Международный рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:02, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование международного рынка труда.
Актуальность темы: современный международный рынок рабочей силы включает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы и существует в форме трудовой миграции. Понятие миграция населения предполагает перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращение к нему.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

     Однако  жесткие условия въезда в страну, трудно решаемые проблемы проживания в ней не могут остановить потоки мигрантов.

     Резко возросли масштабы нелегальной миграции, которая сразу ставит человека в антицивилизованные условия. Например, общее число подпольных мигрантов в США составляет от 2 до 13 млн. человек.

     Причин  «бума» нелегальной миграции много  – это и стремление предпринимателей разных стран «выжать» доходы из желания людей во что бы то ни стало приехать в данную страну; это и попытки сэкономить на технике безопасности, социальном страховании и т.д. Штрафы в таких случаях предпринимателям не страшны: их легко компенсирует получаемая прибыль.

     Сложилось своеобразное разделение труда: «грязная»  неквалифицированная работа – для иностранных рабочих, а работа интеллектуальная – для своих.

     Характерной чертой стала и миграция высококвалифицированной  рабочей силы. Лидер этого процесса – США, за последние 10 лет сюда приехало более 250 тыс. высококвалифицированных специалистов из разных стран мира.

     Результаты  межстрановой миграции различны. Для страны-донора выезд неквалифицированной рабочей силы уменьшает безработицу, социальные расходы на нее. Выезжающие за рубеж получают опыт, приобщаются к культуре, к международным стандартам. Но выезд высококвалифицированной рабочей силы наносит стране огромный урон, она теряет «сливки» общества.

     Для страны, принимающей рабочую силу, процесс миграции также неоднозначен. С одной стороны такая страна получает большую выгоду. Так, по самым скромным подсчетам за последние годы США выиграла в сфере образования и науки путем иммиграции высококвалифицированных специалистов не менее 15 млрд. долл.

     Но  усиленная миграция рождает и  конкуренцию. Многие высококвалифицированные специалисты, выезжая за рубеж, вынуждены работать в принимающей стране не по специальности: посудомойками, таксистами, сторожами и т.д. По оценкам, поток эмигрантов из бывшего СССР в ближайшие годы грозит достичь 50 млн. человек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.5 Регулирование  международной трудовой миграции

     Учитывая, что международная трудовая миграция имеет не только положительные, но и отрицательные последствия как для принимающей, так и для отдающей страны, государство не может не вмешиваться в сферу международной миграции рабочей силы, что вызывает необходимость регулирования миграционных процессов. Для этого каждая страна проводит свою национальную миграционную политику, которая регулирует процесс международной трудовой миграции.

     Государственная миграционная политика – это совокупность мер по регулированию миграционных потоков населения.

     Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Как правило, любая страна принимает работников следующих категорий:

    • работников, готовых за небольшую плату выполнять тяжелую, вредную, грязную работу (строительные, подсобные, сезонные рабочие);
    • рабочих редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин);
    • специалистов с мировым именем (крупных ученых, выдающихся музыкантов, артистов, спортсменов, врачей, писателей);
    • крупных бизнесменов, переносящих свою предпринимательскую деятельность в принимающую страну, инвестирующих капитал, создающих новые рабочие места.

     Для работников обычных профессий принимающая  страна устанавливает серьезные  ограничения, используя различные  инструменты миграционной политики.

     Основными инструментами миграционной политики являются.

    • качественные требования к иностранной рабочей силе. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования: полученное образование должно подтверждаться дипломом, а стаж работы по специальности должен быть не менее 3-5 лет;
    • возрастной ценз. В основном страны-импортеры принимают иностранных рабочих 20-40 лет. Ограничивается приток иммигрантов пожилого возраста, женщин с малолетними детьми, т.к. эти категории граждан увеличивают расходы на социальную сферу в принимающей стране;
    • ограничения личного характера (требования к состоянию здоровья, отсутствие судимости). Законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов (не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД). Иммигранты обязаны пройти специальное медицинское обследование и предоставить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны. Отказывают также иностранцам, судимым за уголовные преступления;
    • временные ограничения. Большинство принимающих стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных рабочих на их территориях. По истечении этого срока иностранные рабочие должны покинуть страну или получить разрешение на продление своего пребывания в стране;
    • количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных отраслях. Ежегодно принимающая страна определяет максимальное количество иммигрантов, которое рассчитывается на основе показателя иммиграционной квоты;
    • финансовые ограничения. Страны-импортеры в первую очередь принимают иммигрантов, готовых инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран иммигранты для трудоустройства на местное предприятие обязаны выплатить в государственный бюджет определенную сумму денег;
    • национально-географические приоритеты. Практически каждая принимающая страна законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Например, в США иммиграционный закон поощряет въезд высококвалифицированных специалистов из стран Западной Европы;
    • система санкций, действующих в отношении нелегальных мигрантов, работодателей, незаконно использующих иностранную рабочую силу (депортация, лишение свободы, штрафы);
    • программы по стимулированию реэмиграции, т.е. по возращению иностранных рабочих на родину (программы материальной компенсации, профессиональной подготовки, экономической помощи регионам массовой эмиграции).

     Выход России на внешние рынки труда также предполагает формирование миграционной политики, регулирующей процессы международной трудовой миграции. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т. д.

     Наиболее  важными аспектами российской миграционной политики являются:

    • реализация гражданами Российской Федерации прав на свободу перемещения;
    • гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;
    • обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.

     Россия  в международной трудовой миграции выступает одновременно и страной-импортером, и страной-экспортером рабочей силы. В связи с этим при разработке российской миграционной политики следует решать разнонаправленные задачи.

     Россия  как страна-импортер рабочей силы проводит миграционную политику, направленную на обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработку мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России.

     Россия  как страна-экспортер рабочей  силы реализует миграционную политику, направленную на улучшение ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечение валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защиту прав и обеспечение поддержки российских граждан, работающих за рубежом.

     Для регулирования миграционных процессов  на международном уровне создано несколько организаций:

    • Международная организация труда (МОТ) устанавливает международные стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социальное страхование и обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда;
    • Международная организация по миграции (MOM) занимается вопросами организации межстрановой миграции, регулирует количественную и качественную стороны миграции, рассматривает проблемы беженцев;
    • Комиссия ООН по народонаселению располагает определенным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения;
    • Форум мигрантов, созданный при Комиссии ЕС, осуществляет контроль за обустройством жизни иммигрантов в принимающих странах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.6 Общая характеристика демографической ситуации в РФ

     Численность постоянного населения РФ на 1 января 2009 г. составляла 141,9 млн. человек, из которых 103,7 млн. человек (73%) – горожане, и 38,2 млн. человек (27 %) – сельские жители. Сокращение числа россиян в 2008 г. (на 104,9 тыс. человек, или на 0,07%) было наименьшим за последние 13 лет (в 2007 г. – 212,1 тыс. человек и 0,15%; 2006 г. – 533 тыс. человек и 0,37%).

     В условиях естественной убыли населения  миграция стала единственным источником восполнения его численности. Однако объемы миграции таковы, что только в «пиковый» 1994 г. были достаточны не только для компенсации естественной убыли, но и для обеспечения прироста численности россиян.

     Вклад миграционного компонента в рост численности населения неуклонно уменьшался практически до 2003 года. Увеличение миграционного прироста в последующие годы при сокращении естественной убыли привели к замедлению темпов сокращения численности населения. В 2008 г. естественная убыль была на 71,0% замещена миграционным приростом (в 2007 г. – на 54,9%, в 2006 г. – на 22,5%).

     В 24 субъектах РФ в 2008 г. наблюдался рост числа жителей (в 2007 г. – в 23, 2006 г. – в 14 субъектах РФ).

     Изменения численности населения в 2008 г. практически  не повлияли на структуру расселения. Более 40% россиян проживают в Центральном и Южном федеральных округах, где плотность населения наибольшая и составляет соответственно 57 и 39 человек на 1 кв. км. (в среднем по России плотность населения – 8,3 человека на 1 кв. км.). Самыми малонаселенными к 1 января 2008 г. были Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, где плотность населения составляла менее 1 человека на 1 кв. км.

     К началу 2000 года численность лиц старше трудоспособного возраста впервые превысила число детей и подростков до 16 лет. На начало 2008 года это превышение составило 7,3 млн. человек, или 32,3%. Перевес людей старшего возраста имеет место в 61 субъекте РФ, наибольший – на территориях центральной России.

     Средний возраст жителей страны составляет 38,7 лет (по данным ВПН-2002 – 37,1 лет), мужчин соответственно 36 лет (34,1), женщин – 41 год (39,8). Самый высокий средний возраст населения отмечается в регионах Европейской части России: в Тульской, Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Тверской, Псковской, гг. Санкт-Петербурге и Москве – 42-41 год.

     Согласно  международным критериям население  считается старым, если доля людей  в возрастах 65 лет и более во всем населении превышает 7%. Этот порог был пройден Россией в 1967 году. В настоящее время 14% жителей страны, т.е. каждый седьмой россиянин, находится в этом возрасте.

     В 2006 году началось снижение численности  населения трудоспособного возраста, т.е. наиболее экономически активной части населения. В ближайшей перспективе этот процесс будет нарастать, что может вызвать дефицит рабочей силы на рынке труда.

     Показатель  демографической нагрузки к началу 2008 года составил 582 человека на 1000 лиц трудоспособного возраста (на начало 2007 года – соответственно 578), в т.ч. нагрузка детьми – 251, людьми пенсионного возраста – 331.

     Возрастной  состав населения России характеризуется  существенной гендерной диспропорцией. Численность мужчин на начало 2008 года составила 65,7 млн.человек, женщин – 76,3 млн.человек, т.е. на 10,6 млн. человек, или на 16%, больше. Численное превышение женщин над мужчинами в составе населения отмечается после 28 лет и с возрастом увеличивается. Только в двух субъектах Российской Федерации наблюдается обратная картина: в Камчатском крае и Чукотском автономном округе на 1000 мужчин приходится 980-931 женщин.

     Внутренние  миграции населения являются доминирующим компонентом в миграционных процессах  регионов страны, их объемы и направления  оказывают заметное влияние на перераспределение численности населения субъектов РФ. Передвижения внутри страны, связанные со сменой места жительства, в общем миграционном обороте в 2008 г. составляли 86%. На переселения из одного субъекта РФ в другой приходится 45% внутрироссийских миграций.

     После наметившегося в предыдущие два года роста миграционной активности россиян, произошло ее снижение до уровня 2007 года. В 2008 г. во внутренних миграциях участвовало на 63,6 тыс. человек (на 3,2%) меньше, чем в 2007 г. (в 2007 г. – на 62,3 тыс. человек или на 3,2% больше, чем в 2006 г.).

     В 2008 г. сохранились тенденции потоков  межрегиональных миграций, сложившиеся в начале 1990-х годов. Во внутренних миграциях поток устойчиво ориентирован с севера и востока в центр и на юго-запад. Два округа образуют миграционные полюса – Центр, который стягивает население со всей территории страны, и Дальний Восток, который во все федеральные округа население отдает. Центральный округ вобрал около трети населения, перераспределенного между округами (32,4%), а Сибирь и Дальний Восток потеряли почти 53 тыс. своих жителей.

Информация о работе Международный рынок труда