Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:33, курсовая работа
Кейнсианскую теорию принято считать революцией в экономической мысли, где до того господствовала неоклассическая школа. Революция заключалась в том, что до него преобладал микроэкономический подход к анализу экономических процессов.
В центре анализа находились отдельная фирма, функционирующая в условиях свободной конкуренция, и проблема минимизации издержек и максимизации прибыли как источника накопления капитала.
Целью курсовой работы является раскрыть понятие макроэкономического равновесия в моделях «инвестиции - сбережения», «доходы-расходы».
Введение
1. Макроэкономическое равновесие: понятие, сущность, условие и фак-торы его обеспечивающие
2. Классическая и кейнсианская модели макроэкономического
равновесия на рынке товаров, их сравнительный анализ
3. Состояние и тенденции развития товарного рынка национальной эко-номики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Источник:
[2, с.37]
Наряду с уровнем доходов населения существенное влияние на формирование потребительских предпочтений также имеет ценовая политика государства и отдельных производителей. В Беларуси в 2007-2008 гг. не допущен резкий скачок цен на производимые продовольственные товары: индекс цен на них в декабре 2008 г. по отношению к уровню декабря 2007 г. составил 115,9% (изменение цен на продовольственные товары за указанный период дало 7,9% прироста сводного индекса потребительских цен). Более всего подорожали масло растительное и животное, молоко и молочные продукты, сыры, крупы, овощи, макаронные изделия, мука. Сравнение внутренних белорусских цен со средними розничными в России показывает, что в 2007 г. население Республики Беларусь значительно выигрывало по сравнению с россиянами при покупке основных видов продовольственных товаров. Цены на молоко в Беларуси в среднем составляли 52,9% российского уровня, творог жирный - 56,6, сыры сычужные - 58,9, сметану - от 68,3, хлеб ржаной и ржано-пшеничный - 68,5, говядину - 69,7, свинину -63,7, картофель - 52,6, яйца - 80.7% [2, с.37].
В
целях сокращения импорта и насыщения
внутреннего рынка более
Потребительский рынок Республики Беларусь, демонстрировавший стабильный рост в последнее десятилетие, определяется широким кругом показателей. Среди них важными статистическими, измеряющими величину реализованных населению потребительских товаров и услуг, являются розничный товарооборот и платные услуги населению. Розничный товарооборот есть денежное выражение стоимости продовольственных и непродовольственных товаров, проданных населению за наличный расчет для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве в организациях торговли и общественного питания, на вещевых, смешанных, продовольственных рынках и в специально оборудованных помещениях. Общий его объем определяется как объем продажи товаров населению торговыми организациями всех форм собственности, включая субъекты малого предпринимательства, и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью на вещевых, смешанных, продовольственных рынках и в специально оборудованных помещения.
Платные услуги населению - это результат деятельности предприятий, организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм, предназначенной для удовлетворения личных потребностей населения по их заказам. В соответствий с Общегосударственным классификатором услуг населению выделяются следующие основные виды платных: бытовые; транспортные; связи; жилищно-коммунальные; учреждений культуры; туристические и экскурсионные; физической культуры и спорта; медицинские: санаторно-оздоро-вительные; ветеринарные; правового характера; банков; образования; гостиниц и других средств размещения; прочие.
Согласно статистическим данным, в 2008 г.темп роста розничного товарооборота в сопоставимых ценах составил 120,5% к уровню 2007 г., а платных услуг населению - 113,9% (при прогнозе 110-111 и 109-110% соответственно). Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 459, в 2009 г. розничный товарооборот прогнозируется в сопоставимых ценах по отношению к 2008 г. на уровне 116-117%, платные услуги - 113-114%.
Динамика потребительского рынка свидетельствует об уровне жизни населения. Это связано с тем, что расходы на покупку товаров и оплату услуг составляют свыше 80% (рис. 3.4) от всех денежных расходов населения (65,2-67,2% приходится на розничный товарооборот и 15,2-16,5% - па платные услуги). В 2008 г. на покупку товаров они выросли, а па оплату услуг снизились.
Рисунок 3.4 - Структура денежных расходов населения
Республики
Беларусь
В 2008 г. розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации и платные услуги населению составили в номинальном выражении 50,9 и 12,6 трлн руб., что в сопоставимых ценах на 20,5 и 13,9% больше, чем в 2007 г.
Оборот розничной торговли в 2008 г. в большей степени формировался за счет торговых организаций (69%). Доля продаж, осуществляемых индивидуальными предпринимателями, физическими лицами и созданными в результате перерегистрации индивидуальных предпринимателей частными унитарными предприятиями, торгующими в специально обустроенных помещениях, на рын- ках, в киосках, палатках и на других объектах, в 2005 г. снизилась по сравнению с предыдущим годом на 3%. Организациями общественного питания в 2008 г. реализовано продукции на 2,4 трлн руб., что в сопоставимых ценах на 9,2% больше, чем в 2007 г.
В структуре общего объема розничного товарооборота удельный вес продовольственных товаров в 2008 г. составил 49%, непродовольственных - 51%. В 2007 г. - соответственно 51 и 49%. Населению продано продовольственных товаров на 25.2 трлн руб., непродовольственных - на 25,7 трлн руб., т.е. соответственно 1 10 и 131,6% к уровню 2007 г.
Товары отечественного производства составляли в 2008 г. 78,8% общего объема товарооборота магазинов (без учета субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности), в том числе продовольственных товаров 85,9%, непродовольственных – 69,3% .
Более 95% всей стоимости купленного мяса и птицы - продукция отечественного производства. То же можно сказать и о колбасных изделиях и копченостях, сырах, сахаре, яйцах, животном масле и мясных консервах. В продажах растительного масла, а также рыбы и пищевых морепродуктов, включая сельдь, большая доля товарооборота приходится на продукцию импортного производства (их доли в общем объеме продаж этих товаров - 62 и 57,9% соответственно), однако и для них удельный вес отечественных продуктов в 2008 г. немного повысился. Из основных непродовольственных товаров население предпочитает покупать импортные синтетические моющие средства, стиральные машины и лекарственные средства (в 2008 г. их доли в общем объеме продаж таких товаров колеблются от 58,8 до 78.5%). Однако в большинстве своем отечественные непродовольственные товары вытесняются импортными.
Социально-экономическое
положение населения
Рост благосостояния населения республики способствовал увеличению спроса на бытовые, туристско-экскурсионные услуги и услуги социальной сферы. В 2008 г. через все каналы реализации бытовых услуг оказано на сумму 1.7 трлн руб.. что в сопоставимых ценах к уровню 2007 г. больше на 25,8% при прогнозе 115,5%. Темп роста объемов туристско-экскурсионных составил 156,2% при прогнозируемых на год 128%. Медицинские услуги выросли на 31.2% к уровню 2007 г. при прогнозе 108%.
Наиболее быстро в 2008 г. развивались услуги культуры (121 % при прогнозе 112%) и медицинские. Высокими были темпы развития услуг учреждений образования (их объем по организациям всех форм собственности увеличился на 11,5% по сравнению с уровнем 2007 г. при прогнозе на год 108%), а также связи, транспортных, банков, санаторно-оздоровительных.
В 2008 г. наблюдалось существенное отставание темпов роста жилищно-коммунальных услуг - 98,5% (прогноз - 104,7%), имеющих наибольший удельный вес в общем объеме реализации платных услуг. Это связано с сокращением потребления коммунальных услуг в результате внедрения индивидуальных приборов учета расхода ресурсов, внедрения новых прогрессивных типов оборудования и энергосберегающих технологий.
Повышение
жизненного и культурного уровня
населения обусловливает
Несмотря на положительную динамику розничного товарооборота и платных услуг населению, мировой экономический кризис сказался и на них. Увеличение объема розничного товарооборота, включая общественное питание, через все каналы реализации в январе 2009 г. составило 12,3% по сравнению с уровнем аналогичного периода 2008 г. Однако по сравнению с предыдущим месяцем он сократился сразу на 22,1%. И это несмотря на ажиотажный спрос на непродовольственные товары в начале января 2009 г., вызванный девальвацией национальной валюты на 20,5%. За январь 2009 г. было куплено 29,9 тыс холодильников (на 126% больше, чем за январь 2008 г.), 17,4 тыс стиральных машин (на 40% больше), 42,3 тыс цветных телевизоров (на 20% больше) [6]. Однако необходимо отметить, что повышенный спрос на крупную бытовую технику наблюдался еще до девальвации в декабре 2008 г.
При росте спроса на непродовольственные товары произошло снижение продаж продовольственных. В январе 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. было продано меньше мяса и мясных продуктов, сыра, сливочного и растительного масла, макаронных изделий, яиц (на 15%, 22, 15, 13, 36 и 40% соответственно), рыбы (более чем в 2 раза). Произошло значительное сокращение физических объемов продаж указанных продовольственных товаров и по сравнению с январем 2008 г. Однако наблюдается рост продаж сахара и круп по сравнению с предыдущим месяцем (на 7 и 15% соответственно), что можно объяснить девальвацией и инфляционными ожиданиями населения.
Отсутствие статистических данных по платным услугам, оказанным населению в январе 2009 г., не позволяет определить их динамику, однако можно предположить, что пессимистические ожидания, связанные с мировым финансовым и экономическим кризисом, снизят уровень развития этой сферы.
Таким образом, очевидно, что снижение благосостояния населения вследствие экономического кризиса (падение реальных денежных доходов и сбережений, рост безработицы, девальвация национальной валюты, пессимистические ожидания) отрицательно скажется на дальнейшей динамике потребительского рынка Республики Беларусь.
На протяжении последних
Стремительное увеличение потребительского рынка, обусловленное повышением платежеспособного спроса населения, обеспечивается положительной динамикой реальных денежных доходов населения (рис. 3.5).
Рисунок
3.5 - Темп роста розничного товарооборота,
платных услуг населению и денежных доходов
населения Республики Беларусь, в сопоставимых
ценах Беларусь), свидетельствует о более
активном использовании кредитов банков.
Именно этот фактор выделяют в качестве одной из детерминант розничного товарооборота и платных услуг населению в России. Исландии, Германии и других странах. Следует отметить работу австралийских ученых, которые отмечают, что на потребление влияет не только текущий уровень доходов, но и существовавший в предыдущем периоде. Разработки, ведущиеся в Германии, свидетельствуют о том, что с ростом располагаемого дохода склонность к потреблению падает. В некоторых исследованиях, проводимых в России и США, показатель денежных доходов населения заменяется средним уровнем оплаты труда.