Международный рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:02, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование международного рынка труда.
Актуальность темы: современный международный рынок рабочей силы включает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы и существует в форме трудовой миграции. Понятие миграция населения предполагает перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращение к нему.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

     Особая  роль иммигрантов как дополнительной рабочей силы заключается в том, что в межгосударственном передвижении в основном участвует молодежь, как  правило, до 25 лет, пригодная к самым тяжелым физическим работам. По данным исследований, проводившихся в рамках Международной организации труда в середине 70-х годов, удельный вес молодых людей среди иммигрантов достигал: в Германии – 37,9 %, Франции – 40,2%, Голландии – 40,2%, Люксембурге – 43,4%, Бельгии – 40,8 %.

     Характерная черта рынка рабочей силы этого  региона – не стандартность, а  специфичность каждой страны. Для  Италии, например, характерны как внутренняя миграция, так и внешняя. За последние 100 лет эту страну покинуло 27 млн. итальянцев. Своя специфика рынка и в Германии, в которой уже в 1910 г. насчитывалось 1,3 млн. иностранных рабочих. Сейчас иностранцы составляют около 10% занятых. Рынок трудовых ресурсов и связанная с ним миграционная политика Франции имеет свою отличительную особенность по сравнению с другими странами Европы. Париж, сохранивший до сих пор «зону франка», в которую входят 14 бывших французских колоний, предпочитает черпать недостающие трудовые ресурсы преимущественно из этих территорий. Так поступают Англия, Нидерланды и Бельгия.

     В последнее время в Западной Европе наблюдаются некоторые сдвиги в  традиционной структуре занятости иностранной рабочей силы. Произошло значительное снижение занятости иностранцев в сталелитейной промышленности, металлообработке, автомобилестроении. В то же время доля рабочих-мигрантов возросла в сфере услуг с 37,5% в 1990 г. до 52% в 1997 г., в финансовых учреждениях – до 40%, в торговле недвижимостью – на 21%. За последние 10 лет число иммигрантов, работающих в торговле, увеличилось на 55%, занимающихся услугами производственного характера – на 78%.

     По  прогнозам европейских экспертов, в связи с созданием единого  рынка труда в миграционных потоках произойдут некоторые изменения. Плохо организованная массовая иммиграция работников низкой квалификации уступит место коллективным договорам по целевому назначению. Несмотря на то, что преобладающую часть будут составлять низко- и полуквалифицированные работники, приоритетное право получат высококвалифицированные профессионалы, число которых в перспективе возрастет.

     Третий  центр рынка рабочей силы принадлежит  США, трудовые ресурсы которых исторически сложились за счет иммигрантов. В настоящее время иммигранты составляют постоянно около 5% от общего числа рабочей силы, а в прибрежных районах – больше (считая тех, кто не успел ассимилироваться). Послевоенная иммиграция в Соединенные Штаты проходила в несколько этапов. Первый представлял мощный европейский поток, когда в США из стран Западной Европы въехали 6,6 млн. человек. Второй начался в 1965 г., когда был принят закон, создавший благоприятные условия для выходцев из Азии и Латинской Америки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Управление  занятостью

     Основная  цель систем управления занятостью состоит  в стимулировании спроса на рабочую  силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд. Практически это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест.

     Управление  занятостью является важнейшей частью экономической и социальной политики страны. Эта политика осуществляется Министерством финансов, Министерством здравоохранения и социального развития, Федеральной службой по труду и занятости, Федеральной миграционной службой, другими министерствами и ведомствами.

     Непосредственное  управление занятостью осуществляют органы Федеральной службы занятости. Опыт развитых стран показывает, что в  центральном аппарате службы занятости  должно работать около 5% общей численности службы. Основной объем работы по управлению занятостью выполняют региональные и местные (городские и районные) службы занятости.

     Принято выделять два типа политики занятости: пассивную и активную. При пассивной основную роль играет государство, которое стремится обеспечить работникам сохранение рабочих мест, работодателям – поддержание спроса на продукцию, безработным – выплату пособий и помощь в трудоустройстве. Активная политика занятости предполагает, что основную роль играет человек, который чувствует свою ответственность за материальное благополучие своей семьи и активно стремится к сохранению занятости, а при ее потере – к активному поиску работы. Деление политики занятости на пассивную и активную достаточно условно. Практически во всех странах пытаются проводить активную политику, стимулируя работников к участию в создании общественного продукта и помогая в трудоустройстве.

     Активная  политика занятости проявляется  по следующим основным направлениям:

     1) помощь в трудоустройстве;

     2) содействие в профессиональной  подготовке и переподготовке;

     3) содействие самозанятости и предпринимательству;

     4) организация общественных работ;

     5) помощь людям, испытывающим особые  объективные трудности в трудоустройстве: инвалидам, молодежи, пожилым и др.

     Помощь  в трудоустройстве обеспечивается, прежде всего, через содействие контактам между ищущими работу и работодателями.

     Для этого предназначена система  информации (банки данных) о характеристиках рабочих мест и тех, кто в них нуждается. Деятельность служб трудоустройства бесплатна как для безработных, так и для работодателей. Информация о рынке труда сообщается населению через различные публикации (газеты, бюллетени, обзоры и т. д.), благодаря организации бирж труда, ярмарок вакансий и т. д. Помощь в трудоустройстве в России обеспечивается на основе Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

     Содействие  в профессиональной подготовке и  переподготовке является одним из важнейших аспектов активной политики занятости в развитых странах. Это обусловлено, прежде всего, высокими темпами технологических и организационных изменений в экономике, которые требуют постоянного повышения квалификации персонала. Опыт всех стран показывает, что вероятность оказаться без работы уменьшается с ростом квалификации.

     Повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляются как на базе региональных центров, так и на предприятиях. В первом случае ориентируются на профессии широкого профиля, во втором – на специфику предприятия. Для безработных обучение бесплатное; для предприятий затраты на переподготовку компенсируются государством, как правило, через систему налоговых льгот.

     Программы общественных работ появились в  США в 1930-е гг. Сейчас они действуют во многих странах на региональных уровнях. Задачи организации общественных работ связаны не только с экономическими и социальными проблемами безработицы, но и с охраной окружающей среды, развитием инфраструктуры регионов и т. п. Недостатком общественных работ является то, что они, как правило, не способствуют росту квалификации безработных, что затрудняет им поиски постоянной работы.

     Содействие  самозанятости и предпринимательству  направлено на создание условий для того, чтобы люди могли сами создавать рабочие места для себя и других. Это направление в наибольшей мере соответствует сути активной политики занятости.

     Во  многих развитых странах действуют  программы обучения предпринимательству и помощи тем, кто хочет открыть собственное дело. В частности, лица, не имеющие работы, могут получить всю сумму причитающегося им пособия по безработице за максимальный срок в качестве стартового капитала, необходимого для начала предпринимательской деятельности. Существуют также различные формы предоставления кредитов и налоговых льгот тем, кто сам обеспечивает себя работой. В России, по данным Госкомстата, в среднем на малых предприятиях работают 9 чел., т. е. тот, кто создал такое предприятие, обеспечивает занятость еще 8 работникам.

     Содействие  в занятости групп населения  актуально для инвалидов, молодежи, пожилых людей. Каждая из этих групп  имеет свои проблемы с трудоустройством.

     Для инвалидов занятость связана  не только с экономическими, но также и с социальными, психологическими и духовными проблемами. По законодательству всех развитых стран лицам с ограниченными физическими возможностями предоставляется система льгот для их участия в экономической деятельности. Этому служит также инфраструктура населенных пунктов: соответствующие приспособления в транспортных средствах, магазинах и т. д.

     Молодежный  аспект политики занятости обусловлен, прежде всего, тем, что во всех странах доля безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых. Этот факт может иметь негативные последствия для устойчивости социальных систем вследствие психических и физиологических особенностей молодых людей, в том числе их повышенной активности и восприимчивости как к хорошему, так и к плохому. Законодательство развитых стран учитывает эти особенности, предоставляя молодым людям льготы при получении профессионального образования, поступлении на работу и адаптации к условиям предприятий. Соответствующие издержки фирм компенсируются государством.

     Особую  проблему представляет трудоустройство  людей предпенсионного возраста (50 лет и старше). Если они по тем  или иным причинам потеряли работу, то сложности с новым трудоустройством бывают связаны как с объективными причинами (освоение новых профессий), так и с нежеланием некоторых предпринимателей принимать в штат пожилых людей. Без помощи государства подобные задачи, как правило, не решаются. Опыт ФРГ показывает, что компромиссы могут быть достигнуты различными методами: более ранний выход на пенсию, налоговые льготы и прямые субсидии для предприятий.

     Рассматриваемые направления активной политики на рынке труда осуществляются через федеральные, региональные и местные подразделения службы занятости. В России действуют около 2,5 тыс. центров занятости, в которых работает свыше 40 тыс. штатных сотрудников.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Миграция населения и ее тенденции

     Межстрановая  миграция рабочей силы известна давно. Но таких масштабов она достигла только в наше время. Миграция – это перемещение физического лица с одной географической точки в другую.

     Сегодня это глобальный процесс, который  затронул абсолютно все регионы, все страны и континенты, различные  слои населения. Общее число мигрантов  в совокупной рабочей силе США составляет 2,5 – 3 млн. человек; в Швейцарии – 7,8% от общего числа занятых, в Германии – 8%, и т.д. По срокам миграцию делят на постоянную, безвозвратную или окончательную (она приводит к изменению места жительства) и временную или возвратную (она означает перемещение на короткие сроки).

     По  причинам миграцию делят на добровольную (причины зависят от самого мигранта) и вынужденную (причина не зависит  от мигранта).

     По  характеру перемещения миграцию делят на периодическую (причины  периодически возникают, например служебные цели), сезонную (связана с трудовыми процессами) и маятниковую (к месту работы, к месту учебы и обратно, например, электричкой и т.д.).

     Совокупное  перемещение населения за границы  своей страны образует миграционные потоки. Главную роль, как уже отмечалось выше, играют экономические причины, так как существуют большие различия в уровне безработицы, зарплате, стоимости жизни, качестве жизни и т.д. Они-то во многом и определяют процесс миграции рабочей силы.

     Существует  ли экономическая целесообразность и необходимость использования иммигрантов в стране? Очевидно, да. Причины следующие:

    • стремление использовать разницу в оплате труда;
    • возможность снизить издержки за счет дешевой рабочей силы;
    • «утечка мозгов», или «погоня за головами»;
    • деятельность ТНК и ТНБ;
    • мощное развитие информации, транспорта, связи;
    • унификация критериев образования и профессиональной подготовки во всем мире.

     Однако  в последние годы многие развитые государства ужесточили условия  миграции: изменилась половая возрастная демографическая ситуация, выросла доля женщин, молодежи из числа иностранцев, в некоторых странах Западной Европы число иностранцев уже превысило число коренных жителей страны на 8%, 12%, 15% и т.д. Многие иностранцы делают все, чтобы остаться в стране пребывания навсегда. И тогда встает проблема их «вживания», «вхождения» в национальную культуру этой страны, в ее социально-экономический и социально-общественный имидж.

     По  данным мировой статистики сегодня  в странах Западной Европы насчитывается свыше 7,5 млн. детей иммигрантов (т.е. прибывших в данную страну). Многие их них не посещают школу из-за трудностей с языком: в Германии число таких детей составляет 20%, во Франции – 17% и т.д., хотя везде приняты соответствующие законы. У 60% детей в школе возникают разного рода трудности и только 20 из 100 иностранных детей успешно оканчивают школу. Причин тому множество: слабое знание языка, неуверенность в завтрашнем дне, плохие жилищные и экономические условия, низкая оплата труда родителей и др.

Информация о работе Международный рынок труда