Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:17, курсовая работа
Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. Международный торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделения труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово – экономического сотрудничества. В условиях НТР международный торговый обмен приобретает все большее значение.
Введение
1. Международная торговля
1.1 Понятие международной торговли
1.2 Современные организационные формы экспорта и импорта
1.3 Ограничения в современной международной торговле
2. Международный обмен
2.1 Объекты международного обмена
2.2 Международное разделение труда
2.3 Международные экономические отношения
2.4 Выигрыш от внешней торговли
3. Внешнеторговый мультипликатор
3.1 Теория «внешнеторгового мультипликатора»
3.2 Мультипликатор расходов в открытой экономике.
Заключение
В
настоящее время между
Господствующее направление заняло внутриотраслевое разделение труда на основе предметной, подетальной и технологической специализации производства. Именно это направление МРТ обусловило опережающие темпы роста мировой торговли продукцией обрабатывающей промышленности.
В
результате неравномерности социально-
Происходит непрерывное возрастание роли транснациональных корпораций в мировом производстве, в международном разделении труда и международном экономическом обмене. ТНК ныне – главная сила производства и международного разделения труда, доминирующий фактор международной специализации и кооперирования, определяющий структуру и географическое направление международной торговли. ТНК контролируют более 40 % промышленного производства мира и примерно такую же долю в международной торговле. Объективно расширение производственной базы ТНК способствует росту мировой экономики и международного экономического обмена, распространению достижений науки и техники между странами, уменьшению различий между странами в уровне организации и эффективности производства.
Во многих районах мира усиливаются интеграционные тенденции в рамках всеобщего процесса интернационализации хозяйственной деятельности. В технико-экономическом плане процессы интефации*, развитие специализации и кооперации в мире имеют сходные черты, обусловленные универсальностью происходящего научно-технического переворота, его общемировым значением.
МРТ
подвержено периодическому воздействию
структурных и циклических
Обострение
противоречий мирового хозяйства и
кардинальные сдвиги в структуре мировой
торговли вызвали усиление государственно-
Нарастание
объективной потребности в коренной перестройке
системы международных экономических
отношений показывает, что сложившееся
МРТ и базирующиеся на нем мирохозяйственные
связи пришли в явное столкновение как
с экономическими, так и с политическими
интересами отдельных групп стран, в первую
очередь развивающихся стран. В принятых
ООН документах признается, что международное
разделение труда и международные экономические
отношения впредь не могут складываться
стихийно, лишь под влиянием законов конкурентной
борьбы. Рыночный механизм не может автоматически
обеспечить рациональное развитие и использование
ресурсов в масштабах мировой экономики.
Мирохозяйственные связи требуют межгосударственного
развития и управления с целью более справедливого
распределения выгод всемирного разделения
труда и научно-технического прогресса
между всеми нациями.
2.3 Международные экономические отношения
Международные экономические отношения (МЭО) осуществляются в основном посредством участия их субъектов в международном разделении труда. На реализацию МЭО влияют также политические, социально-экономические, правовые и иные факторы.
Механизм реализации МЭО на макроуровне включает организационные, правовые нормы и инструменты по их реализации (международные экономические договоры и соглашения, организации международной торговли и т. Д.), соответствующую деятельность международных экономических организаций, направленную на достижение целей по координируемому развитию международных экономических отношений.
Международная практика свидетельствует, что современные МЭО требуют существенного, постоянного наднационального, межгосударственного регулирования.
Механизм
осуществления МЭО на микроуровне
включает систему международного маркетинга
и организации и техники
По некоторым оценкам на долю торговли
приходится около 80% всего объёма
МЭО. Под термином «внешняя торговля»
понимается торговля какой-либо страны
с другими странами, состоящая из оплачиваемого
ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза
(экспорта) товаров.
Экономисты многих стран начиная со средних веков стремились выяснить причины внешней торговли и роль, которую она играет в хозяйственной жизни страны. В своё время Д. иккардо показал, почему нации торгуют, в каких пределах наиболее выгоден обмен между двумя странами, выделяя критерии международной специализации. В интересах каждой страны, считает Д. иккардо, специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость, и для которого относительная выгода является наибольшей. Рассуждения иккардо нашли свое выражение в теории сравнительных преимуществ. Д. иккардо доказал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран. Он определил ту ценовую зону, внутри которой обмен выгоден для каждого.
Дж.
С. Милль в своих «Принципах политической
экономии» (1848г.) показал, по какой цене
осуществляется международный товарный
обмен.
Согласно Миллю, цена обмена устанавливается
по закону спроса и предложения на таком
уровне, что совокупный экспорт каждой
страны позволяет покрывать её совокупный
импорт. Формулирование Закона интернациональной
стоимости, или «теории интернациональной
стоимости», - важная заслуга Дж. С. Милля.
Теория международной стоимости показывает, что существует цена, которая оптимизирует обмен товаров между странами. Эта рыночная цена зависит от спроса и предложения.
Внутренние цены не всегда способны служить мерой эквивалентности обмена при купле-продаже на мировом рынке. Мировой рынок, балансируя спрос и предложение, формирует свои цены, обычно в наиболее признанной, твердо конвертируемой валюте.
В основе
формирования мировых цен лежит
интернациональная стоимость.
Мировые цены регулируются, с одной стороны,
условиями производства в странах, в которых
производится основная масса товаров,
поставляемых на мировой рынок, а с другой
стороны, спросом и предложением товаров
на этом рынке.
В современных условиях отдельная страна практически не в состоянии производить всю необходимую ей продукцию на высоком техническом уровне, требуемого качества. Во многих странах 20 – 30% производимой продукции идёт на экспорт. В отдельных странах, имеющих недостаточные ресурсы, этот показатель может достигать еще большей величины. Например, в Голландии, Бельгии 60 – 70% экспортируется. Очень близки к этим цифрам и показатели импорта.
2.4 Выигрыш от внешней торговли
Не менее важным является вопрос о том, на каком уровне установится цена равновесия на мировом рынке, поскольку именно с этим связана количественная оценка конкретной выгоды, получаемой страной от специализации и международного обмена.
Для
выяснения этого вопроса
Предположим, что страна В обладает сравнительным преимуществом в производстве товара А1, и в отсутствие внешней торговли соотношение цен на внутреннем рынке устанавливается на уровне 1Х = 0,5 Y (см. Приложение 1). В стране А аналогичное соотношение цен будет: 1Х – 2 Y. Очевидно, страна В будет экспортировать относительно дешевый товар Х в страну А (см. Приложение 2).
Кривая спроса мирового рынка (Dm) на товар Х (в данном случае – спроса страны А на импорт товара Х) строится на основе величины избыточного спроса в стране А при ценах, более низких, чем внутренняя цена равновесия (2 Y за \ Х). Кривая предложения на мировом рынке (Sx) получена исходя из величины избыточного предложения в стране В при ценах выше внутренне цены равновесия (0,5 Y за 1 Х).
Существует лишь один уровень цен, при котором спрос на мировом рынке товара Х равен предложению (точка Е) (см. Приложение 3). Это будет 1 Y за 1 Х, при которой избыточный спрос на товар Х в стране А равен избыточному предложению данного товара в стране В.
Общий итог установления торговых отношений можно подвести, определив выигрыши и потери производителей и потребителей обеих стран, а также мирового хозяйства в целом.
Распределение выгод между странами зависит от того, в какой степени изменяются внутренние цены в результате установления торговых отношений. Больше получает страна, у которой цены изменились сильнее. Это отражается правилом распределения выгод, которое гласит: выгоды от внешней торговли распределяются прямо пропорционально изменениям цен в обеих странах. Если относительные цены в стране А изменились на D%, а в стране В на S% ( в процентах цены мирового рынка), то
Выигрыш страны А = D%
Цена товара Х выражена в единицах товара Y.
Больше получает та страна, у которой эластичность спроса и предложения по цене ниже (см. Приложение 1).
В
связи с проблемой
Он
определяется как соотношение индексов
экспортных и импортных цен и
рассчитывается для всего набора
экспортных и импортных товаров:
Т = Px
Pm
где Т – условия трговли;
Px – индекс экспортных цен;
Pm – индекс импортных цен.
Рост
этого показателя называют «улучшением»
условий торговли. Однако анализировать
его динамику следует вместе с
данными об изменении объемов
торговли и причинах изменения цен.
Глава III
Внешнеторговый мультипликатор.
3.1 Теория «внешнеторгового мультипликатора»
В соответствии с теорией «внешнеторгового мультипликатора» эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями. Он может быть вычислен и выражен в виде, определенного коэффициента – мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. Затем придут в движение вторичные потребительские расходы.