Материальная база образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:40, контрольная работа

Краткое описание

Имущество образовательного учреждения делится на две части: находящееся в собственности учередителя и являющееся собственностью самого учреждения. Учредитель закрепляет за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности объекты права собственности. Это могут быть земельные участки, здания, сооружения, имущество, оборудование и другое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения. Эти объекты могут находиться в собственности учредителя или могут быть взяты им в аренду у третьего лица. Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в постоянное (бессрочное) бесплатное пользование, что предусмотрено Законом об образовании и воспроизведено в ст. 20 Земельного кодекса РФ. Передача имущества образовательному учреждению фиксируется в договоре, заключаемом с учредителем, к которому прилагается передаточный акт

Оглавление

1. Право собственности образовательного учреждения.
2. Содержание зданий и сооружений.
3. Оснащение и оборудование.
4. Развитие материальной базы.
5. Соответствие современным научно-техническим, педагогическим, санитарно-техническим требованиям.

Файлы: 1 файл

контрольная экономика.docx

— 36.70 Кб (Скачать)

- комплексное оснащение учебного  процесса и оборудование учебных  помещений;

- учебно-методическое обеспечение  учебного процесса;

- материально-техническое оснащение  учебного процесса;

- информационное обеспечение учебного  процесса.

4. При комплектации материально-технической  базы общеобразовательных учреждений  необходимо руководствоваться следующими  принципами:

- соответствие и достаточность  оборудования требованиям образовательного  минимума и содержания  заявленных образовательных программ по учебным предметам;

-  максимальный коэффициент использования оборудования (многофункциональность, трансформируемость, компактность и т.п.);

- эффективное решение задач  комплексного использования материально-технических  средств обучения, перехода от  репродуктивных форм учебной  деятельности к самостоятельности,  поисково-исследовательским видам  работы, переноса акцента на аналитический  компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры  обучающихся.

- возможность использования оборудования  для внеклассной работы;

- оптимальное соотношение параметров  «цена- качество»

5. Организация оборудования учебных  помещений осуществляется в соответствии  с п.5 Санитарно-эпидемиологических  требований к условиям и организации  обучения в общеобразовательных  учреждениях» (2.4.2.2821-10).

 

4. Развитие материальной  базы.

Задача оснащения  учебных заведений и пути ее решения 
 
В условиях перехода образовательных учреждений на самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность перед руководителями органов управления образованием и образовательных учреждений стоит нелегкая задача: как при постоянной нехватке бюджетных средств, выделяемых на оснащение учебных заведений, обеспечить выполнение современных требований, предъявляемых к учебному процессу.

Пути решения 
 
Рациональное и эффективное использование бюджетных средств путем грамотного планирования, принятия оптимального решения на основе обоснованных критериев выбора и получения максимального результата при минимальных вложениях. 
Привлечение внебюджетных средств, используя новые экономические возможности, открывающиеся перед образовательным учреждением в современных условиях рыночных отношений. 
Развитая материально-техническая база дает возможность организовать дополнительные образовательные услуги, учебно-производственную деятельность, проводить культурные, спортивно-оздоровительные мероприятия и т.д.

Поэтапное планирование развития материально-технической  базы 
 
Основные этапы работы по планированию оснащения образовательного учреждения: 
1. Проведение анализа материально-технической базы учреждения и выявление потребностей в приобретении учебного оборудования в соответствии с профилем, спецификой и учебными программами, реализуемыми конкретным образовательным учреждением. 
2. Изучение нормативных документов:

- ГОСТы и нормативы  для образовательных учреждений; 
- типовые перечни учебного оборудования и наглядных пособий для каждого типа образовательных учреждений; 
- санитарно-гигиенические нормы, правила техники безопасности; 
- рекомендации по оснащению различных видов помещений и т.п.

3. Изучение возможностей  и предложений рынка учебного  оборудования, мебели, технических  средств обучения, спортинвентаря, технологического оборудования  и т.д. 
4. Определение планируемых объемов бюджетного финансирования и возможностей по привлечению внебюджетных средств. 
5. Составление плана развития материально-технического оснащения образовательного учреждения на основе государственно ориентированных подходов на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Особенности муниципальных  и региональных программ развития 
 
Отметим, что подходы и технология планирования развития материально-технической базы для руководителей любого уровня образования, в т.ч. муниципального и регионального, аналогичны. 
Однако если идет работа по планированию муниципальных и региональных программ в части материально-технического обеспечения, то на этом уровне следует начинать с выработки приоритетов развития, стратегии и тактики по модернизации материально-технической базы. При этом возникает необходимость обязательного согласования программ развития материально-технической базы муниципального уровня с соответствующими программами образовательных учреждений и соответственно – региональных с муниципальными.

Создание единого  информационного поля 
 
Для успешной работы в этом направлении и принятия оптимальных решений необходимо иметь полную и достоверную информацию по решаемой проблеме. Это в значительной мере позволит избежать таких негативных явлений, как посредничество, неоправданное завышение цен, поставка некачественной продукции, нарушение договорных обязательств. Такой информации катастрофически не хватает. 
Решить проблему оснащения образовательных учреждений невозможно без: создания единого информационного поля по вопросам развития и совершенствования материально-технической базы системы образования; предоставления информации о новых современных подходах к этой проблеме. 
В настоящее время Министерством образования РФ уделяется большое внимание модернизации материально-технической базы системы образования. Выделяются немалые бюджетные средства из Федеральной программы развития образования на разработку нового современного учебного оборудования, на создание федеральных экспериментальных площадок, на материально-техническое обеспечение подведомственных образовательных учреждений.

Социальное партнерство 
 
Принимая во внимание вышеизложенное, становится очевидным, что вопросы развития системы материально-технического обеспечения российского образования можно решить лишь за счет объединения усилий и возможностей, а также организации эффективного сотрудничества между государственными, общественными и бизнес-структурами общества. Сфера материально-технического обеспечения является именно той областью, в которой без взаимодействия между заинтересованными участниками – субъектами рынка образования, без организации социального партнерства не обойтись. 
Разработка проектов социально-экономического партнерства в сфере материально-технического обеспечения и опыт практической работы по реализации такого типа проектов проводятся Министерством образования, региональными органами управления образованием, Некоммерческим фондом поддержки образования и обеспечивающей его промышленности “Единство”, РНПО “Росучприбор” и другими заинтересованными организациями.

Рынок учебной  продукции 
 
В своей работе руководители образовательных учреждений должны использовать рекомендованные специалистами критерии оценки и выбора качественной продукции, а не броские рекламные предложения, а также информацию о тенденциях в проектировании оснащения образовательных учреждений у нас в стране и за рубежом. 
Также нужно владеть информацией о новых разработках в области учебной техники, обеспечивающих использование новых методик обучения. 
Помогут руководителям и практический опыт реализации региональных и муниципальных программ по развитию материально-технической базы, а также примеры оснащения лучших образовательных учреждений России и федеральных экспериментальных площадок.

Содержание работы по модернизации материально-технической  базы 
 
- Работа по оснащению образовательных учреждений включает:

- компьютеризацию образовательных  учреждений и внедрение информационных  технологий; 
- рекомендации по обеспечению сельских школ; 
- оснащение дошкольных образовательных учреждений с учетом специфики этих учреждений и необходимости организации работ по преемственности детский сад – школа, создания предметно-развивающей среды с использованием современных обучающих технологий и дидактических материалов; 
- оснащение образовательных учреждений в системе специального образования: детские дома, интернаты, медико-психолого-социальные центры, а также специализированные учреждения по категории обучающихся (слабовидящие, слабослышащие, с нарушением опорно-двигательного аппарата), опыту создания системы российских лекотек и т.д.; 
- обеспечение развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, а также внедрение здоровье сберегающих технологий; 
- научную организацию труда преподавателей и руководителей образовательных учреждений, новые разработки, позволяющие сделать труд учителя и учебный процесс более эффективными; 
- инновационные подходы в сфере развития начального профессионального образования, в т.ч. опыт создания центров современных профессий и технологий, знакомство с современным специализированным учебным оборудованием (лаборатории: бытовой и компьютеризированной техники, “Мехатроника”, автомобильной техники и т.д.).

 

 

5. Соответствие  современным научно-техническим,  педагогическим, санитарно-техническим  требованиям.

Требования к материально-техническому оснащению образовательного  процесса включают создание условий, обеспечивающих возможность: 
- создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением, осуществление информационного взаимодействия в локальных и глобальных сетях и др.); 
- получения информации различными способами (поиск информации в локальных и глобальных информационно-телекоммуникационных сетях, работа в библиотеке и др.); 
- проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения; 
- наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определения местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений; 
- создания материальных объектов, в том числе произведений искусства; 
- обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов; 
- проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью; 
- исполнения, сочинения (аранжировки) музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий (для образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; для профильных образовательных учреждений); 
- размещения, систематизирования и хранения (накапливания) учебных материалов и работ обучающихся, воспитанников и педагогических работников (в том числе создание резервных копий); 
проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; 
организации отдыха, досуга и питания обучающихся и воспитанников, а также работников образовательного учреждения. 

Требования к информационному  обеспечению учебного процесса включают возможность в электронной форме: 
- управлять учебным процессом; 
- создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации; 
- формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма; 
- создавать, обрабатывать и редактировать звук; 
- создавать, обрабатывать и редактировать растровые, векторные и видеоизображения; 
-индивидуально и коллективно (многопользовательский режим) создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами; 
- работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности; 
- визуализировать исторические данные (создавать ленты времени и др.); 
- размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы учебного процесса (в том числе работы обучающихся и педагогических работников, используемые участниками учебного процесса информационные ресурсы); 
- проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования; 
- проводить различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой) аттестации; 
- осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; 
- осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями.

 
Современное школьное образование  развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных  компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает  усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования  педагога как условия его активной адаптации к новым моделям  деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач.

Учитель сегодня не может  быть пассивным слушателем, принимающим  на веру любой предлагаемый ему материал: образовательные программы, учебные  планы, формы занятий и т. п. В  связи с этим, деятельность методических структур образовательного учреждения на современном этапе должна быть ориентирована на личность, развитие ее творчества,

Процесс информатизации образования  предъявляет высокие требования не только к содержанию образования  школьников, но и к профессиональным качествам преподавателей, методистов, администрации учебных заведений  в области применения информационных компьютерных технологий в своей  профессиональной деятельности. Одним  из важнейших аспектов является информатизация управления образованием в школе, в  том числе и совершенствование  механизмов управления системой повышения  квалификации педагогического коллектива на основе использования автоматизированного  банка данных, включающего научно-педагогическую информацию, учебно-методические, инструктивные, нормативные, программно-технические  и другие материалы в условиях использования средств телекоммуникации. Управление научно-методической и учебно-методической работой школы на базе информационных технологий существенно изменяет традиционную технологию информационного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, руководителями учебного заведения, а также техническим и обслуживающим  школу персоналом.

Это позволяет автоматизировать процессы информационно-методического  обеспечения, активизировать профессиональное взаимодействие педагогов. Несмотря на очевидную эффективность такого способа управления методической работой, он мало распространен в сфере  образования.

Организация оборудования учебных  помещений осуществляется в соответствии с п.5 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации  обучения в общеобразовательных  учреждениях» (2.4.2.2821-10

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10

I. Общие положения  и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические  правила и нормативы (далее  - санитарные правила) направлены  на охрану здоровья обучающихся  при осуществлении деятельности  по их обучению и воспитанию  в общеобразовательных учреждениях.

Информация о работе Материальная база образования