Мировое хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Мировое хозяйство является сложной системой. Вся совокупность различных национальных экономик скреплена движением товаров, услуг и факторов производства (экономических ресурсов). На этой основе между странами возникают международные экономические отношения (внешнеэкономические связи, мирохозяйственные связи), т.е. хозяйственные отношения между резидентами и нерезидентами (юридическими и физическими лицами разных стран). Основа существования мирового хозяйства - целостность и устойчивость. Цель мирового хозяйства - удовлетворение спроса и человеческих потребностей. Порядок функционирования мирового хозяйства базируется на нормах частного и государственного права.

Оглавление

Введение..............................................................................................................................3
Глава 1. Мировое хозяйство..............................................................................................4
1.1 Объективные предпосылки возникновения мирового хозяйства.......................4
Этапы возникновения мирового хозяйства...........................................................5
Сущность мирового хозяйства (Основные формы МЭО):..................................7
Международное разделение труда..............................................................8
Международная торговля товарами и услугами........................................8
Торговля знаниями (передача технологий)............................................. 10
Международное движение капитала.........................................................11
Международная миграция рабочей силы.................................................13
Валютно-кредитные отношения................................................................15
Глава 2. Структура современного мирового хозяйства..............................................16
Субъекты мирового хозяйства............................................................................16
Глава 3. Международная экономическая интеграция.................................................19
3.1. Факторы, ускоряющие процессы интернационализации и интеграции........19
3.2. Виды интеграционных объединений.................................................................20
3.3. Проблемы интеграции Украины в мировое хозяйство.....................................23
Заключение.......................................................................................................................26
Список использованной литературы.............................................................................29

Файлы: 1 файл

Курсовая по политэкономии.docx

— 89.68 Кб (Скачать)

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) действует  с 1984 года и является самым крупным  региональным объединением. Численность  населения 373 млн. чел., в ЕС - около 345 млн. Суммарный объем ВВП НАФТА  приблизительно 7 трл. USD. НАФТА базируется на принципах, отличных от ЕС, основными из которых являются:

  • поэтапное, в течение 15 лет, устранение таможенных пошлин и неторговых ограничений;
  • либерализация инвестиционного режима;
  • обеспечение высокого уровня защиты интеллектуальной собственности;
  • разработка совместной программы по борьбе с загрязнением окружающей среды.

Безусловная инициатива и  лидерство в создании НАФТА принадлежит  США (экономический потенциал ВВП 100%). Так же в соглашение входят Канада (экономический потенциал ВВП 9,4%) и Мексика (экономический потенциал  ВВП 5,5%). Экономический эффект НАФТА  основан на резком увеличении американского экспорта, а отсюда увеличение занятости.

Ассоциация государств Юго-Восточной  Азии (АСЕАН) создана в 1967 
году как договор 5 стран - Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, 
Индонезия. В 1984 году в ассоциацию вступила Бруней, а в 1995 году – 
Вьетнам. АСЕАН является самой влиятельной «группировкой» среди развивающихся стран. Серьезное экономическое сотрудничество начало развиваться с 1976 года, с момента принятия Декларации согласия и программы действий и подразумевало 4 сферы взаимного экономического сотрудничества:

  • Доступ товаров в рамках взаимной торговли топливо и продовольствие;
  • Сотрудничество в сфере торговли (при совместном выходе на внешние рынки и рынки третьих стран);
  • Производственное сотрудничество;
  • Экономические связи, выработка общей позиции по экономическим проблемам, представляющим общий интерес для всех членов.

Основной экономический  эффект ассоциации основан на создании крупного объединенного рынка с общей численностью населения в 330 млн. человек и ежегодным совокупным ВНП - 300 млрд.USD, а так же стимулировании инвесторов третьих стран вкладывать капитал в АСЕАН (беспошлинное внедрение капитала).

Латино-американская ассоциация интеграции (ЛАИ) - крупная 
интеграционная группировка, созданная в 1980 году. Цель ЛАИ - создание латиноамериканского общего рынка. Членами организации являются 11 стран:

  • более развитые (Аргентина, Бразилия, Мексика);
  • средний уровень (Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили);
  • наименее развитые (Боливия, Парагвай, Эквадор).

Карибское содружество и  общий рынок (КАРИКОМ) является наиболее устойчивой группировкой. Созданный в 1973 году, на основе договора, подписанного в Тринидад и Тобаго, он включает 16 стран Карибского бассейна и в отличие от всех интеграционных группировок объединяет не только независимые государства, но и зависимые территории. В нем существуют различные субрегиональные отделения; наиболее продвинутыми с точки зрения региональной интеграции являются: Карибский общий рынок в рамках КАРИКОМ, где ликвидированы торговые ограничения между Барбадосом, Тринидадом и Тобаго, Гайаной, Ямайкой и Антигуа. Страны одобрили единый таможенный тариф по отношению к товарам третьих стран, т.е. это фактически таможенный союз, в основе которого лежат промышленно-сырьевые товары. Треть взаимной торговли 
составляют нефтепродукты.

Содружество независимых  государств (СНГ) создано 8 декабря 1991 
года. Соглашение о его создании подписали руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии) подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия. Содружество Независимых Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года.

Организация стран-экспортеров  нефти (ОПЕК) – добровольная 
межправительственная экономическая организация, задачей и главной целью 
которой является координация и унификация нефтяной политики своих 
государств-членов. ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на мировом и международных рынках нефти с целью избежания колебаний цен на нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением прибыли. В 1960 году в Багдаде главные поставщики нефти на мировой рынок—Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия— основали 
Организацию стран—экспортеров нефти (ОПЕК). ОПЕК был зарегистрирован в Организации Объединенных Наций 6 сентября 1962 года (резолюция ООН №6363).

Кроме стремления увеличить  доходы от нефти, а в конечном итоге установить национальный контроль над нефтяным хозяйством, членов ОПЕК объединяло также то, что они—развивающиеся страны, экономика которых финансировалась в основном за счет нефти, и были объектами эксплуатации со стороны нефтяного картеля в принципе на основе одинаковых неравноправных концессионных соглашений. ОПЕК декларируются следующие основные цели:

  • Координация и унификация нефтяной политики государств-членов ОПЕК;
  • Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных 
    средств защиты их интересов;
  • Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти;
  • Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения:
  • устойчивых доходов стран-производителей нефти,
  • эффективного, регулярного снабжения стран-потребителей,
  • справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность,
  • охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих 
    поколений,
  • сотрудничество со странами - не членами ОПЕК в целях реализации 
    инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Европейское объединение  угля и стали (ЕОУС) и Европейское 
сообщество по атомной энергии (ЕВРОАТОМ). Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), первое из Европейских сообществ, создано в 1951 6 государствами-членами. Контролирует практически всю добычу каменного угля, свыше 90% выплавки чугуна и стали, около 50% добычи железной руды в Западной Европе. Штаб-квартира в Брюсселе. Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), одно из Европейских сообществ, создано 6 государствами-членами в 1958с целью объединения ресурсов ядерного сырья и атомной энергетики стран-участниц. Штаб-квартира в Брюсселе.

3.3. Проблемы интеграции  Украины в мировое хозяйство.

Эффективная интеграция Украины в  мировое экономическое пространство является неотложной задачей развития её экономики. Но для того, чтобы  этот процесс принёс ожидаемые результаты, необходимо и реализовать несколько  важных исходных положений.

Существует ряд преобразований для интеграции Украины в мировое хозяйство и развития ее внешнеэкономических отношений (Савічев А.П. Міжнародна економіка: Підручник. - К.: Знання-Прес, 2008. , c. 129):

1. Выработка механизма внешнеэкономических  связей:

2.  Энергетическое самообеспечение

3. Так как Украина имеет как  природные, исторические, так и  технико-экономические ресурсы,  она является носителем огромного  экономического потенциала. Но территория  Украины слабо изучена в геологическом  и гидрогеологическом аспектах. Дальнейшее исследование поможет  более продуктивно использовать  данные ресурсные возможности.

4. Уровень развития производительных  сил является одним из тех  технико-экономических факторов, которые  в наибольшей мере способствуют  интеграции Украины. 

5. Одними из важнейших критериев  реализации экономических интересов  нашей страны являются обеспечение  более высокой экономической  эффективности отраслей ее национальной  экономики

Важным стратегическим шагом касательно создания механизма внешнеэкономических  связей Украины является заключение договоров и соглашений как с  молодыми независимыми государствами, которые образовались на территории бывшего СССР, так и со многими  странами. Таким образом, интеграционная деятельность в Украине находится только на начальном этапе своего развития. Этому процессу способствовало принятие независимости Украины, выхода ее из состава СССР, где ее внешнеэкономические связи были блокированы границами Советского Союза (Міжнародна діяльність України: Підручник / За ред. Лукяненка Д.Г. - Київ: КНЕУ, 2008., c. 78)

В дальнейшем интеграция Украины в  мировую экономику требует радикальных  рыночных преобразований во всей внутренней хозяйственной системе, которые  способствовали бы реализации основных направлений эффективной интеграционной деятельности нашей страны.

Интеграция Украины должна проходить  по наиболее эффективным направлениям, которые давали бы возможность нашей  стране обеспечить достаточный уровень  стабильности экономики и благополучия населения. По мнению ученых, существуют следующие пути эффективной интеграции Украины в мировое хозяйство (Україна і світове господарство: взаємодія на межі тисячоліть: Навч. посібник / А. С. Філіпенко, В. С. Будкін, А. С. Гальчинський та ін. К.: Либідь, 2009. c.84):

1. Определение сфер сотрудничества  с другими странами. Данное сотрудничество  должно осуществляться на отраслевой  основе, а особенно в научно-технической,  энергетической, продовольственной  и экологической сферах. Чрезвычайно важным шагом навстречу Европе должны стать такие акции, как присоединение Украины к соответствующим научно-техническим (например, аэрокосмической, конструирования новых материалов), информационным и другим программам;

2. Участие в общеевропейском экономическом пространстве;

3. Максимально тесное взаимодействие с организацией ЕС;

4. Выработка четкой позиции участия  в Международном валютном фонде,  Мировом банке реконструкции  и развитии, Генеральном соглашении  по торговле и тарифах, Международной  организации труда, Всемирной организации торговли;

6. Привлечение иностранного капитала  в уже функционирующие хозяйственные  объекты и создание иностранными  инвесторами фирм и предприятий  на территории нашей страны;

7. Качественное углубление сотрудничества  в Черноморском регионе

Таким образом, выбор направления  интеграции Украины будет в основном зависеть от стратегических целей, которые  будет преследовать наша страна на пути присоединения к мировому экономическому пространству. Но независимо от того, какое  из предложенных направлений займет лидирующее место в интеграционной политике Украины, открытым остается вопрос преодоления основных проблем, которые  могут в значительной мере негативно  повлиять на эффективную интеграцию нашей страны в мировое хозяйство. Наше государство только входит в систему мирового хозяйства, и от того, как этот процесс будет происходить, зависит, прежде всего, возможность дальнейшего экономического и социального развития государства как органичной подсистемы мировой экономики. В процессе интеграции в мировое экономическое пространство для Украины будут характерны следующие основные проблемы:

1. Украина ещё не определилась  в полной мере с основными  направлениями и механизмом структурной  перестройки экономики с учётом  особенностей развития мировой  системы хозяйствования, а также  реальных возможностей и направлений  интегрирования в неё Украины.

2. Очень остро стоят вопросы  как безопасности в сфере внешнеэкономических  отношений, так и вообще экономической безопасности.

3. Существуют некоторые противоречия  регионального характера, устранение  которых возможно только на  долгосрочных договорных началах.

4. Попытки активного общения  и диалога с международными  экономическими и финансовыми  институтами - как гарантами вхождения  Украины в мировой рынок и  обновления экономики - пока ведут  за собой неадекватную реакцию  широких кругов украинской общественности.

Для преодоления основных проблем  на пути интеграции Украины необходимо:

1. Выработать четкую социальную  и экономическую политику прихода  к рынку.

2. Создать в Украине структуры,  которые бы обеспечивали функционирование  внешнеэкономического комплекса, всей инфраструктуры внешнеэкономических связей.

3. Активно включаться в интеграционные  процессы, с определением глобальных  национальных приоритетов и их  сбалансированности с другими,  существующими в мировом экономическом  пространстве.

4. Следует чётко определить ориентиры  нашего государства в развитии  его внутренней экономики, и  в поисках его будущего места  в мировом хозяйстве(Козак Ю.Г., Ковалевський В.В. Міжнародна економіка: в питаннях та відповідях: Навчальний посібник. - К.: Центр навчальної літератури, 2009. , c. 137).

Таким образом, для решения основных проблем на пути интеграции Украины  в мировое хозяйство требуются  глубокие рыночные изменения во всей внутренней экономической и социальной системе нашей страны. Также должно уделяться значительно внимание преодолению основных проблем, которые могут возникать на пути интеграции Украины в мировую экономику. В конце хотелось бы отметить, что интеграция Украины в международное хозяйство вызовет не только значительные структурные перестройки в экономике нашей страны, но и благоприятно повлияет на мировую экономическую ситуацию в целом и возможно спровоцирует позитивные перемены в других постсоветских государствах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Мировое хозяйство