Механизмы стимулирования высших менеджеров российского института государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 13:54, контрольная работа

Краткое описание

Одной из главных тенденций в развитии современного государства является постоянное совершенствование системы государственного управления вообще и государственной службы — в частности. Такая работа ведется во многих странах и охватывает самые различные сферы государства: от коренного реформирования политической системы до изменения принципов стимулирования государственных служащих. Это объективная необходимость, связанная с потребностью адаптации государственной службы к быстро меняющемуся обществу, в котором происходят изменения в материальной и духовной жизни.

Файлы: 1 файл

Институциональная Эк..docx

— 34.63 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Пермский национальный исследовательский

политехнический университет

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Институциональная экономика»

тема «Механизмы стимулирования высших менеджеров российского института государственной службы»

 

Выполнил студент

Гуманитарного факультета

Заочного отделения

Направление: Управление финансами

Профиль: Логистика

Павлов Максим Алексеевич

Проверил преподаватель:

Климова Елена Калисатаровна

 

Пермь 2012

 

Введение

Одной из главных тенденций в развитии современного государства является постоянное совершенствование системы государственного управления вообще и государственной службы — в частности. Такая работа ведется во многих странах и охватывает самые различные сферы государства: от коренного реформирования политической системы до изменения принципов стимулирования государственных служащих. Это объективная необходимость, связанная с потребностью адаптации государственной службы к быстро меняющемуся обществу, в котором происходят изменения в материальной и духовной жизни.

Под реформой государственной службы настоящей статьи я понимаю изменения, характеризующиеся возникновением более совершенных отношений в системе государственной службы и более эффективного ее взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, что стимулирует создание уровня и качества жизни народа, соответствующего современным международным стандартам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В России проблема реформирования государственной службы стала настолько актуальной, что без ее решения невозможно продвижение вперед по большинству направлений финансово-экономической и социальной политики. Однако наблюдается чрезмерное увлечение высших органов государственной власти России организационной стороной дела. Реформирование сводится в основном к изменению организационной структуры и перераспределению обязанностей между различными государственными органами. Но неизменными остаются принципы кадровой политики и кадровой работы, на которых функционирует государственная служба. И самое главное – результаты изменений в системе государственной службы не оцениваются с точки зрения удовлетворения потребностей и интересов большинства народа. Как справедливо отмечает Я. Кузьминов, надо идти по пути значительного сокращения безмерно раздутых штатов министерств и ведомств [1]. Это вполне правильный подход, поскольку раздутые штаты министерств и ведомств задают дополнительную бумажную работу аппарату органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Но при этом сокращение численности государственных служащих должно сопровождаться ясным указанием на то, где и как будет использован этот государственный потенциал. Например, он мог бы быть использован для развития промышленности и сельского хозяйства России. Особое значение имеет реформа одного из ключевых видов государственной службы — гражданской

службы. Очевидно, что аппарат гражданской службы должен быть не очень большим по численности, но в нем должны работать высококвалифицированные кадры, обладающие необходимыми профессиональными знаниями, деловыми и морально-нравственными качествами, способные к постоянному обучению и творческому развитию. В этой связи от высших органов государственной власти России требуется продуманная кадровая политика, позволяющая раскрыть и задействовать потенциал аппарата гражданской службы, ориентировать его на постоянное повышение качества и эффективности предлагаемых услуг, а также на развитие новых идей и подходов к решению возникающих в государстве и обществе проблем. Россия затянула реформу государственной службы. По большому счету реформа государственной службы России должна была предшествовать реформам в политике и экономике или как минимум идти параллельно с ними. Ведь реформа государственного аппарата — это абсолютно необходимое условие построения эффективного механизма государственной власти.

Идущую в развитых странах модернизацию государственной службы можно свести к следующим основным направлениям:

1) анализ и институционализация  политической роли бюрократии  и механизмов ограничения ее корпоративных интересов;

2) поиск оптимального  соотношения политических и профессиональных  начал в администрации;

3) уменьшение роли вертикальной  административной иерархии, развитие  функциональных органов, горизонтальных структур;

4) децентрализация, удешевление, сокращение администрации;

5) ограничение роли традиционной  административной «лестницы чинов»;

6) «менеджеризация» и «маркетизация» значительной части государственной службы;

7) максимально возможная  открытость, «отзывчивость» бюрократии  на потребности и ожидания  граждан;

8) значительное повышение  внимания к культурным и морально-этическим  аспектам государственной службы.

Необходимость реформирования отечественной государственной службы обуславливается в первую очередь теми недостатками, которые ей присущи сегодня:

1. Незаинтересованность  государственных чиновников всех  рангов в реализации интересов  общества и государства, подмена этих интересов личными и групповыми. Сращивание части государственного аппарата с отдельными коммерческими структурами, прямое делегирование последними своих представителей в органы законодательной и исполнительной власти.

2. Кадровая «чехарда»  в отношении значительной части  лиц, занимающих государственные  должности Российской Федерации, а также должностей высшей группы государственных служащих лишает руководителей возможности выстраивать перспективу и стратегию развития возглавляемых ими государственных органов, порождает обстановку «рвачества» и целые группы «чиновников-временщиков».

3. Отсутствие персональной  ответственности руководителей  государственных органов за результаты деятельности, в том числе и касающиеся кадровой политики, порождает распространенность системы коллегиальных решений, поиск «стрелочников» на уровне простых исполнителей. Институт критики руководителей государственных органов со стороны средств массовой информации полностью девальвирован в силу изменения самой природы отношения населения и общества к СМИ и отсутствия какой-либо обратной связи между критикой и конкретными последствиями.

4. Сочетание высокого  уровня коррумпированности государственных  служащих с их социальной незащищенностью и должностным бесправием. Уровень официального денежного содержания, как правило, противоречит реальным стандартам потребления чиновников, порождает обстановку лжи, двоемыслия. Наблюдается снижение профессионализма и культурного уровня государственных служащих. Устранение отмеченных, а также многих других недостатков функционирования системы государственной службы Российской Федерации требует проявления постоянной политической воли руководства страны к достижению нового качества кадровой составляющей государственного управления. Для достижения этой цели требуется реализация комплекса политических законодательных, организационных, экономических и идеологических мер, демократизация кадровой политики и кадровой работы, обеспечение открытости процесса принятия государственных решений, коренное изменение системы подготовки и переподготовки управленческих кадров. В реформировании отечественной государственной службы наблюдаются две основные тенденции. Одна тенденция состоит в определенном продвижении по пути демократической модернизации государственной службы с учетом мирового опыта. Другая тенденция связана со стремлением государственной службы к оформлению себя как изолированной от общества бюрократической корпорации. Подобное противоречие не является исключением из общего правила. И в зарубежных странах сегодня наблюдается столкновение выше обозначенных тенденций. Существует два основных подхода к разработке стратегии реформы государственной службы, хотя грань между ними во многом условна и часто они дополняют друг друга. Первый (практически реализуемый сейчас в России) – идти по пути постепенного устранения имеющихся недостатков, решения тактических задач в отдельных секторах государственной службы, совершенствуя функции и методы; второй – разработать стратегию развития государственной службы, ориентируясь на будущие потребности общества и государства, решая долгосрочные задачи и добиваясь выполнения стратегических задач. В последнем случае анализ современных тенденций в развитии государства и общества, обобщение практики реформирования государственной службы в развитых странах. В сложившейся ситуации на повестку дня выходит разработка такой стратегии модернизации государственной службы, которая позволит вывести ее по основным параметрам и результатам деятельности на уровень большинства развитых стран. В процессе реформирования государственной службы России необходимы новаторский и творческий подход, для того чтобы справиться с теми трудными проблемами, которые накопились в государстве. Метод постепенного наращивания успехов в существующей ситуации является не только бесполезным, но и контрпродуктивным. Правда, проблема заключается в том, что до сих пор на государственной службе России эти качества не поощряются. На взгляд некоторых специалистов, новаторство на государственной службе можно стимулировать путем включения в кадровый состав высшего эшелона государственной службы как профессиональных чиновников, прошедших все ступени, начиная с низовой, так и тех, кто ранее не работал в государственных органах, а принят со стороны, успешно пройдя открытый конкурс. Истории известны три основных способа переделки государственного аппарата:

• «реформистский», то есть рационализация деятельности государственного аппарата (введение Петром I «Табели о рангах» в России, реформа Томаса Джеферсона в США, переэкзаменовка всей прежней имперской бюрократии в послевоенной Японии);

• большевистский», то есть либо прямое насилие над государственным аппаратом, либо поддержка страха перед его применением (СССР, нынешний Китай);

• «коррупционный», то есть покупка лояльности бюрократии в самых разнообразных формах (большинство стран Латинской Америки, многие азиатские страны).

В постсоветской России был избран третий вариант переделки государственного аппарата, когда государственная власть обменивалась на собственность. Это явление описал Е. Гайдар в своей книге «Государство и революция». В процессе реформирования государственного аппарата постсоветской России можно выделить четыре этапа: 1991 — 1992 гг., 1995 — 1997 гг., 2001 — 2008 гг., 2009 г. — настоящее время. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в постсоветской России длительное время не существовало официальной концепции реформы государственной службы. В этой связи С. Ковалев, в начале 90-х годов XX в. часто и близко наблюдавший Б. Н. Ельцина, утверждает, что первый президент России совершенно сознательно отказался от реформы государственного аппарата. С. Ковалев считает, что Б. Н. Ельцин, сложившийся как политик и управленец внутри советской партийно-бюрократической структуры, был заинтересован в сохранении принципов советской номенклатуры: хорошо владея закулисными методами управления, номенклатурной интригой, он боялся, что при изменении правил игры мог потерять властный контроль.[4] Правда, в научной литературе в ельцинский период отечественного государства было высказано немало рациональных предложений об основных направлениях реформирования государственной службы. Так, по мнению К. С. Бельского, концепция реформы государственной службы должна предусматривать решение следующих задач:

1) Учреждение специализированной  структуры на федеральном уровне, которая могла бы отвечать  за

реформирование государственной службы на всей территории России и во всех трех ветвях власти;

2) Разработку пакета нормативно-правовых  актов о государственной службе  и определение этапов их

реализации;

3) Законодательное закрепление  основных принципов построения  и функционирования государственной службы и особенно принципа рангирования должностей;

4) Обеспечение социального  контроля над служащими государственного  аппарата в целях предупреждения административного произвола и нарушения прав граждан. [5]

Официально основные цели и задачи реформирования системы государственной службы Российской Федерации были сформулированы в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной распоряжением президента Российской Федерации в августе 2001 г.

19 ноября 2002 года Указом  президента Российской Федерации  была утверждена федеральная  программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 — 2005 годы)». В связи с тем, что многие положения этой программы оказались невыполненными, был принят Указ президента Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. №1437 «О продлении срока реализации федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 — 2005 годы)» на 2006 — 2007 годы». В соответствии с концепцией и программой были созданы основы единой системы государственной службы, заложены правовые, организационные и экономические принципы ее функционирования.

В процессе реформирования государственной службы сформирована государственная служба как вид государственной службы, выстроена система федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, закреплены принципы взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы, начато преобразование военной службы, разработаны предложения по формированию правовых основ правоохранительной службы.

Важным этапом реформирования государственной службы стало принятие в 2003 году Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», в 2004 году — Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В 2007 году принят Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации». В целях реализации федеральных законов о государственной службе были изданы нормативные правовые акты президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации. В ходе реформы государственной службы России был введен конкурсный отбор на вакантные должности государственной гражданской службы и конкретизированы квалификационные требования к государственным гражданским служащим, обеспечивается участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе. В то же время ряд направлений реформирования государственной службы России остался нереализованным, в том числе положения Концепции и Программы о формировании системы управления государственной службой. Поэтому президент России Д. А. Медведев издал Указ № 261 от 10 марта 2009 года «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 —2013 годы)». Целью программы провозглашено создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.

Информация о работе Механизмы стимулирования высших менеджеров российского института государственной службы