Методы учета расходов на производство и калькулирование себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Современный управленческий учет можно определить как вид деятельности в рамках одной организации, который обеспечивает управленческий аппарат организации информацией, используемой для планирования, управления и контроля за деятельностью организации.
Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.

Файлы: 1 файл

kursach_UU.docx

— 138.18 Кб (Скачать)

Зупр - управленческие и коммерческие расходы отчетного периода, руб.;

Хпр - количество единиц продукции, произведенной в отчетном периоде;

Хупр - количество единиц продукции, проданной в отчетном периоде.

Практическое использование предыдущего метода предполагает наличие у предприятия простейшей системы учета затрат по местам их возникновения. Это позволяет выделить издержки производственной сферы, коммерческие и управленческие расходы.

Если же производственный процесс состоит из нескольких стадий (переделов), на выходе из которых находится промежуточный склад полуфабрикатов, и от передела к переделу запасы полуфабрикатов меняются, то пользуются методом многоступенчатой простой калькуляции. В этом случае необходимо организовать учет затрат и количества полуфабрикатов по каждому переделу. Расчет себестоимости единицы продукции ведется по следующей формуле:

С=(Зпр1/Х1) + (Зпр2/Х2) + … + (Зупр/Хупр), (3)

где С - полная себестоимость единицы продукции, руб.;

Зпр1, Зпр2 - совокупные производственные издержки каждого передела, руб.;

Зупр - управленческие и коммерческие расходы отчетного периода, руб.;

XI, Х2 - количество полуфабрикатов, изготовленных в отчетном периоде каждым переделом, штук;

Хупр - количество проданные единиц продукции в отчетном периоде, штук.

Оценка такого незавершенного производства ведется с помощью карточек заказов. В карточке фиксируются затраты, сделанные в связи с изготовлением данного заказа в разрезе установленных статьей. Вместе с отпуском материалов в карточке регистрируются время основных рабочих, затраченное на данный заказ, и соответствующие этому периоду времени суммы затрат на оплату труда.

1.3.3. Попеределыный метод.

Данный метод используется на предприятиях с серийным и поточным производством, когда одинаковые изделия проходят в определенной последовательности через все этапы производства. Производственный процесс характеризуется наличием отдельных стадий технологического цикла с самостоятельной технологией и организацией производства, например, в химической, нефтеперерабатывающей, цементной, металлургической, хлопчатобумажной промышленности. Иными словами в отраслях и на предприятиях, где продукция в ходе технологического цикла последовательно проходит несколько стадий.

Разновидность массового типа производства - поточное производство (целлюлозно-бумажная, прядильная, металлургическая, химическая и нефтехимическая промышленность).

В данном случае объектом учета становится продукт каждого законченного передела, включая и такие переделы, в которых одновременно получают несколько продуктов.

Сущность попередельного метода состоит в том, что прямые затраты отражают в текущем учете не по видам продукции, а по переделам (стадиям) производства, даже если в одном переделе можно получить продукцию разных видов. Объектом учета затрат обычно является передел.

В результате последовательного прохождения исходного материала через все переделы получают готовую продукцию, т.е. на выходе из последнего передела имеется не полуфабрикат, а законченный продукт.

Особенностями попередельного метода учета, отличающего его от позаказного калькулирования, являются:

1. обобщение затрат по переделам, безотносительно к отдельным заказам, что позволяет калькулировать себестоимость каждого передела;

2. списание затрат за календарный период, а не за время изготовления заказа;

3. организация аналитического учета к синтетическому счету 20 «Основное производство» для каждого передела;

4. простота и экономичность: нет карточек учета заказов, отсутствует необходимость распределять косвенные расходы между отдельными заказами.

В промышленности применяются два варианта учета затрат на производство: полуфабрикатный и бесполуфабрикатный.

Учет затрат на производство при бесполуфабрикатном варианте ведется без бухгалтерского перечисления себестоимости полуфабрикатов собственного производства при передаче их из одного структурного подразделения в другое. Контроль за движением полуфабрикатов внутри и между цехами осуществляется бухгалтерией оперативно, в натуральном выражении, без записей на бухгалтерских счетах.

Затраты на изготовление полуфабрикатов, деталей и узлов учитываются по цехам в разрезе статей расходов. Добавленные затраты отражаются по каждому цеху (переделу) в отдельности, а стоимость исходного сырья включается в себестоимость продукции только первого передела. При этом варианте учета затрат на производство себестоимость единицы готовой продукции формируется путем суммирования затрат цехов (переделов) с учетом доли их участия в процессе изготовления.

Этот метод проще, и он менее трудоемок, чем полуфабрикатный. Его основное достоинство состоит в отсутствии каких-либо условных расчетов, расшифровывающих затраты предыдущих цехов и переделов, что повышает точность калькулирования. Данный метод предпочтительнее с точки зрения достоверности и точности калькулирования.

1.3.4. Партионный (пооперационный) метод.

Это разновидность позаказного метода.

Партионная калькуляция применяется там, где отдельные единицы выпуска, оформленные как заказы, в процессе своего изготовления проходят несколько стадий производства (операций), причем для каждой единицы набор стадий может быть индивидуальным, а часть операций - общей для всех изделий.

Примером такого производства является изготовление мебели на заказ. Предприятие изготавливает стандартные модули - тумбочки, шкафы, полки, которые в соответствии с пожеланиями клиента подвергаются различным видам обработки, оснащаются различными фасадами, фурнитурой и аксессуарами. Цена заказа определяется как сумма стоимостей отдельных модулей и затрат, которые предприятие понесло на всех операциях в соответствии со спецификацией.

1.4. Особенности калькулирования в полиграфии и издательствах.

Полиграфическая продукция имеет разные технические характеристики и параметры.

На номенклатуру статей калькуляции влияют технические характеристики и параметры издания. Также на номенклатуру параметров калькуляции влияют возможности полиграфии предприятия.

В полиграфии объектом калькуляции является заказ и калькулируемая группа. 10 лет назад были разработаны медодические указания по планированию, учету и калькулированию себестоимости. Отдельно для полиграфии, отдельно для издательской деятельности.

В методических указаниях приведен следующий перечень указаний:

1) книжно-журнальная и  изобразительно-этикеточная продукция;

2) картографическая продукция;

3) газеты;

4) бланочная продукция;

5) прочая продукция (дипломы паспорта ценные бумаги);

6) непродовольствольственные  товары народного потребления  в том числе бумажно-беловые (папки  для черчения, тетради);

7) игрушки, елочные украшения.

По статьям калькуляции затраты полиграфического предприятия группируются в соответствии с типовой номенклатурой расходов.

В издательской деятельности существует ярко выраженная специфика калькуляции статей

1) Затраты на блок:

- расходы на авторский  гонорар;

- гонорар за художественно-графические  работы;

- расходы на полиграфическое исполнение (работы );

- расходы на бумагу, картон, переплетные (бумажные) и прочие  материалы;

- редакционные расходы;

- общеиздательские расходы;

- потери от брака;

- расходы на продажу.

2) Затраты на переплетные крышки:

- расходы на бумагу  для производства наклейки на  переплетную крышку;

- расходы на картон;

- расходы на переплетные  материалы;

- расходы на полиграфическое  исполнение;

- потери от брака;

При отпуске МПЗ в производство их оценка проводится в соответствии с положениями раздела III ПБУ 5/01:

- по себестоимости каждой  единицы;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО);

- по себестоимости последних  по времени приобретения МПЗ (способ  ЛИФО).

По каждой группе (виду) МПЗ в течение отчетного года применяется один способ оценки, указанный в учетной политике Предприятия.

Калькулирование себестоимости полиграфической продукции обеспечивает:

1. Своевременное полное  и достоверное отражение фактических  затрат на производство и продажу  продукции включая непроизводственные  расходы и потери, допущенные на отдельных участках и стадиях производства.

2. Возможность исчисления  фактической себестоимости калькулируемых групп.

3. Контроль за правильным  исчислением использования материально-производственных запасов МПЗ и соблюдением смет расходов на обслуживание производства и управления.

4. Определение результатов  финансово-хозяйственной деятельности.

Но в обязательном порядке применяется единая номенклатура статей расходов на производство и элементов затрат на производство. Применяется единые принципы группировки и распределения затрат. Они обязаны быть записаны в учетной политике.

В полиграфии затраты подраздел на:

Основные - производство в цехах основного производства, выпуск печатной продукцию (формная, печатная, отделочная)

Вспомогательные - не принимают прямого участия в изготовлении полиграфической продукции (ремонтные, транспортные, строительные)

Если существующие подразделения, удовлетворяют бытовые нужды персонала - это обслуживающие производство и хозяйственная, деятельность планируется и учитывается отдельно от основной.

В себестоимость полиграфической продукции входят затраты, разнородные по содержанию, назначению и способу расчета. Они группируются по 5 экономическим элементам:

Под элементом материальные затраты проходят сырье и материалы, входящие в состав полиграфической продукции (бумага, картон)

Материалы, не составляющие основу полиграфической продукции, являются вспомогательными.

В элемент материальные затраты включаются также затраты на доставку, МПЗ и персонала, а также услуги и работы промышленного характера, связанные с производством продукции.

Из материальных затрат вычитается стоимость возвратных отходов.

Под возвратными отходами понимаются остатки сырья, полуфабрикаты, материалы, теплоносители и другие ресурсы, утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса и в силу этого либо не используемые по прямому назначению, либо используемые с пониженным выходом продукции.

К элементу затраты на оплату труда относится оплата труда персон организации, включая премии за произведенный результат, стимулирующие и компенсационные выплаты.

В элемент отчисления на социальные службы включают отчисления во внебюджетные формы, установленные законодательными нормами. Рассчитываются от затрат на оплату труда.

В элементе амортизация отражается сумма амортизационных отчислений по основным средствам и НМА, исходя из установленных способов расчета амортизации их активной части по ОС.

В элемент прочие затраты включены налоги, сборы, отчисления, платежи за выброс загрязненных веществ, оплата процента по кредитам, работ по сертификации, командировочные, стоим пожарной и сторожевой охраны, оплата подготовки и переподготовки кадров, оплата услуг связи и арендная плата по текущей аренде.

 

Заключение.

Известно, что управлять затратами выгоднее, чем увеличивать объем продаж. Поэтому управление затратами - наиболее развивающаяся область как экономической практики предприятий, так и западных теоретических исследований последних десятилетий. Понимание этой проблемы уже наблюдается, но это только понятия «затраты» и «себестоимость как сумма затрат» в учете самые неопределенные. Без дополнительных пояснений каждый специалист может подразумевать под ними множество всевозможных значений.

Составляющими элементами себестоимости изделия являются как материалы, так и работа с услугами.

Теоретическая основа калькуляции себестоимости с полным распределением затрат предполагает включение в себестоимость всех производственных затрат независимо от того, постоянные они или переменные. В основе такой логики - понимание факта, что без постоянных затрат выпуск продукции невозможен.

Теоретическая база калькуляции себестоимости по переменным издержкам состоит в том, что постоянные накладные расходы не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно в отчет о финансовых результатах на тот период, когда они произошли. Данный метод отталкивается от отсутствия непосредственного отношения постоянных затрат к выпуску продукции: предприятия несут их в любом случае, независимо от того, производится что-то или нет.

Рассмотрев калькуляцию на примере любой организации, можно сделать вывод, что в бюджетных организациях ведется учет всех затрат, и требуется более четкий контроль за их распределением.

 

2. Практическая  часть.

2.1.Рабочий план счетов.

Наименование счета

Номер счета

Амортизация основных средств

2

Амортизация материальных активов

5

Материалы. Сырье и материалы

10.1

Материалы. Покупные полуфабрикаты

10.2

Материалы. Запасные части

10.5

Материалы. Прочие материалы

10.6

Материалы. Инструменты

10.9

Основное производство

20

Вспомогательное производство

23

Общепроизводственные расходы.на содержание и экспл. машин и обор.

25.1

Общепроизводственные расходы

25.2

Общехозяйственные расходы

26

Брак в производстве

28

Готовая продукция

43

Расходы на продажу продукции

44

Касса

50

Расчетный счет

51

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками. Авансы выданные

60.2

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

69

Расчеты с персоналом по оплате труда

70

Расчеты с подотчетными лицами

71

Расчеты с персоналом по прочим операциям.Расч. по возмещ. мат. ущерба

73.2

Прочие доходы и расходы.расходы

91.2

Продажи. Себестоимость продаж

90.2

Резервы предстоящих расходов. Отпускные

96.1

Информация о работе Методы учета расходов на производство и калькулирование себестоимости продукции