Место и роль России в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - проанализировать уровень экономического развития и место России в мировой экономике.
Объект исследования - экономика России.
Предмет исследования - процесс экономического развития России.

Оглавление

Введение
1. Проблемы переходной экономики в России
1.1 Цель и задачи переходной экономики в России (стр. 5-9)
1.2 Основные черты и противоречия экономики переходного периода в России (стр. 9-13)
2. Место России в мировой экономике
2.1 Уровень экономического развития России (стр. 13-19)
2.2 Сравнительный анализ экономического развития России и главных стран мира (стр.19-26)
3. Политика государства для обеспечения устойчивого экономического развития (стр.26-40)
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Равиль С..doc

— 161.00 Кб (Скачать)

Перед российской экономикой по-прежнему стоят проблемы, часть старых проблем решена, большинство сохранились, возникли новые. Все эти проблемы придется решать новой волне реформаторов. Остается рассчитывать на то, что, как это обычно бывает в России, старые ошибки не повторятся опять.

Кризис развеял  слепую веру в то, что рынок сам  по себе решит все проблемы, а  монетаризм является единственно возможным  способом реформирования народного  хозяйства. Пока действовали созданные  экономической политикой механизмы  саморазрушения экономической и финансовой систем, экономический рост был невозможен. Крах финансовых пирамид, омертвивших значительную часть национального богатства, открывает возможности для кардинального изменения экономической политики. Сегодня в наших руках уникальный шанс - сформировать основы цивилизованной рыночной экономики России XXI века, в которой творческая свобода и предпринимательская инициатива граждан будет подкреплена и защищена разумной и взвешенной политикой государственного регулирования экономических процессов.

На основании  проделанной работы я пришла к  выводу, что от экономики США в  этот период очень сильно зависела экономика всего остального мира. Мировой экономический кризис это  отчетливо показал. Великая депрессия  стала учебником для дальнейшего  развития многих стран. Проанализировав американские ошибки, которые привели к кризису, государства мира сделали для себя соответствующие выводы. Но нельзя не отметить и политику США по выводу страны из затяжного масштабного кризиса. Это были действительно умелые действия президента и правительства, которые непосредственным образом влияли на дальнейшее развитие Соединенных Штатов.

Мировой кризис показал, что рыночный механизм несовершенен, он не может регулировать себя сам  на протяжении длительного периода  времени, государственное вмешательство необходимо. В США в то время это было вынужденной мерой для выхода страны из катастрофического положения, и с этим невозможно не согласиться. Сегодня, конечно, ни в США, ни в другой развитой капиталистической стране не наблюдается такого сильного вмешательства государства в экономику, но все же оно присутствует. Государству необходимо создавать законодательную базу для успешного развития экономики, для ее постоянного роста. Примеры сегодняшних лидеров, таких как Франция, Япония и те же Соединенные Штаты подтверждают эту необходимость.

Возможно, успехи Нового Курса Рузвельта не учли российские реформаторы в начале 90х. После 70-ти летнего господства командно-административной системы новая власть уверовала  в либеральную хозяйственную модель, в то, что государство должно полностью отказаться от какого-либо регулирования экономики страны. На смену "ударникам соцтруда" пришли так называемые "олигархи" - отдельные личности, которые смогли в условиях кризиса довольно успешно приспособиться к рыночным отношениям, но жизнь большинства людей в России не стала лучше. Что будет дальше - неизвестно…

Все это говорит  о том, что ошибки неизбежны, но всегда есть наиболее эффективные методы их исправления. Это доказал нам "Новый  Курс" Франклина Рузвельта, опыт которого, несомненно, полезен нынешнему руководству РФ.

1. Необходимо  предпринять активные меры по  развитию частного мелкого предпринимательства  - путем создания школ предпринимателей, консалтинговых центров, системы  финансирования.

2. Необходимо изменить отношение россиян к налогообложению - когда все поймут, что деньги из бюджета тратятся на благо страны и ее граждан, предприниматели будут их платить значительно охотнее.

3. Стимулирование  совокупного спроса. Во-первых - это  увеличение финансирования на государственный заказ (транспорт, оборона, наука, медицина, образование), способствующий росту занятости и доходов населения, в т. ч. расходов на освоение регионов (строительство дорог, инфраструктуры, жилья). А во-вторых - прямое повышение заработной платы государственных и муниципальных служащих, врачей, учителей, военных, МВД и силовых структур.

4. Необходимо  дать толчок к развитию регионов, деревни, экономика получит колоссальный  спрос на все - на строительство  жилья, дорог, коммуникаций и т.д., возрастет занятость, подтянется национальная промышленность. Бюджет страны и ее ВВП выйдет на качественно новый уровень.

5. Развитие реальной  системы местного самоуправления - это единственное, что способно  создать реальный механизм управления  нашей огромной страной, приблизить решение наших наболевших проблем именно снизу.

6. Необходимо  навести строжайший порядок в  госфинансах, в системе расчетов  и финансирования бюджетных программ, в противном случае инфляционная  атака неизбежна. Если финансирование государственных программ вести профессионально, инфляции не будет. Необходимо создать несколько банков развития, следует создать систему микрофинансирования на их базе и базе государственных банков.

До настоящего момента РФ продолжала идти вперед по преодолению кризисных явлений в экономике. 2007 год может стать годом, при котором уровень общественного производства будет соответствовать уровню 1990 года. Лишь с этого момента можно говорить о ступени полноценного экономического подъема. Положительная же динамика роста ВВП наблюдается с 1999 года.

Заключение

На основании  данной курсовой работы, в соответствии с ее целями и задачами, можно сделать следующие выводы:

- В соответствии  с критериями экспертов Европейского  Союза Россия c середины 1994 г. отнесена  к странам с переходным типом экономики. Эти критерии в основном сводятся к соотношению централизованных и рыночных методов управления экономикой. Цель переходной экономики - создание рыночной экономической системы. Задача переходной экономики - обеспечение эффективного функционирования экономики.

- Основные черты  переходной экономики: перманентное  реформирование, т.е. проведение  экономической реформы; экономический  кризис. Важнейшие противоречия  переходной экономики - это противоречия  между старой экономической системой (централизованно-управляемой) и новой (рыночной). Формальное разрушение старой системы не может устранить одномоментно те формы экономического поведения и экономической психологии, которые культивировались на протяжении жизни трех поколений.

- Наличие в рыночной экономике множества экономических субъектов, представляющих различные формы собственности и формы хозяйствования, объективно обусловливает смешанный характер переходной экономики, т.е. сосуществование и новых, и старых секторов, что отражает инерционность экономики.

- В начале XXI в. ситуация в соотношении сил  между Россией и другими крупными  в экономическом отношении странами  мира по показателю ВВП стала  меняться в пользу России. С  1999 по 2006 г. Россия укрепила свои  позиции в мировой экономике. Ее ВВП приблизился к уровню США, т.е. отставание сократилось. Место России в мире по объему промышленного производства заметно выше, чем по показателю ВВП. По объему промышленного производства мы занимаем 6_е место в мире и составляем немногим более 20% уровня США. В результате спада производства в России в 1998 г. соотношение ее уровней производительности труда в промышленности и соответствующих уровней главных капиталистических стран заметно ухудшилось. Лишь после 1999 г. начался процесс улучшения этих соотношений. За 1998-2006 гг. производительность труда в промышленности Российской Федерации увеличилась практически более чем на треть.

В отличие от новых индустриальных стран (Южная  Корея, Тайвань, Сингапур) и таких  крупных развивающихся стран, как Бразилия, Индия или Китай, Россия пока не сумела пробиться на широкий мировой рынок и завоевать собственные надежные ниши на нем по поставкам не сырьевой, а готовой промышленной и сельскохозяйственной продукции (о высоко технологичной продукции, за исключением военной, речь не идет).

Объективно  необходимы жесткие меры по предотвращению нежелательного оттока капитала из России и по борьбе с коррупцией, необходимо укрепление банковской системы.

Государство должно поставить надежный заслон криминальным и теневым структурам в финансовой и производственной сферах, сосредоточиться на стимулировании роста производства и платежеспособного спроса, на новом рывке в реформировании и модернизации российской экономики и общества, а во внешней торговле ориентироваться на правовую систему ВТО.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Авдокушин  Е.Ф.. Международные экономические  отношения. Место и роль России  в мировой торговле. – М, 2005

2. Андрианов В. Конкурентоспособность  России в мировой экономике  // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2000. - N 3. - С.47-57.

3. Андрианов В. Россия  в глобальной экономике // Маркетинг. - 2003. - N 4.

4. Боброва В.В., Кальвина  Ю.И. Мировая экономика: Учебное  пособие. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. - 208 с. 

5. Международные экономические отношения / под ред.проф. В.Е.Рыбалкина. – М.: «Юнити», 2004

6. Основы международных  валютно-финансовых и кредитных  отношений. Учебник под редакцией  Круглова В.В. – М.: «Инфра-М», 1998 г. 

7. Теория международных  отношений / под ред. проф. П.А.Цыганкова. – М.: «Гардарики», 2003. том 2.

8. Фаминский  И. Экономическая глобализация: основа, компоненты, противоречия, вызовы для  России (материалы к лекциям и  семинарам) // Российский экономический  журнал. 2000. №10.

9. Яблукова Р.З. Международные  экономические отношения: Учебное  пособие. М.: Проспект, 2006. – 287 с.

 

 


Информация о работе Место и роль России в мировой экономике