Международная миграция населения. Социально-экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 14:03, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является раскрытие ее темы «Международная миграция населения. Социально-экономические последствия.» посредством изложения материала по этой теме на основании изучения и анализа соответствующей литературы.
Задача работы заключается в рассмотрении понятия международной миграции населения и выявлении ее социально-экономических последствий.
В моей работе освещены вопросы, касаемые понятия и классификации международной миграции, ее причин и социально-экономических последствий, отмечены основные тенденции развития международной миграции.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные понятия и классификация международной миграции…………..5
2. Основные тенденции международной миграции……………………………8
3. Причины международной миграции рабочей силы и ее развитие………...10
4. Социально-экономические последствия международной миграции……...17
Заключение……………………………………………………………………….22
Библиографический список……………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

к.р. МЭ.docx

— 84.68 Кб (Скачать)

С экономической точки  зрения наиболее важным является становление  мирового рынка труда, который находит  выражение в экспорте и импорте  иностранной рабочей силы, достигших  в настоящее время небывалых  масштабов и определяющих, по существу, всю международную миграцию населения.

Одной из основных причин международной  миграции рабочей силы является неравномерность  мирового экономического развития, неравенство  доходов и возможностей в разных странах, в частности между промышленно  развитыми и развивающимися странами. За последние годы этот разрыв все  время увеличивался.

Другим важным фактором, влияющим на международную трудовую миграцию, является дисбаланс населения. В развивающихся странах существует избыток рабочей силы, в то время  как в развитых странах имеется  ее недостаток в определенных отраслях, не пользующихся спросом у местного населения. Например, во Франции эмигранты  составляют 25% занятых в строительстве, 30% — в автомобилестроении, в Бельгии  — 50% горняков, в Швейцарии — 40% всех строительных рабочих и т.д. В  США доля использования иностранных  рабочих в подобных отраслях еще  выше. Низкоквалифицированные мигранты, как правило, не составляют конкуренции местному населению, так как занимают места, не пользующиеся спросом.[10]

В некоторых случаях иммиграция даже может увеличить занятость  коренного населения. Домашняя прислуга, ставшая во многих странах практически  полностью отраслью иностранных  служанок, может освободить женщин для профессиональной работы. Иммигранты, становящиеся на нижнюю ступеньку занятости, могут, таким образом, непосредственно  повышать занятость на более высоком  уровне.

Миграционные потоки рабочей  силы привели к формированию международных  рынков труда, имеющих свою территориальную  принадлежность. Международные рынки  труда развиваются на основе так  называемых центров притяжения рабочей  силы.

Первый центр  принадлежит США и Канаде, трудовые ресурсы которых исторически сложились за счет иммигрантов. Сейчас иностранная рабочая сила составляет около 5% от трудовых ресурсов страны, в пограничных и прибрежных районах эта величина несколько выше. Ежегодно, помимо иммигрантов, несколько миллионов приезжает на временную работу.[8]

Начавшаяся еще в 60-е  политика привлечения высококвалифицированных  кадров усиливается. Предпочтение при  приеме иммигрантов отдается высококвалифицированным  рабочим, инженерам, менеджерам, медицинским  работникам, ученым в области естественных наук, специалистам по вычислительной технике.

Основными поставщиками кадров высокой квалификации до последнего времени в США были Индия и  Египет. США и Канада привлекают больше эмигрантов, чем все остальные страны вместе взятые (около 900 тыс. человек в год). Крупным поставщиком низкоквалифицированной рабочей силы является Мексика.[3]

Второй центр  притяжения рабочей силы — Австралия — является, как и США, классической страной иммиграции. В стране задействовано около 200 тыс. иностранных рабочих.

Основные ее партнеры по международному трудовому сотрудничеству - Восточная и Центральная Европа. Австралия, как и США, в целом ориентирована на ассимиляцию эмигрантов.

Третий центр  притяжения рабочей силы сложился в  странах Западной Европы. Если говорить о Европе в целом, то официально там проживает сейчас 18,4 млн мигрантов.

Поскольку население ЕС составляет 378 млн человек, это может показаться совсем небольшой долей — около 5%. Однако если принимать во внимание нелегальных мигрантов и натурализовавшихся иностранцев, то, по оценкам CEPS, эта цифра будет больше по крайней мере на 40−60%, то есть речь идет о 25−29 млн человек.

Для сравнения: это примерно половина населения Италии или Франции. И все же по прогнозам, на 2010-2050 гг. по сравнению с Европой США все равно будет удерживать первое место по числу иммигрантов (рис. 1).[2]

Рисунок 1.

Наибольшее количество иностранцев  проживает в Германии: только по официальной статистике более 8 млн. человек, что составляет 9,8% всего  населения, в том числе 3,9 млн. экономически активных граждан, что составляет чуть более 10% всей рабочей силы страны. По оценкам же ряда исследовательских  институтов число лиц иностранного происхождения на самом деле гораздо  больше — от десяти до двенадцати миллионов  человек (то есть до пятнадцати процентов  населения). В основном в Германию (в первую очередь в ее западную часть) мигрируют турки, югославы, итальянцы.

Если первоначально центром  трудовой миграции были в основном индустриальные государства Западной Европы, то в 70-е годы весьма стремительно сформировался общий рынок рабочей  силы в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. Сюда к началу 90-х годов оказалось стянуто 5-—6 млн. иностранных рабочих (местная рабочая сила составила не более 2 млн. человек). Наибольшее количество иностранных экономически активных граждан в Саудовской Аравии: 2,878 млн. человек, что составляет 60% всей рабочей силы страны. Наибольшая доля иностранных рабочих наблюдается в Арабских Эмиратах: 805 000 иностранных рабочих составляют 90% всей рабочей силы. В Кувейте 1,5 млн. иностранцев составляют 72% населения страны, экономически активных иностранцев (713 000) (86% рабочей силы). В крохотном Омане вдвое больше иностранных рабочих (442 000 чел., 70%), чем в огромной Австралии.

Главным экспортером рабочей  силы в регионе является Египет. На Ближнем Востоке задействованы рабочие из таких стран, как Ирак, Ливан, Сирия, Иордания, Палестина, а также Пакистан, Индия, Бангладеш, Южная Корея, Филиппины.[11]

Пример арабских стран  наиболее наглядно показывает определяющую роль экономических законов и  в первую очередь закона получения  максимальных прибылей, обусловливающих  международную миграцию населения. В 70-е гг., когда началась эксплуатация нефтяных месторождений в 6 аравийских монархиях и в них хлынул поток нефтедолларов, возникла необходимость в формировании общего арабского рынка. При этом изначально ведущей идеей была «арабская солидарность», создание на базе 21 арабского государства «единой арабской нации». Одним из ведущих факторов формирования общего рынка стала рассматриваться миграция, при помощи которой становилось возможным не просто обеспечение рабочей силой быстро развивающейся нефтяной промышленности и строительных отраслей в нефтедобывающих странах, но и помощь бедным арабским странам (Йемен, Египет, Сирия, Иордания и др.) через валютные переводы трудящихся — мигрантов этих стран. В 70-е — 80-е гг. величина валютных переводов достигла 2,7 млрд. в год в Египте, 1,3 млрд. — в Йемене, 794 млн. — в Иордании, 774 млн. — в Сирии, 319 млн. — в Тунисе.

И действительно, на начальном  этапе из 5 основных миграционных потоков  в богатые нефтью страны первый поток, состоящий из арабских рабочих, представлял 88% всех иностранных рабочих и  специалистов (около 2%, в основном из развитых стран Запада — 5-й поток). Вместе с тем идеи арабской солидарности и закон получения прибыли  всё более начинают расходиться, и к середине 80-х гг. последний  окончательно подминает под себя все идеи «о помощи бедным арабским государствам», что наглядно выразилось в переориентации на значительно  более дешёвых азиатских и  африканских рабочих. В 1985 г. 63% всех иностранных рабочих в странах  Персидского залива уже приходилось  на выходцев из Азии. Ещё более эту  ситуацию усугубил кризис начала 90-х  гг. в связи с войной между Кувейтом и Ираком.[1]

Более того, в результате этой войны арабским рабочим тех  стран, которые хоть как-то поддержали Ирак, после ее завершения при помощи США, практически было отказано в  возвращении в Кувейт, Саудовскую Аравию и другие страны. Речь в первую очередь идет о сотнях тысяч йеменцев и иорданцев. Таким образом, доля арабов в иностранной рабочей  силе в аравийских монархиях еще  более снизилась.

Являясь основной рабочей  силой, развивающей эти страны, иммигранты представляют собой одновременно важный фактор стимулирования экономики собственных  государств. Частичные переводы в  Египте, Иордании, Йемене являются существенным ресурсом притока иностранной валюты и порою превышают суммы от экспорта товаров.

Пятый центр притяжения рабочей силы объединяет страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Основными импортерами рабочей силы являются Япония, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Бруней, с недавнего времени Южная Корея. Для АТР характерно несколько форм трудовой миграции. Первая, регулируемая трудовая миграция, характерна для Малайзии, Сингапура, Гонконга и Брунея, в котором половину населения составляют иностранцы. Вторая — скрытая или нелегальная, она типична для восточной и западной Малайзии, Гонконга, Японии, Пакистана и Тайваня. Третья — миграция специалистов высокой квалификации, сопровождающая прямые иностранные инвестиции, осуществляемые Японией, Тайванем, Гонконгом, Сингапуром.

Появление новых стран-доноров, таких, как Китай, Вьетнам, еще больше усилило динамику трудовой миграции в Восточной и Юго-восточной  Азии. Однако недавний экономический  кризис, поразивший регион, уже привел к выталкиванию трудовых мигрантов  из отдельных стран и существует реальная вероятность того, что предпринятые меры могут затормозить дальнейшую иммиграцию, несмотря на по-прежнему ощутимую потребность в иностранных рабочих для выполнения тех трудовых функций, которые местное население не готово выполнять.

Латинская Америка, куда вплоть до 60-х эмигрировали европейцы, составляя основной костяк иностранной рабочей силы, в настоящее время насчитывает около 8 млн. мигрантов, большинство которых составляют мигранты из соседних стран. Главной страной, привлекающей наибольшее число мигрантов, остается Аргентина. Наиболее распространенной формой является сельскохозяйственная сезонная миграция. Более продолжительная по времени миграция характерна для работников промышленности и сферы услуг.[10]

В Африке международная миграция рабочей силы составляет 2 млн. человек. В основном более богатые берут  неквалифицированных работников из соседних стран, а квалифицированные  рабочие, приезжающие из других регионов мира, составляют около 0,5 млн. человек. В настоящее время в Африке можно выделить лишь три страны —  относительно активных импортеров рабочей  силы. Это ЮАР, где трудятся 0,5 млн. иностранных рабочих (5% всей рабочей  силы страны), Камерун — 250 тыс. человек (5,5%) и Ливия, где доля иностранных  рабочих наиболее высока (250 тыс. иностранных  рабочих составляют 22,7% рабочей силы). Крупнейшими странами—экспортерами  рабочей силы являются Буркина-Фасо (0,9 млн. человек, что составляет 20% населения  страны) и Тунис (0,55 млн. человек, 6,7%). Особое место занимает Кот-д'Ивуар, которую нередко называют «страной иммигрантов», поскольку речь идет о безвозвратной миграции в эту страну из соседних государств.[5]

4. Социально-экономические  последствия международной миграции

По мере развития глобализации международной экономики в мировом хозяйстве постоянно растут и масштабы миграции рабочей силы.

В экономическом плане принимающим странам (прежде всего развитым) иммиграция выгодна. В частности, широко известен вклад интеллектуальной иммиграции в развитие американской экономики. Достаточно сказать, что 40% из пришедших на рынок труда США в 90-е годы докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин были иммигрантами; 25% преподавателей технических предметов в вузах - тоже иммигранты. Проживающие в Соединенных Штатах иммигранты зарабатывали в конце 90-х годов более 240 млрд. долл. в год, выплачивая около 90 млрд. долл. в качестве налогов. В то же время американское государство тратит на социальное вспомоществование иммигрантам ежегодно порядка 5 млрд. долл. Ясно, что отдача, которую обеспечивает эта категория граждан в чисто денежном выражении, весьма высока, не говоря уже о том вкладе, который они вносят в развитие науки и техники. США, проводя политику по привлечению высококвалифицированных кадров, и сегодня остаются общепризнанным центром притяжения профессионалов.

Другой яркий пример преимущественно  позитивного влияния иммиграции на экономику страны - Израиль, проводящий целенаправленную политику привлечения в страну евреев со всего мира. Во многом благодаря иммиграции научных и высококвалифицированных кадров Израиль вошел в число наиболее развитых в экономическом и научно-техническом отношении государств.

Позитивным моментом для  стран-доноров являются финансовые переводы (трансферты) работников-мигрантов  своим семьям, а также определенные платежи в бюджеты своих стран.

 

В 2006 году официальные денежные переводы в развивающиеся страны составляли около 200 млрд. долл. США, что  значительно превышает объемы международной технической помощи этим странам, объемы портфельных инвестиций и почти равно объемам привлеченного капитала в форме прямых инвестиций. Трансферты денежных переводов по сути формируют отдельную составляющую международного рынка капитала – миграционный капитал. Его объемы можно характеризовать как доходы мигрантов, которые, за минусом затрат на их пребывание в стране трудоустройства, направляются на Родину и используются для повышения экономического и социального уровня жизни родных и близких.[7]

Воздействие иммиграции на условия труда и занятости местного населения уже многие десятилетия находится под пристальным вниманием в развитых обществах, и суждения о нем сложились весьма противоречивые. Широко распространено мнение о его негативном характере, что нередко используется в качестве одного из главных аргументов иммиграционной политики.

Информация о работе Международная миграция населения. Социально-экономические последствия