Международные налоговые соглашения и их использование в налоговом планировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:01, реферат

Краткое описание

Очень многие страны мира имеют между собой соглашения по налоговым вопросам. Заключаются они в основном для того, чтобы исключить возможность обложения налогом одного и того же дохода дважды - в двух странах. В качестве "побочного продукта" такие соглашения зачастую дают возможность использования компаний из соответствующих стран в качестве инструмента налогового планирования, то есть для уменьшения налогов в международной коммерции.

Файлы: 1 файл

Международные налоговые соглашения и их использование в налоговом планировании.docx

— 72.20 Кб (Скачать)

И, кроме того, в  последнее время налоговыми властями всех стран мира все больше внимания уделяется предотвращению уклонения  от налогов участников международной  коммерции. Поэтому в большинство  договоров последних лет включены положения, предусматривающие обмен  налоговой информацией и взаимную помощь по расследованию соответствующих  дел.

Подробнее о борьбе с офшорами 
 
 
 
 

Кто их заключает

Как правило, налоговые  договоры заключаются между странами с "нормальным" уровнем налогообложения, а офшорные зоны, то есть страны с нулевыми (или близкими к нулю) налогами, таких договоров не имеют. Это и неудивительно. Если нет налога, то нет и двойного налогообложения, а, стало быть, незачем договариваться о его исключении. Предоставлять же односторонние налоговые льготы офшорным компаниям страны с высокими налогами никак не настроены. Даже если договор с такой страной заключается, то, как правило, офшорные компании из-под его действия в явном виде выводятся.

До последнего времени  важнейшим исключением из этого  правила был Кипр. Несмотря на действующую на острове офшорную зону, Кипру удалось заключить значительное число налоговых договоров, в том числе и с Россией - кстати, весьма выгодный. Поскольку кипрские офшорные компании не были совсем безналоговыми - они облагались налогом по льготной ставке 4,25%, - то они счастливым образом попадали под действие большинства договоров и широко использовались для снижения налогов резидентами соответствующих стран, особенно россиянами. В результате налоговой реформы на Кипре и закрытия офшорной зоны это положение изменилось, но не очень радикально, так как действующая с 2003 г. общая налоговая ставка в 10% все равно значительно ниже ставок налога на прибыль большинства развитых стран.

Кроме двусторонних налоговых соглашений, могут действовать  и многосторонние договоренности. Так, все страны ЕС применяют к резидентам друг друга унифицированные правила  по исключению двойного налогообложения  в отношении дивидендов, получаемых от дочерних компаний. Таким образом, тот же Кипр после вхождения в  ЕС резко расширит свою международную  налоговую сеть.

Что касается офшорных зон, то с ними развитые страны могут заключать соглашения не об исключении двойного налогообложения, а об обмене налоговой информацией. Это значит, что если, скажем, в США возникнут вопросы к некому налогоплательщику в отношении его сделок с некой багамской компанией, то по условиям такого соглашения правительство Багамских островов обязано будет предоставить США всю необходимую информацию о данной компании.

Подробнее об офшорных зонах

Как их используют

Международные налоговые  соглашения имеют важные последствия  для налогового планирования. Помимо того, что они выполняют свою прямую функцию, то есть облегчают межгосударственную коммерцию и снимают двойное  бремя налогов, некоторые их положения  позволяют дополнительно снижать  налоги путем целенаправленного  структурирования бизнеса.

Прежде всего речь идет о положениях, относящихся к налогам у источника на так называемые пассивные доходы: дивиденды, проценты, роялти, а также на доходы от международных перевозок. Обычно при выплатах таких доходов зарубежному партнеру резидент некоторой страны должен удержать и выплатить в казну своего государства налог по определенной ставке. При наличии же договора между двумя этими странами ставка может быть существенно уменьшена или же налог у источника может вовсе не взиматься.

Благодаря этому  при построении схемы деятельности того или иного международного бизнеса  часто существует возможность выбрать  юрисдикцию или набор юрисдикций, обеспечивающий минимальные налоговые  потери при осуществлении данных выплат. В этих юрисдикциях и осуществляется регистрация компаний, предназначенных  в первую очередь именно для налоговых  целей.

Например, в качестве холдингового элемента всей структуры, получающего дивиденды от всех ее составных частей, может использоваться компания из страны, налоговые договоры которой предусматривают минимальную  ставку налога у источника на дивиденды, для владения патентами, принадлежащими данной структуре - компания из страны, куда с минимальными потерями могут  выплачиваться роялти и т.д. Естественно, при этом надо учитывать и уровень  налогообложения в самой стране, где скапливаются дивиденды или  роялти, а также возможные налоговые  потери при дальнейшем распределении  накопленной прибыли. Возможны и  более сложные схемы, при которых  для минимизации суммарных налоговых  потерь дивиденды, проценты или роялти передаются по цепочке из одной страны в другую.

Соглашения могут  использоваться и для минимизации  налогов в строительстве. Обычно по условиям соглашения строительная площадка, существующая менее определенного  периода времени (например, 12 месяцев), не образует постоянного представительства. Это значит, что доход зарубежной компании, ведущей строительство, не облагается налогом по месту нахождения площадки (а облагается только по месту  регистрации компании). Таким образом, краткосрочное строительство может  быть выгодно вести от имени специально зарегистрированной компании из соответствующей  страны.

Такое целенаправленное использование налоговых договоров  для минимизации налоговых выплат называется по-английски "treaty shopping", что можно перевести как "налоговый шопинг", и не очень-то приветствуется властями. Иногда в тексты самих соглашений или в национальное законодательство вносятся специальные положения, направленные против такого экономического поведения. Однако в большинстве случаев подобное использование налоговых соглашений законом все же не возбраняется.

Подробнее о налоговых схемах

Структура налогового соглашения

Первые налоговые  соглашения разрабатывались в начале двадцатого века. С тех пор была проделана огромная работа по выработке  и оптимизации стандартных положений  налогового договора. В 1963 г. свою модель налогового договора предложила Организация  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). С тех пор большинство  заключаемых налоговых соглашений следует именно этой модели, ввиду  чего все они имеют примерно одинаковую структуру, хотя и различаются в  деталях, в частности, в ставках  налогов у источника. Эта модель претерпевает изменения со временем. В 1977 г. ОЭСР предложила новую версию, а в 1992 г. - следующую за ней. Кроме  того, к модели иногда принимаются  дополнения, а также имеются обширные и постоянно дописываемые официальные  комментарии ОЭСР. Структура договора, тем не менее, остается в основном неизменной.

Суть соглашения об избежании двойного налогообложения отражается в его названии. Оно может называться по разному: соглашение, конвенция, договор. Это никакой роли не играет. Важно обратить внимание на то, избежание двойного налогообложения в отношении каких именно налогов им предусмотрено. К ним могут относиться только налоги на доходы, либо на доходы и имущество (капитал). Кроме того, во многих договорах последних лет в наименовании имеется важное добавление "и предотвращении уклонения от уплаты налогов". Это значит, что в текст договора введены специальные положения, направленные на взаимопомощь в сборе налогов.

Типичная структура  соглашения такова. Определяются лица, к которым применяется соглашение (резиденты). Определяются налоги, к  которым применяется соглашение (на доход или на доход и имущество). Устанавливается, что доходы постоянного  представительства иностранной  компании подлежат налогообложению  по месту его нахождения (при этом дается развернутое определение  постоянного представительства). Отдельно оговаривается налогообложение  доходов от международных перевозок, авторских прав и лицензий, дивидендов и процентов (устанавливается максимально  допустимая ставка налога у источника), а также доходов от имущества. Если соглашение распространяется на налоги с имущества, оговаривается  порядок их взимания. Определяется порядок налогообложения физических лиц. Устанавливается порядок исключения двойного налогообложения (кредитный  метод или метод исключения дохода из налоговой базы). Соглашение может  содержать специальные положения  против уклонения от налогов, в том  числе принципы налогообложения  ассоциированных предприятий (например, кипрских компаний, контролируемых россиянами). Предусматривается обмен информацией  между налоговыми органами двух стран. Наконец, даются заключительные положения  относительно недискриминации, условий применения соглашения, урегулирования спорных вопросов и т.д.

Подробнее о структуре налогового соглашения 

Структура международного налогового соглашения

Международные налоговые соглашения и их использование  в налоговом планировании

Налоговые соглашения России

Модель  ОЭСР

Большинство международных соглашений по избежанию двойного налогообложения базируется на модели, предлагаемой Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и носят достаточно стандартный характер, различаясь в деталях и численных параметрах.

Модельная конвенция ОЭСР (PDF)

Типичная  структура налогового соглашения (конвенции, договора), такова.

Резиденты

Прежде всего, определяются лица, при налогообложении  которых применяются положения  соглашения. Такими лицами являются резиденты  двух договаривающихся государств, то есть "лица с постоянным местопребыванием" в них.

Лицо с  постоянным местопребыванием в одном  из государств определяется как лицо, подлежащее в нем налогообложению  на основании внутреннего законодательства. Однако может случиться, что каждое из государств считает (по своему закону) данное лицо, физическое или юридическое, своим резидентом. Если лицо имеет в этом смысле постоянное пребывание в обоих государствах, то для определения постоянного местопребывания используются дополнительные критерии. Для физических лиц такими критериями являются: постоянное место жительства, наличие постоянного жилища, местонахождение центра жизненных интересов, место обычного проживания, и, наконец, гражданство. Для юридических лиц важнейшим таким критерием является, как правило, местонахождение фактического руководящего органа. В спорных случаях вопрос резидентности решается по договоренности компетентных органов сторон.

Налоги

Налоги, на которые распространяется соглашение, во всех случаях включают налоги с  доходов, а в некоторых случаях - налоги с имущества (или капитала). Что касается НДС, то он никогда не попадает под действие налоговых  соглашений. Дело в том, что НДС  косвенный налог на потребление, взимаемый по месту реализации товара или услуги независимо от местонахождения (резидентности) продавца. Налоговая система страны может меняться со временем - например, в России действуют совсем не те налоги, что были в СССР во время заключения им налоговых соглашений. Поэтому соглашения предусматривают, что в случае введения аналогичных налогов в дополнение или вместо действовавших они также подпадают под соглашение.

Постоянное  представительство

Ключевой  концепцией, положенной ОЭСР в основу ее модели налогового договора, является понятие постоянного представительства  иностранной компании в данном государстве. Доходы, получаемые на территории государства через постоянное представительство во всех случаях подлежат налогообложению по законам этого государства. При этом из налогооблагаемой базы вычитаются расходы этого представительства. Таким образом, постоянное представительство иностранной компании облагается налогом в целом по тем же правилам, что и местные компании, с необходимыми коррективами, связанными с тем, что представительство не является самостоятельным юридическим лицом.

В настоящее  время этот же самый принцип воспринят  и национальными налоговыми законодательствами большинства стран мира, однако положения  налогового соглашения могут вносить  некоторые дополнительные нюансы. В  частности, соглашение может давать более узкое определение постоянного  представительства, чем национальное законодательство. В результате некоторые  виды деятельности, облагающиеся налогом  в отсутствие соглашения, могут рассматриваться  как не образующие постоянного представительства  и потому не подлежать обложению  налогом в данной стране. К таким  видам деятельности относится, в  частности, краткосрочное строительство (модель ОЭСР предлагает считать таковым  длящееся менее 12 месяцев). Это значит, что оно облагается налогом не по месту строительства, а по только месту нахождения иностранной строительной организации.

Под постоянным представительством понимается место  управления, филиал, офис, фабрика или  любое иное постоянное место деятельности компании. Соглашения дают список видов  деятельности, которые заведомо не рассматриваются как осуществляемые через постоянное представительство, а значит, не подлежат налогообложению  в государстве, где они осуществляются. К таким видам деятельности обычно относятся: уже упомянутое кратковременное  строительство; поставка, закупка и  хранение товаров; организация выставок; рекламно-маркетинговая и некоторые  другие виды деятельности, если они  носят вспомогательный или предварительный  характер. Осуществление коммерческой деятельности через агента, брокера, комиссионера с независимым статусом не приводит к образованию постоянного  представительства, а через агента без независимого статуса - приводит, если он заключает контракты от имени  фирмы в рамках своей обычной  деятельности. Таким образом, представитель  с генеральной доверенностью, заключающий  контракты от имени иностранной  фирмы, будет приравнен к постоянному  представительству, а брокер, совершающий  сделки с акциями по поручению  иностранной фирмы - не будет.

Информация о работе Международные налоговые соглашения и их использование в налоговом планировании