Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будет рассмотрен малый бизнес как отдельный сектор рыночной экономики. В последнее время проблема малого бизнеса как никогда актуальна не только в нашей стране, но и в экономически более развитых странах. Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции. Поэтому развитие малого бизнеса является важной задачей государства.

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 790.50 Кб (Скачать)

   Для более наглядного  примера можно привести некоторые  данные о масштабах развития  малых предприятий в России и сравнить с другими зарубежными странами (см. табл. 1, приложение 1).

   Как видно из  таблицы 4, развитие малого бизнеса  в России существенно отстаёт  в сравнении с рядом развитых  стран. В составе важнейшего  итогового показателя – ВВП  доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10-11%, в то время как в развитых странах- 50-60%.

   За последние  годы существенного изменения  ситуации не произошло. По данным  на конец 2004- начало 2005г. Общее  число малых предприятий составило  953,1 тыс., или в расчёте на 1 тыс.жителей – 6,64. Численность занятых в них- 10,7% экономически активного населения страны. По численности работников в 2004 г. промышленность и строительство занимают соответственно 21,8 и 19,3% ( 1710,7 и 1514,8 тыс.чел). Наибольший удельный вес по численности имеют торговля и общественное питание ( 2629,8 1514,8 тыс. чел. или 33,6%). При этом численность работающих на предприятиях малого бизнеса, так же, как и объём производства, растёт незначительно, а в отдельных отраслях почти не меняется. [6, с. 7]

   О масштабах  деятельности малого предпринимательства  в России в 2004 г. дают данные  представленные в таблице 2  (см. табл.2, приложение 2).

  Что касается государственной  поддержки малого бизнеса, то  согласно Программе государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ в 2005 г. на эти цели предусмотрено выделение 1,5 млрд. руб. из федерального бюджета. Реализацию данной правительственной программы обеспечивает Департамент государственного регулировании в экономике Минэкономразвития РФ.

Следует также отметить, что финансовая поддержка проектов осуществляется в форме частно-государственного партнерства, которое предполагает выделение средств на реализацию проектов не только из федерального бюджета, но также из региональных бюджетов и внебюджетных источников.

Приложение 3 таблица 3 показывает, какие по мнению населения РФ факторы ограничивают деловую активность. Из представленной таблицы мы видим, что по-сравнению с 1997 годом нехватка денег уже не является наибольшей проблемой, проблемы переместились в сферу оснащенности технологиями. Это свидетельствует о том, что в РФ все больше внимания начали уделять именно материально-технической базе, что положительно сказывается и на качестве продукции и на на доходах предпринимателей.

Как видно на диаграмме (см. рис. 1, приложение 4) индекс предпринимательской уверенности несмотря на спад в 1999 году в связи с кризисом, все еще колеблется на достаточно высоком уровне. Что свидетельствует о доверии предпринимателей к государству в частности. Это доверие позволяет вкладывать больше денег в производство и тем самым повышать благосостояние не только себя, но и страны в целом.

2.2 Малый бизнес в Великобритании     

Далее, я хотела бы рассмотреть  и проанализировать роль и динамику малого бизнеса в Великобритании, поскольку эта страна является одной из наиболее экономически развитых и имеющая богатый опыт в рыночной экономике, двигателем которой является малое предпринимательство.

  К числу малых  и средних предприятий в Великобритании, как и во всём Евросоюзе, принято относить компании с численностью персонала до 250 человек, однако в национальной статистике Великобритании не принято выделять микрофирмы (с численностью до 10 человек). Кроме того, в Великобритании применяются свои критерии для отнесения предприятий к малым и средним. В данную классификацию не попадают предприятия, являвшиеся членами крупных групп (дочерние и материнские компании) (см. таблицу 4, приложение 5).              

   Для Британской  банковской ассоциации по программам кредитования малого бизнеса, малые предприятия - те, годовой оборот которых, по данным бухгалтерского учёта, не превышает 1 млн. фунтов стерлингов (ф. ст.).

   В начале 2003 г.  в Великобритании насчитывалось  4 млн. фирм, что на 200 тыс. больше, чем в 2002 г. Указанная цифра охватывает только коммерческий сектор, т.е. без учёта государственных и некоммерческих предприятий.

   Почти все фирмы  (99,2%) относятся к категории малых, 0,6%- к категории средних и только 0,2- к категории крупных. В 2003 г. на данных предприятиях, которые давали годовой оборот в 2200 млрд. ф. ст., трудились 21,7 млн. человек. Малые и средние предприятия обеспечивали 58,2% занятости и 52,3% национального оборота, непосредственно малые предприятия – 46,2% занятости и 38,3% национального оборота.                      

  Для малых предприятий  Великобритании наиболее предпочтительными  видами деятельности оказались  сделки с недвижимостью (22%) и  НИОКР (19%), а затем уже следую  популярные в Беларуси торговля  и бытовые услуги.

   Доля национального оборота, приходящаяся на малый бизнес также варьируется по отраслям. Если 38,3% национального оборота приходится на малый бизнес, то в производстве эта доля составляет 18,2%, а в сельском хозяйстве – 90,8%. “Возраст малого бизнеса”: большинство – 51% (1,9 млн.) существуют более 15 лет. Около 7% (250 тыс.) – начинающие фирмы, которые существуют не более 2 лет.

   По уровню развития:

Около 11% (320 тыс.) предприятий  малого и среднего бизнеса – быстроразвивающиеся  фирмы. За последние 5 лет малый бизнес увеличил уровень минимальной  заработной платы на 34,7%.  [3, с. 95]

      Необходимо  отметить, что в Великобритании  фактически отсутствуют проблемы  с финансированием. Банки охотно  кредитуют малый бизнес, причём  на длительные сроки. Далее  представлена диаграмма, демонстрирующая соотношение выданных кредитов в зависимости от срока кредитования (см. рис. 2, приложение 6).

     Вероятно, преобладание кредитов с максимальным сроком кредитования (свыше 10 лет) обусловлено поддержкой государства, которое фактически выступает гарантом по всем кредитным обязательствам малых и средних предприятий, а также более частым обращением за кредитом именно этой группы заёмщиков.

    Как и в  любой другой стране, малый бизнес  в Великобритании сталкивается  с определёнными трудностями. Ежегодно растёт число ликвидированных предприятий и фирм-банкротов. Соотношение наиболее часто называемых предпринимателями проблем в отношении ведения бизнеса покажем на рисунке (см. рис. 3, приложение 7).

   Как видно из  диаграммы нехватка денежной наличности и доступ к финансированию не являются основными проблемами малого бизнеса в отличие от ситуации в Республике Беларусь.

   Законы Великобритании  предусматривают упрощённую процедуру  регистрации индивидуальных предпринимателей. Для того, чтобы начать свою деятельность, следует просто уведомить соответствующий орган о своих намерениях ( за исключением лицензируемых видов).

   Правительство  Великобритании охотно поддерживает  малый бизнес и с 1997 года  прилагает все усилия, чтобы создать оптимальные условия для его становления и роста. Данная позиция основана на убеждении, что малый бизнес может играть определяющую роль в производственном секторе экономики и повысить уровень жизни в целом.

 Отражением благоприятной  налоговой политики в отношении малых предприятий служит тот факт, что ежедневно в Великобритании создаются 50 новых фирм. Правительство Великобритании поощряет рост малого бизнеса посредством введения пониженных ставок налога на доходы предприятий [3, с. 101].

 

   Таким образом, можно сделать вывод, что при такой сильной поддержке малый бизнес в Великобритании может не опасаться за своё будущее, даже не смотря на то, что не выдерживает конкуренции с крупным бизнесом по основным отраслям экономики.

2.3 Малый бизнес в США

   Далее я считаю нужным рассмотреть динамику и роль малого бизнеса в США, потому что экономика этой страны развивалась исключительно в рыночных условиях и малые предприятия фактически заложили фундамент процветания страны в XVIII-XIX. А малый бизнес стал одним из основных факторов, обеспечивших экономике США высокий уровень развития за относительно короткий период времени. Малое предпринимательство сыграло решающую роль в оздоровлении экономики страны, строительстве ее будущего и помогло Соединенным Штатам в конкурентной борьбе на мировом рынке.

   В США на малый бизнес  приходится 99,7% всех предприятий  и половина рабочей силы частного  сектора американской экономики.  На малых предприятиях ежегодно  появляется от 60 до 80% новых рабочих  мест; они производят более 50% ВВП и 40% ВНП. На малых предприятиях работают 39% высококвалифицированных специалистов. Также на малый бизнес приходится 29% общего объёма американского экспорта. [9,с. 59]

   При отнесении предприятий  к разряду малых в США существуют  различные критерии: отраслевая принадлежность, среднегодовой доход за определенное время (в зависимости от отрасли – за последние 12 календарных месяцев, 3 финансовых года и т.д.), в отдельных отраслях – средняя занятость, среднее число клиентов и некоторые другие. Кроме того, бывают исключения. Например, предприятие является малым в розничной торговле, если среднегодовой доход фирмы за последние три финансовых года не превышал $5 млн., при этом около 11 видов деятельности являются исключениями из правила; в сельском хозяйстве среднегодовой доход малого предприятия за последние 3 финансовых года не должен превышать $500 тыс., за исключением производства крупного рогатого скота (не более $1,5 млн. и производства куриных яиц - $9 млн.).

   Также к категории малого  бизнеса американцы относят хозяйственные субъекты, которых работает менее 500 человек. При этом все малые предприятия подразделяются на фирмы с количеством работников до 20 человек, от 20 до 100 и от 100 до 499 человек. Кроме того, в массиве малых предприятий выделяют те, на которых используется труд наемных работников, и те, где владелец фирмы обходится без привлечения наемного персонала.

   Сегодня в США насчитывается  около 7 млн. предприятий с численностью  наемных работников менее 500 человек,  из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек. Кроме того, действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий. Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в МБ. То есть малый бизнес в США - не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни [7, с. 34].

  Отличительной чертой  малого бизнеса является его  быстрое обновление: в США ежегодно  возникает и ликвидируется множество  малых компаний. В стране ежегодно  регистрируется около 600 тыс. МП  и ликвидируется около 500 тыс.  Однако никого это не ужасает. Дело в том, что владельцы МП очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый. Американцы в этом смысле очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. Думается, что в этом психологическом феномене коренятся истоки живучести всего американского бизнеса [9, с. 59].

 

 Рассмотрим таблицу, данные  которой отражают динамику количества  созданных, ликвидированных и  обанкротившихся предприятий в США (см. таблицу 5, приложение 8).                                                                                                

   Как видно из приведённых  данных, количество ежегодно образующихся  предприятий меньше, чем ликвидированных  и обанкротившихся. Это объясняется  тем, что малый бизнес нуждается  в в большом объёме финансовых  средств для обеспечения своего  становления.

 По результатам  опросов, от 80% до 90% жителей США  позитивно оценивают роль МБ. И это неудивительно: ежегодно  в сфере малого предпринимательства  создается три из каждых четырех  новых рабочих мест. Кроме того, малые предприятия помогают насытить  и разнообразить потребительский рынок страны - на оплату товаров и услуг американцы ежегодно тратят около 8 трлн. долларов [9, с. 35].

 Малый бизнес рассматривается  в американском обществе как  решающий фактор динамики экономического  развития.  Именно благодаря ему происходит постоянная смена участников рынка: возникают новые компании, виды бизнеса, происходит замещение фирм, завершивших цикл своего развития. Считается, что в экономике должна существовать динамическая стабильность, при которой осуществляется постоянное выбытие неэффективных, не отвечающих существующим потребностям рынка и появление более новых, более новых, более активных и динамичных фирм [7, с. 36].

   Сегодня малый  бизнес активные позиции в  сферах, которые ранее были уделом  главным образом крупных фирм. В конце XX века сильно выросла  активность малого бизнеса в  мировой торговле и международных  экономических отношениях.

   Американское  малое предпринимательство охватывает многие сферы экономической деятельности: МП действуют и в торговле, и в производственной сфере, и в финансовом секторе, и в консалтинге, и в сфере инноваций, и в области социальных услуг. В штате Коннектикут, к примеру, 17% предприятий МБ заняты предоставлением профессиональных, научных и технических услуг; около 13% - в строительстве, 12% - в розничной торговле; 9% - в области здравоохранения и социальных услуг, остальные - в сфере недвижимости, финансов, транспорта, оптовой торговли, образования и др. Значителен вклад малого предпринимательства в развитие НИОКР и освоение новой продукции: основная масса открытий и изобретений в США приходится на долю мелких и средних специализированных фирм. Освоение производства самолетов, вертолетов, кондиционеров, персональных компьютеров и многих других видов продукции начиналось именно на МП [9, с. 62] .

   Важный фактор создания благоприятного делового климата - разумная налоговая политика. Снижение абсолютных и относительных размеров федеральных налогов способствует развитию МБ, стимулируя создание небольших предприятий, усиливая их позиции в американской экономике, а значит увеличивая количество новых рабочих мест.

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь