Монеты российской империи 15-17 веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Монеты России XVIII — XX вв. на первый взгляд не могут предоставить исследователю подобных радостей. Они несут весь объем информации, необходимой для научных исследований: государственную принадлежность, имя правителя, дату и место чеканки, номинал, весовую норму, зачастую имя или инициалы художника, изготовившего штемпель или проектный рисунок для него, а иногда и пробу драгоценного металла, использованного для изготовления монеты.

Оглавление

Введение 3
1. Монетное дело в России в эпоху царствования Петра I 5
1.1. Монетное дело при Петре I 5
1.2. Монетные дворы 8
1.3. Монеты выпускаемы при Петре I 11
2. Реформа Петра I и развитие русской монетной системы 15
2.1. Значение и подготовка реформы 15
2.2. Денежная реформа Петра I 17
2.3. Монетное дело в постпетровкое время 20
3. Неопознанные монеты в российской нумизматике 22
3.1. Подделки и характерные дефекты монет 22
3.2. Монеты-призраки 25
Заключение 29
Литература 31

Файлы: 1 файл

курсовик - копия.docx

— 77.29 Кб (Скачать)

Последний раз тип русской  разменной монеты был изменен  в 1915 г., в связи с переименованием  Петербурга в Петроград перестали  обозначать на монетах место чеканки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Неопознанные  монеты в российской нумизматике

3.1. Подделки  и характерные дефекты монет

 

Достоверно известно, что  с самого начала регулярного чекана в России изготавливались образцовые экземпляры монет, которые затем, после  их утверждения, пробивались, прошнуровывались, снабжались соответствующим ярлыком, опечатывались сургучной печатью  и поступали на хранение в учреждение, ведавшее чеканкой. Такие образцы  имеются, например, в собрании Государственного Эрмитажа (серебряная полуполтина 1726 года) и в фондах Российского государственного архива древних актов (медная копейка 1728 года). Однако эти образцовые монеты были в первой половине XVIII века, главным образом, весовыми эталонами и эталонами пробы драгоценных металлов, а их внешний вид определял, видимо, лишь общую компоновку основных элементов оформления аверса и реверса. Именно поэтому резчики штемпелей (или форм) примерно до середины XVIII века имели полную возможность помещать на монетах портреты правителей, а также изображения гербовых орлов и других геральдических фигур своего, специфического рисунка, не говоря уже о возможности совершенно произвольного выбора различных декоративных деталей. Например, на медных копейках Петра I 1704-1718 годов чеканки насчитывается примерно 13 существенно различающихся изображений «ездеца» и около 25 видов разнообразных декоративных деталей.

Фактором, сужающим понятие  «производственный брак», являлся также уровень развития техники изготовления штемпелей (или форм) и техники чеканки. Дело в том, что почти всю первую треть XVIII века штемпеля либо полностью вырезались вручную, либо для их изготовления использовались пунсоны с негативным изображением отдельных деталей, например, элементов оперения гербового орла, корон и тому подобное3. В результате этого практически каждый штемпель, изготовленный в этот период времени, чем-то отличался от всех ранее изготовленных аналогичных штемпелей. В дальнейшем, когда это производство полностью перешло на изготовление штемпелей с помощью рабочих маточников, (а это произошло примерно с 1742 года), различия в рисунке однотипных портретов правителей и в изображениях гербов становятся сравнительно редкими и малозаметными. Тем не менее, как показали результаты обследований, проведенных В. В. Леоновым, незначительные различия в рисунке гербового орла и отдельных деталей оформления старых монет, отчеканенных из меди, обусловленные особенностями техники изготовления форм, встречаются даже в начале XX века (до 1907 года включительно).

Дефекты кружка, возникшие  не в процессе обращения, например: деформация кружка, образовавшаяся на гуртильном станке; наличие на краю монеты выемки, возникшей при вырубке кружка из полосы с перекрытием отверстия, оставшегося от ранее вырубленного кружка; заглубления на поверхности монеты, явившиеся следствием недоброкачественной прокатки полосы, и многое тому подобное.[10]

Большая группа несомненных  производственных дефектов старых монет  была вызвана частичным разрушением  рабочей поверхности штемпелей  в процессе их чеканки с образованием на монетах инородных выпуклостей; дефекты именно этой группы очень  часто принимаются не достаточно опытными нумизматами за новые, нигде  ранее не описанные, разновидности.

К производственному браку  должно быть отнесено и отсутствие гуртового оформления, стандартного для данного выпуска - насечки, узора  или надписи; такие экземпляры с  гладким гуртом, очень часто описываемые  в каталогах в качестве самостоятельных  разновидностей, чаще всего появлялись лишь в результате того, что кружок случайно не попадал на гуртильный станок, а сразу поступал на чеканку.

Одним из важнейших результатов  успешного проведения денежной реформы  Петра I (1698 — 1718) было внедрение в  денежное обращение России медной монеты, дискредитированной предшествующей реформой Алексея Михайловича(1652 — 1654).

Благодаря реформе 1698 — 1718 гг. медная монета не только превратилась в основное платежное средство для  широких народных масс 
России, но и стала для государства одним из основных средств увеличения доходов от эксплуатации монетной регалии: дефицит государственной казны неоднократно погашался за счет повышение монетной стопы медных денег и непомерного увеличения объема их чеканки. Менее чем за 20 лет, прошедших после появления в России новых монет регулярного чекана, в условиях, когда стране требовались огромные средства для ведения войны со Швецией, на строительство флота, на административные преобразования и для покрытия других государственных расходов, стопа медной монеты повышалась трижды и к 1718 г. достигла 40 руб. из пуда (вместо 12 руб. 80 коп. в 1700г.) при рыночной цене на медь порядка 8 руб. за пуд. Такая существенная разница в цене на медь сырьевую и на медь «обмонеченную», конечно же, не могла не привести к резкой активизации деятельности фальшивомонетчиков.[10]

И действительно, с поступлением в 1718 г. в обращение медных полушек, чеканенных по 40-рублевой монетной стопе, внутренний рынок страны сразу же наводнился фальшивками. Фальсификация  полушек образца 1718 г. существенно  облегчалась их малыми размерами, допускавшими чеканку с использованием ручного  инструмента, а также убогим оформлением  их аверса и реверса и отсутствием  специального оформления гурта. Поскольку  подделка этих монет достигла угрожающих размеров, были начаты поиски новых  мер борьбы с этим злом, так как  обычно применявшиеся меры устрашения оказались в данном случае, при  высокой прибыльности изготовления фальшивок, совершенно неэффективными.

Свидетельством таких  поисков считается появление  в 1721 г. пробной полушки без обозначения  номинала, но со сложным внешним  оформлением, призванным затруднить работу фальшивомонетчиков: на аверсе этой монеты помещены портрет и титул Петра I, на реверсе — вензель Петра I и дата. Вполне очевидно, что такое оформление не могло получить практического применения на монетах достоинством в 1/4 копейки: оно требовало больших затрат на изготовление сложных штемпелей, а это лишало казну значительной доли прибыли от выпуска подобных монет. Сложное внешнее оформление этой пробной монеты и отсутствие на ней обозначения номинала дали основание считать ее одно время копейкой. Однако это не так. Во-первых, ее масса равна 0,82 г, что на 0,2 г меньше нормальной массы полушки 40-рублевой монетной стопы. Во-вторых, отсутствие обозначения номинала могло быть допущено в 1721 г. только на полушке, поскольку с 1719 г. полушка была единственной медной монетой, выпускавшейся массовыми тиражами.

Чеканка полушек образца 1718 г. была прекращена в 1722 г., а с 1723 г. вместо них был начат выпуск пятикопеечников той же 40-рублевой монетной стопы.

Приступая к выпуску пятаков 40-рублевой стопы, правительство Петра I понимало, что эти монеты не только оставались чрезвычайно выгодным объектом фальсификации, но и открывали перед  фальшивомонетчиками новые возможности.

Дело в том, что в  отличие от фальшивых полушек, изготовлявшихся  чеканкой вручную, фальшивые пятаки более или менее приемлемого  качества можно было отчеканить только с использованием достаточно мощного  станочного оборудования. Однако для  фабрикации фальшивых пятаков можно  было применить значительно более  простой и дешевый способ —  отливку металла в форму, тогда  как фальшивые полушки изготавливать  литьем было невозможно из-за их малой  толщины. В связи с этим при  разработке мероприятий по выпуску  пятаков образца 1723 г. особое внимание было обращено на всемерное затруднение  подделки этих монет как способом чеканки, так и, особенно, путем отливки  металла в форму.

Таким образом, на первом этапе  предполагались следующие меры борьбы с фальсификацией новых монет:

- сложный и высококачественный  рисунок помещаемых на монете  изображений, трудно воспроизводимый  как на самодельных штемпелях,  так и при изготовлении литых  фальшивок;

- наличие на монете  больших участков гладкой поверхности,  не занятых изображениями и  надписями, на которых были  бы хорошо заметны мелкие раковины  и неровности, образующиеся при  литье;

- наличие насечки на  гурте, препятствующей воспроизведению  подлинного оформления гурта  пятаков на литых фальшивках; 
. наличие узора по краям лицевой и оборотной сторон монеты («по ребрам») с целью затруднить изготовление самодельных штемпелей, а также сохранение в тайне инструмента для нанесения узора на штемпель.

На новом образце пятака был существенно упрощен рисунок  гуртовой насечки, нанесен узор по краю поля лицевой и оборотной сторон, образованы большие участки гладкой  поверхности не только на реверсе, но и на аверсе и введен совершенно новый элемент оформления реверса  — крест к двойных линий, внутри которого помещены пересекающиеся обозначения  номинала и даты. Прежде всего, оформление в виде креста не позволяет однозначно определить, какое положение реверса монеты является правильным.

3.2. Монеты-призраки

 

Категории неопознанных относятся  те разнообразные нумизматические  объекты не вполне понятной природы, относительно каждого из которых  справедливо одно из следующих положений: 1) неясна сама суть объекта; 2) не определен монетный двор либо не удается уточнить царствование (для смежных годов); 3) существование объекта в прошлом предполагается лишь по наличию новоделов, отчеканенных подлинными штемпелями; 4) ныне не известно не только местонахождение хотя бы одного экземпляра, но даже и само существование предмета в прошлом не подтверждено ни одним реальным свидетельством (монета-призрак).

Три варианта двуязычной денги 1700 года

Вплоть до недавнего времени  продолжалась упорная полемика о  том, какие именно из трех монет или  все три являются новоделами. По твердому убеждению В.В.Узденикова, одна из трех - та, что с отверстием, - является подлинником, остальные - новоделами.

Червонец 1706 года, отчеканенный в серебре

Монета отчеканена теми же штемпелями, что и подлинный пробный  золотой червонец 1706 года.

Эту уникальную монету неясного (пока) предназначения не следует путать с серебряным новоделом, появление которого, скорее всего, и было спровоцировано существованием именно отчеканенного в серебре червонца (а не золотым подлинником).

В.В. Биткин относит необычную монету (как и червонец, отчеканенный в меди) к фантастическим новоделам, отчеканенным в металле, не свойственном подлиннику.

Копейка 1710 года, отчеканенная в серебре. Общий дизайн пробной  монеты в целом повторяет дизайн проволочных копеек. По данным В.В. Узденикова, она относится к серии пробных медных монет 1710 года, отчеканенных по стопе порядка 25 рублей из пуда меди. Отчасти поэтому в «Корпусе русских монет» она показана как медная, хотя все известные ее экземпляры отчеканены в серебре.

Возможно, в паре с серебряной монетой теми же штемпелями была отчеканена и медная копейка, не дошедшая до нас  либо пока не обнаруженная. Если медная копейка существовала, то именно она  была той пробной монетой, которая  должна была проиллюстрировать сторонникам  проекта облик новой медной копейки, имеющей стопу порядка 25 рублей из пуда. В этом случае серебряная монета, отчеканенная теми же штемпелями, видимо, была отчеканена для контраста, противопоставления, демонстрации (и в этом смысле она  тогда является демонстрационным образцом) того, что получившая старый дизайн медная копейка ни в чем не проигрывает  прежней проволочной серебряной копейке. (Между прочим, копейка 1710 года - одна из первых российских монет с  гуртовой надписью).

В.В. Биткин относит монету к фантастическим новоделам.

Двойной червонец, отчеканенный на Красном монетном дворе в 1714 году.

По хорошо аргументированной  версии старшего научного сотрудника отдела нумизматики ГИМа В.А.Дурова, это наградная монета, отчеканенная специально для вручения участникам победного сражения при мысе Гангут в 1714 году.

Двухрублевик 1718 года с латинской надписью вокруг портрета Петра I

Лицевая сторона монеты отчеканена штемпелем, использованным двумя годами ранее для чеканки лицевой  стороны червонца с латинской  надписью (отнесена В.В. Уздениковым к монетам для заграничных платежей; возможно, лучше называть его дукатом.) Оборотная сторона отчеканена обычным штемпелем двухрублевика. Скорее всего гибридная комплектация штемпелей произошла по ошибке. За это говорит чрезвычайная редкость монеты, особенно контрастирующая с намного меньшей редкостью других двухрублевиков 1718 года.

Портретная полушка 1721 года

До революции монету по неизвестной причине считали  копейкой, но поскольку вес ее всего 0, 85 г, то ее следует считать полушкой (нормативная масса полушек 40-рублевой стопы, чеканившихся в 1718 - 1722 годах, - 1, 02 г). Главное, однако, в том, что монета, по мнению В.В. Узденикова, является подделкой: 1) нельзя представить, что крупномасштабную чеканку столь мелкого номинала предполагали производить портретными штемпелями; 2) слово "первый" в титулатуре Петра I на монетах не употреблялось; 3) крайне сомнительно изображение латинизированного вензеля на монете, предназначавшейся для низших слоев российского общества. Этих соображений вполне достаточно, чтобы считать ее мистификацией.

Рублевик Екатерины II с  датой «1762», отчеканенный в золоте

Традиционно считался официальной  золотой имитацией серебряного  рублевика, предназначавшейся якобы  для награждения офицеров, участников дворцового переворота 28 июня 1762 года. Однако серьезнейшая проработка вопроса  В.В. Уздениковым, несомненно, полностью опровергает эту версию. Не решен, однако, вопрос: это но - водел или же одна из первых российских памятных монет (более того - юбилейных).

Информация о работе Монеты российской империи 15-17 веков