Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 07:47, контрольная работа
В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.
Введение
1. Определение международных услуг и их особенности
2. Виды международных услуг и сферы их реализации
3.Объем мировых услуг и их географическое распределение
Заключение
Список литературы
Растет
также потребление
В 90-е годы XX веке в международном обмене стали широко циркулировать аудиовизуальные услуги. К их числу относят кино- и видеофильмы, телевизионные программы, аудиозаписи. Аудиовизуальные услуги имеют научное, образовательное, культурное, развлекательное и рекламное применение.
На рынке аудиовизуальных услуг превалируют США - на их долю приходится половина общемирового объема операций этой отрасли. Второе место занимают страны ЕС, на долю которых падает 1/4 общемирового объема операций на этом рынке. Такая производственная ситуация обусловливает и основные направления движения аудиовизуальной продукции - она экспортируется из нескольких промышленно развитых стран, а большинство других стран потребляет ее. Соединенные Штаты являются самым большим экспортером кинофильмов и телевизионных программ, намного опережая в этом отношении Западную Европу. Крупными экспортерами кинофильмов показали себя также Япония, Индия, Мексика и Бразилия. Правда, мексиканская и бразильская аудиовизуальная промышленность находится в значительной степени в зависимости от соответствующего производства США.
Развиваются международные услуги и в сфере образования. В этой области человеческой деятельности осуществляется обмен прежде всего по линии высшей школы. Между университетами, институтами, специализированными учебными заведениями разных стран идет обмен опытом и информацией, преподавателями и научными сотрудниками, аспирантами и студентами. По данным ЮНЕСКО, в конце 80-х годов вне своих стран обучался 1 млн. студентов, из них около 70% - из развивающихся государств. Иностранные студенты обучались преимущественно в ведущих западных странах, а также в учебных заведениях восточноевропейских государств и в вузах России.
Помимо
названных сфер международные услуги
оказываются также в
Во второй половине XX в. структура национальных экономик многих стран мира претерпела существенные изменения. В частности, в экономике промышленно развитых стран значительно изменилась пропорция между материальным производством и непроизводственной сферой. Объем операций, осуществляемых так называемым третичным сектором - сектором услуг - настолько вырос, что в наиболее развитых странах он по масштабам выполняемых работ стал превосходить объем выпускаемой продукции обрабатывающей промышленности. Так, уже в конце 50-х годов удельный вес всех видов услуг в ВВП стран Запада превышал 55%, а в 90-е годы он достиг почти 70%. Да и в развивающихся государствах доля услуг в экономике стремительно росла и составляет примерно 55%2. Закономерным результатом этих процессов стал мощный перелив материальных, трудовых и финансовых ресурсов в пользу непроизводственной сферы. Это явление в научной литературе получило название «сервисизации» экономики.
Не столь велика доля третичного сектора в международном обмене. Но в мировой торговле наблюдается существенный рост услуг. Так, по данным МВФ, общий объем экспорта всех видов услуг увеличился с 653,2 млрд. долл. в 1988 г. до 1290 млрд. долл. в 1998 г. и теперь составляет около 25% суммарной величины мирового экспорта. Чем объясняется быстрое возрастание мирового рынка услуг? Среди причин, стимулирующих этот процесс, выделяются следующие:
• зрелая экономика и высокий уровень жизни повышают спрос на услуги;
• развитие всех видов транспорта стимулирует международную мобильность как предпринимателей, так и населения;
• новые формы связи, в том числе спутники, иногда позволяют заменить личные контакты продавцов и покупателей;
• ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда, что ведет к образованию новых видов деятельности, прежде всего в непроизводственной сфере.
Географическое распределение мировой торговли услугами, осуществляемой отдельными странами, отличается большой неравномерностью. В первую очередь выделяется группа стран с высокой степенью развития третичного сектора и его весомой ролью в национальной экономике. Это промышленно развитые страны, которые находятся на постиндустриальном этапе функционирования их национальных экономик. На мировом рынке услуг на эти страны приходится около 90% мирового экспорта и 80% мирового импорта услуг. Среди этой группы индустриально развитых стран в оказании и потреблении международных услуг лидирует всего несколько стран - США, Германия, Англия, Франция, Япония, Италия. Для некоторых из них международная торговля услугами приносит значительные валютные доходы, которые позволяют выравнивать дефицит в торговле различными товарными группами.
В
отличие от промышленно развитых
стран развивающиеся
Рост мировой торговли услугами вызвал потребность в ее регулировании. В настоящее время она осуществляется на трех уровнях: отраслевом, региональном и международном.
На отраслевом уровне международная торговля услугами регулируется специализированными межправительственными соглашениями. Например, международные авиационные перевозки регулируются правилами полетов и эксплуатации воздушного транспорта, аэродромов, аэронавигационных средств, разработанными Организацией международной гражданской авиации (ИКАС). В свою очередь Международная морская организация (ИМО) определяет нормы морской перевозки грузов, а Всемирная туристическая организация контролирует правила и стандарты работы ресторанов, гостиниц и других учреждений сферы обслуживания.
Когда же регулирование осуществляется на региональном уровне, то в этом случае речь идет, как правило, об управлении рынком услуг в рамках некоторой международной экономической группировки. Например, в Европейском союзе сняты ограничения на перемещение между его участниками товаров и услуг.
На глобальном уровне до недавнего времени регулированием международных услуг занималось Генеральное соглашение по тарифам и торговле. Однако в ходе Уругвайского раунда переговоров, закончившегося в 1994 г., было принято решение о создании специализированной международной организации по наблюдению и контролю за реализацией международных услуг, получившей название ГАТС. Заключенное соглашение по торговле услугами стало важным шагом по пути либерализации торговли услугами и ее включению в многостороннюю систему свободной торговли. В нем определены общие правила регулирования торговли услугами, составлен список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в непроизводственной сфере. При этом под либерализацией в сфере услуг подразумевается предоставление иностранным продавцам услуг примерно тех же условий, что и их национальным производителям.
Услуги
составляют в настоящее время
почти четверть международного
торгового обмена. Опережающие темпы роста
международной торговли услугами и расширение
их позиций в экономике всех стран - характерная
особенность развития современной мировой
экономики.
Отличием
международной торговли услугами от
международной торговли товарами является
разнохарактерность, неоднородность и
многоплановость различных
Динамику отраслей услуг определяет ряд долговременных факторов экономического развития. Научно-технический прогресс - это одно из главных обстоятельств, меняющих не только место услуг в экономике, но и традиционное представление об этой сфере экономики. Услуги сегодня - это наукоемкие отрасли хозяйства, использующие новейшие информационные технологии. Само понятие "услуга" определяется сегодня группой таких наукоемких отраслей, как транспорт, глобальные телекоммуникационные системы, финансово-кредитные и банковские услуги, насыщенные электроникой, компьютерные и информационные услуги, современное здравоохранение, образование.