Методы борьбы с коррупцией в разных странах мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:49, контрольная работа

Краткое описание

Моя тема контрольной работы является в настоящее время очень актуальной. Цель работы: оценить эффективность механизмов для борьбы с коррупцией в разных странах. Задачи исследования: 1) Рассмотреть способы борьбы и иные аспекты коррупции за рубежом. 2) Провести статистику коррупции в мире. Ведь проблема коррупции в последнее время носит массовый характер, затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности. Она настолько въелась в жизнь российскую, что не нуждается даже в синонимах.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....3
1. Глава I. Теоретическая часть
1.1 Коррупция и методы борьбы с ней в разных странах мира………4
1.2 Уровень коррупции в разных странах мира………………………14
2. Глава II. Практическая часть
2.1 Коррупция и методы борьбы с ней в России……………………..16
Заключение……………………………………………………………….21
Список используемых источников …………………………………….22
Приложения………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

Институциональная экономика тема коррупция.doc

— 489.00 Кб (Скачать)

2. Разработка  системы мониторинга возможных  точек возникновения коррупционных действий в государственных и общественных организациях, и строгого контроля за деятельностью лиц, находящихся в этих точках.

3. Создание системы  прав и обязанностей должностных  лиц с указанием их ответственности  за нарушение должностной этики,  включая коррупцию. Эта система указывает также правила поведения по исправлению допущенных нарушений.

4. Основной мерой  наказания за коррупционное действие  является запрещение работать  в государственных организациях  и потеря всех социальных льгот,  которые предоставляет государственная служба, например пенсионного и социального обслуживания. Шкала наказаний включает в себя также штрафы и временное отстранение от исполнения обязанностей.

5. Во всех значимых  организациях, в частности в министерствах,  имеются службы внутренней безопасности, обязанностью которых является регистрация и выявление ошибок чиновников, их намеренных или случайных нарушений действующих правил и соответствующих последствий таких нарушений. Государственные организации стремятся поощрять позитивные действия должностных лиц. Система поощрений направлена на то, чтобы чиновнику было выгодно и в материальном, и в моральном планах вести себя честно и эффективно.

6. Организована система  подбора лиц на должности, выявляющая  опасных лиц с точки зрения  коррупции.

7. Все материалы, связанные  с коррупционными действиями, если  они не затрагивают систему  национальной безопасности, в обязательном  порядке становятся доступными  для общественности.

8. Каждый чиновник имеет  право ознакомиться с информацией,  характеризующей его как с положительной, так и с отрицательной стороны.

9. Создана специальная  система обучения чиновников, разъясняющая, в частности, политический, общественный  вред коррупции и возможные  последствия участия в ней.

10. Создана система государственной безопасности по борьбе с коррупцией типа специальной полиции, обладающей значительными полномочиями по выявлению случаев коррупции.

11. Чиновники всех уровней  обязаны регистрировать известные  им случаи коррупции, и эта  информация по соответствующим  каналам передается в министерства внутренних дел и юстиции.

12. Большую роль в борьбе  с коррупцией играют средства  массовой информации, которые обнародуют  случаи коррупции и часто проводят  их независимые расследования.  В то же время клеветнические  сообщения приводят к утере общественного доверия и репутации соответствующих источников информации. Тем самым предотвращается, в значительной степени, безответственность в подготовке разоблачительных материалов.

Израиль является одной из достаточно свободных от коррупции стран. Это обеспечивается, наряду с аналогичными применяемыми в Нидерландах мерами, системой определенного дублирования мониторинга за возможными коррупционными действиями. Оно осуществляется правительственными организациями и специальными подразделениями полиции, ведомством Государственного контролера, обладающего независимостью от министерств и государственных ведомств, и общественными организациями типа Ведомства за чистоту правительства. Эти организации исследуют возможные коррупционные точки, а в случае их обнаружения информируют органы следствия. Причем полученная информация должна в обязательном порядке доводиться до общественности. Очень важна независимость этих организаций от руководства министерств и ведомств, чьи чиновники могут быть вовлечены в коррупцию. На управление по борьбе с коррупцией, входящее в Администрацию премьер-министра, возложена также обязанность постоянно обучать чиновников предотвращению возможных коррупционных действий и координировать работу различных внутриведомственных служб по борьбе за чистоту государственных органов.

Важную роль также играют СМИ. Согласно высказыванию одного из крупнейших политических деятелей этой страны, наиболее опасны для его  политической карьеры обвинения  в коррупции, которые могут появиться  в уважаемой газете.

Следует отметить, что в Израиле, в силу значительных социальных льгот для чиновников и безжалостного их наказания  при обнаружении коррупции, низовая  коррупция практически отсутствует.

Рассмотрев  специфику коррупции в международном  аспекте, нетрудно понять, что все мероприятия, практикуемые странами Запада и Востока, отличаются комплексным подходом к решению злободневной проблемы с учётом национальных особенностей каждого конкретного государства.

Сравнивая сегодняшнюю  Россию и развитые страны, обладающие многовековыми демократическими традициями, мы должны учитывать, что пытаемся сопоставлять социальные организмы, находящиеся на разных стадиях развития демократии и рыночных институтов, поэтому нашему государству необходима своя собственная программа по борьбе с коррупцией, построенная на основе социальных исследований, научных концепций, политических, экономических и культурных особенностей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Уровень коррупции в разных странах мира


Уровень коррупции  в России по-прежнему остается на очень высоком уровне - РФ наравне с Угандой и Нигерией занимает 143 место из 182 возможных.

согласно докладу базирующейся в Берлине международной неправительственной  организации Transparency International, Россия поуровню восприятия коррупции оказалась на 143 месте с индексом 2,4 балла. "Соседями" РФ по списку стали Азербайджан, Белоруссия, Коморские острова, Мавритания, Нигерия, Восточный Тимор, Того и Уганда.

В прошлом году Россия занимала 154 место с индексом 2,1 балла.

Рассчитываемый специалистами Transparency International индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI) определяет уровень коррупции в госсекторе - от "0" (высокий уровень коррупции) до "10" (коррумпированных чиновников почти нет).

В тройку наименее коррумпированных стран, согласно рейтингу TI, в 2011 году вошли  Новая Зеландия (индекс - 9,5 балла), Дания (9,4 балла) и Финляндия (9,4 балла). Самыми коррумпированными странами стали Сомали (1,0 балла) и Северная Корея (1,0 балла), которая была включена в рейтинг впервые.

Что касается стран СНГ, то чуть лучше, чем в России, Азербайджане и Белоруссии, дела обстоят в Молдавии (2,9 балла), Казахстане (2,7 балла) и Армении (2,6 балла).

На одну позицию в  списке TI от России отстают Украина  и Таджикистан (по 2,3 балла). Киргизия занимает 164 строчку рейтинга с 2,1 балла, а Туркмении и Узбекистану пришлось поделить 177 строчку рейтинга, набрав по 1,6 балла. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Практическая часть

2.1 Коррупция и методы борьбы с ней в России

Главным препятствием для реализации мер по борьбе с  коррупцией является неудовлетворительное состояние законодательной базы. Правовая база противодействия коррупции представлена лишь уголовно-правовыми нормами и международными правовыми актами, которые страдают отсутствием механизмов реализации.

Характеристика  современной коррупции имеет  ряд особенностей, в их числе:

1.Современная коррупция сориентирована на максимальное использование возможностей личного обогащения чиновников. Так, несовершенство законодательства о приватизации позволило значительной части чиновничьего корпуса извлечь немалую выгоду.

К примеру, ход  аукционов контролировался определенными  структурами по простой и эффективной  схеме: отторжение действительных покупателей  путем планомерного завышения называемой цены с последующим отказом от внесения платы, в результате чего объект доставался заранее определенному приобретателю по смехотворно низкой цене.

 Широко практикуется  подкуп чиновников в ходе выделения  и оформления права собственности  на земельные участки. Крупные  нелегальные доходы извлекаются  при оформлении экспортно-импортных операций, в частности всех операций, касающихся стратегически важных сырьевых товаров.

2. Современная  коррупция тесно связана с  общеуголовной преступностью и  по своим количественным и  качественным показателям характеризуется  аналогичными признаками, в том числе такими, как тенденция к увеличению доли деяний, отличающихся более высокой степенью общественной опасности.

Наибольшую  опасность представляют устойчивые связи коррупции с организованной преступностью. Посредством широкомасштабной коррупции создается система защиты организованных преступных структур от социального контроля, состоящая в активном противодействии органам правопорядка, следствию, работе учреждений уголовно-исполнительной системы.

3. В современных  условиях происходит изменение  традиционно сложившихся связей коррупции с должностными, хозяйственными и имущественными преступлениями. Коррупционеры все в большей степени вступают в контакты с уголовниками других "специализаций", например, для обеспечения условий выживания не гнушаются прибегать к услугам наемных убийц, профессиональных вымогателей и др.

4. Коррупция  в наше время получила прочную  опору в виде безнаказанности  коррумпированных чиновников. Об  этом свидетельствует высокая  степень латентности преступлений (завуалированность, скрытость чего-либо), совершаемых должностными лицами с использованием служебного положения.

5. Современная  коррупция существует в условиях  напряженной криминогенной обстановки, которая расставляет приоритеты  таким образом, что действия  продажных чиновников не всегда выдвигаются на первый план по своей опасности.

6. Современная  коррупция последовательно расширяет  «зоны влияния», проникая в новые  сферы, ранее от нее хорошо  защищенные, в частности в правоохранительную  деятельность.

7. Современная  коррупция внедрилась в высшие эшелоны власти, что делает ее особенно опасной.

Вышеперечисленными  особенностями характеристика современной  коррупции не исчерпывается, но они  являются стержневыми и определяющими  данное явление.

Коррупция может  привести к масштабному разворовыванию государственного имущества, тем самым существенно подорвать экономику страны.

Избранный президент  РФ Дмитрий Медведев видит причины  коррупции в России в тотальном  неуважении к законам: «Корни этого  явления лежат в том, что значительная часть населения просто плюет на соблюдение законов, - сказал он. - Либо мы научимся жить по закону и не думать, надо ли нам его исполнять, а просто исполнять и соблюдать, либо люди будут считать, что им все возможно» [2]

Необходим комплекс мероприятий, основными звеньями которых должны стать разработка концепции государственной политики в отношении борьбы с коррупцией и принятие федерального закона «О противодействии коррупции». Это станет отправной точкой и создаст основу для дальнейшего развития законодательства.

Ведь коррупция в России особая, какой ни в одной серьёзной стране уже давно нет: у нас воруют по закону: наши нормативные акты то и дело допускают чиновника к рулению разного рода активами (в том числе частными), не определяя жёсткого алгоритма его действий, — это и есть вечно живой корень коррупции. Она цветёт неприлично уже пышным цветом не потому, что за неё не расстреливают, и не потому, что нет закона с названием «О коррупции», а потому, что огромное количество законов и подзаконных актов с другими именами имеют вполне конкретную взяткоёмкость (порой почти бесконечную), которая в подлунном мире не может остаться нереализованной.

Хочу отметить три причины сегодняшней ситуации. Первая – то, что Россия потеряла поколение 90-х годов. У сегодняшней  молодежи, выросшей в те годы, полностью коррупционное сознание. Вторая причина заключается в создании экономических предпосылок для недопущения коррупции во всех госструктурах путем более тщательного подбора кадров, повышения моральной мотивации и материального стимулирования – повышения оплаты труда чиновников. Третья причина заключается в усилении профилактики коррупции среди тех, кто отвечает за распределение и последующее использование бюджетных средств.

Необходимость срочной работы по принятию закона о противодействии коррупции и формулировке определения этого понятия в специфических российских условиях необходима, причем в спешном порядке.

Главный секрет живучести коррупции в том, что мы, граждане, не можем обойтись без малой коррупции. И поддерживая малую коррупцию, мы тем самым позволяем существовать большой. У нас нет других инструментов доступа к публичным возможностям, нежели через взятку.

Еще один секрет живучести коррупции - сама власть борется  со взятками в конвертах, то есть с  малой коррупцией, игнорируя и  маскируя большую. Олигархическое государство всегда будет заинтересовано поймать сотню мелких взяточников, и никогда не будет заинтересовано поймать десяток крупных. Ибо коррумпированная бюрократия умна, образована, богата и властна. Латентность своих действий ее основная забота. Поэтому ни в одной стране мира нет сколько-нибудь полных или хотя бы приблизительных статистических данных об этом явлении, еще меньше виновных лиц, предстающих перед уголовным судом, причем самой низшей категории коррупционеров (мелкая коррупция), назначается реальное уголовное наказание.

Информация о работе Методы борьбы с коррупцией в разных странах мира