Микроэкономика-основная составляющая экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 10:44, контрольная работа

Краткое описание

Производитель стремится получить максимальную прибыль и для этого ведет свою производственную деятельность с учетом спроса на создаваемую продукцию, цен на ресурсы и многих других факторов.
Потребитель имеет своей целью максимальное удовлетворение своих потребностей, получение максимальной полезности от приобретенных им товаров и услуг, исходя из имеющегося у него дохода, личных пристрастий, а также с учетом рыночных цен на товары и услуги.

Оглавление

Введение.
1. Анализ потребительских предпочтений. Функция полезности.
2. Норма замещения и предельная норма замещения.
3. Бюджетные ограничения.
4. Оптимальный выбор потребителя.
5. Эластичность спроса потребителя.
6. Поведение потребителя и классификация спроса.
Заключение.
Использованная литература

Файлы: 1 файл

Микроэкономика.docx

— 307.85 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНБАССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

 

Кафедра «Экономическая теория и право»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по микроэкономике на тему:

«Ограничение возможностей потребителя»

 

 

 

Выполнил: студент гр. ЗЭП-44б

                                          Бугай М.В.

                                                                  Проверила: Норкина Т.П.

 

 

 

Макеевка-2009

Содержание

 

 

     Введение.

  1. Анализ потребительских предпочтений. Функция полезности.
  2. Норма замещения и предельная норма замещения.
  3. Бюджетные ограничения.
  4. Оптимальный выбор потребителя.
  5. Эластичность спроса потребителя.
  6. Поведение потребителя и классификация спроса.

     Заключение.

     Использованная  литература

 

     Введение

 

 

     Производитель  стремится получить максимальную  прибыль и для этого ведет  свою производственную деятельность  с учетом спроса на создаваемую  продукцию, цен на ресурсы и  многих других факторов.

     Потребитель имеет своей целью максимальное удовлетворение своих потребностей, получение максимальной полезности от приобретенных им товаров и услуг, исходя из имеющегося у него дохода, личных пристрастий, а также с учетом рыночных цен на товары и услуги.

     В данной  работе будут рассмотрены вопросы  рационального поведения и оптимального  выбора потребителя, а также  затронуты проблемы, связанные со  спросом и более углубленным  анализом факторов, определяющих  его эластичность.

 

 

  1. Анализ потребительских предпочтений. Функция полезности

 

 

     Как известно, выходя на рынок, потребитель  сталкивается с бесконечно большим  количеством товаров и услуг.  Для того, чтобы упростить анализ, предположим существование всего двух товаров.

     Пусть потребитель выбирает товар 1 в количестве q1, а товар 2 в количестве q2. Тогда набор (q1,q2) определяет потребительскую корзину, включающую то или иное количество товаров 1 и 2 и обладающую для потребителя некоторым качеством, которое можно измерить.

     Если наборы пищевые, таким качеством будет калорийность набора, либо содержание в нем витамина С, либо содержание в рем сахара. Если расстраиваемые товары – металлы, таким качеством будет прочность сплава либо температура его плавления. Если товары – это утеплители, качеством набора будет теплопроводность набора, состоящего из двух утеплителей, и т.д.

     Разумеется, не всякое качество товара можно измерить количественно. Например, качество обуви оценивается и продолжительностью носки (ее можно охарактеризовать сроком), и красотой модели (красоту числом охарактеризовать невозможно). Тем не менее в дальнейшем мы будем считать, что каждой потребительской корзине (q1,q2) соответствует некоторое число U, называемое полезностью. Математически это означает, что задана функция полезности . Например, очень часто используется функция полезности Кобба–Дугласа, имеющая вид .

     Функцию полезности можно изобразить в виде таблицы значений функции. Для функции полезности такая таблица будет иметь следующий вид (табл. 1).

     Совокупность потребительских корзин, обеспечивающих потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей,  т.е. имеющих одинаковую для него полезность, называется кривой безразличия.

     Рассмотрим  несколько особых случаев.

  1. Набор товаров, являющихся совершенными заменителями.

     К данной  группе товаров относятся все  предметы и услуги, которые потребитель  готов заменять один на другой  в постоянном соотношении. Проанализируем  наиболее простую ситуацию, когда товары заменяются в пропорции один к одному. Например, выбор между синими и красными карандашами. Потребителю необходимо приобрести 10 карандашей, и ему безразлично, какого они цвета.

     Функция полезности  в этом случае будет иметь  вид:  или при U=10: .

  1. Набор товаров, являющихся совершенными дополнителями.

     В эту группу  входят товары и услуги, потребляемые  всегда вместе и в строго  фиксированных пропорциях. Типичным  примером дополняющих друг друга  товаров являются предметы обуви. Потребителю нравятся ботинки, но он не может купить правый ботинок, не приобретя левый. Если потребитель выбрал потребительскую корзину, состоящую из одного правого и одного левого ботинка (1,1), то прибавление к ней любого количества только правых или только левых ботинок не увеличит полезность этого набора.

  1. Наличие в наборе нежелательного товара.

     К нежелательным  товарам и услугам относятся  те товары, которые потребитель  активно не любит, но без  которых в силу каких-либо причин  обойтись не может. Так, маленькие дети стараются избежать приема горьких лекарств, охотно потребляя при этом сладкий сироп, которым эти лекарства запивают.

     Ступень удовлетворения  потребителя, его оценка полезности  нежелательного товара будет тем выше, чем в меньших количествах будет данный товар присутствовать в наборе.

  1. Наличие в наборе нейтрального товара.

     Подобная ситуация  может возникнуть когда нам  продают нужный товар с абсолютно  бесполезной, с нашей точки  зрения, но дешевой нагрузкой.

  1. Явление насыщения.

     Теоретически  можно представить ситуацию, при  которой потребитель уже имеет  идеальную потребительскую корзину,  максимально удовлетворяющую его потребности, т.е. находится в точке насыщения.

 

 

  1. Норма замещения и предельная норма замещения

 

 

     Пусть функция  полезности имеет вид . Будем рассматривать уровень полезности U=60. Пусть q1=1,q2=60 (табл.2). При увеличении величины q1 на единицу мы можем уменьшить величину q2 на 30 единиц и при этом остаться на том же уровне полезности.

     Отношение приращения Δq2 к приращению Δq называется нормой замещения (НЗ). В данном случае она равна 30:

     .

     Норма замещения  показывает, сколько единиц товара 2 мы согласны уступить для  увеличения товара 1 на единицу.

     Рассматривая таблицу можно убедиться, что норма замещения уменьшается с уменьшением количества товара q2, т.е. чем меньше остается у нас товара q2, тем неохотнее мы заменяем его на товар q1 (см. табл. 2).

 

 

  1. Бюджетные ограничения

 

 

     Независимо от специфики потребительских предпочтений экономический агент вынужден ограничивать свои потребности и делать выбор, учитывая не только свои вкусы и желания, но и свои доходы, а также принимая во внимание рыночные цены на интересующие его товары и услуги.

     Чтобы лучше  понять, как бюджет и рыночная  конъюнктура лимитируют выбор потребителя, предположим, что все товары и услуги имеют фиксированную цену, а доход потребителя не меняется в течение рассматриваемого периода. Обозначим цену первого товара через Р1, цену второго товара через Р2, а доход потребителя через R.

     Если потребитель решит израсходовать весь свой доход на покупку данных товаров, то набор доступных ему потребительских корзин будет находиться в плоскости, ограниченной бюджетной прямой.

     Приравняв  совокупные затраты потребителя  на покупку товаров к его доходу, мы получим формулу, описывающую бюджетную прямую:

     .

     Для построения  бюджетной прямой достаточно  знать две точки на ней. Найдем  эти точки.

     Пусть потребитель  расходует все свои деньги  на товар 1, тогда максимальное  количество этого товара, которое он может приобрести, равно: . Аналогично, тратя все деньги только на товар 2, потребитель покупает его в максимальном количестве, равном .

     Величины и определяют две точки на осях координат, через которые проходит бюджетная линия (рис. 1). Точки бюджетной прямой определяют набор потребительских корзин (q1,q2), доступных покупателю при заданных ценах и заданном уровне дохода.

     Рассмотрим  влияние параметров Р1, Р2, R на бюджетную прямую.

     При уменьшении  цены Р1 точка остается неизменной, а точка смещается вправо. Бюджетная прямая при этом вращается относительно точки (рис. 2). Аналогично при изменении цены Р2, изменяется величина , а значение остается неизменным (рис. 3). Бюджетная прямая при этом вращается относительно точки . Угол наклона бюджетной прямой к горизонтальной оси определяется равенством:

          Отсюда видно, что при заданных ценах Р1, Р2 все бюджетные прямые наклонены под одним и тем же углом к горизонтальной оси q1. Увеличение дохода потребителя смещает параллельно вправо и вверх бюджетную прямую, как это изображено на рис. 4. Величина R пропорциональна расстоянию до бюджетной прямой от начала координат. Линия, перпендикулярная бюджетной прямой и проходящая через начало координат, может служить осью дохода.

     Отметим еще  некоторые свойства бюджетной  прямой.

  1. При одновременном увеличении в N раз и цен Р1, Р2 и дохода R положение бюджетной прямой не меняется.

     Докажем это,  используя уравнения бюджетной прямой и последовательно его преобразовывая. Заменим величины Р1, Р2,R на NP1, NP2, NR. При этом получим:

     , .

     В силу того  что точки , определяющие положение бюджетной прямой, не изменились, прямая остается на прежнем месте.

  1. Уменьшение цен в N раз равносильно увеличению в N раз дохода потребителя.

     Это свойство  вытекает из формул:

     , .

 

 

4. Оптимальный выбор потребителя

 

 

     Анализируя  бюджетную совокупность потребительских корзин, потребитель стремится выбрать ту из них, которая в максимальной степени удовлетворяла бы его потребности, т.е. имела бы для него максимальную полезность. Потребительский набор, лежащий в области бюджетной совокупности и обеспечивающий максимальную полезность данному потребителю, называется оптимальным.

     Используя  понятия кривых безразличия и  бюджетной прямой, можно решить две следующие задачи на оптимальное поведение потребителя.

  1. Получить заданную полезность с минимальными затратами.

     Предположим,  что нам дана кривая безразличная с уровнем полезности U0 и даны цены Р1, Р2. Требуется минимизировать величину .

     Решение: так  как заданы цены, то определен  наклон всех бюджетных прямых. А поскольку величина дохода  R пропорциональна расстоянию до начала координат, то из всех бюджетных прямых, имеющих общие точки с кривой безразличия, следует выбрать самую близкую к началу координат. Эта точка, этот потребительский набор и будет соответствовать минимальному R

     В точке  оптимума выполняется равенство:

     , или , или .

     Последнее равенство означает, что в точке оптимума затраты на товары 1 и 2 равны. Если бы в этой точке было, например, , то данная точка не была бы точкой минимальных расходов, так как заменив Δq2 на эквивалентное в смысле полезности количество Δq1, мы снизили бы затраты.

  1. Получить максимальную полезность при заданном доходе.

     Пусть даны  величины P1, P2, R, т.е. задана бюджетная прямая. Требуется максимизировать функцию полезности .

     Решение: при  движении вдоль бюджетной прямой  мы пересекаем кривые безразличия  с разным уровнем полезности. При этом максимальный уровень  полезности достигается в определенной  точке. В ней бюджетная прямая  касается кривой безразличия,  и поэтому в этой оптимальной  точке выполняется условие:

     .

     Таким образом, в обоих случаях удовлетворение потребителя выбранными им товарами достигнет максимума при условии равенства предельной нормы замещения двух товаров соотношению их цен.

     Особым случаем  является ситуация, в которой  потребитель отказывается от  потребления одного из товаров  независимо от своего дохода  и цен на него. Допустим, что  к таким товарам относится  товар 1, т.е. q1=0. Если мы подставим это значение в формулу бюджетной прямой, то получим , или , или :

     .

     Данное выражение  показывает, что оптимум находится на вертикальной оси в точке , т.е. в точке нулевого потребления товара 1. Когда возникает подобная ситуация, угол наклона кривой безразличия и угол наклона бюджетной прямой не совпадают, и предельная норма замещения потребителя не равняется соотношению цен.

     Если мы отбросим подобные случаи, то для нормальных кривых безразличия и при условии потребления определенного количества обоих товаров, т.е. q1>0, q2>0, выведенное ранее условие оптимума будет справедливо.

     Таким образом,  потребительский выбор индивидуума,  а в конечном счете и его  рыночный спрос определяются совокупным воздействием, с одной стороны, его предпочтений и вкусов, а с другой – бюджетных ограничений и рыночных цен.

     Цены товаров  и услуг

     Доход потребителя  Выбор потребителя  Спрос потребителя

Информация о работе Микроэкономика-основная составляющая экономики