Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 13:54, контрольная работа
Одной из главных тенденций в развитии современного государства является постоянное совершенствование системы государственного управления вообще и государственной службы — в частности. Такая работа ведется во многих странах и охватывает самые различные сферы государства: от коренного реформирования политической системы до изменения принципов стимулирования государственных служащих. Это объективная необходимость, связанная с потребностью адаптации государственной службы к быстро меняющемуся обществу, в котором происходят изменения в материальной и духовной жизни.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Пермский национальный исследовательский
политехнический университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Институциональная экономика»
тема «Механизмы стимулирования высших менеджеров российского института государственной службы»
Выполнил студент
Гуманитарного факультета
Заочного отделения
Направление: Управление финансами
Профиль: Логистика
Павлов Максим Алексеевич
Проверил преподаватель:
Климова Елена Калисатаровна
Пермь 2012
Введение
Одной из главных тенденций в развитии современного государства является постоянное совершенствование системы государственного управления вообще и государственной службы — в частности. Такая работа ведется во многих странах и охватывает самые различные сферы государства: от коренного реформирования политической системы до изменения принципов стимулирования государственных служащих. Это объективная необходимость, связанная с потребностью адаптации государственной службы к быстро меняющемуся обществу, в котором происходят изменения в материальной и духовной жизни.
Под реформой государственной службы настоящей статьи я понимаю изменения, характеризующиеся возникновением более совершенных отношений в системе государственной службы и более эффективного ее взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, что стимулирует создание уровня и качества жизни народа, соответствующего современным международным стандартам.
В России проблема реформирования государственной службы стала настолько актуальной, что без ее решения невозможно продвижение вперед по большинству направлений финансово-экономической и социальной политики. Однако наблюдается чрезмерное увлечение высших органов государственной власти России организационной стороной дела. Реформирование сводится в основном к изменению организационной структуры и перераспределению обязанностей между различными государственными органами. Но неизменными остаются принципы кадровой политики и кадровой работы, на которых функционирует государственная служба. И самое главное – результаты изменений в системе государственной службы не оцениваются с точки зрения удовлетворения потребностей и интересов большинства народа. Как справедливо отмечает Я. Кузьминов, надо идти по пути значительного сокращения безмерно раздутых штатов министерств и ведомств [1]. Это вполне правильный подход, поскольку раздутые штаты министерств и ведомств задают дополнительную бумажную работу аппарату органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Но при этом сокращение численности государственных служащих должно сопровождаться ясным указанием на то, где и как будет использован этот государственный потенциал. Например, он мог бы быть использован для развития промышленности и сельского хозяйства России. Особое значение имеет реформа одного из ключевых видов государственной службы — гражданской
службы. Очевидно, что аппарат гражданской службы должен быть не очень большим по численности, но в нем должны работать высококвалифицированные кадры, обладающие необходимыми профессиональными знаниями, деловыми и морально-нравственными качествами, способные к постоянному обучению и творческому развитию. В этой связи от высших органов государственной власти России требуется продуманная кадровая политика, позволяющая раскрыть и задействовать потенциал аппарата гражданской службы, ориентировать его на постоянное повышение качества и эффективности предлагаемых услуг, а также на развитие новых идей и подходов к решению возникающих в государстве и обществе проблем. Россия затянула реформу государственной службы. По большому счету реформа государственной службы России должна была предшествовать реформам в политике и экономике или как минимум идти параллельно с ними. Ведь реформа государственного аппарата — это абсолютно необходимое условие построения эффективного механизма государственной власти.
Идущую в развитых странах модернизацию государственной службы можно свести к следующим основным направлениям:
1) анализ и институционализация политической роли бюрократии и механизмов ограничения ее корпоративных интересов;
2) поиск оптимального
соотношения политических и
3) уменьшение роли вертикальной административной иерархии, развитие функциональных органов, горизонтальных структур;
4) децентрализация, удешевление, сокращение администрации;
5) ограничение роли традиционной
административной «лестницы
6) «менеджеризация» и «маркетизация» значительной части государственной службы;
7) максимально возможная открытость, «отзывчивость» бюрократии на потребности и ожидания граждан;
8) значительное повышение
внимания к культурным и
Необходимость реформирования отечественной государственной службы обуславливается в первую очередь теми недостатками, которые ей присущи сегодня:
1. Незаинтересованность
государственных чиновников
2. Кадровая «чехарда»
в отношении значительной
3. Отсутствие персональной
ответственности руководителей
государственных органов за
4. Сочетание высокого
уровня коррумпированности
• «реформистский», то есть рационализация деятельности государственного аппарата (введение Петром I «Табели о рангах» в России, реформа Томаса Джеферсона в США, переэкзаменовка всей прежней имперской бюрократии в послевоенной Японии);
• большевистский», то есть либо прямое насилие над государственным аппаратом, либо поддержка страха перед его применением (СССР, нынешний Китай);
• «коррупционный», то есть покупка лояльности бюрократии в самых разнообразных формах (большинство стран Латинской Америки, многие азиатские страны).
В постсоветской России был избран третий вариант переделки государственного аппарата, когда государственная власть обменивалась на собственность. Это явление описал Е. Гайдар в своей книге «Государство и революция». В процессе реформирования государственного аппарата постсоветской России можно выделить четыре этапа: 1991 — 1992 гг., 1995 — 1997 гг., 2001 — 2008 гг., 2009 г. — настоящее время. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в постсоветской России длительное время не существовало официальной концепции реформы государственной службы. В этой связи С. Ковалев, в начале 90-х годов XX в. часто и близко наблюдавший Б. Н. Ельцина, утверждает, что первый президент России совершенно сознательно отказался от реформы государственного аппарата. С. Ковалев считает, что Б. Н. Ельцин, сложившийся как политик и управленец внутри советской партийно-бюрократической структуры, был заинтересован в сохранении принципов советской номенклатуры: хорошо владея закулисными методами управления, номенклатурной интригой, он боялся, что при изменении правил игры мог потерять властный контроль.[4] Правда, в научной литературе в ельцинский период отечественного государства было высказано немало рациональных предложений об основных направлениях реформирования государственной службы. Так, по мнению К. С. Бельского, концепция реформы государственной службы должна предусматривать решение следующих задач:
1) Учреждение специализированной
структуры на федеральном
реформирование государственной службы на всей территории России и во всех трех ветвях власти;
2) Разработку пакета нормативно-
реализации;
3) Законодательное закрепление
основных принципов построения
и функционирования
4) Обеспечение социального
контроля над служащими
Официально основные цели и задачи реформирования системы государственной службы Российской Федерации были сформулированы в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной распоряжением президента Российской Федерации в августе 2001 г.
19 ноября 2002 года Указом
президента Российской
В процессе реформирования государственной службы сформирована государственная служба как вид государственной службы, выстроена система федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, закреплены принципы взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы, начато преобразование военной службы, разработаны предложения по формированию правовых основ правоохранительной службы.
Важным этапом реформирования государственной службы стало принятие в 2003 году Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», в 2004 году — Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В 2007 году принят Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации». В целях реализации федеральных законов о государственной службе были изданы нормативные правовые акты президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации. В ходе реформы государственной службы России был введен конкурсный отбор на вакантные должности государственной гражданской службы и конкретизированы квалификационные требования к государственным гражданским служащим, обеспечивается участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе. В то же время ряд направлений реформирования государственной службы России остался нереализованным, в том числе положения Концепции и Программы о формировании системы управления государственной службой. Поэтому президент России Д. А. Медведев издал Указ № 261 от 10 марта 2009 года «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 —2013 годы)». Целью программы провозглашено создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.