Международная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время практически все торговые сделки на товарном рынке заключаются в виде срочных контрактов на эти товары. Сами товары на бирже не предъявляются. Однако в сделке четко указываются марка товара, его количество и сроки поставки товара. Продавец на рынке товаров передает покупателю не сам товар, а документ, который подтверждает право собственности на товар.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА МИРОВОГО РЫНКА ТОВАРОВ
1.1. Содержание мирового рынка товаров…………………………………………
1.2. Характеристика структуры мирового рынка товаров
1.3. Особенности движения на мировом товарном рынке
РАЗДЕЛ 2 ПОЗИЦИИ УКРАИНЫ НА МИРОВОМ ТОВАРНОМ РЫНКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1. Анализ региональной и продуктовой структуры мирового рынка товаров
2.2. Оценка вовлеченности Украины в мировой рынок товаров: показатели динамики и структуры товарооборота
2.3. Товарная структура внешней торговли Украины
РАЗДЕЛ 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
3.1. Последствия вступления Украины в НАТО
3.2. Направления совершенствования внешнеторговой политики Украины
ВЫВОД

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 83.68 Кб (Скачать)
  1. На современном этапе развития международных экономических отношений на состояние мировых товарных рынков большое влияние оказывает растущая монополизация экономики, появление так называемых замкнутых рынков, значительная доля операций на которых носит характер трансфертных сделок или заключается между крайне ограниченным числом сторон. Слово «монополия» происходит от греческого слова – «единственный производитель». Монополия – абсолютное преобладание в экономике единоличного хозяйствующего субъекта. Такое преобладание дает ему исключительно право распоряжаться ресурсами, возможность оказывать давление на конкурентов и потребителей, и возможность устойчивого получения прибылей.

      Само понятие монополии связывают с определенной структурой рынка возникает в том случае, когда определенный производитель занимает доминирующее положение, т.е. имеет исключительное положение на рынке товара, не имеющего заменителя либо, взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать   решающее влияние на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке и затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Даже небольшое предприятие может быть монополистом, если ее рыночная мощь уравновешивается другими крупными производителями.

        В  зависимости от характера возникновения  и процесса функционирования, все  монополии подразделяется на  следующие виды:

  1. Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства(в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на друге виды товаров. К естественным монополиям могут быть отнесены: электро – энергетическая, природный газ, нефтепроводы и др.;
  2. Разрешенная монополия – монополия, защищенная от конкуренции с помощью юридических(правовых) ограничений, т.е. монополия, доминирующее положение на рынке определенного товара, который обусловлен решениями федеральных или местных органов власти и управления, принятыми в интересах государства или региона на определенный срок в соответствии со сложившейся экономической ситуацией. К таким монополиям могут быть отнесены рынки, значительная доля оборота, которые осуществляются через государственные фонды;
  3. К временным монополиям относятся те случаи, когда хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение благодаря временному отсутствию конкуренции. В ситуации временной монополии оказываются хозяйствующие субъекты, вышедшие на рынок с новой продукцией. Современные рынки зачастую характеризуются высокой степенью монополизации, когда основную роль на них играют международные монополии, по существу определяющие «правила игры» на рынке, методы и формы осуществления товарно – денежных отношений.

         В этих условиях рынок теряет свою гибкость, свойства «автоматического» регулятора товарных цен. Рынок приобретает существенно дифференцированный характер зачастую с резко ограниченным числом производителей. Транснационализация монополистического бизнеса оказывает значительное воздействие на международную торговлю, возникновение ее новых форм и методов, развитие достаточно специфической системы внешнеторговых каналов сбыта. Для многих мировых товарных рынков в этих условиях присущи резко дифференцированные формы реализации отдельных изготовителей, незначительное количество независимых форм, осуществляющих производство соответствующих товаров. Согласно ряду имеющихся оценок, в настоящее время более 1/3 мирового экспорта приходиться на различные внутрикорпорационные и трансфертные поставки. Крупные монополии способны достаточно сильно варьировать свою производственную политику, стратегию маркетинга, проводить тщательно рыночные исследования и т.п. Обладая достаточно мощным производственным и научно-техническим потенциалом, разветвленной сетью сбыта и обслуживания выпускаемой продукции, монополии могут выбрасываться на рынки новые разновидности товаров, сопровождая это массированными рекламными кампаниями, основываясь на тщательных и дорогостоящих исследованиях рынков. При этом практикуются самые разнообразные методы средства воздействия в желательном направлении на покупательский спрос, зачастую опирающийся на доминирование в различных каналах обращения. Широкое распространение получают неценовые методы конкуренции(отдельные случаи снижения цен носят эпизодический и временный характер), приобретший в последние годы крайне большое значение(реклама, использование торговых марок и знаков, организация системы обслуживания потребителей и др.)

    Существенной  особенностью мировых товарных  рынков является наличие разных  посреднических фирм, торговых компаний, специализирующихся на экспорте или импорте отдельных товаров и их относительно большое значение, оказываемое на рынки. Однако процесс монополизации рынков неизбежно затрагивает и их, приводя к нарастающей централизации систем национального и международного товародвижения, поглощению традиционно независимых производителей и фирм-поставщиков.

2. В настоящее время наблюдается так же резкое увеличение воздействия на товарные рынки валютно-финансовых факторов, особенно усиливающееся в услугах существования плавающих валютных курсов.

Девальвация – реформа  денежного обращения, проводимая путем  законодательного уменьшения стоимостного содержания денежной единицы или снижение курса валюты страны по отношению к золоту, серебру и валютам других курсов.

Ревальвация – официальное  повышение золотого содержания национальной валюты или фактическое повышение  ее валютного курса.

Резкие сдвиги в валютных курсах в ряде случаев порождают  достаточно существенную трансформацию международной торговли, изменения в товарообороте между отдельными государствами. Особенно часть и заметно подобные изменения имеют место в периоды, непосредственно предшествующие падению курса какой-либо из валют крупных развитых стран. В эти периоды импортеры, стремясь хоть как-то компенсировать неизбежное практически подорожание иностранных товаров и извлечь одновременно дополнительные прибыли, осуществляют большие закупки товаров за рубежом. Резко возросший таким образом спрос может приводить к изменениям на рынке, в частности, к росту цен на соответствующих продукцию. Вообще девальвация порождает на мировых товарных рынках весьма сложные и противоречивые процессы. Обычно ее результатом является значительное уменьшение импорта, вызванное его удорожанием, а так же тем, что в преддверии девальвации импортеры закупают большие дополнительные партии необходимых товаров, о чем уже говорилось выше. Однако зачастую национальная экономика не может найти замены импортным товарам внутри страны и в течении продолжительных периодов времени. Многие государства, делают попытки повлиять на них в желательном направлении, осуществляя операции с валютными курсами. Однако эффективность этих мероприятий оказывается весьма сомнительной, и их конечным результатом выступает лишь дальнейшее усиление анархии валютной системы этих государств.

3. В современном мировом хозяйстве внешняя торговля остается одной из самых сложных и, как следствие, самых регулируемых сфер экономики.

      Формы и  методы государственного регулирования  ВТД определяется каждой страной  с учетом ее специфики, особенностей  социально-экономического  и политического  строя, ее географические положения,  специализации. Но при всех условиях каждое государство стремиться защитить свои национальные интересы, способствовать социально-экономическому прогрессу общества и повышению благосостояния населения, создает с помощью торгово-политического регулирования своеобразный механизм, связывающий экономические характеристики национального хозяйства с теми экономическими процессами, которые находятся за пределами национальных границ, смягчая их влияние на национальную экономику, содействуя оптимальному ее развитию. В современной внешнеэкономической политике происходит постоянное взаимодействие двух тенденций: стремление к либерализации международной торговли, к уничтожению торговых барьеров, привносимыми процессами углубления международного разделения труда, интернационализацией производительных сил, и одновременного усиления протекционизма, попыток ограничить проникновение иностранного капитала и товаров в страну.

 

    1. Структура мировых товарных рынков

 

        В процессе изучения мировых товарных рынков, особую роль играет изучение структуры. Власть над рынком в огромной степени зависит от количества конкурирующих поставщиков (потребителей) или более точно от количества экономических альтернатив, доступных покупателям (продавцам). В более широком смысле, структуры рынка различаются по тому, насколько интенсивен конкурентный нажим на утвердившиеся фирмы. При этом необходимо учитывать не только число конкурентов на рынке, но и их сбалансированность по размеру. Для определения достаточно выявления полного круга поставщиков(потребителей) на рассматриваемом товарном рынке, следовательно и объемов рынка. После определения основных хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, необходимо к тому же узнать, кто является основными потребителями(поставщиками, чтобы с их помощью установить, какие поставщики(потребители)существуют на данном рынке помимо основных. Рынок может иметь большое количество равномерно сбалансированных фирм при доминировании одной, более конкурентоспособной.

Выделяют следующие количественные показатели, характеризующие структуру  мировых товарных рынков:

  • численность конкурентов, действующих на данном рынке;
  • доля участия конкурентов на данном товарном рынке;
  • показатели рыночной конкуренции.

Численность конкурентов, действующих  на данном товарном рынке, не позволяет сделать полных и достоверных выводов о наличии (отсутствии) и характере конкуренции между ними, за исключением случаев, когда их количество мало. Но эта информация необходима для определения рыночной доли конкурентов.

       Для  определения рыночной доли хозяйствующих  субъектов проводятся расчеты:

  1. общего объема товарного ресурса рынка, как сумм реализации (приобретения) данного товара всеми поставщиками (потребителями). формула 110:

Vрынка = Vi, где

Vi – объем реализации (приобретения) конкретным i-тым поставщиком (потребителем) товара на соответствующем товарном рынке.

В случае отсутствия прямых данных об объемах реализованной  продукции, объем рынка можно  определить расчетным способом по формуле 212:

Vрынка = Пр + Вв – Ввыв, где

Пр – объем поставок товара на территорию рынка местным производителем,

Вв – объем ввоза на территорию рассматриваемого рынка,

Ввыв – объем вывоза товара за пределы рассматриваемого рынка.

б) удельного веса реализации (приобретения) данного товара каждым поставщиком (потребителем), который определяется как отношение реализованной (приобретенной)продукции конкретным поставщиком (потребителем) к общему объему рассматриваемого рынка. Формула 321:

Dj = Vi/Vрынка.

Объем и величина реализации товара могут быть оценены в натуральном  или стоимостном выражении при  однородности товаров данного рынка  эти величины следует оценивать в натуральных показателях, при неоднородности товаров данного рынка его объем и количество реализованной (поставленной) хозяйствующим субъектом продукции следует оценивать стоимостном выражении. расчет и анализ вышеперечисленных показателей осуществляется на основе информации, предоставляемой органами гос. статистики и непосредственно от поставщиков (потребителей), действующих на данном рынке. На основе полученных данных составляется ранжированный перечень поставщиков (потребителей) на товарном рынке; анализируется существенность разброса долей участия поставщиков (потребителей) на товарном рынке; делается вывод о равнозначности (равномерности) присутствия поставщиков (потребителей); выявляются поставщики (потребители), занимающие доминирующее положение на товарном рынке. Однако, следует отметить, что доля рынка не является индикатором возможности определить рыночную силу, но является необходимой информацией. Доля рынка более 65% обычно является указателем доминирования. Но доля 65% тоже может говорить о доминировании, если имеются и другие факторы, например, незначительная эластичность спроса, малые по размеру конкуренты, вертикальная интеграция, высокие барьеры для выхода на данный товарный рынок или выхода из него.

         Показатели рыночной концентрации позволяют судить о степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов. Уровень концентрации в отрасли, измеренный коэффициентом концентрации, представляет собой ключевой элемент структуры рынка и в значительной степени определяет характер и результаты конкуренции. Максимальный уровень концентрации – монополия, когда существует единственный продавец, и монопсония, когда на рынке только один покупатель. Большая часть рынков в промышленно развитых странах имеют черты олигополии.

Олигополия – пример синтеза  конкуренции и монополии. Для  олигополии характерны следующие признаки:

  • на рынке присутствует два или несколько конкурирующих фирм;
  • наличие существующих барьеров для выхода новых фирм на рынок;
  • на рынке функционирует по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию со стороны конкурентов.

Информация о работе Международная торговля