Местное самоуправление как путь демократизации экономических связей в стране

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 15:43, контрольная работа

Краткое описание

Местное самоуправление является одной из основ любого демократического строя. Местное самоуправление в России закреплено Конституцией Российской Федерации, где указывается, что единственным источником власти в РФ является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Принятый в 1995 г. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отражает как общие принципы, так и правовые, экономические и финансовые основы организации местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

соц упр регионом.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ 
ГОУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа  
по дисциплине: «Социально- экономическое управление регионом» на тему

«Местное самоуправление как путь демократизации экономических связей в стране»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка  группы: 
 
№441 Коданева А.Л. 
 
Проверил: преподаватель 
Князева Г.А

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар, 2012

Введение

 

 

Местное самоуправление является одной из основ любого демократического строя. Местное самоуправление в России закреплено Конституцией Российской Федерации, где указывается, что единственным источником власти в РФ является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Принятый в 1995 г. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отражает как общие принципы, так и правовые, экономические и финансовые основы организации местного самоуправления. Согласно ст. 2 этого Закона местное самоуправление — это «признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций». Отличительными признаками местного самоуправления в РФ являются наличие выборных органов местного самоуправления, установление границ муниципальных образований, выделение муниципальной собственности и формирование местного бюджета. Законом предусмотрены различные формы осуществления местного самоуправления гражданами РФ: выборы членов представительных органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления; проведение местного референдума, собраний и другие формы прямого волеизъявления граждан; осуществление правотворческой инициативы; обращения в органы местного самоуправления; территориальное общественное самоуправление и т.п. Закон гарантирует всем гражданам РФ одинаковые права на реализацию местного самоуправления и на равный доступ к муниципальной службе. Базовые принципы местного самоуправления зафиксированы Европейской хартией о местном самоуправлении . Хартию подписали правительства большинства стран Европы (в том числе Австрии, Бельгии, Кипра, Дании, Франции, Германии, Греции, Италии, Лихтенштейна, Люксембурга, Португалии, Испании и др.). Россия ратифицировала Европейскую хартию о местном самоуправлении в 1998 г., приняв 11 апреля 1998 г. Федеральный закон № 55 «О ратификации Европейской хартии о местном самоуправлении». В Хартии указывается, что «органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строям и что именно на местном уровне может быть осуществлено право граждан на участие в управлении государственными делами, которое относится к важнейшим демократическим принципам, общим для всех государств — членов Совета Европы».

Существование органов местного самоуправления, которые облечены реальной властью, позволяют обеспечить политическая ситуация; устойчивость национальной валюты; эффективное и одновременно приближенное к гражданам управление. Принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве любой страны и по возможности в ее конституции. Под местным самоуправлением в Хартии понимаются право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

 

 

 

 

 

 

 

 В системе государственного  устройства местное самоуправление в процессе самостоятельного решения вопросов местного значения укрепляет основы народовластия, создает условия для обеспечения жизненных интересов населения, позволяет проводить мероприятия, направленные на социальную защиту людей, и т.п. Сфера компетенции местного самоуправления :

К вопросам местного значения относятся: принятие уставов муниципальных образований, внесение изменений в них, контроль за их соблюдением; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; содержание и эксплуатация муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие учреждений до школьного, основного общего и профессионального образования, учреждений здравоохранения; охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения, канализации; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог; благоустройство территории; создание условий для деятельности учреждений культуры, для развития физической культуры и спорта; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования и т.п.

Органы государственной власти России и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с установленными законами обладают полномочиями в вопросах регулирования местного самоуправления. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относятся:

 • принятие и изменение  федеральных законов об общих  принципах организации местного самоуправления, контроль за их соблюдением;

• обеспечение гарантий осуществления закрепленных Конституцией Российской Федерации и законами РФ обязанностей государства в области местного самоуправления;

• наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями РФ;

• установление государственных минимальных  социальных стандартов;

• регулирование отношений между  федеральным бюджетом и местными бюджетами; • принятие федеральных программ развития местного самоуправления;

• компенсация дополнительных расходов, понесенных в результате решений органов федеральной государственной власти РФ;

• регулирование и защита прав граждан на осуществление местного самоуправления; регулирование и установление ответственности органов местного самоуправления и т.д. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:

• принятие и изменение законов субъектов Федерации о местном самоуправлении;

• регулирование порядка передачи объектов государственной собственности субъектов РФ в муниципальное владение;

• регулирование отношений между  бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами;

• обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

• наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями субъектов РФ с передачей необходимых для их исполнения материальных и финансовых средств;

• обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

• обеспечение государственных минимальных социальных стандартов для населения;

• установление и изменение порядка формирования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, определение и изменение их границ и наименований, установление порядка регистрации уставов муниципальных образований и т.п..

 Местное самоуправление осуществляется на всей территории России в городах, сельских поселениях, в различных административных единицах и землях. Территории муниципальных образований — городов, поселков, районов, сельских округов и т.п. — определяются в соответствии с законами субъектов РФ, а также с учетом исторических и местных традиций. Территорию каждого муниципального образования составляют земли в границах этого образования (вне зависимости от форм собственности и целевого назначения данных земель). Проблемы, возникающие в связи с созданием, объединением, преобразованием или упразднением внутригородских муниципальных административных единиц, а также вопросы, касающиеся их территорий, решаются представительным органом местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований и с учетом мнения населения (а в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — на основании законов субъекта РФ). Местное самоуправление на внутригородских территориях городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется при сохранении единства городского хозяйства согласно уставам и законам данных субъектов РФ. Каждое муниципальное образование имеет устав, в котором определены: границы и состав территории; вопросы, относящиеся к ведению данного муниципального образования; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименование и полномочия выборных и других органов местного самоуправления и их должностных лиц; условия и регламент организации муниципальной службы; экономическая и финансовая основа осуществления деятельности местного самоуправления; порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц и т.п.

Предметы ведения, объекты собственности, источники доходов между муниципальными образованиями разграничиваются законом субъекта РФ, а в отношении внутригородских муниципальных образований — уставом города. Устав разрабатывается каждым муниципальным образованием самостоятельно. При этом он должен соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституциям, уставам и законам субъектов РФ. Принимается такой устав представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением. Все остальные нормативно-правовые акты органов местного самоуправления разрабатываются с учетом положений принятого устава. Экономической основой местного самоуправления являются муниципальная собственность, а также имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления.

 К муниципальной собственности относятся: средства местно го бюджета; имущество органов местного самоуправления; муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации; муниципальные банки, иные финансово-кредитные организации; муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта; другое движимое и недвижимое имущество. Местные финансы формируются за счет средств местного бюджета, государственных и муниципальных ценных бумаг, принадлежащих органам местного самоуправления, а также прочих финансовых ресурсов. Главные принципы организации местных финансов, устанавливающие источники формирования и использования финансовых ресурсов местного самоуправления и основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях (в том числе регламентирующие взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами), а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления определены в Федеральном законе от 25 сентября 1997 г. № 126 «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Формирование и расходование местных финансов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, иными правовыми актами органов местного самоуправления и основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности. В соответствии с уставом муниципального образования права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения либо органами местного самоуправления, либо непосредственно жителями муниципального образования. Каждое муниципальное образование формирует собственный бюджет и в процессе осуществления бюджетного регулирования имеет право на получение средств из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Формирование и исполнение местного бюджета реализуется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

Формирование местных бюджетов проводится по единой методологии с использованием государственных минимальных социальных стандартов и социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти. При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ и некоторыми государственными полномочиями субъектов РФ структурам местного самоуправления должны передаваться также материальные и финансовые ресурсы, необходимые для реализации этих полномочий. Глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов согласно федеральным законам, законам субъектов РФ, уставам муниципальных образований. Органы местного самоуправления могут в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для проведения хозяйственной деятельности. Они вправе также осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Кроме того, эти органы могут, используя собственные материальные и финансовые ресурсы, выступать заказчиком на выполнение определенных работ (в том числе по благоустройству территории муниципального образования, по коммунальному обслуживанию населения, по строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, по изготовлению продукции и предоставлению услуг и т.п.). При возникновении проблем, решение которых не входит в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на территории данного образования, но не являющимися муниципальной собственностью, строятся на основе заключаемых договоров. Органы местного самоуправления не могут ограничивать хозяйственную деятельность этих предприятий, организаций, учреждений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ), но могут координировать их участие в комплексном социально-экономическом раз витии территории. Местные бюджеты — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Принципы составления, утверждения, исполнения местных бюджетов и источники их формирования определены в Бюджетном кодексе РФ, а также в Налоговом кодексе РФ и в Федеральном законе от 25 сентября 1997 г. № 126 «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

Проект местного бюджета составляется непосредственно финансовыми органами муниципальных образований на основе прогнозов социально-экономического развития территории, сводных финансовых балансов и других документов, формы которых установлены действующим законодательством. Для обслуживания местного бюджета и управления его средствами местные органы власти в соответствии с уставом конкретного муниципального образования и законодательством РФ вправе создавать муниципальные казначейства и (или) другие финансовые органы. Основными характеристиками местного бюджета являются общие объемы доходов и расходов бюджета и их дефицит. Доходы местного бюджета формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В доход местного бюджета поступают также доходы от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, которые им подчиняются. Кроме того, в местный бюджет поступают ассигнования для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления для реализации федеральных и региональных законов, и ряд других неналоговых доходов в порядке и по нормативам, которые определены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления. Однако практика показывает несоответствие полномочий органов местного самоуправления имеющимся у них финансовым ресурсам, примером чего является ситуация с передачей объектов ведомственной социально-культурной сферы на балансы органов местного самоуправления без соответствующих финансовых и материальных средств. Расходы местного бюджета можно условно подразделить на следующие четыре основные группы: финансирование развития городской инфраструктуры, финансирование текущего содержания учреждений социальной сферы, дотации, социальная защищенность жителей. К первой группе следует отнести финансирование развития городской инфраструктуры, строительства жилья и объектов коммунально-бытового назначения, капвложения в промышленность местного подчинения и городское хозяйство. Удельный вес данной группы затрат в их общем объеме в последнее время снижается (по крайней мере, частично). Это происходит по мере акционирования и приватизации отраслей муниципального хозяйства (в результате чего развитие этих отраслей финансируется главным образом за счет собственников). Вторая группа включает финансирование текущего содержания учреждений социальной сферы: здравоохранения, образования, социального обеспечения, частично культуры и спорта. Сюда же относятся затраты на экологию. Основные расходы на эти цели обеспечиваются именно за счет местного бюджета.

Информация о работе Местное самоуправление как путь демократизации экономических связей в стране