Международный рынок рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:11, контрольная работа

Краткое описание

Основные тенденции развития международного рынка рабочей силы.
Трудовая миграция как фактор развития международного рынка рабочей силы. Иммиграция и эмиграция.
Россия на международном рынке рабочей силы.

Файлы: 1 файл

Мир.Экон. крр.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

2)    миграция в рамках промышленно развитых стран;

3)    миграция рабочей силы между развивающимися странами;

4)    миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые);

5)    миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

     Для промышленно развитых стран иностранная  рабочая сила из развивающихся стран  означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии – 40% строительных рабочих.

     Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для промышленно развитых стран характерно такое явление как “утечка умов”. Например из Европы в США.

     Особо следует отметить международную миграцию рабочей силы в рамках стран ЕС. В ЕС принята  “Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС” (подписанная 9 декабря 1989 г.).

     В разделе I “Хартии” записано: 1) “Каждый  работник ЕЭС должен иметь право свободного перемещения по территории Сообщества, подчиняясь правилам и ограничениям, обусловленным общественным порядком, общественной безопасностью и здоровьем”; 2) “свобода перемещения должна давать право каждому работнику выбрать любое занятие или профессию в ЕЭС на основе принципов равноправия, касающихся трудоустройства, условий труда и социальной защиты в принимающей стране”.

     В “Хартии” декларируется, что строительство  единого экономического пространства подкрепляется ее социальным обеспечением.

     По  мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободного перемещения  внутри ЕС может привести к тому, что высококвалифицированные кадры, инженеры могут концентрироваться в наиболее развитых регионах. Низкоквалифицированные работники окажутся менее мобильными.

     Результатом миграции рабочей силы внутри ЕС может  стать ее демпинг. Так, португальские  предприятия отправляют своих рабочих на строительство во Францию и ФРГ на условиях оплаты труда, устанавливаемых ниже национальных стандартов.

     В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Главным образом это миграция между новыми индустриальными странами и странами арабских эмигрантов, странами-членами ОПЕК, с одной стороны, и иными развивающимися странами – с другой. Так, например, в послевоенные годы (60-80-е годы) особенно был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран Юговосточной Азии. Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудавской Аравии, например, было занято до 1 млн. человек рабочих из Йемена.

     Существует  миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны. В основном – это сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны.

     Особо следует сказать о миграции рабочей силы в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. В свое время бывший СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в Росси трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым оценкам российских специалистов, существует “опасность колонизации” российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом. Большой приток рабочей силы отмечается в столице России. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта.

     В середине 90-х годов  активизировалась миграция рабочей силы в  Россию из стран ближнего зарубежья: Украины, Беларусии, Молдовы. Причины этой миграции чисто экономические – рабочие из этих стран едут на заработки. Основные экспортеры рабочей силы в Москву: Украина – 32% от общей численности работающих иностранцев, Турции – 22%, СФРЮ – 8%, Молдова – 4%, Беларусь – 3%.

     Одна  из самых главных причин использование  иностранной рабочей силы из стран  ближнего зарубежья в приграничных регионах – ее экономическая выгодность. Прежде всего – низкие транспортные расходы на доставку рабочей силы, а также отсутствие существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.

     Помимо  миграции рабочей  силы существует проблема беженцев и вынужденных  переселенцев. В России, по различным оценкам, находятся от 500 до 700 тыс. беженцев из дальнего зарубежья. Многие из них находятся на территории России незаконно, а количество беженцев и вынужденных переселенцев из стран СНГ, по оценкам специалистов, достигает 5 млн. человек. В странах СНГ проживает около 25 млн. русских. При неблагоприятной экономической и политической конъюнктуре в этих странах многие из них также могут оказаться в числе мигрантов.

     Какое влияние оказывает миграция рабочей  силы на страны, импортирующие и  экспортирующие рабочую силу?

     Страны, принимающие рабочую силу, получают при этом следующие преимущества:

  • повышается конкурентоспособность производимых страной товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы;
  • иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;
  • при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку;
  • иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены;
  • иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.

     Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) утверждает, что иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляются в семьях переселенцев. В Швейцарии – 24%, а в Люксембурге – почти 38%. Вместе с тем, хотя замедляется общий темп старения населения страны, на соотношение рождаемости и смертности коренных жителей эта статистика не влияет никоим образом.

     Нельзя  не сказать и о некоторых отрицательных  моментах, связанных с импортом рабочей  силы. К ним следует отнести возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональная неприязнь и др.

     Для стран, экспортирующих рабочую силу, в свою очередь, также имеется целый ряд преимуществ.

       Экспорт рабочей силы рассматривается как важный источник поступления СКВ в страну. По данным МВФ, средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, услуг – 50%, а от экспорта рабочей силы значительно выше. Так, бывшая Югославия в 80-е годы имела поступление от экспорта товаров и услуг ежегодно около 10 млрд. долл., фактическая прибыль от этого экспорта составляла примерно 2,5 млрд. долл. От экспорта же рабочей силы только в виде переводов страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении работников домой из-за рубежа еще столько же. В итоге, фактические поступления достигали 7 млрд. долл. Экспорт рабочей силы является фактически главным источником валюты для Югославии.

     Поступления от экспорта рабочей силы в 90-е годы возрастают у развивающихся стран наиболее высокими темпами – 10% в год. Получая ежегодно значительные суммы от этого источника, многие развивающиеся государства стали специализироваться на трудовых услугах, экспорт которых стал важнейшим источником валютных доходов. Так, например, для АРЕ эксплуатация Суэцкого канала в конце 80-х годов давала прибыль 970 млн. долл. в год, туризм – 600 млн. долл., переводы эмигрантов – более 3 млрд. долл. В Йемене переводы эмигрантов в отдельные годы в 30 раз превышали от экспорта. По данным на начало 90-х годов, около 40 стран мира имели в своих поступлениях из-за рубежа не менее 100 млн. долл. от мигрантов, а 10 стран – более 1 млрд. долл. По данным МВФ, частные переводы, включаемые в доходную часть платежных балансов, на 90% состоят от поступлений эмигрантов.

  1. Экспорт рабочей силы означает уменьшения давления избыточных трудовых ресурсов и, соответственно, социального напряжения в стране.
  2. Бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и др.

  В то же время страны-экспортеры капитала сталкиваются и с некоторыми негативными  явлениями. Главное – это «утечка  мозгов», отток квалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых  национальной экономике.

  Исторически, как засвидетельствовал в своем  наставлении Михайло Ломоносов, международная миграция – явление  далеко не новое. В условиях неразвитости статистики и пограничной системы  потоки международных мигрантов  на протяжении нескольких столетий вообще не фиксировались государственными органами. Да и сегодня определить точно объемы международного перемещения этого важнейшего фактора производства представляется довольно-таки сложным делом.

3.Россия на международном рынке рабочей силы.

     Россия  не осталась в стороне от миграционных процессов. Распад СССР, переход к рыночным отношениям, экономические и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на территории России оказалось в середине 90-х годов около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, не прекращаются.

      Рост  безработицы подтолкнул сотни тысяч  российских граждан, в том числе высококвалифицированных специалистов, трудоустраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов населения в последние десятилетия нынешнего столетия. На Конференции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигрантов была признана безотлагательная необходимость международной помощи. На территории России оказались сотни тысяч перемещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов (например, афганская община порядка 200 тыс. человек, а также мигранты – вьетнамцы, китайцы и т.д.).

      Правительство Российской Федерации вынуждено  в этих условиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки – материальной и финансовой – у международных организаций, развивать сотрудничество с другими странами на двусторонней и многосторонней основе по проблемам миграции населения и трудовых ресурсов.

      Выход России на внешние рынки труда предполагает формирование полноценной, обоснованной миграционной политики. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях Правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.

      Разработана федеральная миграционная программа. Правительство РФ наметило меры по выполнению задач в области миграционной политики страны, первоочередными из которых являются регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов в этой области, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов2.

      Практическому претворению в жизнь конституционных  и законодательных норм, обеспечивающих права российских граждан на трудоустройство за границей, способствуют заключенные международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.

      Федеральной миграционной службой России предоставлены  лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением мигрантов, требуют дальнейшей доработки и детализации. Формирование правовой и организационной базы регулирования миграционных процессов в РФ продолжается.

      Наиболее  важные аспекты российской миграционной политики:

      • реализация гражданами РФ прав на свободу  перемещения;

      • гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов  за рубежом;

      • обеспечение беспрепятственного возвращения  на родину и помощь в адаптации мигрантов.

      Поскольку Россия в международной миграции является одновременно принимающей и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.

Информация о работе Международный рынок рабочей силы