Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:16, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - проанализировать уровень экономического развития и место России в мировой экономике.
Объект исследования - экономика России.
Предмет исследования - процесс экономического развития России.
Введение
1. Проблемы переходной экономики в России
1.1 Цель и задачи переходной экономики в России (стр. 5-9)
1.2 Основные черты и противоречия экономики переходного периода в России (стр. 9-13)
2. Место России в мировой экономике
2.1 Уровень экономического развития России (стр. 13-19)
2.2 Сравнительный анализ экономического развития России и главных стран мира (стр.19-26)
3. Политика государства для обеспечения устойчивого экономического развития (стр.26-40)
Заключение
Список используемой литературы.
· установление ссудного процента на уровне, ниже инфляционного роста цен с целью снабжения частного сектора средствами для скупки госсектора;
· распродажа госимущества по символическим ценам, что блокирует инвестиционную активность;
· установление
цен на энергоносители в несколько
раз превышающих средний
· введение внутренней конвертируемости рубля в условиях разрыва между курсом доллара и реальной покупательной способностью рубля, что дает инфляционный эффект;
· нестабильность экономической и политической системы.
Стабильность (устойчивость)
экономической системы
1. Нагрузкой
- оптимальным удовлетворением
2. Структурой
системы - т.е. системой
3. Жесткостью -
способностью сопротивляться
4. Несовершенствами
системы - отклонениями от нормы, ослабля
Степень неустойчивости переходной экономики, как уже отмечалось, объективно высока, что обусловлено тем, что уровень потребления (нагрузка) уменьшается (потребление мяса снизилось на 42%), но стабильность не восстанавливается, поскольку состояние экономической системы можно охарактеризовать как запредельное.
Анализируя характер противоречий современной экономики переходного периода, следует учесть, что на смену диалектики двойственности приходит диалектика множественности. Поэтому по аналогии с диалектикой двойственности Гегеля, основным противоречием переходной к рынку экономики следовало бы считать противоречие между государственным и частным (частно-корпоративным) секторами, которое разрешается в процессе борьбы между ними. Однако, отказываясь от политического понятия борьбы, можно сказать, что эти сектора экономики должны не бороться за расширение своего масштаба, а занимать соответствующую экономической природе каждого из этих секторов экономическую нишу, т.е. охватывать те отрасли производства материальных благ и услуг, для нормального функционирования которых они обеспечивают наиболее благоприятные условия.
Основные противоречия переходной экономики обусловлены существованием следующих главных препятствий на пути становления рыночной экономики:
1. Господство
групповых интересов. В
2. Антикапиталистическая
ментальность: подчинение индивида
государству надо заменить
3. Отсутствие доверия к правительству, к власти, которое является одним из препятствий либерализации экономики. Оно обусловлено постоянными изменениями экономического курса (сначала пытались реформировать социалистическую систему), несовершенством законодательства, непоследовательностью и движением рывками с отступлением назад. Но главное все-таки достигнуто - конституционно оформлена частная собственность.
4. Синдром рыночного
социализма, в соответствии с
которым считается возможным
переход к рыночной (т.е. эффективной)
экономике без частной
5. Мафиозные структуры и коррупция.
6. Регионализм
и сепаратизм - претензии регионов
на все имеющиеся у них
Собственником всех своих природных ресурсов может быть лишь территориальное образование, способное к самостоятельному выживанию в экономическом, политическом и военном отношениях. Если этого нет, то регион не может рассчитывать на безнаказанность сепаратистских устремлений (отделение, обособление). Экономический сепаратизм исключает организацию рентной системы налогообложения, в которой рента с природных ресурсов, равным совладельцем которых является каждый гражданин РФ, выступает наиболее естественным источником пенсионных и других социальных выплат.
2. Место России в мировой экономике
2.1 Уровень экономического развития России
Становление многообразия экономических субъектов как основное условие формирования рыночной экономики осуществляется через приватизацию госсобственности (земли, недвижимости, имущества) и создание новых коммерческих структур.
В начале 2000 г. в России вместо 47 тыс. предприятий и организаций (конец 80-х годов) функционировало 26 тыс. крупных АО (в том числе и с государственным участием свыше 75%), 124,6 тыс. приватизированных предприятий в промышленности и сфере обслуживания (60% общего числа) Лужков Ю. «Еще можно оздоровить работу предприятий» // Экономика и жизнь. 1997. № 6. С.1., 270,2 тыс. фермерских хозяйств, 1,7 млн. частных предприятий преимущественно в сфере рыночной инфраструктуры (в т.ч. 850 тыс. малых предприятий), около 27 тыс. крупных сельскохозяйственных предприятий, 110 тыс. бюджетополучателей, 1315 коммерческих банков, что позволяет говорить об определенной степени сформировавшейся рыночной многосубъектности экономики России.
Преобразование экономической системы («трансформация» по Ю. Ольсевичу) сопровождается большим или меньшим в зависимости от интенсивности рыночных реформ трансформационным (Я. Корнаи) спадом производства.
В России спад производства ВВП за 1991 - 96 гг. составил 39% Анисимов А. Истинный масштаб спада производства и смена модели российской экономической политики // Российский экономический журнал. 2003. № 9. С.3, 7., в том числе 6% в 1996 г. В 1997 г. производство ВВП составило 100,4% О социально-экономическом положении в стране // Российская газета. 1997. 9 октября. С.1., в 1998 г. - 95%, в 1999 г. - 101,4%.
Глубина спада
производства в России выше трансформационного,
что обусловлено более
Сокращение
темпов спада, но все-таки продолжающееся
в течении 9 лет падение производства
и ВВП обусловливает снижение
жизненного уровня населения через
конфискацию накопленных
Падение реальных доходов населения России за 1991-96 гг. составило 30%, потребление материальных благ и услуг снизилось на 10% Российская газета. 1997. 21 января. С.1.. В 1997 г. среднедушевые реальные доходы выросли на 2,5%, в 1998 г. - упали на 18%, в 1999 г. - на 15%.
«Открытие» подавленной инфляции, либерализация цен обусловили высокую инфляционность переходных экономик, подавление которой обеспечивается тем быстрее, чем выше последовательность и темпы рыночных преобразований (страны Балтии, с одной стороны, и Украина - с другой).
В России ИПЦ
изменялся следующим образом
Структурная перестройка и
1991 г. - 261%;
1992 г. - 2680%;
1993 г. - 1008%;
1994 г. - 324%;
1995 г. - 231%;
1996 г. - 123%;
1997 г. - 111% Илларионов А. Природа российской инфляции // Вопросы экономики. 1995. № 3. С.5, Дубинин С. Рубль под елочку // Российская газета. 1996. 12 декабря. С.2., 1 полугодие 1998 г. - 104,5%, 1998 г. - 184,4%, 1999 г. - 138%, 1 квартал 2000 г. - 105,6%.
Трансформационный
спад, завышенная занятость в централизованно-
Аграрный кризис и полная монополия госсобственности на землю усложняют становление многообразия экономических субъектов аграрного рынка и решение обостряющегося во всех постсоциалистических странах аграрного вопроса. На эти факторы накладывается также необходимость реституции земли, если не конкретным собственникам (страны Балтии и Восточной Европы), то репрессированным слоям населения (казачество).
В связи с
концентрацией
Кризис государственности
в сочетании с криминогенными
формами реализации предпринимательских
качеств обусловливает усиление
криминогенной ситуации в экономике,
слияние государственных
Отсюда - истоки криминализации экономических отношений и общественной жизни в целом. Очевидно, что выход из экономического кризиса не может быть осуществлен только с помощью государственных структур, путем реформ сверху. Сам бюрократический аппарат в значительной степени подвержен коррупции. Необходимо стимулировать процессы самоорганизации и саморазвития общества, то, что определяет энергию развития системы.
Высокая дефицитность государственных бюджетов, ведущая к высокой денежной и кредитной эмиссии, генерирующим инфляцию. Дефицит госбюджета России составлял:
1995 г. - 70 трлн. руб.;
1996 г. - 80,55 трлн. руб.;
1997 г. - 89 трлн. руб.;
1998 г. (план) - 132,4
млрд. руб., который должен был
быть покрыт за счет выпуска
государственных ценных бумаг
и внешних заимствований, факти
Завышение наметившихся в начале 20 в. тенденций обобществления и социализации экономики привело к высокой монополизации всех сфер экономики стран реального социализма, что обусловливает необходимость демонополизации в процессе приватизации и дальнейшего функционирования государственных (казенных) предприятий на основе разукрупнения и коммерциализации их деятельности.
Высокий налоговый прессинг: налоги составляют 22,2% ВВП Буткевич В. Между прошлым и будущим // Экономика и жизнь. 1998. №5. , а вместе с социальными взносами - 33%, государственные расходы - 45% ВВП, что превышает оптимальные границы по кривой А. Лаффера.
Инвестиционный кризис - за 1991-96 гг. инвестиции снизились на 72,1%, в 1997 г. - на 5%, 1998 г. - на 6,8%, 1999 г. - рост 2,7%.
Усиление криминогенной ситуации в экономике, слияние государственных структур и теневого капитала, что ставит задачу укрепления экономической безопасности как внутренней, так и внешней.
Несмотря на экономические, социальные, национальные, геополитические и другие особенности каждой из постсоциалистических стран, реакция их экономик на рыночные преобразования является совершенно нормальной, что свидетельствует о внутренней присущности рыночной саморегуляции современной экономической цивилизации.
Различия в реализации общих закономерностей обусловлены различиями в стартовой экономической ситуации: уровне развития, зависимости от международной торговли, степени продвинутости экономических реформ, в уровне несбалансированности экономики. Например, сельское хозяйство Польши состояло из множества мелких (слишком мелких, чтобы быть эффективными) хозяйств, в остальных - неэффективные огромные госхозы и кооперативы, Венгрия вводила регулируемый рынок с 1968 г., а Чехословакия имела жестко управляемую государственную экономику до 1989 г., но в обоих было меньше макроэкономических дисбалансов, чем в России и Польше. Таким образом, сложившаяся экономическая ситуация в каждой стране повлияла на особенности реализации общих закономерностей.