Местное самоуправление как путь демократизации экономических связей в стране

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 15:43, контрольная работа

Краткое описание

Местное самоуправление является одной из основ любого демократического строя. Местное самоуправление в России закреплено Конституцией Российской Федерации, где указывается, что единственным источником власти в РФ является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Принятый в 1995 г. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отражает как общие принципы, так и правовые, экономические и финансовые основы организации местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

соц упр регионом.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

По мере перехода к рыночным отношениям учреждения социальной сферы начинают оказывать платные услуги населению или повышать их стоимость. Но без бюджетной поддержки социальная сфера существовать не в состоянии, о чем свидетельствует опыт западных стран. Принципы самофинансирования и самоокупаемости здесь не годятся. Третью группу составляют дотации из местного бюджета. В условиях рыночных отношений они резко сокращаются. Тем не менее продолжают дотироваться расходы на жилищно-коммунальные услуги и эксплуатацию жилых домов (эти затраты постепенно снижаются), на содержание городского пассажирского транспорта; возмещается разница между закупочными и розничными ценами по ограниченному кругу продуктов питания. Четвертая группа расходов обеспечивает социальную защищенность жителей данной территории. Выплачиваются пособия малообеспеченным семьям, инвалидам, многодетным семьям, доплаты к пенсиям и т.д. Финансируются (частично) мероприятия по обеспечению занятости трудоспособного населения: общественные работы; курсы переподготовки для людей, вынужденных сменить профессию; пособия по безработице. Кроме перечисленных четырех основных направлений, средства местного бюджета направляются на содержание органов местного самоуправления, создание информационных систем, финансирование НИОКР в отраслях местного хозяйства. Дефицитность местного бюджета и способы ее преодоления. В настоящее время местные бюджеты РФ формируются с дефицитом около 50%. Практически везде местные бюджеты сведены с глубоким дисбалансом, когда наличие собственных финансовых ресурсов не позволяет исполнить все обязанности, возложенные на органы местного самоуправления. Устранение этого дисбаланса в основном достигается за счет финансовой помощи со стороны федерального центра и субъектов. В качестве источников финансирования дефицита используются также муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг, кредиты, полученные от кредитных организаций, бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней, и прочие источники, предусмотренные в Бюджетном кодек се РФ, которые утверждаются органами представительной власти муниципальных образований в решении о бюджете на очередной финансовый год. В соответствии со ст. 16 «Муниципальные займы» Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» предельная сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% объема расходной части местного бюджета. Вместе с тем согласно Бюджетному кодексу РФ предельный объем муниципального дол га не должен превышать объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджет ной системы РФ. Предельный же размер дефицита местного бюджета не должен превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Местные налоги и сборы являются главным инструментом реализации экономической политики в регионе. Принимая решение о взимании местного налога, представительный орган местного самоуправления определяет следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, указанных в НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Все иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. Вводя новый местный налог, представительные органы местного самоуправления вправе предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Наличие разветвленной системы местных налогов в РФ соответствует мировой практике.

 В развитых странах со сложившейся рыночной экономикой местные налоги, налоговые доходы, поступающие в местные бюджеты, можно классифицировать следующим образом.

1. Собственные налоги, которые устанавливаются  местными органами и взимаются лишь на данной территории. Основным среди них, как правило, считается налог на имущество. Из остальных следует отметить промысловые налоги, налоги на сделки, акцизы, налог с продаж.

2. Надбавки к федеральным (общегосударственным)  налогам в пользу местных бюджетов.

3. Налоги, взимаемые в виде платы за услуги, предоставляемые на данной территории. Сюда относятся налоги на проживание в гостинице (не путать с платой за гостиничный номер, за пользование электроэнергией, газом, водопроводом, канализацией, услугами связи, автомобильными стоянками и т.д.).

4. Налоги, которые определяют политику  местных органов управления. Прежде всего, это экологические налоги, не преследующие фискальных целей, но ориентирующие предпринимателей на выбор эффективных способов ведения хозяйств.

Так, невыгодно изготовлять автомобили, не имеющие экологически чистых двигателей. Они не будут пользоваться спросом, ибо их владельцам придется платить очень высокий налог. Невыгодно применять технологии, ведущие к загрязнению природной среды, и т.д. Основу приоритетов местного налогообложения в РФ должны составлять проблемы рационального природопользования, развития социальной сферы и производства товаров народного потребления, торговли и бытового обслуживания населения. Местным органам власти следует больше заботиться об интересах не только местного бюджета, но и налогоплательщиков (населения), иначе невозможно будет добиться роста налоговой базы и эффективности экономики.

Муниципальный заказ является одним из важных инструментов прямого регулирования муниципальной экономики, средством управления муниципальным хозяйством. Муниципальный заказ обеспечивает приоритетные потребности местного сообщества в товарах (работах, услугах), а также стимулирует платежеспособный спрос, способствуя установлению и поддержанию связей между производителями и потребителями в тех сферах социально-экономической деятельности, где возможности рыночных механизмов саморегуляции объективно ограничены и не отражают реального соотношения между спросом и предложением. Муниципальный заказ формируется с учетом основных задач и функций, конституционно закрепленных за местным самоуправлением. Основные принципы и порядок формирования, финансирования и размещения муниципального заказа устанавливаются законодательством России, субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Муниципальный заказ оформляется договором между муниципалитетом (органами местного самоуправления) и рыночными агентами, предусматривает экономическую ответственность не только исполнителей, но и всех остальных участников: заказчиков, посредников, институтов, финансирующих исполнение заказа.

Финансирование муниципального заказа может осуществляться за счет средств местного бюджета и привлекаемых внебюджетных источников, включая средства заинтересованных частных, в том числе зарубежных, инвесторов. Заказы размещаются и финансируются через механизм муниципальных контрактов, заключаемых на конкурсной основе между заказчиком и подрядчиком (предприятием, организацией, учреждением), или посредством прямого субсидирования определенных видов товаров (работ, услуг).

Различают два основных типа контрактов: контракты фиксированной цены и контракты возмещаемых издержек. Первые предполагают предварительное определение и фиксирование величины издержек исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры, что допускает широкую самостоятельность подрядчика при выполнении заказа. В случае превышения заранее установленной контрактной цены на него ложится и весь финансовый риск. Контракты данного типа получили распространение при размещении заказов на производство и поставку гражданской продукции текущего ассортимента. Контракты второго типа подразумевают оплату и премирование за фактически выполненные работы, что обусловливает необходимость постоянного контроля со стороны заказчика (он же принимает на себя полный или частичный риск, связанный с возможным удорожанием стоимости заказа в процессе се его реализации).

Контракты возмещаемых издержек преобладают при размещении заказов на научно-исследовательские работы (например, при разработке программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования). В соответствии с законодательством России муниципальные контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Муниципальные контракты должны включать в качестве обязательного условия выплату неустойки при нарушении исполнителем условий соглашения. Процедура размещения муниципального заказа оформляется договором между муниципалитетом (органами местного самоуправления) и рыночными агентами, предусматривает экономическую ответственность не только исполнителей, но и всех остальных участников: заказчиков, посредников, институтов, финансирующих исполнение заказа. В России институт муниципального заказа был учрежден Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 33). В соответствии с вышеуказанным Законом органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, по коммунальному обслуживанию населения, по строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, по производству продукции, по оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, а также иных работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств. В настоящее время институт муниципального заказа закреплен и в других федеральных законах. БК РФ в правовой оборот введены такие понятия, как «муниципальный заказ» и «муниципальный контракт» (ст. 72). Муниципальный заказ — это совокупность заключенных муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств местного бюджета. Муниципальный кон тракт — это договор, заключенный органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени муниципального образования с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах местного бюджета. Таким образом, регион является достаточно сложным объектом управления. Его сбалансированное и эффективное развитие в существенной мере определяет эффективность функционирования всей народно-хозяйственной системы. Регулирование регионального развития в прошлом, основными реализующими инструментами которого выступали территориальное планирование и размещение производительных сил, осуществлялось без достаточного учета специфических факторов, определяющих облик и структуру данного региона. Поэтому совершенствование теории и методологии регионального анализа й планирования на современном этапе составляет важное направление улучшения всей системы долгосрочных экономических обоснований и расчетов.

В целях создания системы государственного регулирования регионального развития существует необходимость выработки концепции развития региона, вбирающей в себя учет важнейших факто ров, формирующих региональную экономику. Важным направлением научных исследований в области управления региональным развитием является четкое определение понятий и категорий, которыми оперируют исследователи. В результате расплывчатости применяемых ныне понятий невозможно провести четкую границу между проблемами регионального анализа и прогнозирования обобщающих показателей развития и проблемами внутрирегионального анализа и прогнозирования. В силу этого регулирование регионального развития, основными реализующими инструментами которого выступали территориальное планирование и размещение производительных сил, осуществляется без достаточного учета специфических факторов, определяющих облик и структуру любого региона.

Попытка математизации региональных связей особенно отчетливо показывает недостатки существовавшей концепции, в значительной мере сформировавшей нынешнее экономическое положение. Возрождение России, выход ее экономики из кризиса, интеграция в мировое сообщество не представляются возможными без максимального использования благоприятных и снижения негативных воздействий территориальных факторов, региональных природно-географических, социально-исторических и геополитических условий на социально-экономическое развитие страны. Для достижения экономической и социальной стабилизации и создания условий экономического роста в регионах главной задачей государственных органов власти является осуществление экономических мер инфраструктурного характера. На уровне региона необходимо определить свой набор основных и дополнительных макроэкономических показателей, характеризующих состояние территориальных социально-экономических систем с точки зрения стабильности их функционирования. В комплекс макроэкономических показателей и индикаторов для региональных экономических систем должны входить показатели, характеризующие ВВП и внутренний доход, изменение уровня цен (инфляции), динамику изменения занятости и уровень инвестиционной активности (ставка банковского кредита) и другие стороны финансовой и хозяйственной деятельности регионов. Помимо инициативы низовых ячеек рыночной структуры и государственных органов управления для налаживания эффективной работы регионального хозяйственного комплекса необходимо использовать ресурс горизонтального взаимодействия субъектов экономической деятельности. Это касается как взаимодействия администрации регионов, объединяемых в межрегиональные ассоциации, так и корпоративных связей первичных ячеек воспроизводственной деятельности (домашних хозяйств и предпринимателей), объединяемых в корпорации различного типа. Анализ деятельности действующих межрегиональных ассоциаций как добровольного объединения субъектов управления регионов позволяет отметить в целом весьма эффективный, вполне оправдавший себя механизм экономического взаимодействия территорий, который способствует стабилизации экономики региона, формированию предпосылок экономического роста территорий, улучшению социального положения населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Под регулированием социально-экономического развития в регионе следует понимать специально организуемые системные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования региональных систем, имеющего главным целевым ориентиром улучшение качества и повышение уровня жизни населения.

Государственное регулирование регионального развития распространяется на те сферы деятельности, которые имеют отношение к компетенции государственного уровня управления. К ним относятся: политика природопользования, социальная политика и решение проблем занятости, развитие производственных систем, требующих централизованного управления; ценовая и кредитная политика, разработка правовых основ развития хозяйства, определение налоговой политики и ее дифференциация с учетом стимулирования процесса становления рынка в регионе, определение режима внешнеэкономической деятельности региона. Регулирование территориального развития осуществляется в виде государственной селективной поддержки отдельных регионов.

 Эта поддержка как совокупность специально организуемых действий политического, правового, социального, финансового, экономического и иного характера призвана:

• во-первых, давать стимулы (в том  числе и ресурсные) раз витию  тех территорий, которые по объективным  причинам не могут функционировать  в режиме саморазвития;

• во-вторых, создавать условия для возникновения и функционирования национально значимых потенциальных «то чек роста» (свободных экономических зон, технопарков и т.п.);

• в-третьих, обеспечивать выполнение отдельными территориями общегосударственных функций (содержание на территории объектов и отраслей федерального значения, финансирование закрытых административно-территориальных образований, содержание курортов и т.п.);

• в-четвертых, формировать и поддерживать специфические организационно-правовые режимы на территориях особого  экономического и геополитического значения (например, Калининградская область, Дальневосточный регион).

При этом возникает сложная  задача объективного отбора только тех наиболее нуждающихся в этой поддержке территорий, на которые можно оправданно потратить государственные ресурсы. На региональном уровне речь идет о системном и комплекс ном использовании преимуществ данного региона, о полном использовании всех производственных возможностей, которые предоставлены региону его природно-климатическим, территориальным или природно-ресурсным положением. К основным принципам государственного регулирования региональной экономики с учетом развития форм организации в условиях трансформации относятся следующие: а) дозированное сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования в зависимости от степени адаптации к ним регионов и уровня их депрессивности; б) обоснование и реализация процедур государственного регулирования региональной экономики в режиме особой ответственности. Процедуры распределения ответственности должны закрепляться в специальных нормативных актах или в актах, регламентирующих порядок осуществления каждого решения; в) все решения администрации субъекта Федерации о регулирующих воздействиях на экономику региона должны вписываться в направления его развития, выработанные совместно с федеральными органами власти; г) каждый регион должен иметь ясную и реалистическую программу своего социально-экономического развития с четко обозначенными целями, в первую очередь рассчитанными на собственные ресурсы. Государство воздействует на региональное развитие и размещение производительных сил разнообразными административными и экономическими методами. Административное регулирование осуществляется путем утверждения различных юридических актов, регламентирующих права, функции и обязанности субъектов рыночных отношений, в том числе государственных органов. К этой сфере регулирования относятся также государственные заказы, лимиты, квоты, действия государственных органов по лицензированию, выдаче различных разрешений, согласование с ними различных хозяйственных вопросов самостоятельности субъектами рыночных отношений, установление раз личных отраслевых норм, норм амортизации и др.

Информация о работе Местное самоуправление как путь демократизации экономических связей в стране