Международное экономическое сотрудничество и регулирование международной торговли на уровне межгосударственных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:38, лекция

Краткое описание

1. Цели, задачи и принципы международного экономического сотрудничества.
Международное экономическое сотрудничество – торговое, научно-техническое, производственное, валютно-финансовое – имеет в настоящее время глобальный характер и осуществляется через международные организации.
Целью этой деятельности является обеспечение стабильного экономического и социального развития стран, оказание содействия частным предпринимателям и странам путем предоставления финансовой, научно-технической и других видов помощи.

Оглавление

1. Цели, задачи и принципы международного экономического сотрудничества.
2. Формы экономической деятельности Организации Объединенных Наций.
3. Система органов экономического сотрудничества и регулирования международной торговли в рамках ООН. Специализированные учреждения ООН: виды, основные функции и направления деятельности.
4. Структура, принципы деятельности и основные функции Международной торговой палаты.
5. Всемирная торговая организация: основные принципы, правила и роль в мировой торговле
6. Проблемы вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию

Файлы: 1 файл

Tema_4.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

 

 

5. Всемирная торговая организация: основные принципы, правила и роль в мировой торговле

В целях обеспечения международной защиты торговых отношений и упрощения торговых процедур Республика Беларусь стремится сталь полноправным участником ведущих международных торговых организаций, в частности, Всемирной торговой организации (ВТО). Формально эта организация создана в 1995 году, хотя фактически существует с 1947 г.

Основные документы в рамках ВТО:

1. Многосторонние соглашения по торговле товарами:

– по тарифам и торговле (ГАТТ);

– по сельскому хозяйству;

– по текстильным изделиям и одежде;

– по техническим барьерам в торговле;

– по инвестиционным мерам, связанным с торговлей и т.п.

2. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

3. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.

Центральная задача ВТО – либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения уровня импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров.

Основополагающие принципы ВТО:

       предоставление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле на недискриминационной основе;

       взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;

       «прозрачность» торговой политики;

       разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

Высший орган Всемирной торговой организации – Министерская конференция.

Конференция назначает Генерального директора. Между сессиями созывается Генеральный совет.

Генсовет курирует деятельность Органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики.

Под руководством Генсовета работают:

                Совет по торговле товарами;

                Совет по торговле услугами;

                Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

В рамках Советов учреждены комитеты по соглашениям и переговорные группы.

В ВТО практикуется принятие решений консенсусом. При его отсутствии решение принимается большинством голосов. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, интеллектуальной собственности, освобождение от принятых обязательств принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, принимаются 2/3 голосов членов ВТО.

В настоящее время членами ВТО являются 152 государств (в том числе из стран СНГ – Армения, Кыргызстан и Молдова), 33 государства имеют в ВТО статус наблюдателя (в том числе Россия, Республика Беларусь, Казахстан и др.).

 

6. Проблемы вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию

РБ прошла практически все стадии присоединения к ВТО (получила статус наблюдателя в 1992 г., статус присоединяющейся страны в 1993 г., представила Меморандум о торговом режиме в 1995 г., который был принят в 1997 г.). В настоящее время находится на заключительном этапе - переговоры на уровне двусторонних рабочих групп. В ходе переговоров страны должны урегулировать взаимные претензии, если они имеются. Прежде всего, переговоры касаются уступок, которые присоединяющаяся страна готова предоставить членам ВТО.

Преимущества присоединения Беларуси к ВТО – стабильность, безопасность и предсказуемость в развитии торговых отношений со странами-членами ВТО, среди которых все основные торговые партнеры Беларуси.

Во-первых, это позволило бы республике свободно и без ограничений торговать на основных мировых рынках. Сегодня потери от антидемпинговых пошлин, применяемых к белорусской продукции, составляют ежегодно 80 млн. евро. Сертификация белорусской технической продукции в странах ВТО проводится в настоящее время по самой жесткой схеме, плата за проведение испытаний по сертификации часто достигает 10% от стоимости товара. После присоединения к ВТО все страны-участницы обязаны будут предоставить Беларуси режим наибольшего благоприятствования в торговле. Это коснется, прежде всего, экспортно-импортных и транзитных операций, в также связанных с ними таможенных пошлин и сборов. Кроме того, члены ВТО должны будут предоставить нашей стране на взаимной основе национальный режим в отношении внутреннего налогообложения и правил, регулирующих внутреннюю торговлю.

Во-вторых, вступление в ВТО обеспечит доступ к правовому механизму разрешения споров ВТО для защиты экономических интересов страны. Страна получит право настаивать на обязательном решении проблем путем переговоров и согласований, а также сможет обращаться в Международный суд ВТО.

В-третьих, Республика Беларусь получит доступ к информационной базе ВТО, сможет на регулярной основе получать информацию о политике стран в области внешней торговли, о действиях всех членов ВТО, об изменении конъюнктуры рынков.

В-четвертых, это возможность использовать ВТО в качестве инструмента продвижения своих торгово-экономических интересов на рынках стран-участниц ВТО, так как Беларусь получит право участвовать в разработке соглашений ВТО.

Однако присоединение к ВТО связано с рядом проблем. Прежде всего, Республика Беларусь должна будет открыть доступ на свой рынок всем иностранным фирм из стран ВТО. Это приведет к ужесточению конкуренции, вытеснению менее конкурентоспособного национального производителя.

Неурегулированным в переговорах с рабочей группой ВТО остается требование о снижении до нулевого уровня ставок таможенных пошлин по фармацевтической продукции и другим товарным группам, а также доступ на рынок услуг: ВТО не устраивает монополия на рынке услуг связи и затрудненный доступ иностранного капитала на рынок банковских и страховых услуг.

Кроме того, при вступлении в ВТО Республика Беларусь должна будет зафиксировать предельные объемы дотирования агропромышленного комплекса, прекратить дотации убыточных хозяйств.

Еще один проблемный момент, это требование ст. 24 Устава ВТО, согласно которой, все региональные объединения должны вступать в торговую организацию единым блоком. Беларусь и Россия имеют разные чувствительные позиции в экономике, и добиться единой позиции в этих вопросах трудно.

 

 



Информация о работе Международное экономическое сотрудничество и регулирование международной торговли на уровне межгосударственных организаций