Механизм реализации экономической региональной политики в Республике Башкортостан

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 20:42, контрольная работа

Краткое описание

Региональная политика – система мер, направленных на регулирование развития регионов ради достижения заданных целей. Ее сутью является частичное перераспределение ресурсов между регионами в целях сглаживания территориальных различий и на этой основе оптимизации территориальной структуры общества.
Основными элементами региональной политики являются следующие.
1. Налоговая политика – определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности.
2. Бюджетная политика – механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами.
3. Ценовая политика – государственное регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования.
4. Инвестиционная политика – мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.
5. Структурная политика – система мер по поддержке и реструктуризации предприятий.
6. Институциональная политика – реорганизация отношений собственности, управление государственной собственностью в регионах, взаимодействие с негосударственным сектором.
7. Социальная политика – определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Общая характеристика Республика Башкортостан и региональной политики в республики…………………………………….….....5
2.Реализация региональной политики Башкортостана ………………..8
3. Основные показатели развития республики в 2009 году….………...12
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы …………………………………………..19

Файлы: 1 файл

основы прогнозирования-контрольная работа.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

     За  счет всех источников финансирования построено 17,2 тыс. квартир общей  площадью - 1471,5 тыс.кв.метров (104,6% к 2008г.), в т.ч. предприятиями и организациями - 569,6 тыс.кв.м (101,1%). Ввод жилья в расчете на 1000 человек населения составил 361 кв. м против 345 кв. м в 2008г. Около 60% жилья построено в городской местности и более 40% - в сельской. По абсолютному вводу в действие жилья республика занимает 2-е место в Приволжском федеральном округе.

     В социально-культурной сфере введены: общеобразовательные учреждения на 2,5 тыс.ученических мест, в их числе  школы в г. Уфе на 576 ученических  мест, в Белорецком районе на 264, Чекмагушевском районе на 704 ученических места; дошкольные образовательные учреждения на 52 места; амбулаторно-поликлинические и больничные учреждения на 135 посещений и 282 койки [4. C. 16].

     Введены в действие коммунальные сети водопровода  протяженностью 41,8 км, канализации - 3,0, теплоснабжения - 7,1 км и газовые сети - 786,5 км. Строительство газовых сетей ведется в основном в сельской местности (82% от общего ввода).

     Сельхозпроизводителями  республики в 2009г. произведено продукции  на 5,3% больше, чем в 2008г. Большая часть продукции получена в хозяйствах населения (61,8%), доля общественного сектора составила 34,8%, крестьянских хозяйств - 3,4%.

     Продолжился процесс дальнейших преобразований аграрного сектора. К началу 2004г. в республике функционировало 1028 крупных и средних сельхозпредприятий, из них 96% реформировано. Увеличилось количество малых предприятий, фермерских хозяйств. Зарегистрировано 4652 крестьянских (фермерских) хозяйства, за ними закреплено 580,6 тыс. га земли.

     Грузооборот всех видов транспорта по оценке составил 185,9 млрд. тонно-километров (108,8% к 2008г.). Рост транспортной работы в республике обеспечен увеличением объемов в основных грузообразующих отраслях: трубопроводном, железнодорожном и автомобильном.

     На  автомобильном транспорте по-прежнему преобладающая часть объема перевозок грузов приходится на крупные и средние автопредприятия. Вместе с тем ежегодно растут перевозки, выполняемые предпринимателями - владельцами грузовых автомобилей. Особенно заметна их роль в междугородном и международном сообщении.

     Уровень обеспеченности населения легковыми  автомобилями вырос по сравнению  с 2008г. на 7%. По обеспеченности легковыми  автомобилями по Приволжскому федеральному округу республика занимает 3-е место.

     Высокими  темпами идет развитие услуг связи, предоставляемых как традиционными, так и новыми операторами связи. По оценке, в 2009г. общий объем услуг связи, оказанных всеми предприятиями связи республики (включая коммерческие структуры), возрос в 1,4 раза и составил 5,8 млрд. руб., в т.ч. Населению - 3,3 млрд. руб.

     По  объему внешней торговли республика сохранила свои позиции, ее доля в  российском внешнеторговом обороте  составила 1,7%.

     По  результатам года внешнеторговый оборот по данным Башкортостанской таможни  и таможен других регионов России (без учета реорганизованной торговли) оценивается в 3 млрд. долларов США (рост к уровню 2008г. на 12-14%). Внешнеэкономическая деятельность характеризовалась положительной динамикой экспорта и снижением объемов импорта шаров. Преобладающую часть внешнеторгового оборота составляет экспорт 12008г. - 87%, в 2009г. - 90%).

     Несмотря  на сокращение объемов импорта, внутренний рынок республики наводнен импортной  продукцией. Причина тому ввоз в  республику товаров импортного происхождения  из близлежащих регионов России, и в большей степени из Москвы.

     Численность экономически активного населения  в среднем за год составила 2 млн. человек, из них 1,8 млн. человек (92%) были заняты в экономике. Среднесписочная  численность работающих на предприятиях и в организациях (с досчетом до полного круга организаций) составила около 1,4 млн. человек и уменьшилась за год на 2,5%.

     При снижении численности занятых в  производственной сфере возрастает численность занятых в отраслях социальной сферы, рыночной инфраструктуры, в обслуживании населения. Увеличивается доля занятых индивидуальным трудом или по найму у отдельных граждан в частном секторе, производством продукции и услуг в домашнем хозяйстве для реализации (включая личное подсобное сельское хозяйство).

     На  начало 2004г. в органах службы занятости в качестве безработных зарегистрированы 27,2тыс. человек, что на 20% ниже, чем в начале 2009г.

     Одним из основных показателей, характеризующих  уровень жизни населения, являются денежные доходы. По предварительным  данным реальные располагаемые денежные доходы населения (за вычетом обязательных платежей, с учетом индекса инфляции) в январе-ноябре 2009г. увеличились на 16,8%.

     Деятельность  и усилия государственных органов  Республики Башкортостан на современном  этапе должны быть направлены:

  • на совершенствование форм экономической и социально-политической деятельности в республике, обеспечение ее динамичного развития как демократического государства с развитой экономикой; дальнейшее социально-экономическое и государственно-правовое развитие Башкортостана на основе углубления федерализма в составе Российской Федерации;
  • на обеспечение комплексного социально-экономического развития республики и ее регионов; на ликвидацию сложившихся территориальных меж- и внутриотраслевых диспропорций, сокращение различий и постепенное выравнивание уровней социально-экономического развития регионов; на обеспечение ускоренного развития отстающих и депрессивных городов и районов;
  • на осуществление комплекса мер по выводу экономики республики из кризиса, обеспечение нормального функционирования ее хозяйственного комплекса; развитие качественных изменений в ведущих отраслях промышленности как предпосылки для подъема производства и устойчивого экономического роста;

     на  развитие межрегиональных и внутриреспубликанских экономических связей и отношений, взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества и других форм взаимодействия с регионами России, государствами ближнего и дальнего зарубежья и т.д. Основной задачей в аграрной сфере экономики Республики Башкортостан является создание условий для устойчивого роста отраслей АПК, достижения продовольственного самообеспечения республики по основным продуктам питания. Необходимо ускорить внедрение в агропромышленное производство Башкортостана новейших достижений научно-технического прогресса, в том импорт передовых агробиотехнологий; сокращение сложившихся ранее глубоких различий в уровне социально-экономического развития сельского хозяйства регионов республики путем поэтапного создания условий для укрепления в них собственной производственно-экономической базы развития отраслей АПК, роста мобилизации внутренних резервов повышения эффективности производства. Следует разработать приоритетные направления развития агропромышленного комплекса в регионах Республики Башкортостан, определить основные параметры развития его отраслей на основе использования возможностей диверсификации производства и демонополизации местных товарных рынков за счет собственного производства, сочетания крупных, средних и малых предприятий и производств, увеличения доли конкурентоспособной продукции продовольственного комплекса. В условиях нарастания финансового кризиса в Республике Башкортостан актуальными становятся проблемы расширения сети малых предприятий на селе, создания в составе агроформирований цехов небольшой мощности по переработке сельскохозяйственной продукции на местах ее производства, по выпуску строительных материалов, товаров производственно-технического назначения и народного потребления из местных сырьевых ресурсов, по оказанию населению услуг через сети малого бизнеса. Необходимо расширить накопленный в республике опыт реконструкции имеющихся мощностей ремонтно-обслуживающих предприятий на выпуск конкурентоспособных несложных машин и оборудования для села [5. C. 5]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Региональная  политика - очень важная составляющая практически любой политики как  на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как  о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства.

    Федеральный центр в России должен выступать  не только как управляющий и перераспределяющий финансовые ресурсы орган Федерации, но скорее как координирующий отношения между регионами и являющийся гарантом сохранения единого экономико-социально-политико-правового пространства. Регионы же не должны ограничиваться только своими сугубо региональными проблемами, но должны играть активную роль в политической и экономической жизни всего государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  использованной литературы 

  1. Экономика Башкортостана / Под ред.А.Х. Барлыбаева. Уфа.: Изд. Башкркирск. Ун-та, 2008, 552 с.
  2. Введение в рыночную экономику / Под ред. А.Я.Лившица, И.Н. Никулиной. – М.: Высшая школа, 2008. – 265 с.
  3. Катаев В.Д. Региональная экономика. – Спб.: Питер, 2009. – 154 с.
  4. Валиев А. Социально – экономическая политика Республики Башкортостан (1997 – 2009 гг.). – Уфа: Китап, 2009. – 275 с.
  5. Гимаев И. Социальная сфера республики Башкортостан – приоритетное направление государственной политики // Экономика и управление – 2007 - № 6 – с. 8 – 14

Информация о работе Механизм реализации экономической региональной политики в Республике Башкортостан