Микроэкономика-основная составляющая экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 10:44, контрольная работа

Краткое описание

Производитель стремится получить максимальную прибыль и для этого ведет свою производственную деятельность с учетом спроса на создаваемую продукцию, цен на ресурсы и многих других факторов.
Потребитель имеет своей целью максимальное удовлетворение своих потребностей, получение максимальной полезности от приобретенных им товаров и услуг, исходя из имеющегося у него дохода, личных пристрастий, а также с учетом рыночных цен на товары и услуги.

Оглавление

Введение.
1. Анализ потребительских предпочтений. Функция полезности.
2. Норма замещения и предельная норма замещения.
3. Бюджетные ограничения.
4. Оптимальный выбор потребителя.
5. Эластичность спроса потребителя.
6. Поведение потребителя и классификация спроса.
Заключение.
Использованная литература

Файлы: 1 файл

Микроэкономика.docx

— 307.85 Кб (Скачать)

     Предпочтения  потребителя

 

 

5. Эластичность спроса потребителя

 

 

     Используем рассмотренную нами теорию потребительского поведения для более полного и глубокого анализа категории спроса.

     Как известно, величина спроса определяет то количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом уровне цен. Если ограничить наше исследование, как и раньше, двумя товарами и предположить неизменность рыночных цен, то при последовательном возрастании дохода потребителя его точка оптимума будет смещаться.

     Товары и услуги можно классифицировать и отнести их либо к нормальным товарам, либо к относительно худшим товарам.

     Для нормальных товаров и услуг кривые Энгеля всегда будут возрастающими, поскольку рост доходов потребителя вызывает рост его спроса. При этом, если доход увеличивается, потребление обоих благ возрастает, но доля дохода, ассигнуемого на первый товар, сокращается, а на второй товар – увеличивается, то товар 1 относится к необходимым, а товар 2 – к предметам роскоши.

     Практика показывает, что возрастание дохода в 2 раза не ведет к пропорциональному  увеличению числа костюмов или  продуктов питания потребителей, хотя возможны и исключения. Напротив, расходы на товары длительного пользования, или на отпуск, или на посещение театра могут вырасти в гораздо большей степени, чем увеличится доход потребителя.

     Если потребление  какого-либо товара или услуги сокращается, несмотря на прирост дохода, такой товар относится к группе относительно худших, а его зависимость «доход – спрос» будет убывающей.

     Обычно эти  товары отличаются более низким качеством, чем их аналоги, и потребители предпочитают отказываться от их потребления по мере увеличения своих доходов.

     Зависимость  между изменением дохода потребителя  и величиной его спроса можно  оценить более точно при помощи  коэффициента эластичности.

     Коэффициентом  эластичности спроса по доходу  называется относительное увеличение спроса (ΔQ/Q) к относительному увеличению дохода (ΔR/R) и находится по формуле:

     .

     Отметим некоторые  общие свойства понятия эластичности.

  1. Эластичность фактора Q по фактору R – величина, обратная эластичность фактора R по фактору Q:

     .

  1. Если коэффициент эластичности больше нуля, то зависимость рассматриваемых факторов возрастающая; если коэффициент эластичности меньше нуля, то зависимость убывающая.
  2. Если фактор Р связан с фактором Q, а фактор Q связан с фактором R, то эластичность фактора R по фактору Р можно подсчитать по формуле:

     .

     Доказательство:

     (по определению).

     .

  1. Для больших приращений величин спроса и дохода используется формула дуговой эластичности, которая имеет следующий вид:

     .

  1. Если зависимость между двумя факторами является степенной, т.е. Q=CPE, эластичность такой зависимости равна коэффициенту Е.

     Для большинства  товаров коэффициент эластичности  спроса по доходу положительный,  причем для товаров первой  необходимости эластичность ниже, чем для предметов роскоши.

     - для предметов первой необходимости,

     - для предметов роскоши.

     Если же  коэффициент эластичности отрицательный,  данный товар относится к группе  относительно худших.

     Необходимо также отметить, что эластичность спроса по доходу на один и тот же товар может колебаться в зависимости от уровня дохода рассматриваемого потребителя.

     Подобным же  образом можно проанализировать  влияние изменения цен на оптимальный  выбор потребителя и его спрос.

     Предположим, что доход потребителя R и цена Р2 остаются неизменными в течение всего рассматриваемого периода, а цена Р1 постепенно снижается.

     Очевидно, что  падение цены Р1 вызывает повышение спроса на товар 1, т.е. q1 увеличивается. Столь же однозначно сказать что-либо про товар 2 мы не можем, поскольку наблюдаются противоположные эффекты.

     С одной  стороны, падение цены Р1 вызывает рост реальных доходов индивидуума, поскольку увеличивается количество товаров и услуг, которые он может приобрести на сэкономленные деньги. Данный эффект носит название эффекта дохода и вызывает рост спроса на оба товара, в том числе и на товар 2.

     С другой  стороны, снижение цены Р1 формирует у потребителя желание заменить более дорогой товар 2 более дешевым товаром 1, и тем самым сокращается спрос на товар 2. Данное явление принято называть эффектом замещения, и оно, как мы убедились, оказывает прямо противоположное воздействие на спрос q2.

     Итоговый результат  зависит от того, какой из эффектов  будет более сильным и более  значимым для потребителя (табл. 3).

     Полученные  результаты можно пересмотреть, если включить в анализ относительно  худшие товары. Пусть таким является  товар 1. В этом случае эффект  дохода для него будет величиной  отрицательной, а эффект замещения  по абсолютному значению существенно  сократится. Теоретически можно  представить такой случай, когда эффект дохода будет настолько сильным, что общее потребление данного товара сократится в результате падения цен.

     Описанный  парадокс носит название парадокса  Гиффена, а товары, на которые  он распространяется, называют товаром  Гиффена.

     За исключением  товаров Гиффена, для всей товарной  массы действует общее правило,  согласно которому потребление товара и, соответственно, спрос на него падают, если цены на него увеличиваются, или увеличивается, если цены падают.

     Количественную зависимость между спросом и ценами также можно подсчитать, используя коэффициент эластичности спроса по ценам, показывающий относительное увеличение спроса (∆*/*) к относительному изменению цены (∆Р/Р). Формула расчета данного коэффициента аналогична формуле эластичности по доходу и записывается следующим образом:

     .

     Для всех  товаров, не подпадающих под  действие парадокса Гиффена, коэффициенты  эластичности спроса по цене  являются величинами отрицательными, но по абсолютной величине – различными для отдельных товаров.

     Спрос считается  неэластичным, если 0<<1;

     Имеет единичную эластичность, если =1;

     Оцениваются  как эластичный, если >1.

     Какие же  факторы определяют уровень ценовой  эластичности спроса на различные  товары? Их несколько.

     Во-первых, наличие  и доступность товаров-заменителей.  Чем больше заменителей будет  иметь рассматриваемый товар,  тем сильнее прореагирует потребитель на изменение цены, тем выше будет эластичность. И наоборот, отсутствие или ограниченная доступность заменителей вынудят потребителя смириться с ростом цен и сохранить спрос практически на прежнем уровне.

     Во-вторых, доля  затрат на данный товар в  совокупном бюджете потребителя.  Чем выше эти затраты, тем  выше будет и эластичность.

     И наконец,  в-третьих, фактор времени. Для  большинства товаров спрос более  эластичен в долгосрочном периоде,  чем в краткосрочном. Это обусловлено  как относительной консервативностью потребительских вкусов и предпочтений, так и наличием у потребителя определенных запасов, в силу чего резкое резкое изменение спроса на первом этапе начинает сказываться в последующие периоды.

     В силу названых  выше факторов спрос на предметы  первой необходимости бывает, как  правило, неэластичным, а спрос  на предметы роскоши – эластичным.

     Эти же причины  объясняют, почему при разных уровнях цен эластичность спроса на один и тот же товар различна, т.е. почему коэффициент ценовой эластичности зависит от уровня цен.

 

 

  1. Поведение потребителя и классификация спроса

 

 

     До сих пор, говоря о спросе, мы имели в виду лишь его самое общее определение. Между тем анализ потребительского поведения позволяет выделить две специфические его разновидности: функциональный спрос, обусловленный присущими данному благу потребительскими качествами, и нефункциональный спрос, возникающий у потребителя не в силу потребительских характеристик товара, а под влиянием каких-либо факторов. Рассмотрим эти факторы более подробно.

     Первой разновидностью  нефункционального спроса

 Является спрос,  обусловленный внешними воздействиями.  К наиболее значимым внешним  воздействиям, или эффектам, относятся  следующие:

  • эффект присоединения к большинству, или эффект вагона. Стремление людей не отстать от моды, от жизни, быть «не хуже других», не казаться «белой вороной» вызывает увеличение первоначального функционального спроса на определенную величину и, соответственно, смещение кривой спроса вправо. Увеличение тем больше, чем больше рассматриваемый товар покупают окружающие потребителя люди;
  • эффект сноба. Этот эффект оказывает прямо противоположное влияние на покупателя. Настойчивое желание потребителя быть исключительным, выделяться из общей массы вызывает падение спроса и соответствующее смещение кривой спроса влево тем больше, чем большим спросом данный товар пользуется у других людей;
  • эффект показательного потребления, или эффект Веблена. Этот эффект отражает такое на первый взгляд парадоксальное явление, как увеличение спроса на некоторый товар в силу того, что он имеет более высокую по сравнению со своими аналогами цену. Это происходит в том случае, когда потребитель ассоциирует повышенную цену на товар с большой престижностью, своего рода элитарностью данного товара, что вызывает дополнительный спрос. Не противоречит ли этот эффект закону спроса? Ни в коем случае. Ибо обратная зависимость между ценой или величиной спроса сохраняется, однако сама кривая спроса смещается вправо.

     Следующей  разновидностью нефункционального  спроса можно считать нерациональный  спрос потребителя. Под эту  категорию попадают все покупки,  которые не планируются потребителем, а происходят под влиянием  минутных капризов и желаний.  Многие крупные магазины сознательно  стимулируют данную разновидность  спроса у такой специфической  потребительской группы, как родители с детьми, устанавливая у кассовых аппаратов стеллажи с конфетами и забавными игрушками.

     Наконец,  третья разновидность нефункционального  спроса – спрос спекулятивный,  хорошо известный в нашей стране.

     Спекулятивный  спрос возникает в условиях  дефицита того или иного товара, когда рыночное предложение недостаточно  или искусственно сокращается  в ожидании более высоких цен.  Кривая спроса смещается вправо, а рыночная цена на товар  возрастает.

     Результирующее  изменение кривой спроса на  реальном рынке будет определяться  совокупным воздействием ценовых  и неценовых, в том числе  рассмотренных выше, факторов. Вместе  с тем для каждого уровня  цены существует такая величина  спроса на товар, когда люди  перестают реагировать на изменение  объема спроса остальных потребителей, т.е. для каждой цены существует определенный объем спроса, определяющий его кривую.

 

 

     Заключение

 

 

     Ограничение возможностей потребителя связано с изменением цен на товары и доходов потребителей. При повышении цены спрос уменьшается, а в последствии приближается к предыдущему. При повышении доходов происходит выбор более качественных товаров.

     Основной  эффект имеют \доходы потребителей  и ценовой фактор.

 

 

 

Таблица 1

q2 q1

1

2

3

4

5

1

1

2

3

4

5

2

2

4

6

8

10

3

3

6

9

12

15

4

4

8

12

16

20


 

Таблица 2

     Динамика нормы  замещения

q1

1

2

3

4

5

6

q2

60

30

20

15

12

10

H3

30

10

5

3

2

Информация о работе Микроэкономика-основная составляющая экономики