Место России в мировом хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:04, контрольная работа

Краткое описание

Ныне по-прежнему актуальна необходимость достижения России соответствующего ее потенциалу места в мировой экономике. При этом следует отметить некоторую противоречивость современных позиций РФ в мировом хозяйстве.
Так, с одной стороны, в результате распа

Оглавление

ПЛАН:
Введение
1.Понятие мирового хозяйства
2.Внешняя торговля России
3.Внешняя политика России
Заключение

Файлы: 1 файл

Готовый.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Географическая структура торговли России характери­зуется двумя основными направлениями: страны СНГ и даль­нее зарубежье.

В десятку основных торговых партнеров России входят Германия, Нидерланды, Италия, Китай, Турция, Польша, Швейцария, Великобритания, США и Финляндия. На ЕС при­ходится 52,1% российского товарооборота, на страны СНГ — 15,3%, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона — 16,1%.

Экспорт

 

Импорт


 

Франция

 

Финляндия

 

Украина

 

США

 

(Великобритания)

 

Польша

 

Нидерланды

 

Китай

 

Казахстан

 

Италия

 

Германия

 

Беларусь

процентов

процентов


Рис. 1. Распределения экспорта и импорта РФ по некоторым зарубежным странам

Основным торговым партнером России является Гер­мания. Ее доля во внешней торговле России превышает 10%. Россия во внешнеторговом обороте Германии занимает 14-е место (2%).

В десятку основных торговых партнеров России входят также Италия, Китай, Турция, Польша, Великобритания, США, Нидерланды, Финляндия и Швейцария.

В 2007 г. в общем объеме экспорта России на долю Нидерландов приходилось 12,1%, Италии - 7,8, Германии - 7,5, Турции - 5,2, Китая - 4,5, Швейцарии - 4,0, Польши -3,8, Соединенного Королевства (Великобритании) - 3,1, Финляндии - 3,0, Франции - 2,5, США - 2,3%.В импорте преобладали поставки из Германии - 13,3%, Китая - 12,2, Японии - 6,4, США - 4,7, Италии - 4,3, Франции - 3,9, Соединенного Королевства (Великобритании) - 2,8, Финляндии - 2,5, Польши - 2,3, Нидерландов - 1,9%.

Основными торговыми партнерами России из стран СНГ остаются Республика Беларусь, Украина и Казахстан, форми­рующие вместе с Россией единое экономическое пространство.

Экспорт России традиционно имеет сырьевую направ­ленность. По стоимости в структуре экспорта доля минеральных продуктов составляла от 42,5% до 64,7%, доля металлов — 16,1%, машин, обо­рудования, транспортных средств — 5,6%.

Таблица 1

Товарная структура экспорта РФ

(в фактически действовавших ценах)

 

1995

год

2000 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

Экспорт - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

     в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

  продовольственные
  товары и
  сельскохозяйственное сырье
  (кроме текстильного)

1,8

1,6

2,6

2,5

1,8

1,9

1,8

2,6

  минеральные продукты

42,5

53,8

55,2

57,3

57,8

64,8

65,9

64,7

  продукция химической
  промышленности, каучук

10,0

7,2

6,9

6,9

6,6

6,0

5,6

5,9

  кожевенное сырье, пушнина и   изделия из них

0,4

0,3

0,3

0,2

0,2

0,1

0,1

0,1

  продукция лесной и
  целлюлозно-бумажной
  промышленности

5,6

4,3

4,6

4,2

3,9

3,4

3,2

3,5

  текстиль, текстильные
  изделия и обувь

1,5

0,8

0,8

0,7

0,6

0,4

0,3

0,3

  металлы, драгоценные камни
  и изделия из них

26,7

21,7

18,7

17,8

20,2

16,8

16,3

16,1

  машины, оборудование и
  транспортные средства

10,2

8,8

9,5

9,0

7,8

5,6

5,8

5,6

  прочие

1,3

1,5

1,4

1,4

1,1

1,0

1,0

1,2


 

В импорте России основными статьями являются изде­лия машиностроения (51,0%), продовольствие и сырье для его производства (13,8%), продукты химии (13,8%).

Таблица 2

Товарная структура импорта РФ

(в фактически действовавших ценах)

 

1995

год

2000

год

2002

год

2003

год

2004

год

2005

год

2006

год

2007

год

Импорт - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

     в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

  продовольственные товары и
  сельскохозяйственное сырье
  (кроме текстильного)

28,1

21,8

22,5

21,0

18,3

17,7

15,7

13,8

  минеральные продукты

6,4

6,3

3,7

3,8

4,0

3,1

2,4

2,3

  продукция химической
  промышленности, каучук

10,9

18,0

16,7

16,8

15,8

16,5

15,8

13,8

  кожевенное сырье, пушнина и
  изделия из них

0,3

0,4

0,5

0,4

0,3

0,3

0,3

0,4

  продукция лесной и
  целлюлозно-бумажной
  промышленности

2,4

3,8

4,2

4,2

3,8

3,3

2,9

2,7

  текстиль, текстильные
  изделия и обувь

5,7

5,9

5,3

4,8

4,3

3,7

4,0

4,3

  металлы, драгоценные
  камни и изделия из них

8,5

8,3

6,4

7,3

8,0

7,7

7,7

8,2

  машины, оборудование и
  транспортные средства

33,6

31,4

36,3

37,4

41,2

44,0

47,7

51,0

  прочие

4,1

4,1

4,4

4,3

4,3

3,7

3,5

3,5


 

Последнее десятилетие характеризуется негативными тенденциями в развитии внешней торговли — сокращением российского присутствия на многих региональных и миро­вых товарных рынках, в странах — бывших членах СЭВ и в регионе СНГ. Отечественные товары на внутреннем рынке России потеснены иностранными конкурентами.

Основные причины таких явлений — снижение объемов производства, низкая конкурентоспособность российских това­ров, проблемы кредитования производства и поставок продук­ции, отсталость производственной базы, длительные сроки ос­воения современных видов оборудования, проблема неплатежей, отсутствие системы страхования и банковских гарантий.

Цель внешнеторгового государственного регулирования — обеспечение оптимальной структуры платежного баланса за счет переориентации внешнеторгового оборота России с сы­рьевого экспорта и импорта потребительских товаров на на­укоемкие, высокотехнологичные отрасли, развитие торгов­ли с ведущими государствами мира, особенно со странами ЕС. Это обусловливается объективной потребностью нацио­нальной экономики России в расширении хозяйственных свя­зей с промышленно развитыми странами. Показателями открытости национальной экономики яв­ляются:

1)              экспортная квота в ВВП и производстве отдельных видов продукции;

2)              доля импорта в потреблении;

3)              удельный вес иностранных инвестиций в их общем объеме. Величина экспортной квоты (отношение объема экспорта товаров и услуг к объему ВВП) России составляет 10% при стоимостной оценке ВВП, равной 1 трлн. долл. Экспортная квота по ряду важнейших товаров российского экспорта за последние годы составила: сырой нефти — 43%, нефтепро­дуктов — 33, природного газа — 36,5, минеральных удобре­ний — 75, целлюлозы — 83%. Высокие уровни экспортных квот данных видов продукции представляют собой предел возможностей по их вывозу.

Возросло значение импорта в потреблении многих това­ров производственного и непроизводственного назначения. Это вызвано либерализацией внешнеэкономической деятельности России и неконкурентоспособностью продукции подавляюще­го большинства отраслей обрабатывающей промышленности.

Доля импортных товаров в общем объеме товарных ресур­сов розничной торговли составила в последние три года 49%.

Удельный вес импортных поставок (% общего объема продаж):

— по бытовой радиоэлектронной аппаратуре — 87;

— по электротоварам — 65;

-     по моющим средствам — 49;

-     по парфюмерным и косметическим товарам — 67;

-     по обуви — 87;

- по трикотажным изделиям — 81.

За счет импорта удовлетворяется 34% потребностей роз­ничной торговли в мясе и мясопродуктах, 46 — в рыбе, 27 — в масле животном, 42 — в масле растительном, 18% — в молоке и молочных продуктах. Сложилась устойчивая ори­ентация многих отраслей пищевой промышленности на им­портное сырье.

 

        Внешнеторговая политика России

Внешнеторговая политика — это система меропри­ятий, направленных на защиту внутреннего рынка, сти­мулирование роста объема внешней торговли, оптимиза­цию ее структуры и направлений товарных потоков.

Современную внешнеторговую политику отличает ослаб­ление ограничений внешнеторгового обмена, стремление к устранению препятствий на его пути, т. е. либерализация торговли. (Либерализация торговли явилась одной из основ­ных причин необычайного экономического роста, отмеченно­го во всех странах после окончания Второй мировой войны.)

Условия присоединения России к ВТО — это создание режима свободной конкуренции товаров и услуг на ее тер­ритории, т. е. снижение таможенных тарифов, отказ от суб­сидирования производства и экспорта продукции по дем­пинговым ценам. Данные условия оказались для России труд­новыполнимыми. В связи с этим ВТО рекомендовало Рос­сии навести порядок в вопросах субсидирования производ­ства, особенно сельхозпродукции, применения антидемпин­говых мер статистической отчетности и т. д.

В соответствии с общеэкономическими задачами и тре­бованиями ВТО в России проводится регулирование внеш­неэкономической деятельности: лицензионное регулирова­ние внешнеторговых операций, таможенно-тарифное регу­лирование и переход к тендерной (конкурсной) основе зак­лючения внешнеторговых контрактов.

В России действует система стимулирования экспорта, которая соответствует требованиям ВТО и порядку оказа­ния государственной поддержки экспорта. Такая поддерж­ка национальных экспортеров включает систему финансо­вых льгот, к которым относятся:

1) предоставление Правительством РФ в лице Мини­стерства финансов РФ гарантийных обязательств в отно­шении кредитных ресурсов, привлекаемых российскими ком­мерческими банками для обеспечения оборотными средства­ми экспортно-ориентированных организаций;

2) гарантированное страхование экспортных кредитов от долгосрочных коммерческих рисков;

3) прямые дотации экспортерам в виде экспортных пре­мий, выплаты разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных перевозчиков;

4)              выдача на льготных условиях экспортных кредитов и т. д. Государство берет на себя значительную часть расходов по подготовке кадров, исследованию конъюнктуры мирового рынка, защите интересов национальных экспортеров и им­портеров за рубежом, а также обеспечивает необходимые по­литические условия для их деятельности на внешнем рынке.

Информация о работе Место России в мировом хозяйстве