Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:23, курсовая работа
Цель работы – изучение совокупного спроса и совокупного предложения и их равновесия. Данная цель выступает актуальной, так как совокупный спрос и совокупное предложение являются основными макроэкономическими показателями, влияющими на оптимальный выбор в экономике. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
изучается понятие и факторы совокупного спроса;
исследуется совокупное предложение и его факторы;
изучается макроэкономическое равновесие, его основные признаки и модели.
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения (модель «AD-AS»)»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Характер и динамика экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни страны и ее перспективах.
Соответствие совокупного спроса и совокупного предложения является основной макроэкономической пропорцией, характеризующей оптимальное равновесное состояние экономики. Поэтому соблюдение макроэкономического равновесия между ними имеет огромное социально-экономическое значение.
Экономический анализ совокупного спроса и предложения является универсальным средством, которое может быть применено к широкому кругу разнообразных проблем. В их числе можно назвать: прогноз влияния меняющихся мировых экономических условий на рыночную цену и эффективность производства; оценка влияния правительственных мер по контролю цен, минимальная заработная плата и экономические стимулы, влияние налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот потребителей и производителей. Актуально также изучение моделей макроэкономического равновесия.
Цель работы – изучение совокупного спроса и совокупного предложения и их равновесия. Данная цель выступает актуальной, так как совокупный спрос и совокупное предложение являются основными макроэкономическими показателями, влияющими на оптимальный выбор в экономике. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
При написании работы использованы труды Плотницкого М.И., Базылева Н.И., Гурко С.П., Лемешевского И.М. и других.
1 Совокупный спрос. Неценовые факторы совокупного спроса
Спрос – одно
их фундаментальных понятий
Спрос — форма проявления потребностей населения, обеспеченная денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю гамму потребностей населения, а лишь ту ее часть, которая обеспечена покупательной его способностью, т.е. денежным эквивалентом. Спрос, являясь платежеспособной потребностью, может принимать различные виды:
Различают еще реализованный, неудовлетворенный, формирующийся, ажиотажный, престижный, импульсивный и другие виды спроса [15, с.124].
В зависимости от уровня экономики, на котором формируется спрос, выделяют:
1. Совокупный спрос.
Он формируется на уровне макроэкономики.
2. Отраслевой спрос.
Представляет собой спрос со стороны других отраслей и домохозяйств на продукцию данной отрасли.
3. Рыночный спрос.
Это спрос на какой-либо определенный вид продукции.
4. Спрос индивидуального покупателя.
Зависит от размеров денежных средств, находящихся на руках населения, в сберкассах, от различных выплат и наследства, размеров рынка, цены, полезности и качества товаров, субъективных вкусов и предпочтений.
Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.
Совокупный спрос AD равен общей сумме спросов на конечную продукцию, или сумме планируемых расходов на отечественные товары и услуги. Совокупный спрос формируется четырьмя секторами экономики и включает потребительский спрос С, т.е. совокупный спрос домохозяйств, спрос на инвестиционные товары со стороны предпринимателей I, спрос на товары и услуги со стороны государства G, спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств, т.е. чистый экспорт X, который определяется как разность между экспортом и импортом [3, с.193].
При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии сильной инфляции рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен. Такое воздействие на экономику в период кризиса 30-х годов оказала государственная политика стимулирования совокупного спроса в США.
Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет не столько увеличение объема выпуска (так как практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен.
Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например потребительские расходы. Другие более динамичны, например инвестиционные расходы, их изменения вызывают колебания экономической активности.
Рис. 1.1. Кривая совокупного спроса
Примечание: источник 7.
Кривая совокупного спроса AD (от английского aggregate demand) показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.
Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен.
Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующим образом: чем выше уровень цен Р, тем меньше реальные запасы денежных средств М/P (кривая AD строится при условии фиксированного предложения денег М и скорости их обращения V), а следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.
На величину совокупного спроса влияют ценовые и неценовые факторы. К ценовым факторам, определяющим траекторию кривой AD, относят: 1) эффект процентной ставки; 2) эффект богатства; 3) эффект импортных закупок.
На рис. 1.1 видно, что понижение уровня цен ведет к увеличению объема национального производства, который будет реализован и, наоборот, с их повышением меньший объем национального продукта найдет своих покупателей. Рассмотрим ценовые факторы.
Эффект процентной ставки состоит в том, что при росте общего уровня цен повышаются и процентные ставки, приводящие к сокращению потребления и инвестиций, а следовательно, и совокупного спроса, и наоборот.
Правительство Беларуси планирует привлечь в 2010 году $2,7 млрд. иностранных инвестиций в основной капитал.
В 2009 году прирост инвестиций в основной капитал в Беларуси составил 8,6% к уровню 2008 года, удельный вес инвестиций в ВВП достиг 31,5%. Как отметил вице-премьер, в стране установилась тенденция роста иностранных инвестиций и, что немаловажно, прямых иностранных инвестиций. Так, за 2009 год в реальный сектор экономики поступило $9,3 млрд. иностранных инвестиций, из них прямых - $4,8 млрд. И это без учета поступления прямых иностранных инвестиций в банковский сектор экономики. Наибольший объем иностранных инвестиций в Беларусь поступил в 2009 году из России - более $6 млрд. (65%), на Австрию пришлось 10%, на Кипр - 6%, на Великобританию - 5%, на Швейцарию - 4%.
На сегодняшний день в стране работают 5 тыс. коммерческих организаций с иностранным капиталом, число которых постоянно растет. Из них около 60 организаций являются филиалами транснациональных корпораций. При этом организации с иностранным капиталом вносят значительный вклад в общие объемы экспорта страны. Если в 2007 году их доля составляла 20%, то в 2008 году - более 30%. Как отметил вице-премьер, привлечь в прошлом году в реальный сектор экономики $9,3 млрд. во многом удалось благодаря деятельности организаций с иностранным капиталом [20].
Эффект богатства проявляется в изменении реальной стоимости и покупательной способности финансовых активов и доходов населения. Так, снижение цен будет способствовать росту реальных доходов и совокупного спроса и наоборот.
Индекс потребительских цен на товары и услуги в июле 2010 г. по сравнению с июнем 2010 г. составил 100,3%, с декабрем 2009 г. - 104,4%.
Индекс цен производителей промышленной продукции в июле 2010 г. по сравнению с июнем 2010 г. составил 100,4%, в том числе на инвестиционные товары - 100,6%, промежуточные товары - 100,2%, потребительские товары - 100,8%.Индекс цен на продовольственные товары в июле 2010 г. по сравнению с июнем 2010 г. составил 100,2%, с декабрем 2009 г. - 104,3%. Индекс цен на непродовольственные товары в июле 2010 г. по сравнению с июнем 2010 г. составил 100,1%, по сравнению с декабрем 2009 г. - 105,1%. Индекс цен и тарифов на платные услуги в июле 2010 г. по сравнению с июнем 2010 г. составил 100,8%, с декабрем 2009 г. - 103,8%.
Согласно последним данным Евростата, Беларусь продолжает оставаться в группе лидеров по росту потребительских цен в европейских странах, так как в Беларуси есть ряд факторов, которые влияют на рост цен.
Наибольшее увеличение потребительских цен по сравнению с июлем 2010 года зафиксировано в Бельгии (на 2%), Украине, Люксембурге и на Мальте (на 1-1,2%); за период с начала года - на Мальте (на 6,5%), в Румынии (на 5,6%) и Беларуси (на 5,1%), пишет интернет-газета «Мы». В августе снижались потребительские цены на продукты питания в Венгрии (на 2,7%), Латвии (2%), Польше, Франции, Словакии и Чешской Республике (на 1-1,5%). Если же брать средний показатель цен на продовольствие по Евросоюзу за август, то он снизился на 0,3%. С начала года цены выросли всего лишь на 1,2% [18].
При изменении соотношения цен на отечественные и иностранные товары имеет место эффект импортных закупок. Если цены на товары внутри страны растут, то их экспорт становится более дорогим и проблематичным и вместе с тем увеличивается спрос на более дешевые импортные товары. В результате объем чистого экспорта X, как и совокупный спрос, уменьшится (в противном случае увеличится).
В январе — июле 2010 года произошел рост объемов внешней торговли Беларуси со многими странами, хотя по итогам 2009 года наблюдался спад товарооборота.
По данным Национального статистического комитета, в целом объем внешней торговли товарами за этот период увеличился по сравнению с январем — июлем 2009 года на 16,9% и составил 30 млрд 785,7 млн долларов. При этом экспорт увеличился на 20,6% и составил 13 млрд 292,3 млн долларов США, импорт — на 14,2% (17 млрд 493,4 млн).
При этом товарооборот со странами ЕС упал на 9,4%, до 7 млрд 587,7 млн долларов, в том числе экспорт снизился на 19,8% (3 млрд 873,8 млн долларов), импорт вырос на 4,7% (3 млрд 713,9 млн).
В январе — июле Беларусь торговала со 179 странами. Товары поставлялись на рынки 145 государств, импортировалась продукция из 156 стран. Основными торговыми партнерами Беларуси были: Россия (47,8% общего объема товарооборота), Украина (7,3%), Нидерланды (5,1%), Германия (4,7%), Китай (3,5%), Польша (3,3%), Латвия, Великобритания, Бразилия (по 1,7%), Италия (1,6%).
Из общего объема белорусского экспорта на долю России приходилось 39,4%, других стран СНГ — 14,5%, стран ЕС — 29,1%, остальных стран — 17%. Импорт из России составил 54,1% общего объема импорта, других стран СНГ — 6,7%, стран ЕС — 21,1%, остальных стран — 18%.
Экспорт товаров в Россию составил 5 млрд 236,8 млн долларов США, что на 49,2% больше, чем за январь-июль 2009 года; импорт из России — 9 млрд 470,2 млн (на 6,1% больше).
Объем экспорта в Украину достиг 1 млрд 307,4 млн долларов (на 54% больше), импорта в Беларусь — 926,4 млн (на 37,3% больше).
В Нидерланды экспортировано товаров на 1 млрд 415,3 млн долларов (на 30,3% меньше показателя января — июля 2009 года), импортировано — на 141,6 млн (на 14,6% больше).
В Германию в январе — июле 2010 года экспортировано товаров на 266,1 млн долларов (на 35,1% меньше), импортировано — на 1 млрд 187,2 млн (на 0,2% больше).
Экспорт в Польшу составил 524,4 млн (на 13,5% больше), импорт из этого государства — 506,9 млн (на 25,6% больше).
В Великобританию объем экспорта сложился на уровне 351,5 млн долларов (на 14,9% меньше), импорта из этой страны — 163,1 млн (на 30,2% больше).
Объем экспорта в Китай составил 278,2 млн долларов (в 2,5 раза больше), импорта — 789,7 млн (на 41,9% больше).
В США экспорт вырос в 1,7 раза и составил 40,7 млн, импорт снизился на 2,7% до 227,1 млн долларов.
В Венесуэлу объем экспорта составил 191,7 млн долларов (на 28,7% больше), импорта — 180,9 млн (в прошлом году товары не импортировались) [16].
К неценовым факторам совокупного спроса относятся изменения в расходах: 1) потребительских; 2) инвестиционных; 3) государственных; 4) на чистый объем экспорта. Их изменение приводит к изменению совокупного спроса и сдвигу его кривой. Кривая AD при уменьшении совокупного спроса смещается влево, а при его увеличении — вправо. Рассмотрим более подробно неценовые факторы совокупного спроса:
Информация о работе Макроэкономическое равновесие в модели АS-AD