Международное движение технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:27, реферат

Краткое описание

Цель – определить особенности влияния технологического обмена на экономику государства в целом.
Объект – мировое хозяйство, в котором посредством международных экономических отношений возникает совокупный спрос и совокупное предложение на товары, факторы производства и технологии, находящиеся в международном обороте.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ 6
1.1. Понятия «технология» и «технологический обмен» 6
1.2. Передача технологии в коммерческих формах 8
1.3. Лицензионная торговля 10
1.4. Прочие формы технологического обмена 13
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ 17
2.1 Причины ограничения обмена технологии 17
2.2. Механизмы регулирования 18
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБМЕНА НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ 20
3.1. Место России в международном технологическом обмене 20
3.2. Пути повышения эффективности международного технологического обмена в России 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 54.28 Кб (Скачать)
  • запатентованные изобретения;
  • промышленные образцы;
  • товарные знаки;
  • «ноу-хау», то есть имеющие ценность конфиденциальные сведения, которые не пользуются правовой охраной.

В зависимости от объекта, лицензии могут подразделяться на патентные и беспатентные. Помимо этого, выделяют  самостоятельные («чистые») и сопутствующие лицензии. Самостоятельные лицензии предлагают передачу технологии и технологических разработок независимо от их материального носителя. Сопутствующие лицензии имеют зависимый характер и предоставляются одновременно с заключением контракта.

Лицензионные соглашения – международная торговая сделка, по которой собственник изобретения  или технических знаний предоставляет  другой стороне разрешение на использование  в определенных пределах своих прав на технологию.3

Лицензионная торговля является основной формой международной передачи технологии.

Существуют три основных вида лицензий: простая, исключительная, полная.

При продаже простой лицензии продавец (лицензиар) оставляет за собой  право самостоятельно использовать объект лицензии, а так же предоставлять  аналогичные лицензии третьим лицам. Простые лицензии обычно предоставляются  в сфере производства товаров  широкого потребления, где трудно осуществить  точный учёт производимой продукции, потребность  в которой настолько велика, что  наличие нескольких покупателей (лицензиатов) на одном рынке не приводит к столкновению их интересов.

При продаже исключительной лицензии лицензиату предоставляются  исключительные права на использование  объекта лицензии на условиях, определенных в договоре. Лицензиар уже не может  предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам, однако может самостоятельно использовать объект лицензии или продавать  лицензии третьим лицам на условии, не противоречащим условиям первого соглашения. Для исключительных лицензий характерно максимальное сужение территории, на которой могут использоваться предусмотренные в соглашении права. Исключительная лицензия наиболее часто применяется в международной практике.

При продаже полной лицензии лицензиар полностью лишается права  на использование объекта лицензии в течение срока действия договора. Полные лицензии обычно продаются малым  фирмам.

Продажа лицензий осуществляется посредством заключения лицензионного  соглашения.

Лицензионное соглашение – это договор, по которому лицензиар (продавец) предоставляет лицензиату (покупателю) разрешение или право  на использование объекта лицензии за определенное вознаграждение. При  этом, право собственности на предмет лицензионного соглашения остается за лицензиаром, а лицензиат получает право на его использование при конкретных условиях течении определенного срока.4

Продажа лицензий позволяет  существенно ускорить процесс освоения нового рынка и хотя бы частично возместить собственные расходы  на исследования и разработки. Иногда бывает выгоднее вместо поставок готовых  изделий продать лицензию на право их производства, например в случаях, когда возникают проблемы, связанные со сбытом готовой продукции из-за недостаточного объема собственного производства или выходом на внешний рынок. Развитию собственного производства может препятствовать множество причин – от нехватки сырья до отсутствия высококвалифицированного персонала и производственных площадей.

Препятствием для экспорта изделий нередко является протекционистская  политика правительства страны, в  которую предполагаются их поставки: высокие таможенные пошлины, импортные  квоты, поощрение ввоза изделий  в разобранном виде (с целью  развития национальной промышленности).

Во всех этих случаях продажа  лицензий – один из путей выхода на местный рынок, так же как создание в данной стране филиала фирмы-экспортёра.

Следует отметить, что при  продаже лицензии обычно предусматривается  поставка материалов, узлов и деталей  для выпуска продукции. Таким  образом, лицензионная торговля оказывается  действительным стимулом для сбыта  собственной продукции.

Продажа лицензии может быть способом выхода фирмы-продавца на «ноу-хау» и другие достижения фирмы-покупателя, поскольку в соглашениях обычно имеется пункт о взаимном обмене усовершенствованиями, которые будут  созданы в изделии или технологии в течение срока действия лицензионного  контракта.

1.4. Прочие  формы технологического обмена

Важной формой передачи технологии является поставка комплексного оборудования. Эта поставка представляет собой  не только поставку товаров, но и предполагает, прежде всего, строительство объектов «под ключ», поэтому вместе с оборудованием  передаются технологии в виде лицензий или «ноу-хау».

Наряду с поставками комплексного оборудования в 80-е годы начали активно  использоваться и другие формы технологического обмена, при которых передача технологий осуществляется в основном опосредованно. Эти формы в современной литературе часто называют новыми формами инвестиций, или неакционерными формами транснационального капитала.

Наиболее простой из этих форм является заключение субконтрактов, суть которых состоит в том, что крупные иностранные фирмы дают заказы небольшим местным фирмам на производство деталей или конечной продукции.

В обмен на гарантированный  местному производителю сбыт его  продукции по приемлемым для него ценам иностранная компания устанавливает  производственные стандарты посредством  передачи «ноу-хау», модернизации оборудования и т. п., а в дальнейшем жёстко контролирует качество выпускаемой продукции. Если выпускается готовая продукция, то она реализуется под товарным знаком иностранной фирмы.

Контракты «production sharing» применяются, в основном, в нефтяной промышленности. В соответствии с таким контрактом иностранная компания осуществляет, например, в развивающейся стране разведку месторождения и в случае обнаружения запасов, достаточных для коммерческой эксплуатации, предоставляет оборудование, «ноу-хау», необходимый персонал, получая за это фиксированную часть продукции.

Маркетинговые контракты. Местные  фирмы предлагают зарубежной фирме  ответственность за продажу своей  продукции (или её части) и, следовательно, контроль за всеми видами деятельности, связанные с продажей продукции. Плата за эти услуги обычно принимает форму выплаты определённого процента от объёма продаж.

Самостоятельной формой лицензионных отношений  являются контракты на использование товарного знака  – франчайзинг, которые предусматривают предоставление прав на использование торговой марки или фирменного названия, а так же оказание услуг по технической помощи, повышению квалификации рабочий силы, организации торговли и управлению. Размеры платежей по этой сделке колеблются от 1,5 до 12 % суммарных годовых продаж. Отличительной чертой франчайзинга является сегментирование рынка во избежание конкуренции между его отдельными получателями. Операции по франчайзингу проводятся, как правило, между крупными компаниями и мелкими фирмами или частными лицами, обычно только начинающими бизнес.

В настоящее время, франчайзинг широко применяется в международных экономических отношениях. В США, где франчайзинг впервые появился и получил широкое применение, эти сделки подразделяются на три вида:5

  1. франчайзинг продукта и торговой марки, который предусматривает реализацию дилером товаров головной компании исключительно под её товарным знаком. В этом случае дилер специализируется только на продукции данной компании, что характерно для продаж бензина, автомобилей, безалкогольных напитков;
  2. комплексный франчайзинг, предусматривающий предоставление дилеру головной компании права на использование товарного знака, разработку маркетинговой стратегии и технологии бизнеса, подготовку руководства по эксплуатации, контроль качества продукции. Такой вид соглашений распространён в сфере ресторанного бизнеса;
  3. розничный франчайзинг, который практикуется при продажи строительных материалов, мебели, бытовой аппаратуры и др.

В международной практике обычно используются два первых вида сделки.

Принимающая страна получает немалые выгоды от франчайзинга, так как она приобретает управленческий опыт и технические знания. В то время как выгоды имеет и франчайзер, поскольку ему предоставляется возможность контролировать рынок данной страны с минимальными капитальными затратами.

Самостоятельной и очень  распространенной формой международного технологического обмена является инжиниринг, который представляет собой совокупность видов деятельности, направленных на оптимизацию инвестиций или минимизацию затрат, связанных с реализацией проектов различного назначения.

Инжиниринг – это услуги по использованию технологических  и иных научно-технических разработок. В этом заключается его отличие  от лицензионной торговли, где объектом купли-продажи является сама технология. Следовательно, инжиниринг является лишь косвенной формой передачи технологии.

Инжиниринговые услуги можно  подразделить на три группы:

  1. услуги по подготовке производства:
  • предпроектные услуги (социально-экономические исследования, изучение рынка, полевые исследования, подготовка технико-экономических обоснований и т. п.);
  • проектные услуги (составление генеральных планов и схем, рабочих чертежей, технических спецификаций);
  • постпроектные услуги (подготовка контрактной документации, введение проекта, надзор  и инспекция);

2. Услуги по организации  процесса производства и управления  предприятием;

3. услуги по обеспечению  реализации продукции.

Среди экспертов инжиниринговых услуг доминирующее положение занимают американские компании, их основными  соперниками являются фирмы  Великобритании, Германии, Японии, Франции и некоторых  других промышленно развитых стран.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ

2.1 Причины  ограничения обмена технологии

На пути международной  передачи технологии  стоят весьма серьёзные препятствия. Каждая страна стремится удержать технологию в  национальных рамках, запрещая или  ограничивая вывоз новейшей технологии, понимая, что обеспеченность ею является опорой в конкурентной борьбе на мировом  рынке. Свою роль играют и соображения  национальной безопасности, политические и идеологические мотивы. Многие страны ограничивают импорт технологии  с  целью ограничения иностранной  конкуренции и сохранения рабочих  мест. Национальные технические стандарты  так же могут быть несовместимы с  иностранной технологией.

Введение государственного регулирования или контроля над  международными передачами технологии может быть вызвано рядом причин, главные из которых связаны с  конкурентной борьбой на мировом  рынке.

Стремление удержать технологическое  лидерство.

Политика ограничения  методами государственной политики вывоза  передовой технологии традиционно  исходит из концепции технологического лидерства, в соответствии с которой  страна, лидирующая в той или иной технологической сфере, имеет относительное  преимущество перед другими странами в производстве технологически ёмкой  продукции.  Однако технологическое  лидерство не является синонимом  экономического лидерства. Технологический  лидер обречён на высокие расходы  по поддержанию своего лидерства, пока оно приносит желаемый доход. Технологическое  лидерство связано с более  высоким уровнем расходов на рабочую  силу, на поддержание патентов и  лицензий в силе, на патентование изобретений  за рубежом.  Страны, не стремящиеся  к технологическому лидерству любой  ценой, могут просто скопировать или приобрести готовую технологию или произведенные на её основе товары.

Соображения национальной безопасности.

Государственный контроль направлен, прежде всего, на предотвращение попадания  технологии производства вооружений и  технологии двойного назначения в страны, правительства которых проводят враждебную политику или в отношении  которых существуют данные о возможности  перехода к такой политике в будущем.

Условия международных соглашений.

Во исполнение международных  соглашений страны – участницы вводят государственный контроль над продажей технологии, которая потенциально может  быть использована для создания химического, бактериологического, ракетного оружия. Производство этих видов вооружения подлежит запрету или строгому международному контролю.

 В соответствии с  международными соглашениями подлежит  особому контролю вывоз технологий  и научно-технической информации, которые могут быть применены  для создания материалов, оборудования, имеющих мирное назначение, но  могут быть использованы для  создания оружия массового поражения.

2.2. Механизмы регулирования

Прямое государственное  регулирование вывоза и ввоза  технологии осуществляется органами экспортного  контроля, методами таможенного и  пограничного контроля. Косвенное регулирование  передачи технологии осуществляется в  большинстве стран через государственную  систему регистрации патентов и  торговых знаков. В некоторых случаях  для получения права экспортировать тот или иной технологический,  наукоёмкий товар требуется специальное разрешение правительства. Нарушение законов, регулирующих международную передачу технологии, считается государственным преступлением  и подлежит преследованию в уголовном порядке.

Информация о работе Международное движение технологии