Международная торговля: выводы, проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 07:00, курсовая работа

Краткое описание

Международная торговля является наиболее развитой и распространённой формой международных экономических отношений. Она занимает основное место среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Поэтому изучение её сущности, динамики развития и современной структуры является важным элементом для определения внешней политики государства его программ развития.

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность и теория международной торговли.
§1. Суть и понятие международной торговли
§2. Классическая теория международной торговли
§3. Отраслевая структура мировой торговли
§4. Юридическое обеспечение мировой торговли
Глава 2. Регулирования торгово-экономических отношений. Основные проблемы международной торговли.
§1. Суть и этапы развития многостороннего регулирования торгово-экономических отношений
§2. Международные торговые организации и их место в системе международных отношений.
§3. Основные проблемы международной торговли
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая моя.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

На третьем этапе, охватывающем 50-60-ые годы, объектом многостороннего регулирования был импорт товаров в материально-вещественной форме, в основном промышленной продукции и сырья, между тем как регулирование торговли сельскохозяйственными товарами и проблемы государственного содействия развитию экспорта не входили в сферу многостороннего регулирования, т.к. ведущие его участники были заинтересованы в проведении свободной национальной политики в этих областях, не сдерживаемой международными договорно-правовыми рамками. Все мероприятия государств-участниц системы многостороннего регулирования в тот период были направлены на расширение свободы конкуренции на мировом рынке, формирование международного товарообмена рыночных сил. Вместе с тем применение государствами национальных инструментов торговой политики и обеспечение ослабления протекционистской защиты находились под наблюдением и контролем со стороны соответствующих институтов многостороннего регулирования.

На четвертом этапе, охватывающем 70-ые годы, система многостороннего регулирования претерпела заметные изменения. Это было обусловлено существенными сдвигами в структуре мирохозяйственных связей, которые приобретали все более производственно-технический характер на основе происходившей интернационализации производства в рамках транснациональных корпораций.

В связи с изменившимися условиями в 70-ые годы в системе многостороннего регулирования экономических отношений основным принципом стал принцип организованности, основанный на концепции «организованной свободной торговли». Эта система регулирования предусматривала в качестве важнейших объектов: регулирование структуры производства на национальном уровне, координированные действия на межгосударственной основе по расширению произведенной продукции посредством заключения международных товарных соглашений и соглашений об ограничении экспорта. Важнейшими инструментами такой системы стали нетарифные барьеры, являющиеся во многом результатом активного вмешательства национальных государств в воспроизводственный процесс в интересах крупных промышленных компаний. И хотя в рамках многостороннего регулирования продолжилась деятельность, направленная на снижение уровня таможенно-тарифной защиты и на отмену количественных ограничений, основные усилия сосредоточивались на упорядочении конкуренции на мировом рынке, на более четкой регламентации деятельности национальных правительств в торгово-политической области, в частности, путем унификации правил и процедур применения нетарифных барьеров.

Важную роль в системе многостороннего регулирования в 70-ые годы играли вопросы экономического сотрудничества между Востоком и Западом: определение наиболее перспективных областей сотрудничества; изучение проблем промышленного сотрудничества и путей содействия его развитию; обсуждение основных принципов и норм торгового обмена; ограничение действия торговых препятствий; выработка организационно-правовых документов, направленных на облегчение деловых связей. В рамках Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН широко использовалась практика проведения специальных совещаний экспертов, коллоквиумов, семинаров, которые создавали основу для обмена мнениями между делегациями по вопросам расширения областей сотрудничества, что оказывало влияние на принимаемые правительствами стран Востока и Запада решения. В рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в Хельсинки, а также на последующих встречах стран-участниц в Белграде, Мадриде, Вене, в числе прочих были сформулированы основные задачи и направления работы в области развития общеевропейского торгово-экономического сотрудничества. В рамках международных специализированных торгово-экономических организаций ЕЭК и ЮНКТАД проводились обсуждения и решались некоторые конкретные проблемы, касающиеся отношений государств Востока и Запада.

На современном этапе, охватывающем 80-90-ые годы и начало нового века многостороннее регулирование приобрело особо важное значение и распространилось на многие области экономического межгосударственного сотрудничества. Это обусловлено дальнейшим усилением процесса интернационализации производства, основанного на специализации и кооперировании производства как на внутрифирменном, так и на межфирменном уровне; резким обострением конкурентной борьбы на мировых товарных рынках; усилением взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик; ускорением научно-технического прогресса, распространяющегося на все более широкий круг стран. Основными объектами многостороннего регулирования в настоящее время являются вопросы развития специализации и производственного кооперирования, согласования объемов производства по сырьевым и продовольственным товарам, вопросы торговли услугами, содействие развитию межфирменных связей со стороны национальных государственных органов и неправительственных организаций, ограничительная деловая практика. Это находит выражение в разработке и принятии специализированными международными организациями руководств, правил и норм в области промышленного сотрудничества и предоставления материально-технических услуг по обслуживанию производства, в области торговли научно-техническими знаниями и инжиниринговыми услугами,  а также в разработке и подписании международных товарных соглашений по торговле отдельными видами сырьевых товаров и готовых изделий, а также соглашений по развитию производства и экспорта по конкретным видам товаров.

Значительное внимание уделяется вопросам совершенствования организации международного торгового обмена, ведется работа по унификации торговых документов, улучшению практики арбитража, процедур, связанных с заключением и исполнением внешнеторговых сделок.

Характерной чертой многостороннего регулирования на современном этапе является участие в нем не только крупных, но и малых промышленно развитых стран, а также большинства развивающихся стран. Это привело к тому, что формы и методы многостороннего регулирования стали более гибкими, отражающими интересы все большего числа участников мирохозяйственных связей.

Произошли изменения и в механизме многостороннего регулирования. Основными его принципами стали ослабление таможенно-тарифной защиты стран-участниц и сдерживание нетарифного протекционизма в согласованных рамках. Проводимые в рамках многостороннего регулирования мероприятия направлены на расширение внутрикорпорационного обмена, развитие внутрифирменной специализации и кооперирования производства, более тесное увязывание экономик промышленно развитых стран, дальнейшее углубление мирохозяйственных связей на межфирменном уровне. Возросло значение организационных структур, регламентирующих торгово-политическую деятельность национальных государств, а также роль региональных торгово-экономических интеграционных группировок и организаций
§3. Основные проблемы международной торговли

Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Он связан с множеством практических и финансовых затруднений для фирм, участвующих в нем. Наряду с обычными проблемами торговли и коммерции, которые возникают в любых типах бизнеса, в международной торговле существуют дополнительные проблемы:

             время и расстояние - кредитный риск и время выполнения контракта;

             изменение курсов иностранных валют - валютный риск;

             различия в законах и правилах;

             правительственные постановления - валютный контроль, а также суверенный риск и страновой риск.

Основным последствием колебания валютных курсов для международной торговли является риск для экспортера или импортера, заключающийся в том, что стоимость иностранной валюты, которую они применяют в своих торговых оборотах, будет отличаться от той, на которую они надеялись и рассчитывали.

Экспозиция к иностранной валюте и валютный риск могут принести дополнительные прибыли, а не только убытки. Предприятия отыскивают способы сведения к минимуму или полного устранения экспозиции к иностранной валюте, чтобы планировать деловые операции и более достоверно прогнозировать прибыль. Импортеры стремятся минимизировать экспозицию к иностранной валюте по тем же причинам. Но, как и в случае с экспортером, импортеры предпочитают точно знать, сколько им придется заплатить в своей валюте. Существуют различные способы устранения экспозиции к иностранной валюте, осуществляющиеся при помощи банков.

В международной торговле экспортер должен выставить счет покупателю в иностранной валюте (например, в валюте страны покупателя), или Покупатель должен оплатить товары в иностранной валюте (например, в валюте страны экспортера). Возможно также, чтобы валюта платежа была валютой третьей страны: например, фирма в Украине может продать товары покупателю в Австралии и попросить оплатить их в долларах США. Поэтому одной из проблем импортера является необходимость получения иностранной валюты для выполнения платежа, а у экспортера может возникнуть проблема обмена полученной иностранной валюты на валюту своей страны.

Стоимость импортных товаров для покупателя или стоимость экспортных товаров для продавца может быть увеличена или уменьшена из-за изменения валютных курсов. Поэтому фирма, осуществляющая платежи или получающая доход в иностранной валюте, имеет потенциальный «валютный риск» из-за неблагоприятных изменений в обменных курсах.

Временной фактор состоит в том, что может пройти очень много времени между подачей заявки иностранному поставщику и получением товара. Когда товар доставляется на большое расстояние, основная часть запаздывания между заявкой и доставкой, как правило, связано с продолжительностью периода перевозки. Задержки могут быть вызваны также необходимостью подготовки соответствующей документацией для перевозки. Время и расстояние создают кредитный риск для экспортеров. Экспортер обычно должен предоставлять кредит на оплату на более длительное время, чем ему потребовалось бы, если бы он продавал товар внутри своей страны. При наличии большого числа иностранных дебиторов возникает необходимость получения дополнительного оборотного капитала для их финансирования.

Недостаточное знание и понимание правил, обычаев и законов страны импортера или экспортера приводит к неопределенности или недоверию между покупателем и продавцом, что может быть преодолено только после длительных и успешных деловых взаимоотношений. Один из путей преодоления затруднений, связанных с различиями в обычаях и характерах, состоит в стандартизации процедур международной торговли.

Суверенный риск возникает, когда суверенное правительство страны:

      получает ссуду от иностранного кредитора;

      становится должником иностранного поставщика;

   выдает гарантию на ссуду от имени третьей стороны в своей стране, но затем либо правительство, либо третья сторона отказывается погасить ссуду и заявляет об иммунитете от судебного преследования. Кредитор или экспортер будет бессилен взыскать долг, поскольку ему будет запрещено проводить свое требование через суд.

Страновой риск возникает, когда покупатель делает все, что в его силах, чтобы погасить свой долг экспортеру, но когда ему требуется получить эту иностранную валюту, власти его станы либо отказываются предоставить ему эту валюту, либо не могут сделать этого.

Правительственные постановления, касающиеся импорта и экспорта, могут быть серьезным препятствием в международной торговле. Существуют такие постановления и ограничения:

постановления по валютному регулированию;

лицензирование экспорта;

лицензирование импорта;

торговое эмбарго;

импортные квоты;

правительственные постановления, касающиеся законодательных стандартов безопасности, и качества или спецификаций на все товары, продаваемые внутри этой страны, законодательных стандартов по здравоохранению и гигиене, особенно на пищевые продукты; патентов и торговых марок; упаковки товаров и объема информации, приведенной на упаковках;

документация, необходимая для таможенного клиринга импортируемых товаров, может быть очень объемной. Задержки при таможенном клиринге могут быть существенным фактором в общей проблеме задержек в международной торговле;

пошлины на импорт или другие налоги для оплаты импортных товаров.

Постановления по валютному регулированию (т.е. по системе контроля за притоком и оттоком иностранной валюты в стану и из страны), относятся обычно к экстраординарным мерам, принятым правительством страны для защиты своей валюты, хотя детали этих постановлений могут изменятся.

Таким образом, на данный момент мировая торговля до сих пор встречает на своём пути множество препятствий. Хотя при этом, ввиду всеобщей тенденции к мировой интеграции, создаются всевозможные торговые и экономические объединения государств для облегчения осуществления международной торговли.


Заключение

Заканчивая подготовку курсовой стоит отметить, что развитие и усложнение международной торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных условиях различия в международной специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.

Если рассматривать мировую торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо с одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно развитые и отсталые.

Нельзя не заметить все возрастающую роль современных средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов.

В историческом плане нельзя не отметить рост влияния азиатских стран на процессы мировой торговли, вполне вероятно в новом тысячелетии этот регион займет ведущие роли в мировом процессе производства и реализации товаров.

 

 

 

 

 

Литература

1.   Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1999.

2.   Абрамов В.Л. Мировая экономика. М.: Дашков и К, 2007

3.   Вавилова Е.В. Бородулина Л.П. Международная торговля

М.: Гардарики, 2006

4.   В. Хойер. Как делать бизнес в Европе: Вступит. Слово Ю.В. Пискунова. - М.: Прогресс, 1992 С.173

5.   Кормышев В.В. Управление международной коммерческой

деятельностью. М.: ГУВПО ВАВТ, 2005

6.   Классические экономические труды А.Смита, Д.Рикардо

7.   Олехнович Г.И. Мировая экономика. Минск.: Амалфея, 2007

8.   Пискулов Ю.В. Международная торговля товарами и услугами. М.: ГОУВПО ВАВТ, 2006

9.   Разумнова Л.Л. Международная торговля. М.: Макс-пресс, 2005

10.   Сидорова Е.Ю. Международная торговля. М.: Экзамен, 2006

11.   Трухачев В.И., Лякишева И.Н., Ерохин В.Л. Международная

торговля. М.: Финансы и статистика, 2006

12.   Тыннель А., Функ Я., Хвалей В. Курс международного торгового права. Минск, Амалфея, 1999

13.   Фомишин С.В. Международные экономические отношения.

Ростов-на-дону, Феникс, 2006

14.   Шумилов В.М. Международное экономическое право. М.: ДеКа, 2002

Информация о работе Международная торговля: выводы, проблемы