Международные экономические организации в системе мирохозяйственных связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция и ценовая стабильность это основные условия нормального функционирования рынка. Устойчивый экономический рост, который возможен при здоровом рыночном механизме, приводит к сокращению безработицы, увеличению эффективности производства и повышению благосостояния населения.
Для решения указанных макроэкономических проблем проводятся различные исследования. Они включают в себя прогнозирование и моделирование развития ситуаций, к которым могут привести разные варианты их решения.

Оглавление

I Основные проблемы и цели макроэкономики. Экономический рост. (Экстенсивный и интенсивный экономический рост.)
1.Макроэкономические проблемы и цели 2
2.Понятие экономического роста 4
2.1. Показатели экономического роста 5
2.2. Факторы экономического роста 6
2.3. Типы экономического роста 8
а)Экстенсивный тип экономического роста 8
б)Интенсивный тип экономического роста 9
3. Выводы 11
II Международные экономические организации в системе мирохозяйственных связей.
1.1. Сущность и классификация международных организаций 14
1.2. Роль и задачи международных организаций 16
1.3. Основные принципы создания и функционирования 17
1.4. Эффективность деятельности 18
1.5. Организации системы ООН 19
2. Выводы 22

Файлы: 1 файл

кр по экономике.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

   Авторитет международных организаций во многом является производной двух факторов: степени участия в их работе государств, определяющих мировую политику, и их готовности обеспечивать средствами выдвигаемые ими инициативы.

   Первый  фактор проявляется в том, что  изменение расстановки сил, существовавшей на момент создания международной организации, лабильность национальных государственных интересов и приоритетов неизбежно ведут к смещению акцентов в ее деятельности, ослаблению позиций одних стран и усилению других, а в конечном итоге — к изменению роли и значения этой организации в мировой экономике.

   Второй  фактор означает, что международные  организации (несмотря на заверения о равноправии государств-участников) по сути не могут действовать против интересов тех стран, которые фактически финансируют ее деятельность. Так, действующая в МВФ система представительства обеспечивает пяти странам (США, Японии, Германии, Франции и Великобритании) 40% голосов, поэтому-то МВФ реально не может оказывать сколько-нибудь существенного воздействия на промышленно развитые страны (ЕС, США, Канаду, Японию).

   С учетом изложенного и в условиях нарастающего разрыва между «богатыми» и «бедными» странами усиливается критика в адрес международных организаций со стороны последних. Так, после серии мощных финансовых кризисов, прокатившихся по различным странам мира в конце XX в. (1995 г. — Мексика, 1997 г. — Юго-Восточная Азия, 1998 г. - Россия, 1999 г. - Бразилия, 2000 г. — Аргентина), резко усилилась критика в адрес МВФ как главного идеолога проводившейся в этих странах экономической политики. Лауреат Нобелевской премии по экономике, в свое время один из ведущих экономистов МВФ Й. Стиглиц в этой связи отмечал: «Финансовые катастрофы чрезмерно часты, опустошающи и заразительны. Но если столь много машин съезжает с дороги в кювет, то стоит поставить вопрос: а хороша ли сама дорога?» По сообщениям агентства Блумберг от помощи МВФ намерены отказаться Бразилия, Эквадор, Болгария и даже Турция. Индонезия формирует свой бюджет на 2004 г. с учетом отказа от займов. Таиланд намерен досрочно погасить свою задолженность перед фондом.

   Другие  экономические организации ООН  также давно являются объектами  критики (в частности, на мировых  экономических форумах неоднократно раздаются предложения об упразднении  ЮНКТАД; много претензий к деятельности МБРР). Кроме того, разговоры о реформировании самой ООН, по мнению некоторых исследователей, ведутся с начала ее образования.

   Однако  необходимая корректировка круга  выполняемых задач, имеющихся полномочий, организационной структуры и  т.д. происходит очень медленно (если вообще происходит). Главная причина, видимо, заключается в значительном инерционном потенциале, накопленном международной организацией за годы своего существования (как правило, относительно долгого). Чем крупнее организация, тем сложнее она подвергается реформированию в силу необходимости согласования позиций между большим числом участников. Немалую роль играют и финансовые трудности. Кроме того, до сих пор господствует точка зрения, что и в новых, изменившихся условиях существовавшие международные экономические институты целесообразно сохранять. Правда, в отдельных случаях им приходится влачить жалкое существование (вспомним хотя бы экономические организации, обслуживавшие в свое время СЭВ: Международный инвестиционный банк, Банк международного экономического сотрудничества). 
 

   1.5. Организации системы ООН

   Центральное место среди международных организаций  занимает Организация Объединенных Наций (ООН).

   Система Организации Объединенных Наций  состоит из главных и вспомогательных  органов, специализированных организаций и учреждений и автономных организаций, являющихся составной частью в системе ООН.

   К числу главных органов относятся: Генеральная ассамблея (ГА); Совет  безопасности (СБ); Международный Суд  и Секретариат. Вспомогательные органы, которые окажутся необходимыми, учреждаются в соответствии с Уставом.

   Система ООН включает ряд программ, советов  и комиссий, осуществляющих возложенные  на них функции.

   Рассмотрим  внутреннюю структуру международных  экономических организаций системы ООН.

   Генеральная ассамблея является ее главным органом. Она уполномочена решать любые вопросы в рамках Устава организации. Генеральная ассамблея выносит резолюции, которые, хотя и не являются обязательными для ее членов, все же оказывают заметное влияние на мировую политику и развитие международного права. За время существования принято 10 тыс. резолюций. Генеральная ассамблея окончательно утверждает все международные конвенции по экономическим вопросам. В ее структуре экономическими проблемами занимаются:

  1. Комитет по экономическим и финансовым вопросам, вырабатывающий резолюции к пленарным заседаниям Генеральной ассамблеи;
  2. Комиссия ООН по праву международной торговли — ЮНСИТРАЛ, занимающаяся гармонизацией и унификацией правовых норм в международной торговле;
  3. Комиссия по международному праву, работающая над развитием и кодификацией международного права;
  4. Комитет по инвестициям, оказывающий содействие в размещении инвестиций из средств фондов, находящихся под контролем ООН.

   Экономический и социальный совет  (ЭКОСОС) является важнейшим органом ООН, отвечающим за экономические, социальные, культурные и гуманитарные аспекты политики ООН.

   В функции ЭКОСОС входят:

  • проведение исследований и составление докладов по международным вопросам в области экономической и социальной сфер, культуры, образования, здравоохранения и представление по этим вопросам рекомендаций Генеральной ассамблее, членам Организации и заинтересованным специализированным учреждениям;
  • обсуждение   международных   экономических   и   социальных проблем глобального и межотраслевого характера и выработка рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств-членов и системы ООН в целом;
  • контроль и оценка осуществления общей стратегии политики и первоочередных задач, установленных Генеральной ассамблеей в экономической, социальной и смежных областях;
  • обеспечение согласования и последовательное практическое оперативное осуществление на комплексной основе соответствующих директивных решений  и  рекомендаций,  принимаемых на конференциях ООН и других форумах в рамках 
    системы   ООН,   после   их   утверждения  Ассамблеей   и/или ЭКОСОС;
  • обеспечение общей координации деятельности организаций системы ООН в экономической, социальной и смежных областях в целях осуществления первоочередных задач, установленных Генеральной Ассамблеей для системы в целом;
  • проведение всесторонних обзоров политики в области оперативной деятельности во всей системе ООН.
  • ЭКОСОС имеет в своем составе комиссии, комитеты, специальные группы, которые занимаются экономическими вопросами. Это:
  1. Шесть функциональных комиссий и подкомиссий — социального развития, по контролю за наркотическими средствами, по науке и технике в целях развития, по поддержанию устойчивого развития, по статистике, по транснациональным корпорациям;
  1. Пять региональных комиссий — Европы, стран Азии и Тихого океана, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна, Западной Азии;
  2. Два постоянных комитета — для программ и координации, по непосредственным организациям;
  3. Семь органов-экспертов — Комитет по развитию планирования, Специальная группа экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения, комитеты по транспортировке опасных грузов, по экономическим, социальным и культурным правам, по национальным ресурсам, по новым и возобновляемым источникам энергии и использованию энергии и в целях развития, а также встречи экспертов по государственному управлению и финансам.

   Целями  региональных комиссий являются изучение экономических и технологических проблем соответствующих регионов мира, разработка мер и средств по оказанию содействия экономическому и социальному развитию региональных членов путем координации их действий и проведения согласованной политики, направленной на решение кардинальных задач развития отраслей экономики и внутрирегиональной торговли.

   Кроме непосредственных органов ООН в  ее систему входят специализированные учреждения и межправительственные организации включающие:

  1. Фонды и программы ООН;
  2. Специализированные учреждения ООН;
  3. Автономные организации, связанные с ООН. 
    Остановимся   на  наиболее   важных  организациях    первой группы.
  4. Фонд развития инвестиций оказывает содействие развивающимся странам путем дополнения существующих источников финансирования предоставлением помощи и займов. Ресурсы фонда образуются из добровольных взносов и оцениваются в 40 млн долл.
  5. Программа развития ООН (ПРООН) представляет собой самую крупную организацию системы ООН, финансирующую многоотраслевую  экономическую  и  техническую  помощь.   Ее  ресурсы оцениваются в 1 млрд долл. и постоянно пополняются странами-донорами, в число которых входят большинство развитых и крупные развивающиеся страны.

   ПРООН занимается ключевыми аспектами устойчивого развития и основными глобальными проблемами: искоренением   бедности, восстановлением    окружающей   среды, обеспечением занятости и т.д. Она организует глобальные форумы по этим проблемам, такие, как Форум по проблемам окружающей среды (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), по народонаселению и развитию (Каир,   1994 г.), по социальному развитию (Копенгаген,  1995 г.). Деятельность   программы   охватывает   в   настоящее   время   более 150 стран, в которых осуществляется свыше 6500 проектов.

  1. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) ведет постоянное наблюдение за окружающей средой и отвечает за координацию всех международных проектов в этой сфере. Ее деятельность направлена на решение глобальных экологических проблем.
  2. Всемирная продовольственная программа (ВПП) координирует предоставление международной продовольственной помощи в случаях чрезвычайных ситуаций. Бюджет ВПП составляет свыше  1,2 млрд долл. и формируется в основном за счет взносов США (500 млн долл.), ЕС (235 млн долл.) и других развитых стран.

   Среди связанных с ООН специализированных организаций можно выделить следующие:

  1. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) объединяет усилия 18 межправительственных организаций по защите интеллектуальной собственности.
  2. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) объединяет 168 стран для содействия внедрению новых промышленных   технологий,   индустриализации   развивающихся, особенно   африканских, стран, оказания технической помощи. ЮНИДО создала Банк промышленной и технологической информации и систему обмена научно-технической информацией.
  3. Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) содействует инвестициям в сельское хозяйство, передаче новейших технологий развивающимся странам, аграрным реформам.
  4. Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР) кредитует сельское хозяйство в развивающихся странах.
  5. Всемирный почтовый союз (ВПС) — старейшая организация в системе ООН, учрежденная еще в 1865 г. Занимается развитием и модернизацией почтовых служб.
  6. Всемирная метеорологическая организация (ВМО) координирует международные усилия в сфере развития метеорологических наблюдений.
  7. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объединяет усилия 190 стран для решения проблем охраны здоровья людей.
  8. Международная организация труда (МОТ) — создана еще в 1919 г. согласно Версальскому договору, в ее составе 171 страна. МОТ разработала Международный трудовой кодекс. Она занимается проблемами занятости и роста уровня жизни населения, социальными и экономическими реформами в сфере труда.

   9. Организация   Объединенных  Наций  по   вопросам  образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) — одна из самых авторитетных международных организаций.  Занимается развитием международного сотрудничества в сферах информации, знаний, культуры, коммуникаций и т.д.

   Среди автономных организаций, связанных  с ООН, отметим Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), в функции которого входит:

  • поощрение и содействие развитию ядерной энергетики и практическому применению атомной энергии в мирных целях, а также проведению исследований в этой области;
  • предоставление материалов, услуг, оборудования и технических средств в целях удовлетворения потребностей научно-исследовательской   работы в области   атомной   энергии   и практического ее использования в мирных целях;
  • содействие обмену научно-технической информацией;
  • поощрение обмена научными работниками и специалистами 
    и их подготовку.

Информация о работе Международные экономические организации в системе мирохозяйственных связей