Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 22:27, курсовая работа
Мировое хозяйство является сложной системой. Вся совокупность различных национальных экономик скреплена движением товаров, услуг и факторов производства (экономических ресурсов). На этой основе между странами возникают международные экономические отношения (внешнеэкономические связи, мирохозяйственные связи), т.е. хозяйственные отношения между резидентами и нерезидентами (юридическими и физическими лицами разных стран). Основа существования мирового хозяйства - целостность и устойчивость. Цель мирового хозяйства - удовлетворение спроса и человеческих потребностей. Порядок функционирования мирового хозяйства базируется на нормах частного и государственного права.
Введение..............................................................................................................................3
Глава 1. Мировое хозяйство..............................................................................................4
1.1 Объективные предпосылки возникновения мирового хозяйства.......................4
Этапы возникновения мирового хозяйства...........................................................5
Сущность мирового хозяйства (Основные формы МЭО):..................................7
Международное разделение труда..............................................................8
Международная торговля товарами и услугами........................................8
Торговля знаниями (передача технологий)............................................. 10
Международное движение капитала.........................................................11
Международная миграция рабочей силы.................................................13
Валютно-кредитные отношения................................................................15
Глава 2. Структура современного мирового хозяйства..............................................16
Субъекты мирового хозяйства............................................................................16
Глава 3. Международная экономическая интеграция.................................................19
3.1. Факторы, ускоряющие процессы интернационализации и интеграции........19
3.2. Виды интеграционных объединений.................................................................20
3.3. Проблемы интеграции Украины в мировое хозяйство.....................................23
Заключение.......................................................................................................................26
Список использованной литературы.............................................................................29
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) действует с 1984 года и является самым крупным региональным объединением. Численность населения 373 млн. чел., в ЕС - около 345 млн. Суммарный объем ВВП НАФТА приблизительно 7 трл. USD. НАФТА базируется на принципах, отличных от ЕС, основными из которых являются:
Безусловная инициатива и лидерство в создании НАФТА принадлежит США (экономический потенциал ВВП 100%). Так же в соглашение входят Канада (экономический потенциал ВВП 9,4%) и Мексика (экономический потенциал ВВП 5,5%). Экономический эффект НАФТА основан на резком увеличении американского экспорта, а отсюда увеличение занятости.
Ассоциация государств Юго-Восточной
Азии (АСЕАН) создана в 1967
году как договор 5 стран - Сингапур, Малайзия,
Таиланд, Филиппины,
Индонезия. В 1984 году в ассоциацию вступила
Бруней, а в 1995 году –
Вьетнам. АСЕАН является самой влиятельной
«группировкой» среди развивающихся стран.
Серьезное экономическое сотрудничество
начало развиваться с 1976 года, с момента
принятия Декларации согласия и программы
действий и подразумевало 4 сферы взаимного
экономического сотрудничества:
Основной экономический эффект ассоциации основан на создании крупного объединенного рынка с общей численностью населения в 330 млн. человек и ежегодным совокупным ВНП - 300 млрд.USD, а так же стимулировании инвесторов третьих стран вкладывать капитал в АСЕАН (беспошлинное внедрение капитала).
Латино-американская ассоциация
интеграции (ЛАИ) - крупная
интеграционная группировка, созданная
в 1980 году. Цель ЛАИ - создание латиноамериканского
общего рынка. Членами организации являются
11 стран:
Карибское содружество и
общий рынок (КАРИКОМ) является наиболее
устойчивой группировкой. Созданный в
1973 году, на основе договора, подписанного
в Тринидад и Тобаго, он включает 16 стран
Карибского бассейна и в отличие от всех
интеграционных группировок объединяет
не только независимые государства, но
и зависимые территории. В нем существуют
различные субрегиональные отделения;
наиболее продвинутыми с точки зрения
региональной интеграции являются: Карибский
общий рынок в рамках КАРИКОМ, где ликвидированы
торговые ограничения между Барбадосом,
Тринидадом и Тобаго, Гайаной, Ямайкой
и Антигуа. Страны одобрили единый таможенный
тариф по отношению к товарам третьих
стран, т.е. это фактически таможенный
союз, в основе которого лежат промышленно-сырьевые
товары. Треть взаимной торговли
составляют нефтепродукты.
Содружество независимых
государств (СНГ) создано 8 декабря 1991
года. Соглашение о его создании подписали
руководители Республики Беларусь, Российской
Федерации и Украины. 21 декабря 1991 года
в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных
государств (кроме прибалтийских государств
и Грузии) подписали Протокол к этому Соглашению,
в котором подчеркнули, что Азербайджанская
Республика, Республика Армения, Республика
Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская
Республика, Республика Молдова, Российская
Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан,
Республика Узбекистан и Украина на равноправных
началах образуют Содружество Независимых
Государств. Участники встречи единодушно
приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую
приверженность бывших союзных республик
к сотрудничеству в различных областях
внешней и внутренней политики, провозгласившую
гарантии выполнения международных обязательств
бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре
1993 года, к Содружеству присоединилась
Грузия. Содружество Независимых Государств
действует на основании Устава, принятого
Советом глав государств 22 января 1993 года.
Организация стран-экспортеров
нефти (ОПЕК) – добровольная
межправительственная экономическая
организация, задачей и главной целью
которой является координация и унификация
нефтяной политики своих
государств-членов. ОПЕК ищет пути обеспечения
стабилизации цен на нефтепродукты на
мировом и международных рынках нефти
с целью избежания колебаний цен на нефть,
имеющих вредные последствия для государств-членов
ОПЕК. Основной целью является также возвращение
государствам-членам их инвестиционных
капиталовложений в нефтедобывающие отрасли
промышленности с получением прибыли.
В 1960 году в Багдаде главные поставщики
нефти на мировой рынок—Венесуэла, Ирак,
Иран, Кувейт и Саудовская Аравия— основали
Организацию стран—экспортеров нефти
(ОПЕК). ОПЕК был зарегистрирован в Организации
Объединенных Наций 6 сентября 1962 года
(резолюция ООН №6363).
Кроме стремления увеличить доходы от нефти, а в конечном итоге установить национальный контроль над нефтяным хозяйством, членов ОПЕК объединяло также то, что они—развивающиеся страны, экономика которых финансировалась в основном за счет нефти, и были объектами эксплуатации со стороны нефтяного картеля в принципе на основе одинаковых неравноправных концессионных соглашений. ОПЕК декларируются следующие основные цели:
Европейское объединение
угля и стали (ЕОУС) и Европейское
сообщество по атомной энергии (ЕВРОАТОМ).
Европейское объединение угля и стали
(ЕОУС), первое из Европейских сообществ,
создано в 1951 6 государствами-членами.
Контролирует практически всю добычу
каменного угля, свыше 90% выплавки чугуна
и стали, около 50% добычи железной руды
в Западной Европе. Штаб-квартира в Брюсселе.
Европейское сообщество по атомной энергии
(Евратом), одно из Европейских сообществ,
создано 6 государствами-членами в 1958с
целью объединения ресурсов ядерного
сырья и атомной энергетики стран-участниц.
Штаб-квартира в Брюсселе.
3.3. Проблемы интеграции Украины в мировое хозяйство.
Эффективная интеграция Украины в
мировое экономическое
Существует ряд преобразований для интеграции Украины в мировое хозяйство и развития ее внешнеэкономических отношений (Савічев А.П. Міжнародна економіка: Підручник. - К.: Знання-Прес, 2008. , c. 129):
1. Выработка механизма
2. Энергетическое самообеспечение
3. Так как Украина имеет как
природные, исторические, так и
технико-экономические ресурсы,
4. Уровень развития
5. Одними из важнейших критериев
реализации экономических
Важным стратегическим шагом касательно создания механизма внешнеэкономических связей Украины является заключение договоров и соглашений как с молодыми независимыми государствами, которые образовались на территории бывшего СССР, так и со многими странами. Таким образом, интеграционная деятельность в Украине находится только на начальном этапе своего развития. Этому процессу способствовало принятие независимости Украины, выхода ее из состава СССР, где ее внешнеэкономические связи были блокированы границами Советского Союза (Міжнародна діяльність України: Підручник / За ред. Лукяненка Д.Г. - Київ: КНЕУ, 2008., c. 78)
В дальнейшем интеграция Украины в
мировую экономику требует
Интеграция Украины должна проходить по наиболее эффективным направлениям, которые давали бы возможность нашей стране обеспечить достаточный уровень стабильности экономики и благополучия населения. По мнению ученых, существуют следующие пути эффективной интеграции Украины в мировое хозяйство (Україна і світове господарство: взаємодія на межі тисячоліть: Навч. посібник / А. С. Філіпенко, В. С. Будкін, А. С. Гальчинський та ін. К.: Либідь, 2009. c.84):
1. Определение сфер
2. Участие в общеевропейском экономическом пространстве;
3. Максимально тесное взаимодействие с организацией ЕС;
4. Выработка четкой позиции
6. Привлечение иностранного
7. Качественное углубление
Таким образом, выбор направления интеграции Украины будет в основном зависеть от стратегических целей, которые будет преследовать наша страна на пути присоединения к мировому экономическому пространству. Но независимо от того, какое из предложенных направлений займет лидирующее место в интеграционной политике Украины, открытым остается вопрос преодоления основных проблем, которые могут в значительной мере негативно повлиять на эффективную интеграцию нашей страны в мировое хозяйство. Наше государство только входит в систему мирового хозяйства, и от того, как этот процесс будет происходить, зависит, прежде всего, возможность дальнейшего экономического и социального развития государства как органичной подсистемы мировой экономики. В процессе интеграции в мировое экономическое пространство для Украины будут характерны следующие основные проблемы:
1. Украина ещё не определилась
в полной мере с основными
направлениями и механизмом
2. Очень остро стоят вопросы
как безопасности в сфере
3. Существуют некоторые
4. Попытки активного общения
и диалога с международными
экономическими и финансовыми
институтами - как гарантами вхождения
Украины в мировой рынок и
обновления экономики - пока ведут
за собой неадекватную реакцию
широких кругов украинской
Для преодоления основных проблем на пути интеграции Украины необходимо:
1. Выработать четкую социальную
и экономическую политику
2. Создать в Украине структуры,
которые бы обеспечивали
3. Активно включаться в
4. Следует чётко определить
Таким образом, для решения основных проблем на пути интеграции Украины в мировое хозяйство требуются глубокие рыночные изменения во всей внутренней экономической и социальной системе нашей страны. Также должно уделяться значительно внимание преодолению основных проблем, которые могут возникать на пути интеграции Украины в мировую экономику. В конце хотелось бы отметить, что интеграция Украины в международное хозяйство вызовет не только значительные структурные перестройки в экономике нашей страны, но и благоприятно повлияет на мировую экономическую ситуацию в целом и возможно спровоцирует позитивные перемены в других постсоветских государствах.