Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:01, курсовая работа
Конкуренция и ценовая стабильность это основные условия нормального функционирования рынка. Устойчивый экономический рост, который возможен при здоровом рыночном механизме, приводит к сокращению безработицы, увеличению эффективности производства и повышению благосостояния населения.
Для решения указанных макроэкономических проблем проводятся различные исследования. Они включают в себя прогнозирование и моделирование развития ситуаций, к которым могут привести разные варианты их решения.
I Основные проблемы и цели макроэкономики. Экономический рост. (Экстенсивный и интенсивный экономический рост.)
1.Макроэкономические проблемы и цели 2
2.Понятие экономического роста 4
2.1. Показатели экономического роста 5
2.2. Факторы экономического роста 6
2.3. Типы экономического роста 8
а)Экстенсивный тип экономического роста 8
б)Интенсивный тип экономического роста 9
3. Выводы 11
II Международные экономические организации в системе мирохозяйственных связей.
1.1. Сущность и классификация международных организаций 14
1.2. Роль и задачи международных организаций 16
1.3. Основные принципы создания и функционирования 17
1.4. Эффективность деятельности 18
1.5. Организации системы ООН 19
2. Выводы 22
II Международные экономические организации в системе мирохозяйственных связей.
Нарастающий процесс усиления хозяйственных взаимосвязей и взаимозависимости государств объективно требует повышения роли многостороннего регулирования мирохозяйственных связей, которое способствует более полному использованию преимуществ международного разделения труда. Однако масштабы и направления развития многостороннего регулирования в значительной степени зависят от конкретных интересов участвующих в нем государств, политики их правительств и деятельности государственных органов.
Не затрагивая национального суверенитета его участников, многостороннее регулирование оказывает воздействие на принимаемые правительственные решения по вопросам международных торгово-экономических отношений. В сферу государственной политики в этой области входит не только регулирование, но и содействие развитию мирохозяйственных связей, оказание поддержки участникам внешнеэкономической сферы деятельности на межправительственном уровне и в рамках международных экономических организаций.
Существенное расширение масштабов международного экономического сотрудничества, наблюдаемое в последние 50—60 лет, предопределило масштабное увеличение числа возникающих в сфере экономических проблем. Поиск их решения на основе двусторонних договоренностей постепенно замещался многосторонними переговорами. Для облегчения процесса согласования позиций заинтересованных сторон и контроля за соблюдением заключенных многосторонних соглашений и договоров потребовалось создание выполняющих эти функции институтов. Исторически сложилось, что эти институты стали называться международными организациями.
Их число не поддается точному подсчету; чаще всего называются 4—5 тыс., из них только межправительственных организаций к началу XXI в. по различным оценкам насчитывалось от 300 до 1,5 тыс. Практически каждая из развитых стран мира участвует на регулярной основе в работе более 100 международных организаций. Лидерами являются европейцы (за счет большого количества региональных и субрегиональных организаций): например, Дания — член 164 организаций, Франция — 155, Великобритания — 140. Представители других континентов также не отстают: США — член 122 организаций, Канада — 110, Япония — 106, Бразилия — 1001.
Большинство из ныне действующих международных организаций появилось после Второй мировой войны, хотя некоторые существовали и ранее. В частности, Международная электротехническая комиссия была создана в 1906 г., Международная организация труда — в 1919 г., Международный институт унификации частного права (УНИДРУА) в 1926 г., Банк международных расчетов — в 1930 г., Международный совет по зерну — 1933 г., Международный консультативный, комитет по хлопку — 1939 г. «Долгожительство» этих международных организаций не стоит абсолютизировать, поскольку в довоенный период создавались и другие организации (хотя и мало), но не все из них «дожили» до наших дней. Более того, некоторые из послевоенных организаций по различным причинам прекратили свое существование (например, Международная организация по кофе действовала с 1962 по 2002 г.).
В целом, сравнивая до- и послевоенный периоды развития мировой экономики с точки зрения создания международных организаций, можно выделить одну существенную особенность: до Второй мировой войны универсальное многостороннее регулирование международных экономических отношений не имело серьезного распространения; было лишь незначительное число многосторонних конвенций по экономическим вопросам, а в уставах международных организаций (в первую очередь — Лиги наций) даже не были разработаны вопросы компетенции организаций в сфере экономики.
Поэтому
рост числа международных
1.1. Сущность и классификация международных организаций
В самом общем виде под международной организацией можно понимать структуру, созданную для выполнения определенных значимых для ее учредителей целей (хотя и не всегда открыто ими провозглашаемых) и обеспеченную кадрами, офисными помещениями и средствами для функционирования. Фактически международные организации представляют собой организационную форму международного сотрудничества.
Международные организации могут создаваться как правительствами разных стран, так и различными негосударственными, коммерческими или общественными объединениями. В первом случае они называются межправительственными, во втором — неправительственными.
Межправительственные организации, как правило, обладают заметно большими возможностями для осуществления декларированных целей, поскольку выступают от имени конкретных государственно-территориальных образований и обладают в целом гарантированными источниками доходов за счет членских взносов государств-учредителей. Большинство же неправительственных международных организаций находятся в зависимости от доброй воли и финансового состояния своих членов. Кроме того, у многих организаций, за небольшим исключением, отсутствуют полномочия заниматься коммерческой деятельностью и получать собственные доходы.
Членство в международных организациях может быть открыто для всех государств, выразивших такое намерение (таковы, например, ООН и ее специализированные учреждения), либо обусловлено некоторыми условиями, например, приглашением первоначальных учредителей (НАТО), географическим расположением (для многих региональных организаций), установлением неких экономических нормативов (нормы ЕС для стран-кандидатов: уровень инфляции — не более 5%, уровень бюджетного дефицита — не более 3% ВВП, уровень государственного долга — не более 60% ВВП).
По
кругу компетенции
Особое
место в структуре современных
международных экономических организаций
занимают наднациональные
организации. Специфика деятельности
таких организаций проявляется в том,
что их решения адресуются не государствам-членам,
а распространяются непосредственно на
физических и юридически лиц стран-членов.
В настоящее время единственной полностью
надгосударственной организацией является
ЕС (отдельные наднациональные функции
выполняет МВФ и группа Всемирного банка).
На саммите стран СНГ в Ялте 2003 г. объявлено
о начале создания наднациональной экономической
организации.
1.2. Роль и задачи международных организаций
Существует несколько взглядов на роль международных организаций. Наиболее интересные подходы демонстрируют теория системного анализа и институционализм.
В соответствии с системным анализом, значение международных организаций определяется тем, в какой степени они выполняют желания господствующего участника игры или небольшой группы влиятельных действующих лиц, которые договариваются о предпочтительной стратегии или направлении деятельности. Исходя из такого подхода международным организациям отводится сравнительно ограниченная вспомогательная роль.
Институционалисты же считают международные организации объектами, обеспечивающими механизмы решения острых проблем, своего рода площадками для обмена мнениями, активизации дипломатических отношений, установления международных норм и создания новых институциональных единиц и управления ими.
В отношении функций, выполняемых международными организациями, в мире формируется более или менее однородная точка зрения. В соответствии с ней международные организации призваны выполнять следующие общие функции:
Международные
экономические организации
1.3. Основные принципы создания и функционирования
Новые
международные организации
Органы международной организации (как правило, это общее собрание, исполнительный комитет, рабочие комитеты и секретариат) образуют ее организационную структуру. Каждый орган имеет свою внутреннюю структуру и определенный состав. Межправительственные органы состоят из представителей государств-членов, которым предоставлены полномочия действовать от имени правительств. Административные органы состоят из должностных лиц, нанимаемых международной организацией и ответственных только перед ней. Арбитражные органы и экспертные комиссии состоят из специалистов, представленных в личном качестве. Компетенция органов не может быть изменена без согласия стран-членов1.
Внутренние регулирующие функции организации состоят в том, чтобы политика стран-членов соответствовала обязательствам, принятым при вступлении. В случае невыполнения тех или иных обязательств могут применяться различные штрафные меры. Например, в 1993—1994 гг. приостанавливалось членство двух африканских государств в МВФ — Заира и Судана, а в 2003 г. за неуплату членских взносов Судан вообще исключили из МВФ; в 2001 г. было приостановлено членство Зимбабве в Содружестве наций из-за нарушений в ходе выборов; в 2002 г. Грузия временно лишалась права голоса в ЮНЕСКО, а США в течение 1984—2002 гг. по собственной инициативе отсутствовали в составе этой организации; в 2003 г. в ЕС проходило рассмотрение «дела» Франции из-за превышения в предыдущем году уровня бюджетного дефицита лишь на 0,1 п.п. Правда, последний случай следует относить скорее к «показательным процессам», поскольку объявленный на 2004 г. прием в ЕС новых десяти членов позволил некоторым из них «расслабиться».
Страна,
выполняющая свои обязательства, каким-либо
образом поощряется: либо в первоочередном
порядке предоставляют денежные средства,
либо используют меры морального поощрения
(что также сказывается на имидже страны
и следовательно на притоке капиталов).
Меры морального поощрения могут выглядеть
как положительное упоминание о стране
в каком-либо из докладов или отчетов,
периодически подготавливаемых международной
организацией. Например: «Несмотря на
экономические сложности и внутреннее
давление последних лет, Венгрия не стала
прибегать к протекционистской политике».
Такого рода положительные отклики могут
выдаваться «авансом», т.е. когда лишь
намечаются позитивные изменения в той
или иной сфере.
1.4. Эффективность деятельности
Несмотря
на соблазн рассматривать
Информация о работе Международные экономические организации в системе мирохозяйственных связей