Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение МВФ. Вследствие этого можно определить следующие задачи данной курсовой работы: структура и сущность МВФ, взаимоотношения между РФ и МВФ и тенденции развития МВФ.
Объектом исследования является деятельность МВФ. Предметом исследования- роль МВФ в регулировании международных валютно-финансовых отношений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МВФ 4
1.1 Сущность и основные цели МВФ 4
1.2 Структура МВФ и порядок вступления 10
2 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МВФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРПЕКТИВЫ 16
2.1 Проблемы развития МВФ в условия мирового экономического кризиса 16
2.2 Перспективы развития МВФ на современном этапе 23
3 Взаимоотношения между МВФ и РОССИЕЙ 28
3.1 Экономические реформы проводимые при участии МВФ в РФ 28
3.2 Проблемы и перспективы сотрудничества МВФ с Россией 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
Уставный капитал составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.
Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США — 17,8 %; Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %; Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Италия — 4,18 %; Россия — 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,75 %.
В
МВФ действует принцип «
Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий развивающие страны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 г. было высказано намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ».
Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (МВФК; англ. International Monetary and Financial Committee). C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию — Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда (Joint IMF — World Bank Development Committee).
Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету (англ. Executive Board), то есть директорату, который несёт ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.
Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (англ. Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда (на март 2009 г. — около 2478 человек из 143 стран). Он должен быть представителем одной из европейских стран. Директор-распорядитель (с ноября 2007 г.) — Доминик Стросс-Канн (Франция), его первый заместитель — Джон Липски (США).
Глава постоянного представительства МВФ в России — Невен Матес.
Основные механизмы кредитования
1.
Резервная доля. Первая порция
иностранной валюты, которую страна-член
может приобрести в МВФ в
пределах 25 % квоты, называлась до
Ямайского соглашения «золотой»
2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае её полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100 % квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша (Credit Tranches), составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % её квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю.
3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (англ. Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х годов соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 года — до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.
4.
Механизм расширенного
В
отличие от Всемирного банка, деятельность
МВФ сосредоточена на относительно
кратковременных макроэкономических
кризисах. Всемирный банк предоставляет
кредиты только бедным странам, МВФ может
давать кредиты любой из своих стран-членов,
которая испытывает нехватку иностранной
валюты для покрытия краткосрочных финансовых
обязательств. [7]
В
условиях глобализации мирового рынка
международные экономические
С
конца 1990-х осуществлялись отдельные,
частичные корректировки
Новым и более мощным толчком к усилению процессов реформирования мировой финансовой системы стал глобальный кризис второй половины 2000-х годов. Начавшись на рынке вторичных ипотечных обязательств в США, этот кризис распространился в той или иной мере фактически на все финансовые рынки - и развитых государств, и стран с формирующимися рыночным экономиками, и развивающихся стран. Глава МВФ Доминик Стросс-Кан, выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2008 г., заявил, что срывы в осуществлении кредитной деятельности и управлении рисками и недочеты в финансовом регулировании и надзоре в США вызвали «настоящий экономический шторм» в финансовом мире». «Я полагаю, что мы должны признать провал этой системы и всего регулирования», - отметил он.[1] Глубокий и острый кризис, поразивший с 2007 г. мировую экономику, дал основание для постановки вопроса об осуществлении более кардинальной и системной реформы международных финансовых институтов.
В ноябре 2008 года на саммите Группы 20-ти был принят «План действий по реализации принципов реформы». Декларация предусматривает ведущую роль МВФ в принятии антикризисных мер и внесении предложений о реформировании мировых финансовых рынков. Последующие саммиты «двадцатки» (Лондон, 2 апреля 2009 года; Питтсбург, 24-25 сентября 2009 года) осуществляли мониторинг хода выполнения согласованных решений, конкретизировали сформулированные ранее в общем виде положения и предпринимали дальнейшие шаги по перестройке валютно-финансовой архитектуры. Важным аспектом осуществляемой реформы является внесение изменений в организационную структуру и практику деятельности МВФ, а также всей системы институтов, принимающих участие в регулировании международных валютно-финансовых отношений. Одна из главных целей «Плана действия», состоит в том, чтобы обеспечить финансирование и реформирование международных финансовых учреждений для преодоления текущего кризиса и предотвращения кризисов в будущем.
Во-первых,
под давлением ряда развивающихся
стран и стран с формирующимися
рынками МВФ осуществляет некоторые
изменения своей
Во-вторых, с учетом опыта финансовых и валютных кризисов 1990-х годов стали осуществляться меры, касающиеся кредитной деятельности МВФ, то есть оказания странам финансовой помощи с целью противодействия развитию кризисных процессов. Эти меры были нацелены на расширение доступа государств-членов к финансовым ресурсам МВФ, а также повышение быстроты реакции Фонда на возникновение кризисов на валютных и финансовых рынках. МВФ пересмотрел основу кредитования, с тем, чтобы она в большей степени соответствовала нуждам стран, и рационализировал условия, предъявляемые при предоставлении займов. В рамках шагов, предпринимаемых для поддержки стран в период глобального экономического кризиса, МВФ наращивает свой потенциал кредитования и одобрил принципиальный пересмотр порядка предоставления займов, предлагая более крупные суммы и варьируя условия кредитования в зависимости от сильных сторон и обстоятельств разных стран.
24
марта 2009г. МВФ учредил