Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому цель данной работы – исследовать особенности возникновения и проявления монопольной власти, рассмотреть функционирование экономики в условиях несовершенной конкуренции, а также выявить особенности становления и развития монопольной власти в Республике Беларусь.

Для достижения поставленных целей в первой главе охарактеризуем сущность монопольной власти, её основные черты, показатели, а также наиболее распространённые барьеры, формирующие монополистическую структуру экономики; затем во второй главе рассмотрим основные источники и факторы формирования монополистической власти, а также характер взаимодействий между конкурирующими фирмами; далее в третьей главе рассмотрим основные функции и последствия деятельности монополистических организаций для общества; и наконец, в четвёртой заключительной главе проанализируем особенности становления и функционирования экономики Республики Беларусь в условиях несовершенной конкуренции, а также уделим внимание основным аспектам антимонопольной политики Республики Беларусь.

Оглавление

Введение..………………………………………………………………...................4

1. Сущность и показатели монопольной власти .…………………………….5-11

1.1 Сущность монопольной власти………………………………….. …………5-7

1.2 Показатели монопольной власти………………………………..................8-11

2. Источники монопольной власти…………………………………………...12-14

3. Экономические последствия монопольной власти……………………......15-20

4. Особенности проявления монопольной власти в Республике Беларусь………………………………………………………………………..........21-27

Заключение……………………………………………………………………...28-29

Список использованных источников……………….…………………………30-31

Приложение А………………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_ЭТ.docx

— 107.22 Кб (Скачать)

1) Естественная монополия - имеется в случае, если масштаб производства настолько велик, что в отрасли минимум средних издержек в долгосрочном периоде достигается при обслуживании всего рынка одной фирмой (отрасль представлена одной фирмой). Существование двух или более фирм в такой отрасли означает производство продукции с издержками большими, чем минимально возможные.  Преимущество в издержках производства монополии имеют возможность реализовать не в виде низких цен для потребителей, а в высоком уровне рентабельности (за счёт завышенных цен). Примерами естественных монополий могут служить кабельное телевидение, предприятия газо-, электро-, водоснабжения. Эти отрасли обычно находятся под контролем государства. Также к естественным монополиям относятся фирмы-собственники уникальных природных ресурсов.

2) Закрытая монополия - возникает в том случае, когда государство создаёт юридические барьеры (с помощью лицензий и патентов) для вступления в отрасль других фирм.

3) Открытая монополия - существует в том случае, если фирма выходит на рынок с совершенно новым видом продукции или услуги и в течение некоторого времени будет единственным продавцом. При этом у фирмы нет специальной защиты от конкуренции.

    Некоторые фирмы могут принадлежать сразу  к двум видам монополий. Если рассматривать  достаточно продолжительный период, то многие монополии становятся открытыми, так как возникают возможности замены уникальных природных ресурсов искусственными, истекают сроки действия патентов и лицензий, достижения науки и техники становятся доступными другим фирмам [3, c.370].

    Таким образом, монопольную власть можно определить как возможность производителя контролировать рыночную цену своего товара и воздействовать на неё, регулируя поставляемое на рынок его количество. Вследствие этого монопольное положение является для монополиста своего рода фактором производства, носителем или источником дохода. При этом рыночной властью можно обладать только в некоторой степени, так как для её длительного сохранения необходимы определённые условия, иначе говоря, необходимы барьеры для входа в отрасль, которые ограничат доступ фирм-конкурентов. 
 
 
 

    1.2 Показатели монопольной власти

    Активизация государственного регулирования рынка, усиление контроля за процессами концентрации экономической власти  обусловили необходимость количественной оценки уровня монополизации. Степень монополизации рынка означает силу рыночной власти отдельной фирмы на конкретном рынке. Единые количественные критерии и показатели оценки монополизации в хозяйственной и правовой практике развитых стран до сих пор не разработаны, но существует ряд принципов и методов, которые для этого используются.

    В 1934 г. А.П. Лернер предложил способ количественного измерения монопольной власти путём определения величины, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Показатель монопольной власти, так называемый коэффициент (индекс степени монополизации) Лернера, рассчитывался по следующей формуле:

,                       

где Р – монопольная цена, МС – предельные издержки, Е - эластичность спроса на продукцию.

    Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Чем больше этот коэффициент, тем больше монопольная  власть исследуемого объекта. Если предельные издержки (МС) равны цене (Р), то индекс Лернера равен нулю (L=0), что означает отсутствие монополии и наличие свободной конкуренции [5, c. 33-34].

    Подсчитать  такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчёта реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае формула может быть записана  следующем образом:

,

где Р  – монопольная цена, АС – средние  издержки.

    Если  умножить числитель и знаменатель  на Q, то в числители будет прибыль, а в знаменателе – совокупный (валовый) доход и формула приобретёт следующий вид:

.

    Тем самым показатель Лернера рассматривает  высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является однозначным признаком монополии. Это бывает тогда, когда велики различия между бухгалтерской и экономической прибылью, т.е. если не учитываются затраты на собственный капитал (особенно в капиталоёмких отраслях), оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска [6, 175-176].

    Но  следует отметить, что степень монополизации общественного производства в мировой практике определяется не только абсолютными размерами крупнейших корпораций, но и относительной долей сосредоточения в их руках отраслевого и общего промышленного производства.

    Органы  государственной статистики зарубежных стран постоянно контролируют процессы концентрации производства в промышленности и соотношение сил конкурентов, возможности монополизации как в разрезе отраслей и подотраслей, так и по основным товарным группам продукции.

    К концу 60-х гг. 20 века в мировой  практике сложилась система показателей концентрации рыночной власти. Сегодня в оценке уровня монополизации широко используется так называемый коэффициент концентрации – CR (Concentration Ratios), обозначающий долю фиксированного числа ранжированных по размерам предприятий в отрасли или на рынке. Он показывает процентное соотношение продаж, которое рассчитывается для определённого числа фирм, и характеризует не всю совокупность предприятий, а лишь крупнейшие, существенно влияющие на рынок и регулирующие его в своих интересах. В США и во Франции эта доля рассчитывается по данным о 4, 8, 20, 50 или 100 крупнейших компаниях, в Германии и Канаде – о 3, 6, 10 и т.д. предприятиях в отрасли или на рынке. В Англии рассчитывают долю 3 крупнейших фирм в отрасли. Это, однако, не исключает наличие в отрасли и 6 фирм, владеющих всем производством.

    Хотя  показатели CR дают представление о степени монополизации различных отраслей, они всё же не лишены некоторых недостатков. В частности, с их помощью степень концентрации определяется без учёта различий между отраслями, в которых одна фирма доминирует на рынке, и теми, где 4 или несколько крупных фирм делят его более или менее поровну.

     Для оценки степени монополизации  рынка или отрасли сегодня широко используется индекс Харфиндаля-Хиршмана (ИХХ). При его расчёте используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей. Таким образом формула принимает следующий вид:

      ИХХ= Х12 + Х22+ Х32+…+ Хn2,

      где ИХХ – индекс Херфиндаля-Хиршмана;

         Х1 – удельный вес самой крупной фирмы;

         Х2 – удельный вес следующей по величине фирмы;

          Х–  удельный вес наименьшей фирмы.

    Министерство  юстиции США использует эти индексы  для оценки потенциальных возможностей фирм в реализации ими монопольной власти. В частности, в 1984 г. было издано руководство по применению законодательства о слиянии предприятий на рынках. В нём констатируется, что допускается любое слияние предприятий, для которых ИХХ составляет менее 1000. Такой рынок рассматривается как относительно неконцентрированный. Рынок с ИХХ=1800 и более считается высококонцентрированным. При ИХХ<1800, но более 1000 требуются дополнительные исследования, а при ИХХ>1800 вероятен запрет на слияние фирм.

    При этом считается, что нормальная концентрация (неконцентрированный рынок) достигается  при условии, когда

CR3<45; ИХХ=1000,

где  CR3 – доля 3 крупнейших хозяйствующих субъектов на товарном рынке или в отрасли (в %).

    Средняя степень концентрации (умеренно концентрированный  рынок) имеет место, если

45<CR3<70; 1000<ИХХ<1800.

    Высокая степень концентрации и слабая конкурентная среда наблюдается тогда, когда

CR3>70%; ИХХ>2000

    Согласно  таблице 1, безопасный с точки зрения монополизации рынок (ИХХ<1000) предполагает наличие 10 и более конкурентных фирм. Причём доля крупнейших из них не может превышать 31% общего объёма продаж соответствующей продукции, двух крупнейших – 44, трёх – 54, четырёх – 64%.  

Таблица 1

Соотношение ИХХ и долей фиксированного числа фирм

      
ИХХ Минимальное число фирм на рынке       Максимально возможная доля (в %) крупнейших производителей при неограниченном числе фирм
одного          двух          трёх       четырёх
500 20       22       31       39       44
1000 10       31       44       54       63
1800 6       42       60       72       85
3000 4       54       75       95       100
5000 2       70       100       100       100
 

    Источник: [5, с.37]

    Также существует прямая связь между долей  рынка, контролируемой фирмой, и результатами её деятельности, т.е. прибылью, получаемой от продажи своей продукции. Это демонстрирует таблица 2.

Таблица 2

Соотношение доли рынка и прибыли, получаемой фирмой

Доля  рынка (в%) 7 7-14 14-22 22-36 36
Прибыль (в%) 9,6 12,0 13,8 17,9 30,2
 

    Источник: [5, с.38]

    Приведённые количественные оценки степени концентрации производства в отрасли характеризуют позиции крупного бизнеса, но их недостаточно для того, чтобы сделать вывод о том, что фирма обладает монопольной властью. Высокий уровень концентрации производства ещё не означает, что перед нами монополия. По размерам фирма может быть  крупной, но доля её продукции на рынке бывает незначительной, поэтому она не является монополистом. В результате, степень концентрации и степень монополизации – разные, хотя и тесно связанные между собой понятия.

    Следовательно, доминирующее положение фирмы определяется не одним, а совокупностью факторов (долей фирмы на рынке, возможностями доступа к технологиям, сырью, капиталу и т.д.). При этом доля фирмы на рынке также определяется величиной ежегодных поставок (в%). Чем она выше, тем больше потенциальные возможности фирмы для обладания монопольной властью. Чем меньше число продавцов, тем больше монопольная власть у каждого производителя-конкурента.

    В то же время кроме доминирующего  масштаба производства конкретного  товара, фирма-монополист должна наиболее полно удовлетворять запросы  производителей – производить лучшую продукцию, сокращать издержки, внедрять более совершенную систему сбыта. Другими словами, одним из критериев монополизации является постоянное совершенствование производственно-сбытовой деятельности фирмы. Только в этом случае последняя может не опасаться потери потенциальных покупателей вследствие повышения цен на продукцию [5, с.35-40]. 
 
 
 
 

Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия