Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:43, курсовая работа
В данной курсовой работе будет рассмотрен малый бизнес как отдельный сектор рыночной экономики. В последнее время проблема малого бизнеса как никогда актуальна не только в нашей стране, но и в экономически более развитых странах. Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции. Поэтому развитие малого бизнеса является важной задачей государства.
Американское
правительство принимает ряд
мер для поддержки малого
Таким образом,
сегодня именно благодаря
Знакомство с зарубежным опытом, позволяет нам сравнить роль малого бизнеса в данных странах с отечественным опытом и понять, почему мы пока не можем приблизиться по экономическим показателям к развитой экономике.
Данная глава является неотъемлемой частью моей работы, поскольку путём сравнения роли малого бизнеса в рыночных экономиках западных стран и в нашей страны, можно выделить основные моменты во влиянии малого предпринимательства на экономический прогресс страны. Сразу хотелось бы отметить то, что экономика Республики Беларусь является экономикой переходного типа. Это означает, что рыночная экономика в нашей стране не совершенна, и, следовательно, развитие малого бизнеса имеет свои особенности.
Становление малого
бизнеса в Республике Беларусь
происходило в достаточно
Малое предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста.
В соответствии с действующим законодательством, малое предпринимательство в республике существует в двух формах: юридические лица (малые предприятия) и предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).
При отнесении
предприятий к разряду малых
в Республике Беларусь
К малым относятся предприятия со среднесписочной
численностью работников:
в промышленности и на транспорте
– до 100 человек;
в сельском хозяйстве и научно-производственной
сфере – до 60 человек;
в строительстве и оптовой торговле –
до 50 человек;
в других отраслях производственной сферы,
общественном питании, бытовом обслуживании
населения и розничной торговле – до 30
человек;
в других отраслях непроизводственной
сферы – до 25 человек [10, с. 22].
Удельный вес валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого предпринимательства в 2006 году, составил 8,8% (в 2005 году – 8,1%) от общего объема ВВП. Субъектами малого предпринимательства произведено 8,1% (в 2005 году – 7,6%) от общего объема выпуска товаров и услуг; 7,5% (в 2005 году – 7,0%) от общего объема производства продукции (работ, услуг промышленного характера); 10,2% (в 2005 году – 10,1%) от общего объема розничного товарооборота, включая общественное питание; 23,9% (в 2005 году – 21,3%) от общего объема внешнеторгового оборота. Доля малого предпринимательства в общем объеме выручки от реализации товаров, продукции, работ и услуг по народному хозяйству за 2006 год составила 22,8% (в 2005 году – 21,2%) [11].
Рассмотрим динамику изменения числа занятых по формам собственности (см. табл. 6, приложение 9). Как видно, динамика изменения не значительна, что свидетельствует о незначительном развитии частного сектора и, как следствие, малой заинтересованности рабочих в результатах своего труда.
Количество малых предприятий всех форм собственности на конец 2007 года составило 51240 предприятий, по сравнению с 2006 годом их число увеличилось на 13580 предприятий.
Динамика изменения количества малых предприятий за 2001-2006 гг. представлена на рисунке 4 (см рис. 4, приложение 10).
Также
хотелось бы представить
Как отмечалось ранее, малый бизнес в республике существует в двух формах малые предприятия и индивидуальные предприниматели.
По данным Министерства по налогам и
сборам Республики Беларусь, количество
индивидуальных предпринимателей, состоящих
на учете в налоговых органах, на 01.01.2007
составило 191815, из них количество плательщиков
единого налога - 112961. За 2006 год количество
индивидуальных предпринимателей увеличилось
на 13866 человек (8%), количество плательщиков
единого налога – на 5210 человек (5%). [11]
Однако, последние действия нашего правительства в отношении ИП оказало отрицательный эффект. Введение нового закона, по которому ИП имеет право нанимать только родственников, значительно сократило долю ИП в экономике РБ. Некоторые из них сумели перерегистрироваться, но часть все же покинула бизнес. Это сказалось не только на потребителях, которые долгое время не могли воспользоваться услугами ИП, но и на экономике в целом, так как налоговые поступления в экономику снизились.
Важная роль
малых предприятий в экономике-
Численность работников на малых предприятиях в 2006 году составила 478988 человек, что на 22808 человек или 5% больше, чем в 2005 году.
Всего в сфере
малого бизнеса (с учетом индив
Рассмотрим деятельность малых предприятий разной формы собственности (см. табл. 7, приложение 13). Как видно, на конец 2007 года выручка малых предприятий государственной формы собственности составила1465468 млн.руб., в то же время, себестоимость произведенной продукции составила 733349 млн.руб. Аналогичные показатели для частной собственности составили 37768313 млн.руб. и 12145977 млн.руб. В этом случае показатель рентабельности малых предприятий государственной формы собственности на конец 2007 года равен 1,99, а частной формы собственности 3,1. Это свидетельствует о том, что частная форма собственности на самом деле больше мотивирует людей и именно в частные предприятия быстрее приходят инновации.
Рассмотрим динамику заработной платы по малым предприятиям разной формы собственности (рис. 7, приложение 14). Как видно, по официальным данным на конец 2007 года заработная плата на государственных малых предприятиях превышает этот показательно частных предприятиях. Однако, этому есть логичное объяснение, которое связано с налоговым бременем на малый бизнес. В РБ налог на фонд заработной платы составляет 39,6%, что толкает малый бизнес в сферу «серых зарплат», что, в свою очередь, отражается на ВВП страны и, надо сказать, не в положительную сторону.
Перейдем от статистической информации к проблемам ведения малого бизнеса на территории РБ.
Общеизвестно, что на легкость ведения бизнеса в стране влияет множества факторов таких как, например, легкость открытия бизнеса, получение кредита, уплата налогов, закрытие бизнеса и др. По данным всемирного банка данных, Беларусь занимает 85 место (см. табл.8, приложение 15). Основная проблема Беларуси – налоговая система. Как видно, РБ занимает последнее место по качеству налоговой системы( см. табл.9, приложение 16). Общее количество времени, затрачиваемое на подсчет и уплату всех налогов (а их на территории РБ 112 штук), составляет 1188 часов, что составляет 148,5 полных рабочих дня. Более того, если посчитать сумму налогов, которые должно уплатить предприятие, чтобы все было абсолютно «чисто» и легально, то сумма уплаченных налогов превышает выручку предприятия на17,5%. Закономерно, что такая налоговая система отпугивает не только граждан страны, но и частных инвесторов. Которые не спешат вкладывать деньги в развитие бизнеса в РБ, так как большая часть вложенных средств все равно попадает в казну республики, а не возвращается предприятию.
Рассмотрим общее положение бизнеса в Беларуси, то есть деловой климат (см. табл. 9, приложение 16). Как видно из таблицы, положение Беларуси в рейтингах практически по всем показателям хуже, чем в Польше и даже в России.
Как было заявлено правительством, в РБ начинается процесс либерализации экономики, однако, заявления, сделанные позже, ставят под сомнение это намерение. Только начал затихать скандал, вызванный жесткими мерами ценового регулирования импорта, как минэкономики представило новый одиозный законопроект – «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности».
Предлагается, в частности, за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения, таможенного регулирования и порядка управления увеличить штрафы с 1000 до 2000 базовых величин для предприятий и до 1000 БВ для ИП. Во многих случаях планируется наказывать формальные нарушения, не причинившие экономического ущерба государству. Известно, что руководитель малого предприятия в сфере торговли получает в среднем 10 штрафов в год, размеры которых варьируются от 10 до 50 БВ. Не понятно, как малые предприятия будут выплачивать штрафы. Когда они станут еще больше [8, c. 17-18].
Подведем итоги анализа состояния малого бизнеса в Республике Беларусь.
Развитие малого бизнеса затруднено высокими налогами, штрафами и бюрократией. Для эффективного развития страны малый бизнес необходим, поэтому для улучшения делового климата в РБ правительству следует либерализировать экономику, снижая налоговое бремя и штрафные санкции, налагаемые на малые предприятия.
Возможно, имело бы смысле введение штрафных санкций, не привязанных к БВ, а зависящих от заработной платы должностного лица, совершившего правонарушение. В этом случае появится большая мотивация работать без нарушений.
Значительно улучшило бы положение малого бизнеса доступность кредитных средств ( на 2008 год РБ занимает 109 место по легкости получения кредита). Доступность этих ресурсов позволило бы бизнесу развиваться быстрее и эффективнее.
Снижение налогов по многим статьям является обязательной мерой. Сохранение налоговых ставок на прежнем уровне толкает малый бизнес в область «теневой» экономики. Как известно, уменьшение количества налогов (а, значит, повышение легкости подсчета) не всегда ведет к снижению налоговых поступлений. В случае с РБ, мне кажется, эта мера наоборот обеспечит приток в казну за счет выхода многих организаций из «тени».
В заключение мне бы хотелось подвести итоги исследования малого бизнеса и его роли в рыночной экономике. Как показывают исследования, малый бизнес (и бизнес в целом) положительно влияет на благосостояние нации, является источником поступлений средств в бюджет страны и производителем значительной доли ВВП.
В работе использовалось много источников по данной теме. Авторы многих из них расходятся в некоторых вопросах, касающихся малого бизнеса. Например, некоторые исследователи полагают, что роль малых предприятий более значительна в экономике исследуемой стран, некоторые считают, что менее. Но все однозначно сходятся во мнении, что малый бизнес является необходимым компонентом в развитии рыночной экономики, или даже её ”двигателем”
Анализ состояния малого бизнеса в РБ показал, что эта часть экономики страны развита достаточно слабо. Для улучшения состояния малого бизнеса в Республике Беларусь необходимо либерализовать экономику, сделать условия ведения бизнеса более приемлемыми.
В данной работе был рассмотрен зарубежный и отечественный опыт малого бизнеса. Зарубежный опыт был приведён для того, чтобы сравнить роль малого бизнеса в различных рыночных экономиках и убедиться в том, что малые предприятия в рассматриваемых развитых странах определяют высокие достижения экономических показателей. В то время как в РБ показатели работы малых предприятий значительно ниже. Однако, в ходе работы я сделала вывод, что малый бизнес в РБ развивается не так бурно и показывает не такие хорошие показатели как, например, в Великобритании, потому что политика государства в РБ пока не направлена на либерализацию экономики, облегчение ведения бизнеса и улучшение делового климата.
Однако, несмотря на все неблагоприятные условия, малый бизнес на территории нашей страны развивается, хотя и не столь бурно, как хотелось бы. Как показали данные министерства статистики РБ, вклад малого предпринимательства в ВВП с каждым годом растет, что показывает движение этого сектора экономики вперед.