Миграция рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 08:09, реферат

Краткое описание

Каждый год миллионы женщин и мужчин покидают свои дома и пересекают государственные границы в поисках лучшей жизни для себя и своей семьи. На протяжении человеческой истории, миграция являлась мужественным проявлением воли человека, преодолевающего трудности для лучшей жизни. Многое мигранты стремятся к возможности получать достойную заработную плату за свои знания за рубежом, но и многие другие вынуждены мигрировать от голода, стихийных бедствий, вооруженных конфликтов, преследований или просто отсутствия рабочих мест в их родной стране. .

Оглавление

Введение 4
Причины и факторы миграции 5
Основные направления миграции 8
Миграционная политика 11
Последствия трудовой миграции рабочей силы: 14
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Миграция рабочей силы.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Ближний Восток. Нефтедобывающие  страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую  силу на тяжелые низкооплачиваемые  работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие.

Другие развивающиеся  страны. Новый феномен 90-х годов - интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и рабочие на сборные предприятия направляются в Аргентину и Мексику. В Африке к югу от Сахары на Берег Слоновой Кости, Нигерию и ЮАР приходится более половины притока всех иммигрантов. В результате войны в Персидском заливе в 1991 году около 1 млн. египтян покинули Ирак, 800 тыс. йеменцев уехали из Саудовской Аравии и около 500 тыс. палестинских рабочих покинули Кувейт, куда на их место приехали рабочие из Индии и Египта.

Новые индустриальные страны. В связи с бурным развитием  этих государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае Южной Кореи и Малайзии.

Практически все страны, в которые иммигрируют более 25 тыс. человек в год, - высокоразвитые государства с ВНП более 6900 долл. на душу населения. Источник эмиграции - развивающиеся страны, главные из которых - Мексика и страны Азии.

 

Миграционная политика

 

По данным Международного бюро труда число эмигрантов в 2010г. составило около 105400000, из них почти  90 процентов это экономически активные трудовые эмигранты и их семьи, и только около 7-8 процентов мигрантов являются беженцами или лицами, ищущими убежища.

В миграции рабочей силы может содержаться немало положительных  моментов как для стран, направляющих и принимающих трудящихся-мигрантов, так и для самих трудящихся. Она может содействовать экономическому росту и развитию и в странах происхождения мигрантов, и в принимающих их странах. Признавая суверенное право государств вырабатывать собственную политику в области труда и миграции, важно привлечь внимание к необходимости принятия согласованных и всеобъемлющих мер национальной политики по эффективному управлению миграцией рабочей силы и защите трудящихся-мигрантов.

В то время как международная  эмиграция может быть положительным  опытом для мигрантов рабочих, многие страдают от плохих условий труда и жизни, в том числе низкой заработной платы, не безопасных условий труда, практически отсутствия социальной защиты, дискриминации и ксенофобии. Особое внимание следует уделять многочисленным случаям проявления дискриминации, с которыми зачастую сталкиваются трудящиеся-мигранты, на основании половой, расовой принадлежности и статуса мигранта. Помимо этого, проблемы, связанные с пересечением трудящимися государственных границ, не могут решаться эффективно, если страны действуют изолированно; следовательно, обеспечению национальных интересов может способствовать международное сотрудничество в области миграции рабочей силы.

В 1919 году была создана  Международная организация труда (МОТ) в качестве специализированного  учреждения ООН по вопросам труда, занимающейся трудовой миграцией. Это единственное учреждение ООН с конституционный мандатом на «защиту интересов трудящихся, работающих в иных странах, чем их собственная». В 1944 году на сессии в Филадельфии (США) Международная конференция труда приняла Филадельфийскую декларацию, в которой уточняются цели и задачи Организации. В Декларации воплощены следующие принципы:

  1. труд не является товаром;
  2. свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса;
  3. нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;
  4. все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального состояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

Так же деятельность Международной  организации труда (МОТ) предусматривает  в качестве одной из своих целей  регулирование межстрановой миграции населения.

Ряд международных договоров, принятых Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В документах ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межстрановой миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по этим вопросам.

Так же, в регионе Западной Европы Межправительственный комитет  по вопросам миграции (СИМЕ) своей деятельностью способствует обеспечению защиты прав трудящихся-мигрантов.

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве  принимающих стран представлена огромным количеством законов и  подзаконных актов. Основные черты  иммиграционного законодательства следующие:

  1. Профессиональная квалификация (минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом).

  1. Ограничения личного характера(жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов и их социальному статусу).

  1. Количественное квотирование (квотирование является весьма жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы).

  1. Экономическое регулирование (частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест).

  1. Временные ограничения (законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней).

  1. Географические приоритеты (страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции).

  1. Запреты (запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которые иностранцам заниматься запрещено, так же запрещена нелегальная иммиграция).

Законодательно устанавливаются  санкции на нарушение порядка  иммиграции. Они могут накладываться  как на самих иммигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу. Незаконное проникновение в страну считается преступлением. За его совершение предусматривается депортация, денежные штрафы и (или) тюремное заключение. Подобное преступление, совершенное повторно, карается повторной депортацией, большим денежным штрафом и более длительными сроками заключения. За незаконное посредничество или наем на работу нелегального иммигранта, которые также считаются преступлением, предусматриваются настолько крупные штрафы, что они могут вести к разорению некоторых больших фирм и предприятий.

 

Последствия трудовой миграции рабочей  силы:

 

Положительные последствия  для стран-импортёров рабочей силы:

  1. Повышение конкурентоспособности национальных товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы.
  2. Мультипликационный эффект (стимулирование иностранной рабочей силой производства и занятости в стране пребывания).
  3. Экономия на затратах на образование и профессиональную подготовку (в случае импорта квалифицированной рабочей силы).
  4. Поддержание социальной стабильности (в случае кризисов и безработицы).

Отрицательные последствия  международной трудовой миграции для  стран-импортёров рабочей силы:

  1. Обострение ситуации на национальном рынке труда.
  2. Усиление вследствие роста предложения на рынке труда тенденции к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной.
  3. Провоцирование национальных и этнических конфликтов между коренным населением и иммигрантами.
  4. Появление дополнительной нагрузки на государственный бюджет страны.

Положительные последствия  трудовой миграции для стран-экспортёров  рабочей силы:

  1. Приток в страну свободно конвертируемой валюты.
  2. Снижение безработицы на отечественном рынке труда.
  3. Повышение среднего уровня заработной платы оставшегося в стране населения. 
  4. Перераспределение социальных расходов государства в пользу оставшегося на родине населения.
  5. Создание дополнительных рабочих мест за счёт вложений вернувшимися мигрантами в организацию собственного бизнеса на родине.
  6. Бесплатное для страны  обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда.
  7. Участие в международных экономических организаций и стран-импортёров рабочей силы в финансировании социально-экономических программ стран-экспортёров рабочей силы, нацеленных на создание новых рабочих мест.

Отрицательные последствия  трудовой миграции для стран-экспортёров  рабочей силы:

  1. Экономический ущерб от потери части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте и, как следствие старение возрастной структуры населения.
  2. «Утечка мозгов» или потеря специалистов, включая учёных и представителей творческих профессий и как следствие возможное снижение
  3. технологического потенциала.
  4. Сокращение доходной базы государственного бюджета за счёт прекращения выплат налогов на родине.
  5. Усиление замедления развития некоторых сельскохозяйственных регионов, включая особенно депрессивные.
  6. Потеря бюджетных затрат государства на образовательную подготовку эмигрировавшей рабочей силы.
  7. Рост инфляции.
  8. Потенциальное снижение квалифицированной рабочей силы возвращающей на родину.

 

Заключение

 

Доминирующим мотиватором  трудовой миграции был и остается экономический фактор. Все больше мигрантов пересекают границы в поисках лучшей жизни, и очень часто это происходит нелегально.

В настоящий период процесса глобализации - миграция оказывает важное влияние на национальную безопасность. Уже в начале 90-х гг. в Европе насчитывалось около 2 млн нелегальных иммигрантов, в США 13 млн., большая часть которых – мексиканцы, в Японии 300 тыс., в Малайзии - 500 тыс., в России около 1 млн. Миграция порождает новые возможности и проблемы, которые подчеркивают важность выработки национальных и коллективных принципов миграционной политики, которые должны соблюдать баланс между защитой прав мигрантов и беженцев и защитой принимающих наций. Таким образом на данном этапе характерно активное вмешательство государства в международный миграционный процесс.

Государство регулирует сделки на мировом рынке рабочей силы, дает разрешение на въезд и отслеживает сроками выезда иммигрантов. Оно вербует и созданием благоприятные условия для найма квалифицированной иностранной рабочей силы. Наиболее свойственно это странам с высоким уровнем экономического развития, таким как, США и Европа, но и другие страны принимают активное участие в решении этой проблемы.

Так в России, по данным РБК daily, ежедневной деловой газеты: «В 2012 году президент России Владимир Путин утвердил концепцию государственной миграционной политики на период до 2025 года. Концепция состоит из семи разделов. Одна из стратегических задач - «создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе», говорится в документе.

По результатам первого  этапа, рассчитанного до конца 2015 года, предполагается обеспечить миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек  ежегодно за счет привлечения на ПМЖ в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. На втором этапе - с 2016 года по 2020 год - планируется увеличить общий миграционный прирост до 250 тыс. человек ежегодно. Третий этап - с 2021 года по 2025 год - должен в качестве результата обеспечить миграционный прирост на уровне не менее 300 тыс. человек.»  

Список литературы

 

 

  1. Мировая экономика П.В. Сергеев М.: Юриспруденция, 1999. — 160 с.
  2. Многосторонние основы МОТ по вопросам миграции рабочей силы. Международное бюро труда, 2008
  3. РБК daily ежедневная деловая газета. http://www.rbcdaily.ru/politics/562949984099500
  4. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1990 года.
  5. International labour migration. A rights-based approach. Geneva, International labour office, 2010.

Информация о работе Миграция рабочей силы