были отстаивать интересы, прежде всего своего штата, особенно в преддверии промежуточных выборов 2006 г. Фактически, было одобрено только строительство забора вдоль мексикано-американской границы. Вопросы иммиграционного законодательства составляют “вторую очередь” приоритетов американского правительства, решение которых перенесено Б. Обама на саммите НАФТА летом 2009 г. заявил, что проблемами иммиграции внутри стран участниц НАФТА его администрация плотно займется после решения более экстренных проблем выхода из экономического кризиса, реформы национальной системы здравоохранения и принятия законопроекта “О чистой энергетике и безопасности”.

 

 

                       Банковский и финансовый сервер.

 

Финансовая система США сложна и многообразна, состоит из множества  государственных федеральных и  иных органов власти и управления, финансовых и административных ведомств и учреждений, частных банков и корпораций, осуществляющих как внутренние, так и международные финансовые операции. В силу огромного влияния на всю мировую экономику и мировые финансы финансовая система США более чем какая-либо другая национальная система является частью мировой финансовой системы. Государственный бюджет занимает важнейшее место в общей структуре финансовой системы США с точки зрения воздействия государства на состояние финансов, хозяйственную конъюнктуру, характер и направления экономической политики правительства. Он выступает мощным индикатором в определении долгосрочных планов крупных корпораций и банков. Эта роль очевидна уже в силу колоссальных размеров государственных расходов, которые прямо и непосредственно оказывают влияние на состояние экономики и финансов, деятельность производственных и торговых фирм, реализующих государственные заказы, банки и иные финансовые учреждения, обслуживающие бюджетные программы правительства США. 
В финансовой системе США (как и многих других развитых стран), банки играют повышенную роль. В соответствии с Законом Гласа Сигала банки разделены на коммерческие и инвестиционные.

 
    Особую роль играет Центральный банк страны – Федеральная резервная система (ФРС). Роль ФРС непрерывно повышается по мере возрастания макроэкономической ответственности американского правительства в течение всех послевоенных десятилетий, в том числе и в 1990-е годы. Однако ФРС лишь частично ответственна за надзор за банками и делит эту функцию с особыми федеральными и штатными органами контроля.

 

    Современная банковская система США сформировалась в 1980 году под воздействием Закона о Федеральной резервной системе и принятого Закона о дерегулировании депозитных учреждении и монетарном контроле. До этого момента Соединенные Штаты оставались единственной среди экономически развитых держав страной, где централизованной организации не существовало. Банковская структура состояла из огромного множества мелких независимых банков, сфера деятельности которых ограничивалась весьма незначительной территорией; число банков к 1860 году достигло 3000, в 1913 году их было свыше 20000, около 7000 из них были эмиссиональными национальными банками, а остальные действовали по законам своих штатов, и не имели права на эмиссию банкнот. Такая банковская свобода существенно отличалась от ее европейской трактовки.

 
Американские банки были практически  лишены какой-либо возможности построения системы отделений. Банковская фирма, учрежденная в одном штате, не обладала возможностью распространения своих операций за его пределы ни через открытие отделений в другом штате, ни каким-либо другим способом. После принятия национального закона о банковской деятельности право на открытие отделений было сохранено лишь за теми банками, которые вошли в состав национальной банковской системы, уже имея свои отделения. Поэтому положение большинства банков, действовавших вне крупных городов, в той или иной степени приближалось к положению местных монополий. 

 
     Общенациональное банковское законодательство предписывало вполне конкретную схему эмиссии банкнот. Однако с течением времени преимущества этой схемы становились все более сомнительными. Государственные облигации, на которые предъявляли огромный спрос как основу эмиссии банкнот, продавались обычно с надбавкой; это обстоятельство в сочетании с правилом, что банк мог произвести эмиссию лишь в объеме 90% стоимости купленных облигаций, в значительной степени сократило прибыльность вложений для эмиссионных целей, и в тех случаях, когда банк обладал возможностью выдавать кредиты, не прибегая к эмиссии, он предпочитал так и делать, что породило значительные колебания в объеме обращающихся банкнот год от года в зависимости от региона.

 

 

                              Налоговая система.

 

   Налоговая система США считается одной из наиболее развитых систем налогообложения. США - страна, ориентирующаяся на либеральную модель экономики и являющаяся федеративным государством. Здесь используется трехуровневая налоговая система: федеральные налоги, налоги штатов, местные налоги.

 

   Для современной налоговой системы США характерна такая черта, как параллельное использование основных видов налогов федеральным правительством, правительствами штатов, а также местными органами власти. В результате чего население государства уплачивает два вида поимущественного налога, три вида подоходного налога и два вида универсального акциза. Наиболее весомыми в современной налоговой системе на федеральном уровне являются личные подоходные налоги, на уровне штатов - универсальный и специальный акцизы, а на местных уровнях - поимущественный налог.

    Личный подоходный налог - самый крупный источник доходов федерального бюджета. Взимается он с личного дохода населения, включая доход от индивидуального бизнеса. Подоходный налог предполагает наличие необлагаемого минимума и определенных скидок, а также разнообразных личных расходов (например, транспортные издержки, взносы в благотворительные фонды, расходы по уходу за детьми, расходы на медицинское обслуживание в определенных пределах и др.). Ставки налога прогрессивные, после реформы Клинтона они составляют для семейных пар: при доходе до 36,9 тыс. долл. - 15 %; 36,9 - 89,2 тыс. долл. - 28 %; 89,2 - 140 тыс. долл. - 31 %; 140 - 250 тыс. долл. - 36 %; свыше 250 тыс. долл. - 39,6 %.

     Налоги, взимаемые с фонда заработной платы, - это взносы в фонд социального страхования. Данные налоги являются своего рода отчислениями, которые дают право на получение государственных пенсии и выплат по нетрудоспособности. Благодаря тому, что платежи в систему социального страхования в США не являются добровольными, то их принято относить больше к налогам, чем к страховым взносам. Они взимаются как с работодателей, так и с работников.

    Налог на прибыль корпораций - это налог на доходы акционерных обществ. Широкое распространение налог получил после Второй мировой войны. Обложению подлежит чистая прибыль, то есть валовая прибыль, уменьшенная на сумму разрешенных вычетов и налоговых льгот. Налог является прогрессивным. Этот налог взимается ступенчато, что имеет большое значение для малых и средних предприятий с невысокими валовыми доходами. Фирма платит 15 % за первые 50 тыс. долл. налогооблагаемого дохода, 25 % за последующие 25 тыс. долл., 34 % за следующие 25 тыс. долл., 39 % за следующие 235 тыс. долл., и при превышении дохода 335 тыс. долл. фирма будет платить 34%.

     Налоговые системы развитых стран используют налоги в качестве средства поддержания и стимулирования бизнеса. С этой целью существуют определенные льготы для предпринимателей. Важнейшими льготами являются: ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит и скидка на "истощение недр". Система налоговых кредитов является одной из наиболее распространенных льгот бизнесу. Этим термином принято обозначать вычеты, которые производятся непосредственно из начисленной суммы налога, в отличие от вычетов и исключений, разрешенных при определении налоговой базы. Различают три части инвестиционного кредита: регулярный налоговый кредит (стимулирует частные вложения), инвестиционный налоговый кредит на восстановление старых зданий и энергетический налоговый кредит. Опыт показал, что его отмена уменьшает инвестиции и конкурентоспособность, что замедляет экономический рост.

Поимущественные налоги взимаются  со стоимости движимого и недвижимого  имущества (предприятий, домов, земли, ценных бумаг). Плательщиками выступают  физические и юридические лица. Ставки налога обычно пропорциональны и невелики (от 1,6 до 3 %).

     Косвенные налоги в США занимают значительно меньшую долю по сравнению с прямыми. Среди косвенных налогов предпочтение отдается налогу с продаж и акцизам. Акцизы вводятся на определенные товары. На федеральном уровне - на алкогольные напитки, на табачные изделия, телефонные переговоры, авиабилеты и др. НДС в США не практикуется, хотя в европейских государствах он является основным источником доходов государства.

     В целом налоговая система США является мало прогрессивной и не играет существенной роли в перераспределении доходов. В странах с преобладанием социально-ориентированной модели, таких, как Германия, Швеция и другие, налоговые ставки в целом выше и государство играет более активную роль в распределении доходов.

 

                           Внешнеэкономические связи.

 

     Соединенные штаты являются крупнейшим в мире экспортером (13% мирового экспорта) и импортном (18% мирового импорта) товаров.

Информация о работе Национальная экономика США