Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:04, контрольная работа
Ныне по-прежнему актуальна необходимость достижения России соответствующего ее потенциалу места в мировой экономике. При этом следует отметить некоторую противоречивость современных позиций РФ в мировом хозяйстве.
Так, с одной стороны, в результате распа
ПЛАН:
Введение
1.Понятие мирового хозяйства
2.Внешняя торговля России
3.Внешняя политика России
Заключение
Географическая структура торговли России характеризуется двумя основными направлениями: страны СНГ и дальнее зарубежье.
В десятку основных торговых партнеров России входят Германия, Нидерланды, Италия, Китай, Турция, Польша, Швейцария, Великобритания, США и Финляндия. На ЕС приходится 52,1% российского товарооборота, на страны СНГ — 15,3%, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона — 16,1%.
Экспорт |
| Импорт | |
Франция
Финляндия
Украина
США
(Великобритания)
Польша
Нидерланды
Китай
Казахстан
Италия
Германия
Беларусь | |||
процентов | процентов | ||
Рис. 1. Распределения экспорта и импорта РФ по некоторым зарубежным странам
Основным торговым партнером России является Германия. Ее доля во внешней торговле России превышает 10%. Россия во внешнеторговом обороте Германии занимает 14-е место (2%).
В десятку основных торговых партнеров России входят также Италия, Китай, Турция, Польша, Великобритания, США, Нидерланды, Финляндия и Швейцария.
В 2007 г. в общем объеме экспорта России на долю Нидерландов приходилось 12,1%, Италии - 7,8, Германии - 7,5, Турции - 5,2, Китая - 4,5, Швейцарии - 4,0, Польши -3,8, Соединенного Королевства (Великобритании) - 3,1, Финляндии - 3,0, Франции - 2,5, США - 2,3%.В импорте преобладали поставки из Германии - 13,3%, Китая - 12,2, Японии - 6,4, США - 4,7, Италии - 4,3, Франции - 3,9, Соединенного Королевства (Великобритании) - 2,8, Финляндии - 2,5, Польши - 2,3, Нидерландов - 1,9%.
Основными торговыми партнерами России из стран СНГ остаются Республика Беларусь, Украина и Казахстан, формирующие вместе с Россией единое экономическое пространство.
Экспорт России традиционно имеет сырьевую направленность. По стоимости в структуре экспорта доля минеральных продуктов составляла от 42,5% до 64,7%, доля металлов — 16,1%, машин, оборудования, транспортных средств — 5,6%.
Таблица 1
Товарная структура экспорта РФ
(в фактически действовавших ценах)
| 1995 год | 2000 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год |
Экспорт - всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
продовольственные | 1,8 | 1,6 | 2,6 | 2,5 | 1,8 | 1,9 | 1,8 | 2,6 |
минеральные продукты | 42,5 | 53,8 | 55,2 | 57,3 | 57,8 | 64,8 | 65,9 | 64,7 |
продукция химической | 10,0 | 7,2 | 6,9 | 6,9 | 6,6 | 6,0 | 5,6 | 5,9 |
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
продукция лесной и | 5,6 | 4,3 | 4,6 | 4,2 | 3,9 | 3,4 | 3,2 | 3,5 |
текстиль, текстильные | 1,5 | 0,8 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,4 | 0,3 | 0,3 |
металлы, драгоценные камни | 26,7 | 21,7 | 18,7 | 17,8 | 20,2 | 16,8 | 16,3 | 16,1 |
машины, оборудование и | 10,2 | 8,8 | 9,5 | 9,0 | 7,8 | 5,6 | 5,8 | 5,6 |
прочие | 1,3 | 1,5 | 1,4 | 1,4 | 1,1 | 1,0 | 1,0 | 1,2 |
В импорте России основными статьями являются изделия машиностроения (51,0%), продовольствие и сырье для его производства (13,8%), продукты химии (13,8%).
Таблица 2
Товарная структура импорта РФ
(в фактически действовавших ценах)
| 1995 год | 2000 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год |
Импорт - всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
продовольственные товары и | 28,1 | 21,8 | 22,5 | 21,0 | 18,3 | 17,7 | 15,7 | 13,8 |
минеральные продукты | 6,4 | 6,3 | 3,7 | 3,8 | 4,0 | 3,1 | 2,4 | 2,3 |
продукция химической | 10,9 | 18,0 | 16,7 | 16,8 | 15,8 | 16,5 | 15,8 | 13,8 |
кожевенное сырье, пушнина и | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,4 |
продукция лесной и | 2,4 | 3,8 | 4,2 | 4,2 | 3,8 | 3,3 | 2,9 | 2,7 |
текстиль, текстильные | 5,7 | 5,9 | 5,3 | 4,8 | 4,3 | 3,7 | 4,0 | 4,3 |
металлы, драгоценные | 8,5 | 8,3 | 6,4 | 7,3 | 8,0 | 7,7 | 7,7 | 8,2 |
машины, оборудование и | 33,6 | 31,4 | 36,3 | 37,4 | 41,2 | 44,0 | 47,7 | 51,0 |
прочие | 4,1 | 4,1 | 4,4 | 4,3 | 4,3 | 3,7 | 3,5 | 3,5 |
Последнее десятилетие характеризуется негативными тенденциями в развитии внешней торговли — сокращением российского присутствия на многих региональных и мировых товарных рынках, в странах — бывших членах СЭВ и в регионе СНГ. Отечественные товары на внутреннем рынке России потеснены иностранными конкурентами.
Основные причины таких явлений — снижение объемов производства, низкая конкурентоспособность российских товаров, проблемы кредитования производства и поставок продукции, отсталость производственной базы, длительные сроки освоения современных видов оборудования, проблема неплатежей, отсутствие системы страхования и банковских гарантий.
Цель внешнеторгового государственного регулирования — обеспечение оптимальной структуры платежного баланса за счет переориентации внешнеторгового оборота России с сырьевого экспорта и импорта потребительских товаров на наукоемкие, высокотехнологичные отрасли, развитие торговли с ведущими государствами мира, особенно со странами ЕС. Это обусловливается объективной потребностью национальной экономики России в расширении хозяйственных связей с промышленно развитыми странами. Показателями открытости национальной экономики являются:
1) экспортная квота в ВВП и производстве отдельных видов продукции;
2) доля импорта в потреблении;
3) удельный вес иностранных инвестиций в их общем объеме. Величина экспортной квоты (отношение объема экспорта товаров и услуг к объему ВВП) России составляет 10% при стоимостной оценке ВВП, равной 1 трлн. долл. Экспортная квота по ряду важнейших товаров российского экспорта за последние годы составила: сырой нефти — 43%, нефтепродуктов — 33, природного газа — 36,5, минеральных удобрений — 75, целлюлозы — 83%. Высокие уровни экспортных квот данных видов продукции представляют собой предел возможностей по их вывозу.
Возросло значение импорта в потреблении многих товаров производственного и непроизводственного назначения. Это вызвано либерализацией внешнеэкономической деятельности России и неконкурентоспособностью продукции подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности.
Доля импортных товаров в общем объеме товарных ресурсов розничной торговли составила в последние три года 49%.
Удельный вес импортных поставок (% общего объема продаж):
— по бытовой радиоэлектронной аппаратуре — 87;
— по электротоварам — 65;
- по моющим средствам — 49;
- по парфюмерным и косметическим товарам — 67;
- по обуви — 87;
- по трикотажным изделиям — 81.
За счет импорта удовлетворяется 34% потребностей розничной торговли в мясе и мясопродуктах, 46 — в рыбе, 27 — в масле животном, 42 — в масле растительном, 18% — в молоке и молочных продуктах. Сложилась устойчивая ориентация многих отраслей пищевой промышленности на импортное сырье.
Внешнеторговая политика — это система мероприятий, направленных на защиту внутреннего рынка, стимулирование роста объема внешней торговли, оптимизацию ее структуры и направлений товарных потоков.
Современную внешнеторговую политику отличает ослабление ограничений внешнеторгового обмена, стремление к устранению препятствий на его пути, т. е. либерализация торговли. (Либерализация торговли явилась одной из основных причин необычайного экономического роста, отмеченного во всех странах после окончания Второй мировой войны.)
Условия присоединения России к ВТО — это создание режима свободной конкуренции товаров и услуг на ее территории, т. е. снижение таможенных тарифов, отказ от субсидирования производства и экспорта продукции по демпинговым ценам. Данные условия оказались для России трудновыполнимыми. В связи с этим ВТО рекомендовало России навести порядок в вопросах субсидирования производства, особенно сельхозпродукции, применения антидемпинговых мер статистической отчетности и т. д.
В соответствии с общеэкономическими задачами и требованиями ВТО в России проводится регулирование внешнеэкономической деятельности: лицензионное регулирование внешнеторговых операций, таможенно-тарифное регулирование и переход к тендерной (конкурсной) основе заключения внешнеторговых контрактов.
В России действует система стимулирования экспорта, которая соответствует требованиям ВТО и порядку оказания государственной поддержки экспорта. Такая поддержка национальных экспортеров включает систему финансовых льгот, к которым относятся:
1) предоставление Правительством РФ в лице Министерства финансов РФ гарантийных обязательств в отношении кредитных ресурсов, привлекаемых российскими коммерческими банками для обеспечения оборотными средствами экспортно-ориентированных организаций;
2) гарантированное страхование экспортных кредитов от долгосрочных коммерческих рисков;
3) прямые дотации экспортерам в виде экспортных премий, выплаты разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных перевозчиков;
4) выдача на льготных условиях экспортных кредитов и т. д. Государство берет на себя значительную часть расходов по подготовке кадров, исследованию конъюнктуры мирового рынка, защите интересов национальных экспортеров и импортеров за рубежом, а также обеспечивает необходимые политические условия для их деятельности на внешнем рынке.