Механизм регулирования ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:43, лекция

Краткое описание

Органы государственного и негосударственного регулирования, управления ВЭД.
Виды и формы общения с иностранным контрагентом.
Мировой рынок рабочей силы.

Файлы: 1 файл

ВЭД контра ВО.docx

— 30.96 Кб (Скачать)

Всего же в мире организаций  подобного рода насчитывается более  сорока и весьма важным условием успешного  управления государственными и частными внешнеторговыми предприятиями  является участие российских представителей бизнеса в работе как можно  большего числа этих международных  организаций.

 

 

  1. Органы и агенты валютного контроля.

Валютный контроль - деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

 Валютный контроль  в Российской Федерации осуществляется  Правительством Российской Федерации,  органами валютного контроля  и агентами валютного контроля.

 Законодатель называет  два органа валютного контроля: Центральный банк Российской  Федерации и Правительство РФ.

 Агентами валютного  контроля являются уполномоченные  банки, подотчетные Центральному  банку Российской Федерации, а  также подотчетные Государственному  таможенному комитету РФ таможенные  органы.

Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

 Правительство Российской  Федерации обеспечивает разграничение  функций и взаимодействие федеральных  органов исполнительной власти  в области валютного контроля, а также их взаимодействие  с Центральным банком Российской  Федерации. 

Основными направлениями  валютного контроля являются:

- определение соответствия  проводимых валютных операций  действующему законодательству  и наличия необходимых для  них лицензий и разрешений;

- проверка выполнения  резидентами обязательств в иностранной  валюте перед государством, а  также обязательств по продаже  иностранной валюты на внутреннем  валютном рынке РФ;

- проверка обоснованности  платежей в иностранной валюте;

- проверка полноты и  объективности учета и отчетности  по валютным операциям, а также  по операциям нерезидентов в  валюте РФ.

 

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции:

- издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

- осуществляют контроль  за проводимыми в Российской  Федерации резидентами и нерезидентами  валютными операциями, за соответствием  этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими  актов органов валютного контроля;

- проводят проверки валютных  операций резидентов и нерезидентов  в Российской Федерации. 

 

Кроме того, главные территориальные  управления Банка России:

- проверяют наличие у  предприятий, реализующих гражданам  товары (работы, услуги) за иностранную  валюту, соответствующего разрешения  Банка России и в случае  его отсутствия приостанавливают  операции по счетам;

- направляют заявления  об осуществлении юридическим  лицом деятельности без надлежащего  разрешения (лицензии) в различные  государственные органы;

- принимают иные меры.

 

Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

 

 

3. Основные нормы валютного законодательства и валютные ограничения.

Основой валютного законодательства России является Закон РФ от 9.10.92 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (Закон). Кроме того, подтверждено действие на территории Российской Федерации Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР (далее - Основные положение), утвержденных письмом Госбанка СССР от 24.05.91 г. № 352, в части, не противоречащей Закону, которые должны применяться с учетом последующих изменений и дополнений. В рамках действующего валютного законодательства принят ряд нормативных документов по конкретным вопросам валютного регулирования. Законодательные и нормативные документы в области валютного регулирования устанавливают правила совершения операций в иностранной валюте как между российскими юридическими лицами (резидентами) и иностранными фирмами (нерезидентами), так и между российскими предприятиями на территории Российской Федерации, определяют формы и методы контроля за внешнеэкономической деятельностью, а также меры ответственности за нарушение валютного законодательства.

 Необходимо иметь в  виду, что в соответствии с  Законом (статья 1, пункт 7) валютными  являются любые операции с  валютными ценностями, а именно:

- операции, связанные с  переходом права собственности  и иных прав на валютные  ценности;

- ввоз и пересылка валютных  ценностей в Российскую Федерацию,  а также их вывоз и пересылка  из Российской Федерации; 

- осуществление международных  денежных переводов. 

 

 Пунктом 4 статьи 1 Закона  определен состав валютных ценностей:  иностранная валюта, ценные бумаги  в иностранной валюте (платежные  документы - чеки, векселя, аккредитивы  и др., фондовые ценности - акции,  облигации, другие долговые обязательства), а также драгоценные металлы и природные драгоценные камни, кроме ювелирных, бытовых изделий и лома.

 Операции, связанные с  использованием в качестве средства  платежа иностранной валюты и  платежных документов в иностранной  валюте, в соответствии со статьей  1 Закона также относятся к  валютным операциям. Рассмотрим, какие нормы и правила должны  соблюдаться при совершении валютных  операций российскими предприятиями.  Поскольку основную часть таких  операций составляют операции  по экспорту и импорту продукции  (работ, услуг), остановимся прежде всего на тех нормах валютного законодательства, которые необходимо соблюдать при совершении расчетных операций между резидентами и нерезидентами.

1. В соответствии с Основными  положениями (раздел II, пункт 1) расчеты  между юридическими лицами-резидентами  и юридическими лицами-нерезидентами  могут осуществляться как в  свободно конвертируемой валюте, так и в рублях. Порядок расчетов  устанавливается Центральным банком  РФ, если иное не предусмотрено  международными договорами с  участием России. В тех случаях,  когда нерезиденты приобретают  товары и услуги у резидентов  на территории Российской Федерации  без вывоза за пределы ее  таможенной территории, расчеты  между ними также производятся  или в свободно конвертируемой  валюте, или в рублях. Это вытекает  из Основных положений о регулировании  валютных операций на территории  СССР. Такой порядок расчетов  определен и письмом Главного  управления валютного регулирования  и валютного контроля ЦБ РФ  от 19.01.95 г. № 12-1с-1/7278.

2. При проведении расчетов  с нерезидентами в иностранной  валюте следует помнить о том,  что в соответствии с Законом  все валютные операции делятся  на текущие, которые могут совершаться  без ограничений (но в рамках  действующего законодательства), и  валютные операции, связанные с  движением капитала, на проведение  которых требуется специальное  разрешение Центрального банка  РФ. Перечень текущих валютных  операций и операций, связанных  с движением капитала, приведен  соответственно в пунктах 9 и  10 статьи 1 Закона.

3. Нарушением валютного  законодательства Российской Федерации  является проведение расчетов  с нерезидентами за поставку  на экспорт продукции (работ,  услуг) в сроки, превышающие  180 дней, без разрешения Центрального  банка РФ. При этом следует  иметь в виду, что отсчет 180 дней  согласно пункту 2 (подпункт «б»)  раздела II Основных положений  начинается от даты отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к перевозке). Датой же отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к перевозке) считается дата транспортного документа, т.е. указанная на транспортном документе, или на штемпеле, удостоверяющем принятие к перевозке, или дата отметки о погрузке на борт в зависимости от того, какая из них более поздняя. В случае выдачи нескольких транспортных документов (от разных дат и/или из разных портов отгрузки) при отгрузке товара на одном и том же судне и одним рейсом датой отгрузки считается дата последнего транспортного документа. Если срок платежа за экспортируемые товары не превышает 180 дней от даты отгрузки, то такая операция согласно пункту 9 статьи 1 Закона является текущей. Если же срок оплаты превышает 180 дней, то операция по проведению расчета в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Закона является валютной операцией, связанной с движением капитала, и соответственно требует специального разрешения Центрального банка РФ. По работам и услугам отсчет 180 дней начинается от даты их фактического оказания, т.е. от даты сдачи-приемки. В соответствии с пунктом 2 раздела II Основных положений это правило распространяется также на экспортные поставки по консигнационным соглашениям (подпункт «в»), на бартерные, товарообменные и компенсационные сделки (подпункт «г»), при которых 180 дней определяются как срок встречной поставки товара от даты его отгрузки контрагентом, а также на реэкспортные сделки (подпункт «г»), при которых 180 дней нужно отсчитывать от даты оплаты резидентом товара, подлежащего последующему реэкспорту. Если за экспортируемые товары, работы и услуги в контракте предусмотрены авансовые платежи, то в соответствии с Положением об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций (от 24.04.96 г. № 39), утвержденным приказом Центрального банка РФ от 24.04.96 г. № 02-94 они могут зачисляться резидентом на свой валютный счет в уполномоченном банке Российской Федерации независимо от срока, прошедшего с даты их зачисления до таможенного оформления экспортируемого товара, приема нерезидентом выполненных работ и оказанных услуг, без специального разрешения Банка России (т.е. срок от даты зачисления до даты таможенного оформления экспортного товара или до даты сдачи-приемки работ и услуг может превышать 180 дней). Такой же принцип действует и при импорте товаров, в том числе по договорам консигнации: если срок оплаты превышает 180 дней от даты отгрузки либо поставка производится более чем через 180 дней с даты оплаты, то это операции, связанные с движением капитала, и соответственно на их проведение требуется разрешение Банка России. Однако, в соответствии с пунктом 3 упомянутого Положения без разрешения ЦБ РФ резиденты (индивидуальные предприниматели и юридические лица) могут переводить иностранную валюту из Российской Федерации, а также на валютный счет нерезидента в уполномоченном банке Российской Федерации в счет оплаты за импортируемые товары после их ввоза в Российскую Федерацию (таможенного оформления) независимо от срока, прошедшего с момента ввоза (таможенного оформления) до даты платежа. При импорте работ или услуг перевод в счет их оплаты может производиться независимо от срока, прошедшего с даты их приема резидентом до даты платежа. Если контрактом на импорт товаров, работ, услуг предусмотрен авансовый платеж, то импортируемые товары, работы и услуги должны быть переданы резиденту в срок, не превышающий 180 дней с даты платежа. Следует иметь в виду, что за разрешением на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, нужно обращаться заблаговременно. В Инструкции ЦБ РФ № 19 и ГТК России № 01-20/10283 от 12.10.93 г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» указано, что в случае, если по контракту предусматривается превышение срока поступления экспортной выручки - 180 календарных дней с даты таможенного оформления экспортного товара и, таким образом, имеет место операция, связанная с движением капитала, экспортер должен получить лицензию Центрального банка РФ на совершение валютной операции до подписания контракта. Это логично, поскольку обязательства партнеров возникают с момента подписания контракта. Поэтому при оказании услуг, выполнении работ разрешение на операцию, платеж по которой превышает 180 дней от даты сдачи-приемки, должно быть получено до подписания контракта. Если же просроченная дебиторская задолженность образовалась в процессе исполнения контракта по вине иностранного партнера, то в соответствии с пунктом 6.10 указанной совместной Инструкции ЦБ РФ и ГТК России и пунктом 5 протокола «О взаимодействии МВЭС РФ и Центрального банка Российской Федерации при осуществлении экспортного и валютного контроля» от 22.07.94 г. экспортеру следует обратиться в МВЭС России для получения письменного подтверждения обоснованности задержки получения валютной выручки от экспорта, которая произошла по обстоятельствам, не зависящим от экспортера. При этом он должен принять меры к погашению задолженности и предъявить рекламацию. В таких случаях Банком России не выдаются разрешения на совершение операций, связанных с движением капитала.


Информация о работе Механизм регулирования ВЭД