Международная торговля услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 07:47, контрольная работа

Краткое описание

В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.

Оглавление

Введение
1. Определение международных услуг и их особенности
2. Виды международных услуг и сферы их реализации
3.Объем мировых услуг и их географическое распределение
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Распечатать по мировой эк-ке.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

     Расширяющиеся масштабы мирового производства товаров, внешней торговли, трансграничные перемещения  капиталов и рабочей силы неразрывно связаны с рынком транспортных услуг. Мировой рынок транспортных услуг состоит из таких систем, как железнодорожный рынок перевозок, автодорожный рынок, фрахтовый рынок морского тоннажа, рынки портовых услуг, авиафрахтовый и др. В то же время рынок, скажем, морского тоннажа состоит из нескольких подсистем: рынков танкерного, сухогрузного, рефрижераторного тоннажа и т.д.

     Закономерным  результатом развития международного разделения труда, интернационализации производства и капитала является усложнение системы международного товародвижения, включая и рынки транспортных услуг. Расширяющаяся мировая экономика ставит перед транспортной сетью ряд требований по ее совершенствованию. Во-первых, транспортная сеть должна учитывать растущую дифференциацию отправок, когда, с одной стороны, растут масштабы грузоотправителей, а с другой — в связи с ростом процессов международного кооперирования увеличивается спрос на перевозки грузов мелкими партиями. Во-вторых, транспортная сеть должна совершенствоваться и потому, что с ростом транспортных издержек увеличивается стремление к повышению эффективности перевозок. В-третьих, необходимо иметь в виду непрерывно меняющуюся структуру экономических связей отдельных стран. В-четвертых, со стороны участников МЭО увеличиваются требования к сохранению грузов и скорости их доставки.

     Эти требования и ряд других факторов содействуют переменам в структуре международных перевозок в направлении более быстрого развития автомобильного и воздушного транспорта, а также нефтепроводов и магистральных газопроводов способствуют совершенствованию международных транспортных путей и всей их инфраструктуры; ускоряют оборачиваемость транспортных средств. Так, в перевозке грузов соотношение между железнодорожным и автомобильным видами транспорта за период с  1960 по 1992 г. изменилось с 4:1 до 1,6:1, доля трубопроводов выросла с 4 до 12%. Однако лидером в мировых перевозках грузов по-прежнему остается морской транспорт: его доля за указанный период возросла с 52 до 62%.

     Следует отметить, что зарубежные исследователи  обычно подразделяют транспортные услуги на конечные и промежуточные. К числу первых относят поездки пассажиров по личным  мотивам, с целью отдыха и развлечения, а к промежуточным - все грузовые перевозки и поездки людей на работу.

     Важной  составляющей частью международных  услуг является связь. При этом она  играет двойную роль: с одной стороны, связь представляет собой услугу как таковую, с другой - является каналом распределения потока информации, которая необходима для предоставления других международных услуг. В настоящее время связь выступает как ведущая отрасль бизнеса. В то же время во всех странах мира она рассматривается как важный сектор национальной экономики, который имеет исключительное значение для гарантирования национальной безопасности.

     Международная связь осуществляется с помощью  разных инструментов. Первоначально  использовались для передачи информации почта, телеграф, телефон, телетайп, а в последние годы XX в. появились телефакс и спутники. Последние вызвали глубокие изменения международной связи. Спутниковая система ИНТЕЛCAT, которая была создана консорциумом более 100 стран, позволяет им по заранее фиксированным ценам устанавливать надежную и немедленную связь с любым регионом мира.

     Динамичным инструментом международной связи является глобальная сеть Интернет. Ее функционирование привело к образованию высококонкурентного рынка международных информационных услуг. Мировой рынок информационных услуг Интернет растет очень быстро - в 1996 г. его объем достиг уже 2,5 млрд. долл.

     Обращает  внимание тот факт, что подавляющая  часть механизмов осуществления международной связи находятся в промышленно развитых странах. На развивающиеся государства, в которых проживает 70% населения нашей планеты и где производится около 20% мирового ВВП, приходится всего лишь 7% установленных в мире телефонов. Для сравнения скажем, что в одном только Токио больше телефонов, чем во всей Африке. Поэтому для развивающихся государств имеют значение не только новейшие механизмы международной связи, но и ее первоначальные инструменты — телефоны и др.

     Ведущую роль в формировании международной  сферы услуг играет финансовая деятельность разных субъектов МЭО, В результате их функционирования складывается мировой рынок финансовых услуг,  который  включает банковские,  страховые сделки, а также операции с ценными бумагами. Объем этого рынка оценивается в 1 трлн. долл. В 1997 г. в рамках ВТО было подписано многостороннее соглашение о либерализации рынка финансовых услуг. Согласно содержанию этого соглашения около 100 государств взяли на себя обязательство гарантировать различную степень открытости своих финансовых рынков. Так, Швейцария в порядке выполнения этого соглашения отказывается от отдельных дискриминационных требований к иностранным банкам,  Бразилия уменьшает уровень государственного вмешательства в банковские сделки, а Соединенные  Штаты уравнивают в правах иностранные банки с местными, устраняют требования к иностранным страхователям в отношении проживания и гражданства этой страны. В США также намереваются предоставить иностранцам право покупать национальные банки. Финансовая деятельность — сравнительно молодая, но развивающаяся отрасль МЭО. Наиболее важным ее сектором являются международные перемещения капиталов, которые растут быстрее, чем торговля товарами. В настоящее время в мире насчитывается несколько главных центров, которые соперничают между собой в международном перемещении капиталов.

     В течение долгого времени в  роли главного экспортера капитала в мире выступали США. Их инвестиции за рубежом составляли половину мировых инвестиций, что позволило им создать за пределами своей национальной территории так называемую вторую экономику. Эта вторая экономика по своей мощности составляла примерно 40% собственно американской национальной экономики и в два-три раза превосходила экономику Германии, Франции и Англии вместе взятых. США экспортировали свой капитал преимущественно в страны Западной Европы, а затем усилилось движение американского капитала и в страны Тихоокеанского региона.

     В настоящее время положение США  на мировом рынке капиталов заметно изменилось: по сравнению с первыми послевоенными десятилетиями их доля в общих мировых капитальных вложениях сократилась почти на 1/3. Более того, из крупнейшего нетто-экспортера США превратились в нетто-импортера: в 1985 г. иностранные капитальные вложения в США впервые за всю послевоенную историю превысили общий объем иностранных инвестиций этой страны за рубежом. Иностранные инвестиции идут в США из Канады, стран Западной Европы и из Японии, а в последние годы усилился их приток из нефтедобывающих стран Ближнего Востока. Однако, несмотря на эти изменения, США по-прежнему остаются одним из крупнейших финансовых центров мира.

     В последнее десятилетие XX в. страны Западной Европы по масштабам своих заграничных инвестиций превзошли США. Велика роль в экспорте капитала Германии, Англии, Франции. К примеру, суммарный объем германских зарубежных инвестиций в два раза превышает приток иностранных капиталов в эту страну. В Западной Европе находится 60 из 200 крупнейших банков мира, а в одной Швейцарии хранится примерно половина всех ценных бумаг мира. В Старом Свете расположены знаменитые финансовые столицы мира — Лондон, Цюрих, Париж и Франкфурт-на-Майне.

     Третьим финансовым центром мира является Япония. Основную часть своих инвестиций она направляет в США и Западную Европу. В то же время Япония помещает свои капиталы и в развивающиеся государства, причем инвестирует не только в обрабатывающие, но и в добывающие отрасли. Особенностью страны восходящего солнца является то, что в отличие от США и Западной Европы, которые не только вывозят, но и ввозят капитал в больших масштабах, она преимущественно вывозит свой капитал. На долю Японии приходится всего 1% всех ввезенных мировых прямых заграничных инвестиций.

     Наряду  с традиционными финансовыми  центрами, расположенными в пределах промышленно развитых стран, в последние годы сложились новые финансовые базы в развивающемся мире. Самой мощной из них является группа стран ОПЕК, среди которых выделяются особенно богатые страны — Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. Значительную часть полученных нефтедолларов они экспортируют, причем 80% из них направляют в промышленно развитые страны. Такая ориентация экспорта капитала нефтедобывающих стран отчасти объясняется тем, что слаборазвитые страны не имеют достаточного финансового аппарата, чтобы поглотить огромные масштабы вывозимого капитала. С другой стороны, в подобной направленности экспорта капитала заинтересованы страны Запада, обеспечивая ему сохранность и гарантированный рост процентов. Другой современной финансовой базой являются НИС Юго-Восточной Азии, среди которых выделяются своей огромной финансовой мощью Гонконг (Сянган) и Сингапур. Сначала эти страны экспортировали капитал в развивающиеся государства, а теперь ориентируются на США и Западную Европу. Развертывается финансовая деятельность и в некоторых районах Ближнего Востока — Бейруте, Абу-Даби и др.

     Разновидностью  международной финансовой деятельности является страхование. Это такая форма экономических отношений, которая предполагает формирование за счет взносов участников этой деятельности целевых фондов для возмещения потерь, связанных со стихийными и случайными действиями природы и человека. Объектом страхования являются все факторы производства, каждый из которых подвержен различным рискам. Во внешнеэкономических связях страхуются сделки, заключаемые иностранными контрагентами. Страховой бизнес характеризуется постоянным расширением числа видов предоставляемых услуг. Они включают различные виды страхования, перестрахования, сервисное обслуживание, сюрвейерские, дис-пашерские, трастовые и прочие услуги.

     Одним из распространенных видов международных услуг является туризм. Туристы — это лица, которые выезжают за границу и не занимаются там оплачиваемой деятельностью. В международной практике существует самые разнообразные виды туристических услуг:                                                                       

     • размещение в гостиницах и мотелях;

     • удовлетворение культурных потребностей;

     • удовлетворение деловых интересов  туристов, участвующих в симпозиумах, конференциях и других аналогичных собраниях;

     • услуги по выбору или в комплексе,   которые предоставляются по определенной программе.

     Как и большинство других услуг, туристические  услуги выступают как   невещественный товар. Характерная особенность международных туристических услуг состоит в том, что значительная их часть производится с минимальными затратами на месте и чаще всего без использования иностранной валюты — посещение музеев, экскурсии по городу, питание и проживание в гостиницах и т.п.

     Международный туризм превратился в важную отрасль  национальной экономики, в которой занята значительная часть населения стран, к примеру, число занятых в туристической индустрии Франции составляет около 1,5 млн. человек, а если к этому добавить всех тех, кто работает на туризм, то эта цифра возрастет до 5 млн. человек, т.е. 20% всего самостоятельного населения этой страны. В самом деле, на туризм работают те отрасли национальной экономики, которые непосредственно не занимаются обслуживанием туристов, но косвенно принимают в нем участие — покупка обуви и косметики в Италии, приобретение бижутерии в Чехии и т.д.

     Для многих промышленно развитых стран, а также для развивающихся государств международный туризм стал важным источником валютных поступлений. Так, доля доходов от иностранного туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг в Испании составляет 35%, Греции — 36, на Кипре — 52%. В таких развивающихся государствах, как Индия, Египет, Перу, Парагвай, Коста-Рика приходится 10—15% доходов суммарного экспорта товаров и услуг. В других развивающихся странах этот показатель значительно выше: в Колумбии он составляет 20%, Ямайке — 30, Панаме — 55, на Гаити — 72%. В целом географическое распределение мирового туристического рынка выглядит следующим образом: 70% на страны Западной Европы, 20 — на Америку, менее 10% — на страны Африки, Азии и Австралии вместе взятые.

     Основу  быстрого развития туристического рынка  в последние годы образует целый ряд обстоятельств, среди них наиболее очевидными являются следующие:

     • расширяются связи между отдельными государствами и группами стран;

     • увеличивается число деловых  контрактов, и в итоге растут поездки  бизнесменов;

     • растет культурный обмен между странами и народами, желающими лучше понять друг друга;

     • повышается жизненный уровень народов  отдельных стран, что дает экономическую возможность их населению совершать длительные путешествия;

     • совершенствуется транспортная сеть и  вся туристская система, что обеспечивает комфортные условия дальних поездок, пользование гостиничными комплексами, мотелями и другими объектами туристской инфраструктуры.

     Во  многих странах мира, в том числе  и промышленно развитых, производством и экспортом туристских услуг занимаются мелкие компании. В то же время в этой сфере деятельности идет процесс концентрации производства и капитала, возникают крупные компании, занятые в гостиничном хозяйстве и торгующие организованными турами. Появляются в этой сфере и конгломераты. Так, скандинавская авиакомпания САС - не только перевозит пассажиров, но и занимается продажей туров, гостиничным хозяйством, прокатом легковых автомобилей и т.д.

     В особый вид международных услуг  все в большей мере выделяются информационные и консалтинговые услуги. Под информационными услугами понимается разработка и предоставление математического обеспечения ЭВМ, банков данных и информационно-вычислительных материалов. Рынок информации первоначально возник в индустриально развитых странах в 50-е годы. В тот период поставщиками информации выступали академические и учебные заведения, научно-технические общества и государственные учреждения, а потом и коммерческие организаций. Рынок информационных услуг - быстрорастущий рынок: уже в 80-е годы его объем оценивался в 50 млрд. долл. Основным поставщиком на этот рынок являются США, удельный вес которых в поставках составляют 80%. В то же время США выступают в качестве главного покупателя информационных услуг, потребляя 40% средств телесвязи, 60% компьютеров и программного обеспечения. Для сравнения укажем, что Япония потребляет 12-18% мировой информационной продукции, а страны Западной Европы -25-30%.

Информация о работе Международная торговля услугами