Международные экономические организации в системе мирохозяйственных связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция и ценовая стабильность это основные условия нормального функционирования рынка. Устойчивый экономический рост, который возможен при здоровом рыночном механизме, приводит к сокращению безработицы, увеличению эффективности производства и повышению благосостояния населения.
Для решения указанных макроэкономических проблем проводятся различные исследования. Они включают в себя прогнозирование и моделирование развития ситуаций, к которым могут привести разные варианты их решения.

Оглавление

I Основные проблемы и цели макроэкономики. Экономический рост. (Экстенсивный и интенсивный экономический рост.)
1.Макроэкономические проблемы и цели 2
2.Понятие экономического роста 4
2.1. Показатели экономического роста 5
2.2. Факторы экономического роста 6
2.3. Типы экономического роста 8
а)Экстенсивный тип экономического роста 8
б)Интенсивный тип экономического роста 9
3. Выводы 11
II Международные экономические организации в системе мирохозяйственных связей.
1.1. Сущность и классификация международных организаций 14
1.2. Роль и задачи международных организаций 16
1.3. Основные принципы создания и функционирования 17
1.4. Эффективность деятельности 18
1.5. Организации системы ООН 19
2. Выводы 22

Файлы: 1 файл

кр по экономике.doc

— 245.50 Кб (Скачать)
 

 

   II Международные экономические организации в системе мирохозяйственных связей.

   Нарастающий процесс усиления хозяйственных взаимосвязей и взаимозависимости государств объективно требует повышения роли многостороннего регулирования мирохозяйственных связей, которое способствует более полному использованию преимуществ международного разделения труда. Однако масштабы и направления развития многостороннего регулирования в значительной степени зависят от конкретных интересов участвующих в нем государств, политики их правительств и деятельности государственных органов.

   Не  затрагивая национального суверенитета его участников, многостороннее регулирование оказывает воздействие на принимаемые правительственные решения по вопросам международных торгово-экономических отношений. В сферу государственной политики в этой области входит не только регулирование, но и содействие развитию мирохозяйственных связей, оказание поддержки участникам внешнеэкономической сферы деятельности на межправительственном уровне и в рамках международных экономических организаций.

   Существенное  расширение масштабов международного экономического сотрудничества, наблюдаемое в последние 50—60 лет, предопределило масштабное увеличение числа возникающих в сфере экономических проблем. Поиск их решения на основе двусторонних договоренностей постепенно замещался многосторонними переговорами. Для облегчения процесса согласования позиций заинтересованных сторон и контроля за соблюдением заключенных многосторонних соглашений и договоров потребовалось создание выполняющих эти функции институтов. Исторически сложилось, что эти институты стали называться международными организациями.

   Их  число не поддается точному подсчету; чаще всего называются 4—5 тыс., из них  только межправительственных организаций  к началу XXI в. по различным оценкам насчитывалось от 300 до 1,5 тыс. Практически каждая из развитых стран мира участвует на регулярной основе в работе более 100 международных организаций. Лидерами являются европейцы (за счет большого количества региональных и субрегиональных организаций): например, Дания — член 164 организаций, Франция — 155, Великобритания — 140. Представители других континентов также не отстают: США — член 122 организаций, Канада — 110, Япония — 106, Бразилия — 1001.

   Большинство из ныне действующих международных  организаций появилось после Второй мировой войны, хотя некоторые существовали и ранее. В частности, Международная электротехническая комиссия была создана в 1906 г., Международная организация труда — в 1919 г., Международный институт унификации частного права (УНИДРУА) в 1926 г., Банк международных расчетов — в 1930 г., Международный совет по зерну — 1933 г., Международный консультативный, комитет по хлопку — 1939 г. «Долгожительство» этих международных организаций не стоит абсолютизировать, поскольку в довоенный период создавались и другие организации (хотя и мало), но не все из них «дожили» до наших дней. Более того, некоторые из послевоенных организаций по различным причинам прекратили свое существование (например, Международная организация по кофе действовала с 1962 по 2002 г.).

   В целом, сравнивая до- и послевоенный периоды развития мировой экономики с точки зрения создания международных организаций, можно выделить одну существенную особенность: до Второй мировой войны универсальное многостороннее регулирование международных экономических отношений не имело серьезного распространения; было лишь незначительное число многосторонних конвенций по экономическим вопросам, а в уставах международных организаций (в первую очередь — Лиги наций) даже не были разработаны вопросы компетенции организаций в сфере экономики.

   Поэтому рост числа международных экономических  организаций в послевоенный период и постепенное превращение большинства из них в постоянно действующие органы обусловлены следующими факторами:

  • транснационализацией производственной деятельности, ростом международных потоков товаров и услуг, усилением инвестиционной активности;
  • потребностью в унификации способов разрешения резко участившихся  конфликтов  экономических  агентов  различных государств;
  • необходимостью выработки согласованной валютно-финансовой политики и ее осуществления путем совместных действий;
  • поиском путей преодоления усиливающегося разрыва между развитыми и развивающимися государствами;
  • усилением  долговременности   и   глобальности   последствий непродуманных решений.

   1.1. Сущность и классификация международных организаций

   В самом общем виде под международной организацией можно понимать структуру, созданную для выполнения определенных значимых для ее учредителей целей (хотя и не всегда открыто ими провозглашаемых) и обеспеченную кадрами, офисными помещениями и средствами для функционирования. Фактически международные организации представляют собой организационную форму международного сотрудничества.

   Международные организации могут создаваться как правительствами разных стран, так и различными негосударственными, коммерческими или общественными объединениями. В первом случае они называются межправительственными, во втором — неправительственными.

   Межправительственные  организации, как правило, обладают заметно большими возможностями для осуществления декларированных целей, поскольку выступают от имени конкретных государственно-территориальных образований и обладают в целом гарантированными источниками доходов за счет членских взносов государств-учредителей. Большинство же неправительственных международных организаций находятся в зависимости от доброй воли и финансового состояния своих членов. Кроме того, у многих организаций, за небольшим исключением, отсутствуют полномочия заниматься коммерческой деятельностью и получать собственные доходы.

   Членство  в международных организациях может  быть открыто для всех государств, выразивших такое намерение (таковы, например, ООН и ее специализированные учреждения), либо обусловлено некоторыми условиями, например, приглашением первоначальных учредителей (НАТО), географическим расположением (для многих региональных организаций), установлением неких экономических нормативов (нормы ЕС для стран-кандидатов: уровень инфляции — не более 5%, уровень бюджетного дефицита — не более 3% ВВП, уровень государственного долга — не более 60% ВВП).

   По  кругу компетенции международные  организации делятся на организации  универсальной, специальной и специализированной компетенции. К первой группе относятся такие организации «широкого профиля», как ООН, Совет Европы, Лига арабских государств. Их деятельность охватывает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную, научную, религиозную и др. Ко второй — организации, предметом деятельности которых является одна из вышеперечисленных сфер. Международные экономические организации, естественно, занимаются решением экономических проблем, т.е. различными аспектами коммерческих отношений в сфере производства, инновационной и валютно-финансовой деятельности, транспорта, связи, энергетики, туризма, интеллектуальной собственности и т.д. Однако во многих случаях отделить число экономических аспектов от политических, социальных, экологических, научно-технических и т.п. весьма затруднительно, поэтому многие международные организации в той или иной степени имеют универсальный характер. Организации специализированной компетенции осуществляют сотрудничество в одной области (например, Всемирный почтовый союз. Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Международное агентство по атомной энергии и т.д.).

   Особое  место в структуре современных  международных экономических организаций занимают наднациональные организации. Специфика деятельности таких организаций проявляется в том, что их решения адресуются не государствам-членам, а распространяются непосредственно на физических и юридически лиц стран-членов. В настоящее время единственной полностью надгосударственной организацией является ЕС (отдельные наднациональные функции выполняет МВФ и группа Всемирного банка). На саммите стран СНГ в Ялте 2003 г. объявлено о начале создания наднациональной экономической организации. 

   1.2. Роль и задачи международных организаций

   Существует  несколько взглядов на роль международных организаций. Наиболее интересные подходы демонстрируют теория системного анализа и институционализм.

   В соответствии с системным анализом, значение международных организаций определяется тем, в какой степени они выполняют желания господствующего участника игры или небольшой группы влиятельных действующих лиц, которые договариваются о предпочтительной стратегии или направлении деятельности. Исходя из такого подхода международным организациям отводится сравнительно ограниченная вспомогательная роль.

   Институционалисты же считают международные организации объектами, обеспечивающими механизмы решения острых проблем, своего рода площадками для обмена мнениями, активизации дипломатических отношений, установления международных норм и создания новых институциональных единиц и управления ими.

   В отношении функций, выполняемых  международными организациями, в мире формируется более или менее однородная точка зрения. В соответствии с ней международные организации призваны выполнять следующие общие функции:

  • обеспечивать постоянный мониторинг состояния проблемы, для решения которой они созданы;
  • вносить регулирующее начало и определенную стабильность в функционирование мировой экономики;
  • служить форумом для обмена мнениями и налаживания сотрудничества между различными государствами;
  • анализировать и обобщать информацию о тенденциях развития и вырабатывать рекомендации.

   Международные экономические организации выполняют  ряд специальных функций, среди  которых:

  1. Развитие экономического сотрудничества между странами в разных формах;
  2. Создание предсказуемой среды для развития ВЭС;
  3. Устранение дискриминации в торгово-экономических отношениях;
  4. Стимулирование развития частного предпринимательства;
  5. Содействие отдельным странам в поисках выхода из кризисной ситуации;
  6. Согласование и координация макроэкономической политики различных государств.
 
 

   1.3. Основные принципы создания и функционирования

   Новые международные организации создаются  на основе согласованного волеизъявления государств, зафиксированного либо в международном договоре, либо в решении уже существующей международной организации. Дата вступления в силу учредительного документа (устава, конвенции, статута и т.д.) считается датой создания организации. В учредительных документах определяется состав органа, его компетенции и функции.

   Органы  международной организации (как  правило, это общее собрание, исполнительный комитет, рабочие комитеты и секретариат) образуют ее организационную структуру. Каждый орган имеет свою внутреннюю структуру и определенный состав. Межправительственные органы состоят из представителей государств-членов, которым предоставлены полномочия действовать от имени правительств. Административные органы состоят из должностных лиц, нанимаемых международной организацией и ответственных только перед ней. Арбитражные органы и экспертные комиссии состоят из специалистов, представленных в личном качестве. Компетенция органов не может быть изменена без согласия стран-членов1.

   Внутренние  регулирующие функции организации  состоят в том, чтобы политика стран-членов соответствовала обязательствам, принятым при вступлении. В случае невыполнения тех или иных обязательств могут применяться различные штрафные меры. Например, в 1993—1994 гг. приостанавливалось членство двух африканских государств в МВФ — Заира и Судана, а в 2003 г. за неуплату членских взносов Судан вообще исключили из МВФ; в 2001 г. было приостановлено членство Зимбабве в Содружестве наций из-за нарушений в ходе выборов; в 2002 г. Грузия временно лишалась права голоса в ЮНЕСКО, а США в течение 1984—2002 гг. по собственной инициативе отсутствовали в составе этой организации; в 2003 г. в ЕС проходило рассмотрение «дела» Франции из-за превышения в предыдущем году уровня бюджетного дефицита лишь на 0,1 п.п. Правда, последний случай следует относить скорее к «показательным процессам», поскольку объявленный на 2004 г. прием в ЕС новых десяти членов позволил некоторым из них «расслабиться».

   Страна, выполняющая свои обязательства, каким-либо образом поощряется: либо в первоочередном порядке предоставляют денежные средства, либо используют меры морального поощрения (что также сказывается на имидже страны и следовательно на притоке капиталов). Меры морального поощрения могут выглядеть как положительное упоминание о стране в каком-либо из докладов или отчетов, периодически подготавливаемых международной организацией. Например: «Несмотря на экономические сложности и внутреннее давление последних лет, Венгрия не стала прибегать к протекционистской политике». Такого рода положительные отклики могут выдаваться «авансом», т.е. когда лишь намечаются позитивные изменения в той или иной сфере. 

   1.4. Эффективность деятельности

   Несмотря  на соблазн рассматривать международные  организации как полностью самостоятельно действующие в мировой экономике лица, способные проявлять власть по своему собственному усмотрению, следует понимать, что международные организации не служат неким арбитром, стоящим над схваткой и объективно оценивающим действия мировых экономических агентов. Нет, международные организации тысячами нитей связаны с окружающим их миром, находятся в центре противостояния различных стран, их здания и офисы расположены на территории определенных государств.

Информация о работе Международные экономические организации в системе мирохозяйственных связей