Всего же в мире организаций
подобного рода насчитывается более
сорока и весьма важным условием успешного
управления государственными и частными
внешнеторговыми предприятиями
является участие российских представителей
бизнеса в работе как можно
большего числа этих международных
организаций.
- Органы и агенты валютного контроля.
Валютный контроль - деятельность
государства, направленная на обеспечение
валютного законодательства при осуществлении
валютных операций.
Валютный контроль
в Российской Федерации осуществляется
Правительством Российской Федерации,
органами валютного контроля
и агентами валютного контроля.
Законодатель называет
два органа валютного контроля:
Центральный банк Российской
Федерации и Правительство РФ.
Агентами валютного
контроля являются уполномоченные
банки, подотчетные Центральному
банку Российской Федерации, а
также подотчетные Государственному
таможенному комитету РФ таможенные
органы.
Контроль за совершением
валютных операций кредитными организациями
и валютными биржами осуществляет Центральный
банк Российской Федерации.
Правительство Российской
Федерации обеспечивает разграничение
функций и взаимодействие федеральных
органов исполнительной власти
в области валютного контроля,
а также их взаимодействие
с Центральным банком Российской
Федерации.
Основными направлениями
валютного контроля являются:
- определение соответствия
проводимых валютных операций
действующему законодательству
и наличия необходимых для
них лицензий и разрешений;
- проверка выполнения
резидентами обязательств в иностранной
валюте перед государством, а
также обязательств по продаже
иностранной валюты на внутреннем
валютном рынке РФ;
- проверка обоснованности
платежей в иностранной валюте;
- проверка полноты и
объективности учета и отчетности
по валютным операциям, а также
по операциям нерезидентов в
валюте РФ.
Органы валютного контроля
в пределах своей компетенции:
- издают нормативные акты,
обязательные к исполнению всеми резидентами
и нерезидентами в Российской Федерации.
- осуществляют контроль
за проводимыми в Российской
Федерации резидентами и нерезидентами
валютными операциями, за соответствием
этих операций законодательству,
условиям лицензий и разрешений,
а также за соблюдением ими
актов органов валютного контроля;
- проводят проверки валютных
операций резидентов и нерезидентов
в Российской Федерации.
Кроме того, главные территориальные
управления Банка России:
- проверяют наличие у
предприятий, реализующих гражданам
товары (работы, услуги) за иностранную
валюту, соответствующего разрешения
Банка России и в случае
его отсутствия приостанавливают
операции по счетам;
- направляют заявления
об осуществлении юридическим
лицом деятельности без надлежащего
разрешения (лицензии) в различные
государственные органы;
- принимают иные меры.
Таможенные органы Российской
Федерации осуществляют валютный контроль
за перемещением лицами через таможенную
границу Российской Федерации, за исключением
периметров свободных таможенных зон
и свободных складов, валюты Российской
Федерации, ценных бумаг в валюте Российской
Федерации, валютных ценностей, а также
за валютными операциями, связанными с
перемещением через указанную границу
товаров и транспортных средств.
3. Основные нормы валютного законодательства
и валютные ограничения.
Основой валютного законодательства
России является Закон РФ от 9.10.92 г. № 3615-1
«О валютном регулировании и валютном
контроле» (Закон). Кроме того, подтверждено
действие на территории Российской Федерации
Основных положений о регулировании валютных
операций на территории СССР (далее - Основные
положение), утвержденных письмом Госбанка
СССР от 24.05.91 г. № 352, в части, не противоречащей
Закону, которые должны применяться с
учетом последующих изменений и дополнений.
В рамках действующего валютного законодательства
принят ряд нормативных документов по
конкретным вопросам валютного регулирования.
Законодательные и нормативные документы
в области валютного регулирования устанавливают
правила совершения операций в иностранной
валюте как между российскими юридическими
лицами (резидентами) и иностранными фирмами
(нерезидентами), так и между российскими
предприятиями на территории Российской
Федерации, определяют формы и методы
контроля за внешнеэкономической деятельностью,
а также меры ответственности за нарушение
валютного законодательства.
Необходимо иметь в
виду, что в соответствии с
Законом (статья 1, пункт 7) валютными
являются любые операции с
валютными ценностями, а именно:
- операции, связанные с
переходом права собственности
и иных прав на валютные
ценности;
- ввоз и пересылка валютных
ценностей в Российскую Федерацию,
а также их вывоз и пересылка
из Российской Федерации;
- осуществление международных
денежных переводов.
Пунктом 4 статьи 1 Закона
определен состав валютных ценностей:
иностранная валюта, ценные бумаги
в иностранной валюте (платежные
документы - чеки, векселя, аккредитивы
и др., фондовые ценности - акции,
облигации, другие долговые обязательства),
а также драгоценные металлы и природные
драгоценные камни, кроме ювелирных, бытовых
изделий и лома.
Операции, связанные с
использованием в качестве средства
платежа иностранной валюты и
платежных документов в иностранной
валюте, в соответствии со статьей
1 Закона также относятся к
валютным операциям. Рассмотрим,
какие нормы и правила должны
соблюдаться при совершении валютных
операций российскими предприятиями.
Поскольку основную часть таких
операций составляют операции
по экспорту и импорту продукции
(работ, услуг), остановимся прежде всего
на тех нормах валютного законодательства,
которые необходимо соблюдать при совершении
расчетных операций между резидентами
и нерезидентами.
1. В соответствии с Основными
положениями (раздел II, пункт 1) расчеты
между юридическими лицами-резидентами
и юридическими лицами-нерезидентами
могут осуществляться как в
свободно конвертируемой валюте,
так и в рублях. Порядок расчетов
устанавливается Центральным банком
РФ, если иное не предусмотрено
международными договорами с
участием России. В тех случаях,
когда нерезиденты приобретают
товары и услуги у резидентов
на территории Российской Федерации
без вывоза за пределы ее
таможенной территории, расчеты
между ними также производятся
или в свободно конвертируемой
валюте, или в рублях. Это вытекает
из Основных положений о регулировании
валютных операций на территории
СССР. Такой порядок расчетов
определен и письмом Главного
управления валютного регулирования
и валютного контроля ЦБ РФ
от 19.01.95 г. № 12-1с-1/7278.
2. При проведении расчетов
с нерезидентами в иностранной
валюте следует помнить о том,
что в соответствии с Законом
все валютные операции делятся
на текущие, которые могут совершаться
без ограничений (но в рамках
действующего законодательства), и
валютные операции, связанные с
движением капитала, на проведение
которых требуется специальное
разрешение Центрального банка
РФ. Перечень текущих валютных
операций и операций, связанных
с движением капитала, приведен
соответственно в пунктах 9 и
10 статьи 1 Закона.
3. Нарушением валютного
законодательства Российской Федерации
является проведение расчетов
с нерезидентами за поставку
на экспорт продукции (работ,
услуг) в сроки, превышающие
180 дней, без разрешения Центрального
банка РФ. При этом следует
иметь в виду, что отсчет 180 дней
согласно пункту 2 (подпункт «б»)
раздела II Основных положений
начинается от даты отгрузки (погрузки
на борт, отправки или принятия к перевозке).
Датой же отгрузки (погрузки на борт, отправки
или принятия к перевозке) считается дата
транспортного документа, т.е. указанная
на транспортном документе, или на штемпеле,
удостоверяющем принятие к перевозке,
или дата отметки о погрузке на борт в
зависимости от того, какая из них более
поздняя. В случае выдачи нескольких транспортных
документов (от разных дат и/или из разных
портов отгрузки) при отгрузке товара
на одном и том же судне и одним рейсом
датой отгрузки считается дата последнего
транспортного документа. Если срок платежа
за экспортируемые товары не превышает
180 дней от даты отгрузки, то такая операция
согласно пункту 9 статьи 1 Закона является
текущей. Если же срок оплаты превышает
180 дней, то операция по проведению расчета
в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Закона
является валютной операцией, связанной
с движением капитала, и соответственно
требует специального разрешения Центрального
банка РФ. По работам и услугам отсчет
180 дней начинается от даты их фактического
оказания, т.е. от даты сдачи-приемки. В
соответствии с пунктом 2 раздела II Основных
положений это правило распространяется
также на экспортные поставки по консигнационным
соглашениям (подпункт «в»), на бартерные,
товарообменные и компенсационные сделки
(подпункт «г»), при которых 180 дней определяются
как срок встречной поставки товара от
даты его отгрузки контрагентом, а также
на реэкспортные сделки (подпункт «г»),
при которых 180 дней нужно отсчитывать
от даты оплаты резидентом товара, подлежащего
последующему реэкспорту. Если за экспортируемые
товары, работы и услуги в контракте предусмотрены
авансовые платежи, то в соответствии
с Положением об изменении порядка проведения
в Российской Федерации некоторых видов
валютных операций (от 24.04.96 г. № 39), утвержденным
приказом Центрального банка РФ от 24.04.96
г. № 02-94 они могут зачисляться резидентом
на свой валютный счет в уполномоченном
банке Российской Федерации независимо
от срока, прошедшего с даты их зачисления
до таможенного оформления экспортируемого
товара, приема нерезидентом выполненных
работ и оказанных услуг, без специального
разрешения Банка России (т.е. срок от даты
зачисления до даты таможенного оформления
экспортного товара или до даты сдачи-приемки
работ и услуг может превышать 180 дней).
Такой же принцип действует и при импорте
товаров, в том числе по договорам консигнации:
если срок оплаты превышает 180 дней от
даты отгрузки либо поставка производится
более чем через 180 дней с даты оплаты,
то это операции, связанные с движением
капитала, и соответственно на их проведение
требуется разрешение Банка России. Однако,
в соответствии с пунктом 3 упомянутого
Положения без разрешения ЦБ РФ резиденты
(индивидуальные предприниматели и юридические
лица) могут переводить иностранную валюту
из Российской Федерации, а также на валютный
счет нерезидента в уполномоченном банке
Российской Федерации в счет оплаты за
импортируемые товары после их ввоза в
Российскую Федерацию (таможенного оформления)
независимо от срока, прошедшего с момента
ввоза (таможенного оформления) до даты
платежа. При импорте работ или услуг перевод
в счет их оплаты может производиться
независимо от срока, прошедшего с даты
их приема резидентом до даты платежа.
Если контрактом на импорт товаров, работ,
услуг предусмотрен авансовый платеж,
то импортируемые товары, работы и услуги
должны быть переданы резиденту в срок,
не превышающий 180 дней с даты платежа.
Следует иметь в виду, что за разрешением
на проведение валютных операций, связанных
с движением капитала, нужно обращаться
заблаговременно. В Инструкции ЦБ РФ №
19 и ГТК России № 01-20/10283 от 12.10.93 г. «О порядке
осуществления валютного контроля за
поступлением в Российскую Федерацию
валютной выручки от экспорта товаров»
указано, что в случае, если по контракту
предусматривается превышение срока поступления
экспортной выручки - 180 календарных дней
с даты таможенного оформления экспортного
товара и, таким образом, имеет место операция,
связанная с движением капитала, экспортер
должен получить лицензию Центрального
банка РФ на совершение валютной операции
до подписания контракта. Это логично,
поскольку обязательства партнеров возникают
с момента подписания контракта. Поэтому
при оказании услуг, выполнении работ
разрешение на операцию, платеж по которой
превышает 180 дней от даты сдачи-приемки,
должно быть получено до подписания контракта.
Если же просроченная дебиторская задолженность
образовалась в процессе исполнения контракта
по вине иностранного партнера, то в соответствии
с пунктом 6.10 указанной совместной Инструкции
ЦБ РФ и ГТК России и пунктом 5 протокола
«О взаимодействии МВЭС РФ и Центрального
банка Российской Федерации при осуществлении
экспортного и валютного контроля» от
22.07.94 г. экспортеру следует обратиться
в МВЭС России для получения письменного
подтверждения обоснованности задержки
получения валютной выручки от экспорта,
которая произошла по обстоятельствам,
не зависящим от экспортера. При этом он
должен принять меры к погашению задолженности
и предъявить рекламацию. В таких случаях
Банком России не выдаются разрешения
на совершение операций, связанных с движением
капитала.