Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 10:44, контрольная работа
Производитель стремится получить максимальную прибыль и для этого ведет свою производственную деятельность с учетом спроса на создаваемую продукцию, цен на ресурсы и многих других факторов.
Потребитель имеет своей целью максимальное удовлетворение своих потребностей, получение максимальной полезности от приобретенных им товаров и услуг, исходя из имеющегося у него дохода, личных пристрастий, а также с учетом рыночных цен на товары и услуги.
Введение.
1. Анализ потребительских предпочтений. Функция полезности.
2. Норма замещения и предельная норма замещения.
3. Бюджетные ограничения.
4. Оптимальный выбор потребителя.
5. Эластичность спроса потребителя.
6. Поведение потребителя и классификация спроса.
Заключение.
Использованная литература
Предпочтения потребителя
5. Эластичность спроса потребителя
Используем рассмотренную нами теорию потребительского поведения для более полного и глубокого анализа категории спроса.
Как известно, величина спроса определяет то количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом уровне цен. Если ограничить наше исследование, как и раньше, двумя товарами и предположить неизменность рыночных цен, то при последовательном возрастании дохода потребителя его точка оптимума будет смещаться.
Товары и услуги можно классифицировать и отнести их либо к нормальным товарам, либо к относительно худшим товарам.
Для нормальных товаров и услуг кривые Энгеля всегда будут возрастающими, поскольку рост доходов потребителя вызывает рост его спроса. При этом, если доход увеличивается, потребление обоих благ возрастает, но доля дохода, ассигнуемого на первый товар, сокращается, а на второй товар – увеличивается, то товар 1 относится к необходимым, а товар 2 – к предметам роскоши.
Практика показывает,
что возрастание дохода в 2
раза не ведет к
Если потребление какого-либо товара или услуги сокращается, несмотря на прирост дохода, такой товар относится к группе относительно худших, а его зависимость «доход – спрос» будет убывающей.
Обычно эти товары отличаются более низким качеством, чем их аналоги, и потребители предпочитают отказываться от их потребления по мере увеличения своих доходов.
Зависимость
между изменением дохода
Коэффициентом эластичности спроса по доходу называется относительное увеличение спроса (ΔQ/Q) к относительному увеличению дохода (ΔR/R) и находится по формуле:
.
Отметим некоторые
общие свойства понятия
.
.
Доказательство:
(по определению).
.
.
Для большинства
товаров коэффициент
- для предметов первой необходимости,
- для предметов роскоши.
Если же
коэффициент эластичности
Необходимо также отметить, что эластичность спроса по доходу на один и тот же товар может колебаться в зависимости от уровня дохода рассматриваемого потребителя.
Подобным же
образом можно
Предположим, что доход потребителя R и цена Р2 остаются неизменными в течение всего рассматриваемого периода, а цена Р1 постепенно снижается.
Очевидно, что падение цены Р1 вызывает повышение спроса на товар 1, т.е. q1 увеличивается. Столь же однозначно сказать что-либо про товар 2 мы не можем, поскольку наблюдаются противоположные эффекты.
С одной стороны, падение цены Р1 вызывает рост реальных доходов индивидуума, поскольку увеличивается количество товаров и услуг, которые он может приобрести на сэкономленные деньги. Данный эффект носит название эффекта дохода и вызывает рост спроса на оба товара, в том числе и на товар 2.
С другой стороны, снижение цены Р1 формирует у потребителя желание заменить более дорогой товар 2 более дешевым товаром 1, и тем самым сокращается спрос на товар 2. Данное явление принято называть эффектом замещения, и оно, как мы убедились, оказывает прямо противоположное воздействие на спрос q2.
Итоговый результат
зависит от того, какой из эффектов
будет более сильным и более
значимым для потребителя (
Полученные
результаты можно пересмотреть,
если включить в анализ
Описанный
парадокс носит название
За исключением
товаров Гиффена, для всей
Количественную зависимость между спросом и ценами также можно подсчитать, используя коэффициент эластичности спроса по ценам, показывающий относительное увеличение спроса (∆*/*) к относительному изменению цены (∆Р/Р). Формула расчета данного коэффициента аналогична формуле эластичности по доходу и записывается следующим образом:
.
Для всех
товаров, не подпадающих под
действие парадокса Гиффена,
Спрос считается неэластичным, если 0<<1;
Имеет единичную эластичность, если =1;
Оцениваются как эластичный, если >1.
Какие же
факторы определяют уровень
Во-первых, наличие
и доступность товаров-
Во-вторых, доля
затрат на данный товар в
совокупном бюджете
И наконец,
в-третьих, фактор времени.
В силу названых
выше факторов спрос на
Эти же причины объясняют, почему при разных уровнях цен эластичность спроса на один и тот же товар различна, т.е. почему коэффициент ценовой эластичности зависит от уровня цен.
До сих пор, говоря о спросе, мы имели в виду лишь его самое общее определение. Между тем анализ потребительского поведения позволяет выделить две специфические его разновидности: функциональный спрос, обусловленный присущими данному благу потребительскими качествами, и нефункциональный спрос, возникающий у потребителя не в силу потребительских характеристик товара, а под влиянием каких-либо факторов. Рассмотрим эти факторы более подробно.
Первой разновидностью нефункционального спроса
Является спрос,
обусловленный внешними
Следующей
разновидностью
Наконец,
третья разновидность
Спекулятивный
спрос возникает в условиях
дефицита того или иного
Результирующее
изменение кривой спроса на
реальном рынке будет
Заключение
Ограничение возможностей потребителя связано с изменением цен на товары и доходов потребителей. При повышении цены спрос уменьшается, а в последствии приближается к предыдущему. При повышении доходов происходит выбор более качественных товаров.
Основной
эффект имеют \доходы
Таблица 1
q2 q1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
3 |
3 |
6 |
9 |
12 |
15 |
4 |
4 |
8 |
12 |
16 |
20 |
Таблица 2
Динамика нормы замещения
q1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||||
q2 |
60 |
30 |
20 |
15 |
12 |
10 | ||||
H3 |
30 |
10 |
5 |
3 |
2 |
Информация о работе Микроэкономика-основная составляющая экономики