Международное разделение труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 21:08, реферат

Краткое описание

Международное разделение труда: сущность понятия и теоретические основы. В работе рассматривается положение Казахстана в системе МРТ.

Файлы: 1 файл

межд. эк.docx

— 58.18 Кб (Скачать)

Технология становится товаром лишь в определенных условиях. Общеизвестно, что даже из числа  запатентованных новшеств используются во всем мире едва ли 3-5%. А в процессе превращения новой идеи в товар  отсев еще больше. Из каждых 100 идей до стадии товарной формы доходит  не больше одной; в свою очередь в  каждых 100 новых товаров, в которых  воплощены новые идеи, рынок отвергает  свыше 90%. Технология становится товаром  тогда, когда существует реальная возможность  коммерциализации идеи, проведены экспертизы, отсев, определены возможные сферы  ее использования. Для надежной защиты своих прав на технические новшества (изобретения) каждый создатель стремится  запатентовать их в странах –  потенциальных конкурентах. На практике ведущие фирмы – разработчики новой техники и технологии одновременно патентуют свои новинки примерно в 25 странах-конкурентах, т.е. основных развитых индустриальных государствах. Правовые системы различные стран  предусматривают различные сроки  охраны прав на промышленную собственность  – примерно от 10 до 20 лет. Этого срока  вполне достаточно для истечения  жизненного цикла технологий. Более  того, в современных условиях происходит довольно быстрое сжатие сроков этого  цикла. Поэтому все без исключения собственники технологии заинтересованы в максимально быстрой ее коммерциализации. Крупные корпорации Запада придерживаются следующей технологической стратегии.

На первом этапе  жизненного цикла предпочтение отдается продаже готовой продукции, в  которой воплощены идеи, принципы, процессы, способные обеспечить покупателю новое качество при использовании  данного товара.

На втором этапе  технологический обмен сопровождается или осуществляется в виде прямых инвестиций, что открывает для  продавца новые рынки, позволяет  увеличить массу прибыли.

На третьем  этапе предпочтение традиционно  отдавалось продаже лицензий, т.е. уступке  прав собственности на запатентованную  и не запатентованную («ноу-хау) технологию, ее использование. Источником приобретения технологии могут быть и мелкие фирмы, испытывающие недостаток собственных средств для доведения технологии до рыночной стадии, прежде всего, небольшие компании венчурного типа. Притягательным моментом в данном случае служит возможность приобщения к новой технологии практически в момент ее появления.

В настоящее  время основным препятствием для  участия Казахстана в международном  технологическом обмене является отсутствие экономико-правовой основы: закона об интеллектуальной собственности, засекречивание отечественных технологий, несоответствие отечественной продукции международным  стандартам.

Вместе с тем  с вхождением Казахстана в международной  технологический обмен и в  рынках технологий открываются хорошие  возможности интеграции в мировое  хозяйство, структурной перестройки, налаживания рыночной экономики  и изживания энергосырьевой направленности экспорта. Технология может передаваться на коммерческой и некоммерческой основе, быть внутрифирменной, внутригосударственной  и международной. Основную долю технологии, передаваемой в некоммерческой фирме, составляет непатентоспособная информация: огромные информационные массивы специальной  литературы, компьютерные банки данных, справочники и другие; конференции, выставки, симпозиумы; обучение, стажировка, практика студентов, ученых и специалистов, миграция ученых и специалистов из научных в коммерческие структуры  и обратно, создание фирм венчурного типа специалистами из университетов  и корпораций, промышленный шпионаж.

Основными формами  передачи технологии на коммерческой основе являются: продажа технологии в материализованном виде (станков, агрегатов, оборудования, технологических  линии и др.); связанные с прямыми  инвестициями строительство, реконструкция, модернизация предприятия, фирм, производств; портфельные инвестиции, лизинг; продажа  патентов и лицензий, «ноу-хау»; совместное проведение НИОКР, научно-производственное кооперирование; инжиниринг.

Казахстану для  проведения переговоров по обмену технологиями необходимо учитывать по возможности  все преимущества и недостатки, которые  каждая страна может получить и знать  качество технологий в страновом  аспекте. Поскольку американские технологии традиционно отличаются трудосберегающим характером, европейское – ресурсосберегающим, японские вобрали в себя оба компонента, а технологии новых индустриальных стран более трудоемки, менее  капиталоемки и совершенны, то в  зависимости о  цели технологического обмена можно сделать акцент на экономии материальных, трудовых затрат либо на решении социальных проблем (занятости) или экологических. Кроме того, следует оценить и учесть при расчетах технико-экономических характеристик возможность и необходимость вовлечения в производство местных сырья, топлива, энергии, рабочей (в том числе квалифицированной) силы и транспортную составляющую. Хотя в ближайшие годы экспорт и импорт наукоемкой продукции Казахстаном, в том числе, современной технологии будет незначителен, республика должна знать общемировые обычаи и правила по этому виду обмена товаров хорошо.

Республика может  испытывать в решении вопроса  обмена наукоемкой продукции определенные трудности в период перестройки  своей экономики на рыночной лад. Однако выход на мировой рынок  по линии наукоемкой продукции требует  решение следующих проблем:

    1. Прежде всего  необходимо составит реестр новых  технологий, соответствующих или  превышающих мировой уровень;

    2. Составить  реестр высокотехнологических видов  продукции, которые могут быть  предложены на мировой рынок  и которые могут конкурировать  на мировом рынке;

    3. Необходимо  изучить мировой рынок высоких  технологий в страновом и технологическом  аспектах, знать конъюнктуру мирового  рынка;

    4. Продажа  собственных технологий, высокотехнологичной  конкурентоспособности продукции;

По указу Президента в республике должна быть создано  семь Национальных научных центров, из которых в 1994 году создано четыре центра;

    1. Национальный  ядерный центр;

    2. Национальный  центр по комплексной переработке  сырья;

    3. Национальный  центр по радиоэлектронике и  связи;

    4.  Национальный центр по биотехнологии.

Кроме того предполагается создание Национального парка новых  технологий под Капчагаем и Национального  технопарка (Приозерск).

Реализация на мировом рынке высоких технологий и высокотехнологичных товаров  позволить получить более высокой  экономический эффект, чем за реализацию сырья.

В первое время  за них будут платить оскорбительно  низкие цены, пока республика или фирма  не будут иметь собственный имидж, гарантирующий высокое качество. Надо помнить, что когда-то на мировом  рынке дешевыми товарами были японские, а сейчас южнокорейские. Нам надо пройти этот путь, иначе нас не примут на мировом рынке.

Можно отладить на республиканских мощностях  выпуск какого-нибудь одного вида выгодной продукции и получить достаточной эффект.

Второе направление  – это создание среды, в которой  научные разработки выполняются  наиболее эффективно, избавить исследователей от неквалифицированной (искать заказчиков, составлять договоры, заниматься рекламой) работы и сэкономить на этом их силы для профессиональной деятельности. В этом велика роль Министерства науки  и новых технологий республики.

Нельзя считать, что республика не располагает запасами научных идей, новыми технологиями, не имеющих аналогов в мировой  практике. Надо все это привести в соответствующий порядок. Необходимо создать реестр новых технологий, научных идей.

В свое время  все это уходило в песок, было представление, что наукой могут заниматься только в центре, а остальные должны заниматься только внедрением их результатов в производство.

Некоторая часть  новых идей, созданных в республике, попросту отвергалась, как не соответствующая  общей традиции. Так, например, первоначально  существовало два проекта строительства  Лисаковского ГОКа – алматинский  и ленинградский. Алматинский Предусматривал комплексную добычу и переработку  железнорудного сырья, глинозема, удобрений; ленинградский - только железной руды. Москва  выбрала ленинградский проект. И вот сегодня закономерный финал Лисаковского ГОКа-Карагандинский металлургический комбинат резко сократил заказ на Лисаковскую руду, где содержание железа сравнительно низкое в пользу Соколовско-Сарбайского месторождения. Лисаковский ГОК должен теперь ориентироваться на другие рынки сбыта (Западная Сибирь, Урал) и развивать другие отрасли переработки или перепрофилировать свое производство.

Однако первые шаги признания превосходства казахстанской  технологии над признанными мировыми фаворитами уже имеются.

Так, одним из ведущих в мире производителей свинца - канадская фирма «Коминко» - приняла  решение о реконструкции своего завода на основе технологии, разработанной  казахстанскими учеными и специалистами, отказавшись от способа переработки  сырья, предлагавшийся германскими  специалистами, на который канадцами  были затрачены крупные средства. Отказ был  сделан несмотря на то, что среди акционеров фирмы были немецкие предприниматели, настаивавшие на внедрении технологии соотечественников. Тем не менее выбор сделан в пользу варианта, родившегося в Усть-Каменогорске.

Название новинки-кислородно-взвешенная циклонно-электротермическая плавка свинцово-цинкового  сырья (КИВЦЭТ) - вобрало в себя наиболее интересные решения, предложенные ранее  ВНИИцветметом и воплощенные  металлургами комбината.

В республике имеются  отрасли науки и техники, где  мы являемся лидерами или наши разработки находятся на уровне мировых стандартов. Однако все это надо уметь поставлять на мировой рынок, одновременно сохраняя экономическую безопасность нашей  республики и обеспечивая собственный  уровень потребления этих новых  разработок и продукцию от них.

Однако превращение  Казахстана в современную, высокоразвитую страну во многом зависит от оптимального выбора международной специализации  и эффективного присутствия на внешних  рынках. Одним из основных резервов увеличения экспорта республики являются наукоемкие изделия и высокие  технологии. Западные эксперты проявляют  повышенный интерес к новой  технологии и новым изделиям. Так, США закупили у России космический  ядерный реактор «Топаз-2», плутоний - 238, используемый в энергетических установках космических кораблей. Кроме того, в США составлен список более чем трех тысяч технологий, в разработке которых Россия их опрежает. А какова доля Казахстана в этой технологии или ее вообще нет? Надо ее определить и иметь право распоряжаться  ею. Выход на внешний рынок наукоемкой продукции от наших предприятий требует, во-первых, общего повышения их внешнеэкономической квалификации и во-вторых, осознания специфики мировых рынков высоких технологий. Дело в том, что технологический потенциал в настоящее время является основой экономической и оборонной мощи любого государства. Поэтому в экономическом соперничестве между Северной Америкой, Западной Европой и Японией все более важное место (в перспективе центральное) занимает борьба за технологическое лидерство. В условиях экономического кризиса, которым охвачены все страны СНГ (Россия, Украина, Узбекистан, Казахстан, Белорусь) Казахстан имеет наилучшие перспективы. Сравнительно простая структура экономики (что позволяет создавать новые отрасли и перестраивать экономику) с большим удельным удельным весом аграрного сектора вместе с охраненной системой централизованного управления и относительно жесткой дисциплиной труда, а также богатые природные ресурсы позволяют Казахстану рассчитывать на менее протекания кризиса и скорейшее экономическое восстановление. К тому же крупные инвестиции западных нефтегазовых корпораций усилить, по видимому, приток частного капитала однако значительной степени  хозяйственная ситуация в Казахстане в силу высокой степени экономической интеграции будет определяться отношениями с Россией. Поэтому в существующих условиях экономическая и технологическая политика может либо сделать наукоемкий сектор «локомотивом» хозяйственного роста, развивая равноправное сотрудничество с ведущими технологическими странами мира, либо превратить его в средство решения сиюминутных проблем. Второй путь сложиться сам по себе естественным путем, при отсутствии ясной и долговременной технологической стратегии. Из-за большого значения технологического потенциала для международной конкуренции проистекает особенности мирового рынка наукоемкой продукции. При всех трудностях и припятствиях либерализация мировой торговли товарами низкого и среднего технологического уровня неуклонно продвигается вперед. С высокотехнологической продукцией дело обстоит иначе. Обмен его содержится специфическим формами «технологического потенциала», направленного на удержание преимуществ в данной области.

На мировом  рынке высоких технологий и наукоемкой изделий применяются следующие  виды ограничений:

-ограничения  на вывоз продукции, которая  может быть использована за  рубежом в ущерб стране-производителю;

-ограничения  на ввоз продукции, которая  может составить конкуренцию  национальному высокотехнологичному  производству и тем самым помещать  его развитию;

-ограничения  на инвестирование иностранного  капитала в ключевые наукоемкие  производства. В этой обстановке, вступая на данный рынок в  качестве продавца или покупателя, необходимо добиваться равных  условий конкуренции, научиться  применять аналогичные меры с  целью защиты собственных интересов.  Равные  условия конкуренции предполагают полные устраненные всех дискриминационных мер в экспорте, импорте и инвестиция. Фактором дискриминации может выступить предлог защиты международной безопасности, в частности нераспространении технической передовых видов вооружений.

В высокотехнологических  отраслях еще применяется и другой метод конкуренции - это скупка «на  корню» наукоемкой производств и  технологических достижений для  полного контроля над ними. Этот метод борьбы не требует нарушения  равных условий конкуренции - ведь он может быть применен по отношению  к любой стране. Но применение его  в отношении Казахстана разрушительно  для его научно-технического потенциала в связи с нелегким финансовым положением высокотехнологичных отраслей. Так, продавать в США концентрат природного урана Казахстан совместно  с Россией сможет лишь после того, как его цена достигнет 13 долл. за фунт. В этом случае квота будет  увеличиваться по мере повышения  цены. Но к этому времени долгосрочные контакты будут в основном перезаключении и, таким образом задача не допущения  казахстанских (и российских) производителей урана на рынок долгосрочных контрактов будет решена. В данном случае протекционизм  не обосновывался защитой национальной безопасности, а опирался на экономическое (антидемпинговое) законодательство мы можем методом ценовой конкуренции  бороться со своими конкурентами, тогда  необходимо обеспечит эффективную  юридическую защиту в своих интересов  в западных странах, иначе против казахстанских экспортеров будут  применены карательные административные меры. Чрезмерно низкие цены не только повод для введения антидемпинговых  санкций обеспечивая сбыт в краткосрочном  плане, оно влечет за собой неблагоприятные  последствия для будущего данных отраслей, лишая их стимулов, так  и средств для дальнейшего  технологического прогресса, обрекая  их на застой. Наконец, существует опасность  полной утраты отечественного контроля над передовыми технологическими разработками. Это может произойти, например, в  результате приобретения иностранными компаниями контрольных пакетов  акций сооветствующих предприятий  и объединений, в результате покупка  или исключительных прав на наукоемкую продукцию. Научно-промышленный комплекс республики в этом случае утратит  целостность, распадется на отдельные  части. В дальнейшем будут развиваться  лишь те из них, в работе которых  заинтересован зарубежный капитал. Динамика их развития будет определяться потребностями заказчиков, а влиянии  их на общую экономическую ситуацию в республике будет сведено к  минимуму. Поэтому, если государство  заинтересовано в целостном развитии этих отраслей, оно должно обеспечить достаточную финансовую поддержку  этому направлению или содействовать  привлечению в него иностранного капитала на более приемлемых, с  точки зрения национальных интересов, условиях. Кроме того, надо шире применять  государственное субсидирование и кредитирование перспективных проектов, оказывать помощь в выходе на внешний рынок тем предприятиям, которые не имеют  соответсвующего опыта: сертификация продукции в соответствии с международными стандартами, обучения маркетингу и т.д.  Государство должно поддерживать наиболее перспективные отрасли, обеспечивать эквивалентный обмен технологическими достижениями.

Информация о работе Международное разделение труда