Международная торговля услугами: ее структура и динамика в XXI веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:26, реферат

Краткое описание

В политэкономии под услугой понимается целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека. Характеризуя услуги, К. Маркс, с одной стороны, фактически уравнивал труд, создающий потребительную стоимость товара и услуги, с другой — отмечал особую потребительную стоимость последней, заключающуюся в том, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности. В наши дни известный английский журнал «Экономист» образно пояснял, что услуги — это то, что может быть куплено или продано, но не может упасть на ногу. При внешнем различии приведенных определений у них есть внутреннее сходство: услуги изначально могут стать объектом спроса и предложения на рынке, в том числе на мировом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………3

1.Торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях………………………………………………………………..4

2.Структура торговли………………………………………………………………………8
3.Регулирование международной торговли услугами………………….11
4. Особенности развития мирового рынка услуг в современных условиях и основные перспективы его роста…………………………13

Заключение………………………………………………………………..17

Список используемой литературы……………………………………….18

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛ УСЛ МОЙ.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Институт национальной и мировой экономики

(название института)

 

Кафедра  мировой экономики

(название кафедры)

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

по дисциплине «Мировая  Экономика »

вариант (название, тема) «Международная торговля услугами: ее структура и динамика в XXI веке».

 

Исполнитель: студент(ка) __________________________________________________________

                                              (инициалы, фамилия)

 

____курса _______ группы___________

 

№ студенческого билета

(зачетной книжки) ________________   ___________   

              (подпись)             

 

 

 

Проверил преподаватель

 

_______________________        ______________         _______________________

                 (ученая степень, звание)                                     (подпись)                                            (инициалы, фамилия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2011

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………………………3

1.Торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях………………………………………………………………..4

2.Структура торговли………………………………………………………………………8

3.Регулирование международной торговли услугами………………….11

4. Особенности развития мирового рынка услуг в современных условиях и основные перспективы его роста…………………………13

Заключение………………………………………………………………..17

Список используемой литературы……………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В политэкономии под услугой понимается целесообразная дея­тельность, результат которой выражается в полезном эффекте, спо­собном удовлетворить ту или иную потребность человека. Характери­зуя услуги, К. Маркс, с одной стороны, фактически уравнивал труд, создающий потребительную стоимость товара и услуги, с другой — отмечал особую потребительную стоимость последней, заключаю­щуюся в том, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качест­ве деятельности. В наши дни известный английский журнал «Эконо­мист» образно пояснял, что услуги — это то, что может быть куплено или продано, но не может упасть на ногу. При внешнем различии приведенных определений у них есть внутреннее сходство: услуги из­начально могут стать объектом спроса и предложения на рынке, в том числе на мировом.

Корректируя и обобщая приведенные положения, международную торговлю услугами можно определить как осуществляемую поставщи­ками услуг одной страны целесообразную деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем потреб­ности физических или юридических лиц другой страны, и являются объектом купли-продажи. Эксперты международного торгового цен­тра ЮНКТАД/ВТО определяли торговлю услугами на мировом рынке как независимую от места совершения коммерческую операцию, когда их поставщик и покупатель, физическое или юридическое лицо, явля­ются резидентами разных стран.

Международная торговля услугами, считавшаяся ранее одним из элементов товарооборота и статистически отражавшаяся частично лишь в общих его показателях, в последние десятилетия XX в. достигла больших масштабов и пополнилась новыми позициями. С 90-х гг. эта торговля стала рассматриваться как самостоятельная сфера внешне­экономических отношений и приобрела большое значение для разви­тия экономики всех стран. Последнее связано с быстрым увеличением объема предоставляемых услуг и числа участников торговли, а также с существенным изменением ее структуры.

 

1.Торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях. 

Торговля товарами и услугами наряду с некоторыми другими статьями входят в счет текущих операций платежного баланса любой страны. Переговоры о либерализации торговли услугами ведутся параллельно с переговорами о либерализации торговли товарами. Однако существуют серьезные качественные различия между товарами и услугами, а также в организации и технике международной торговли ими (Табл.1.)[1]

 

Табл. 1. Различия товаров и услуг

Товары

Услуги

Осязаемы

Неосязаемы

Видимы

Невидимы

Поддаются хранению

Не поддаются хранению

Торговля товаром не всегда связана с производством

Торговля услугами, как правило, связана с производством

Экспорт товара означает вывоз товара с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе

Экспорт услуги означает оказание услуги нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории страны

 

Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом и импортом. В отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи продавца и покупателя. Однако и в данном случае существуют многочисленные исключения. Например, некоторые услуги вполне осязаемы (распечатанный доклад консультанта или компьютерная программа на дискете), вполне видимы (модельная стрижка или театральное представление), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика) и далеко не всегда требуют прямого взаимодействия покупателя и продавца (автоматическая выдача денег в банке по дебиторской карточке).

Международная торговля услугами по сравнению с торговлей товарами имеет следующие особенности:

регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и валюта, в которой эта услуга оплачивается),

услуги не подлежат хранению. Они производятся и одновременно потребляются. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контрактах между их производителями и потребителями,

производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту, чем сфера материального производства и торговля. Транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многих странах находятся в полной или частичной собственности государства или же под строгим его контролем,

международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие. Например, велико воздействие сферы услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую больших объемов технического обслуживания, информационных и различных консультационных услуг,

не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом торговли. Услуги, поступающие преимущественно в личное потребление, не могут быть вовлечены в международный хозяйственный оборот.

Ключевым, в торговле услугами является то, что в большинстве случаев в какой-то момент должно произойти физическое соприкосновение покупателя и продавца услуги. Только в этом случае сделка международной купли-продажи услуги состоится. Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами:

Мобильность покупателя. Покупатели услуг, являющиеся резидентами одной страны, приезжают к продавцу услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он сможет получить услугу, которая либо отсутствует в его стране (туризм), либо качество которой выше (образование, медицинская помощь), либо стоимость ее ниже (складирование товаров, ремонт судов).

Мобильность продавца. Продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность продавца обычно основана либо на том, что его получатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские и бухгалтерские услуги для предприятий), либо на специфическом Тракторе самой услуги (строительство).

•  Одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги. И продавец, и покупатель либо одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международная конференция), либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране (командирование иностранных специалистов из московского представительства Всемирного банка в страны СНГ для оказания технической помощи).

Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства.

Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг, новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя. Технологический процесс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм.

Существуют определенные трудности при статистическом учете объемов предоставляемых услуг. Трудность подсчета связана с тем, что, как правило, услуги предоставляются в комплекте с товарами. Причем, стоимость услуги зачастую составляет значительную долю цены товара. Часто услуги фигурируют во внутрифирменном обмене. В таком случае выразить и определить их стоимость зачастую оказывается невозможно, поскольку на эти виды услуг вообще нет рынка. В некоторых случаях отделение услуги от товара оказывается невозможным (например, лечение больного при помощи лекарств).

Из статистического отчета «выпадают» доходы по банковским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены.

В связи с этим, по мнению ряда ученых, официальная статистика платежного баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье «услуги» не может дать точного представления о масштабах международной торговли услугами, величина которых, по мнению ряда экспертов, оказывается заниженной на 40-50%.

Географическое распределение торговли услугами, предоставляемых отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств.

На мировом рынке услуг в настоящее время доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится более 50% экспорта и импорта услуг. Доля первой пятерки составляет около 40% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится более 35% всего мирового экспорта услуг.

Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами, в то время как некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно - консультационных и строительных услугах, Мексика на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма.

Что касается России, других государств СНГ и стран Балтии, то хотя они и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материальная база так же, как и недостатки хозяйственного механизма. Со своей стороны западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.

 

 

2.Структура торговли.

Существенно изменилась структура торговли услугами в послед­ние десятилетия (Табл.2).

Таблица 2. Структура мирового экспорта услуг.[2]

Позиции

          1980г.

          1990г.

1995г

2001г

       2002г.

Транспорт

42,0

28,9

25,2

22,9

22,7

Поездки(туризм)

28,0

32,0

35,5

30,3

29,1

Другие виды услуг

30,0

39,1

39,5

43,3

44,9

 

Доля транспорта в целом (эта позиция состоит из двух субпозиций:        перевозка грузов, включающая аренду транспортных средств с экипажем, и перевозка пассажиров, включающая услуги пассажирам, портовые и прочие услуги), в прошлом традиционно наиболее крупная по­зиция в мировом экспорте услуг, систематически снижается. С конца 80-х гг. транспорт переместился на третье место в основном в связи с уменьшением удельного веса сырья в мировой торговле (в настоящее время составляет примерно '/4), падением фрахтовых ставок в услови­ях снижения спроса на морские перевозки и образованием излишков тоннажа. По той же причине и под влиянием быстрого развития ино­странного туризма важнейшей субпозицией в транспортных услугах стала перевозка пассажиров.

Расширение международных поездок (туризма) по мере увеличе­ния доходов населения, совершенствования средств транспорта и гос­тиничного хозяйства, удешевления воздушных перевозок (авиатранс­порт прочно занимает лидирующее положение в транспортных пасса­жирских сообщениях) привело к увеличению их доли в мировом экспорте услуг и перемещению на второе место. К иностранному тури­сту международная статистика относит любое лицо, посещающее дру­гую страну с любой целью, кроме оплачиваемой профессиональной деятельности. Поэтому туристами считаются также лица, которые приезжают в зарубежную страну для лечения, с деловыми или научны­ми намерениями, для встречи с родственниками или знакомыми. Наи­более динамичным и доходным считается деловой туризм.

Особенно быстро развивается не расшифровываемая статистикой позиция «Другие виды услуг», ставшая лидирующей. За последние 20 лет объем операций, входящих в эту позицию, увеличился более чем в пять раз; продолжалось повышение их доли в общем экспорте услуг. Предполагается, что в начале третьего тысячелетия на позицию «Дру­гие виды услуг» будет приходиться половина всего экспорта услуг.

Структура этой позиции, по данным экспертов международных орга­низаций, показывает, что ее основу составляют многие сравнительно но­вые виды так называемых деловых услуг, связанных с обслуживанием производственных предприятий за границей. В группу деловых услуг вхо­дят профессиональные и управленческие услуги (разные виды консульта­ций, а также правовая, бухгалтерская и аудиторская помощь); информа­ционные услуги (программное обеспечение, обработка информации, со­ставление баз данных и т.д.); персональные услуги (подбор, подготовка, обучение и стажировка кадров); операционные услуги (управление пред­приятием, контроль за качеством продукции, ликвидация отходов произ­водства); банковские и страховые услуги в полном ассортименте; лабора­торные, рыночные и прогнозные исследования; реклама, продажа, по­средничество во всех видах; услуги в области связи и аренды; ремонт и техническое обслуживание оборудования, строительство и услуги в об­ласти освоения космического пространства в гражданских целях.

Перечисленные виды услуг обеспечивают высокий уровень произ­водительности труда на всех стадиях развития производства и сбыта.

Еще до начала выпуска продукции требуются услуги исследова­тельского характера, изучения рынка, прогнозирования его развития, создания концепции продукта и его дизайна. В ходе налаживания про­изводства предприниматели часто прибегают к лизингу (аренде) обо­рудования, услугам по поддержанию его в исправном состоянии для обеспечения оптимального режима использования и к найму персона­ла. После изготовления товара требуются услуги в области транспорта, рекламы, непосредственной продажи и послепродажного обслужива­ния. Чтобы снизить издержки, улучшить качество, повысить конку­рентоспособность, необходимо привлечь наиболее квалифицирован­ных поставщиков услуг, т.е. обратиться к мировому рынку, открываю­щему возможность максимального их выбора. Поэтому деловые услуги пользуются высоким спросом.

Показательно, что в классификаторе услуг ВТО, содержащем 12 разделов, 55 позиций и 116 субпозиций, есть специальный раз­дел 1 «Деловые услуги», имеющий 11 позиций, и, кроме того, ряд дру­гих разделов («Услуги в области связи», «Строительные и инжинирин­говые услуги», «Услуги по охране окружающей среды», «Финансовые услуги», «Транспортные услуги»), которые содержат в основном пози­ции, относящиеся к группе деловых услуг. В 2002 г. опубликовано «Ру­ководство по статистике международной торговли услугами», совмест­но разработанное рядом межправительственных экономических орга­низаций, включая ВТО.

 

 

3.Регулирование международной торговли услугами

 

Будучи крайне разнообразными как по форме, так и по содержанию, услуги, естественно, не образуют единого рынка, характерного наличием общих черт. Тем не менее, можно говорить о важнейших тенденциях, внесших качественно новые моменты в развитие этого рынка.

Вплоть до самого последнего времени рынок услуг (за исключением финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Ситуация кардинально изменилась в связи с появлением на этом рынке транснациональных компаний (ТНК), которые смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации.

Это привело к взрывообразному росту сферы международных услуг, которые стали составным элементом внутрипроизводственной деятельности фирмы. Все более распространенным оказывается разрыв производственной цепочки, когда она расчленяется по отдельным странам, в то время как информационно-техническое обеспечение этого процесса сосредотачивается в стране базирования. В этом случае внутрифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме межгосударственной продажи услуг.

Появление ТНК привело к размыванию границ между отдельными видами услуг. Банки, например, стали выпускать кредитные карточки, выполнять функции транспортных агентств.

Действуя в наиболее наукоемких отраслях, ТНК расширяют продажу новейших видов наукоемкой продукции, значительную часть стоимости которой составляют услуги. Так, компьютеры продаются вместе с программным обеспечением к ним, а производитель бытовой электроники гарантирует покупателю фирменное обслуживание своей техники, которое доступно в любой точке земного шара.

Превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной международной деятельности ТНК поставило на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.

К настоящему времени действующая система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие нескольких специализированных организаций.

Специализированные межправительственные организации, как, например, ИКАО - Организация международной гражданской авиации, ВТО - Всемирная туристическая организация, ИМО - международная морская организация специализируются на регулировании услуг в рамках отдельных отраслей. Например, в рамках ИКАО осуществляется унификация правил полетов и эксплуатации воздушного транспорта, аэродромов, аэронавигационных сооружений.

В 1986 году на совещании в г. Пунта дель Эсте (Уругвай) была достигнута договоренность о создании специальной группы и начале обсуждения вопроса торговли услугами на глобальном уровне. Результатом длительных переговоров явилось принятие специального соглашения, получившего название Генеральное соглашение по торговле услугами, состоящее из трех частей. Оно включало, во-первых, рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами, специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей, а также список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях.

Результатом переговоров в рамках Уругвайского Раунда было подписание Соглашения о либерализации торговли услугами. Регулированию подверглись услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. По настоянию Европы и, прежде всего Франции, беспокоившейся за сохранение самобытности своей национальной культуры, из сферы действия соглашения были исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм.

С 1 января 1995 года Соглашение о регулировании торговли услугами вошло в качестве неотъемлемой и составной части в пакет документов о создании Всемирной торговой организации.

 

4. Особенности развития мирового рынка услуг в современных условиях и основные перспективы его роста.

В международной торговле услугами по сравнению с торговлей то­варами сложилось более асимметричное участие развитых и развиваю­щихся стран (Табл.3)[3].

Доля развитых стран в экспорте услуг хотя и понизилась за послед­нее десятилетие, но по-прежнему превышает долю в экспорте товаров. Уменьшение этой доли связано главным образом с расширением по­ставок услуг заграничными филиалами ТНК, транснациональных банков (ТНБ) и крупных компаний, создавших большое число под­контрольных предприятий в развивающихся странах, особенно в стра­нах Азии, с ориентацией деятельности этих предприятий на мировой рынок.

Доля США в мировом экспорте услуг в 80-х гг. значительно вырос­ла, а затем стабилизировалась. Вместе с тем США, оставаясь крупней­шим в мире поставщиком услуг, становятся все более крупным их нетто-экспортером.

Великобритания, Франция, Германия и Италия традиционно выступают основными экспортерами услуг в Европе, но / их доля в мировом экспорте услуг в 80—90-х гг. имела тенденцию к сни­жению. Доля Японии в этот период сохранилась на прежнем уровне.

Таблица 3 Доля развитых стран в мировом экспорте услуг, %

Регион страны

Экспорт услуг

1980г.

1990г.

1995г.

2000г.

2001г.

Западная Европа

56,0

46,2

47,5

45,2

Великобритания

8,5

7,5

6,3

7,0

7,4

Франция

10,8

6,0

7,0

5,7

5,4

Германия

7,5

5,0

6,3

5,6

5,9

Северная Америка

19,6

22,0

18,8

21,9

20,9

США

17,1

19,5

16,8

19,1

18,5

Азия

13,0

17,8

22,1

21,2

18,9

Япония

4,7

4,4

5,4

4,7

4,3

Латинская Америка

4,6

3,9

3,7

4,3

3,9

Африка

3,1

1,6

2,1

2,1

1,5

 

Доля развивающихся стран, вместе взятых, в мировом экспорте ус­луг по мере их экономического развития и притока иностранного капи­тала повышается. Это происходит за счет стран Азии, тогда как доля стран Латинской Америки и Африки в 2000 г. была меньшей, чем в 1980 г. Увеличение доли стран Азии происходило главным образом в связи с ростом экспорта услуг Гонконгом, Сингапуром, Республикой Кореей и Тайванем. Гонконг (КНР), учитываемый статистикой ВТО от­дельно, входит в десятку крупнейших в мире стран — экспортеров услуг.

Необходимо также отметить существенные различия в структуре экспорта услуг развитых и развивающихся стран: для первых основ­ным источником поступлений от экспорта услуг является статья «Другие виды услуг», т.е. прежде всего деловые услуги, а для вторых — ино­странный туризм.

Большой динамизм в последние два десятилетия, особенно в 90-х гг., был характерен для прямых заграничных инвестиций в сферу услуг. В этот период отмечался их опережающий рост по сравнению с инвести­циями в обрабатывающую промышленность. В частности, в Японии и Германии, находящихся соответственно на втором и третьем местах по объему прямых заграничных инвестиций (после США), доля вложений в сферу услуг других стран приблизилась к 50%. Прирост экспорта капита­ла в последние годы примерно на 55—60% происходит за счет инвестиций в эту сферу. Генератором отмеченной тенденции являются ТНК и ТНБ. Наиболее транснационализированы финансовые, аудиторские и реклам­ные услуги.

Крупными поставщиками услуг наряду с компаниями сферы услуг (транспортными, туристическими и проч.) становятся промышленные компании, диверсифицирующие таким образом свою деятельность путем проникновения в смежные области хозяйства. Например, дея­тельность одной из ведущих американских электротехнических кор­пораций, «Дженерал электрик», не ограничивается изготовлением все­возможного электрооборудования и приборов, а включает установку и профилактическое обслуживание поставляемого оборудования, сдачу его в аренду, строительство электростанций, предоставление консуль­таций по проектированию предприятий и освоению производствен­ной технологии, передачу технико-экономической информации. Кор­порация создала две автономные сети по обслуживанию потребителей оборудования (крупногабаритного и мелких электроприборов) и раз­ветвленную сеть по ремонту электроаппаратуры, в том числе десятки мастерских за рубежом.

Известны случаи, когда промышленные компании так диверсифи­цировали свою деятельность в сторону услуг, что в конце концов утра­чивали первоначальную специализацию. Так, компания «Америкен кэн», входившая в список 500 крупнейших компаний США и являв­шаяся лидером в производстве металлических контейнеров, в конце 80-х гг. была исключена из этого списка и под новым названием «Прайамерика» внесена в десятку ведущих компаний сферы услуг (в области банковского дела, страхования и посылочной торговли).

Приведенные примеры показывают, насколько глубокой и пер­спективной является современная международная экономическая ниша сферы услуг, привлекающая даже предпринимателей, которые имеют прочные позиции в ранее избранном ими промышленном сег­менте рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Значение международной торговли услугами имеет тенденцию к повы­шению за счет увеличения ее масштабов, числа участников торговли и измене­ния структуры. Это происходит главным образом вследствие повышения спроса предприятий на так называемые деловые услуги. Обращение к мировому рынку деловых услуг, дающее возможность предпринимателям использо­вать наиболее квалифицированных специалистов, позволяет усилить конку­рентоспособность. В результате современная сфера услуг играет роль движущей силы в развитии многих других отраслей экономики.

Торговля услугами, помимо трансграничных операций, включает предоставление услуг поставщиком одной страны непосредственно с территории другой. Поэтому развитие международной торговли услугами, особенно ее графия, тесно связано с ростом прямых заграничных инвестиций в инфраструктуру этой сферы экономики. Преобладающая часть таких инвестиций осуществляется ТНК, в том числе промышленными, и ТНБ, создающими широкую сеть своих филиалов во многих странах.

Международные операции в сфере услуг во всех странах относятся к наиболее регулируемым правительством областям внешнеэкономических от­ношений, поскольку ряд секторов этой сферы, прежде всего банковское и страховое дело, транспорт и связь, имеют важное экономическое, социальное и даже военно-стратегическое значение.

Национальное регулирование торговли услугами имеет большую специ­фику, обусловленную прежде всего особенностями производства и потребле­ния услуг. Оно осуществляется нетарифными средствами, позволяющими ог­раничивать трансграничное перемещение производителей и потребителей ус­луг, а также иностранные инвестиции в отечественную сферу услуг.

 

 

 

Список используемой литературы.

1.                  Поляков В.В. Мировая экономика и международный бизнес Учебник. Изд. «КНОРУС»2008

2.                  Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

3.                  Международные экономические отношения Учебник под .ред. д.э.н., профессора Фаминского И.П. 2-е изд. Москва Экономистъ 2005г.

4.                  Мировая экономика: учебник для студентов вузов / Под ред. Ю.А. Щербанина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

5.                  Семенов К.А. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

6.                  Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Маркетинг, 2001.

7.                  Симонов Ю.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

8.                  Шишков Ю. Международное разделение производственного процесса меняет облик мировой экономики // МЭИМО, 2004, №10.

9.                  Ширай В.И. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К0", 2003.

 

2

 


[1] Мировая экономика: учебник для студентов вузов / Под ред. Ю.А. Щербанина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

 

[2] Международные экономические отношения Учебник под .ред. д.э.н., профессора Фаминского И.П. 2-е изд. Москва Экономистъ 2005г.

[3] Международные экономические отношения Учебник под .ред. д.э.н., профессора Фаминского И.П. 2-е изд. Москва Экономистъ 2005г

Информация о работе Международная торговля услугами: ее структура и динамика в XXI веке