Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 13:51, курсовая работа
Чтобы эффективно управлять народным хозяйством или любым его структурным звеном, необходимо четко знать, какими должны быть воздействие на экономику и его последствия.
В странах с развитой рыночной моделью экономики прогнозирование и планирование являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Нацелено применяя такой инструмент, эти страны, как известно, добились большого успеха в техническом прогрессе, повышении уровня жизни населения и других социально-экономических областях.
Введение……………………………………………………………………2
1. Классификация прогнозов……………………………………………3
2.Этапы прогнозирования и их характеристика…………………………6
3. Методы прогнозирования и планирования……………………………9
3.1 Метод экспертных оценок…………………………………………….11
3.2 Метод экстраполяции…………………………………………………11
3.3 Метод моделирования и экономико-математический метод………11
3.4 Метод экономического анализа………………………………………12
3.5 Балансовый метод……………………………………………………..13
3.6 Нормативный метод……………………………………………………14
3.7 Программно-целевой метод…………………………………………...14
4. Показатели эффективности производства…………………………….16
5. Прогноз показателей эффективности производства………………….20
Заключение…………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………………..31
4
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.Этапы прогнозирования и их характеристика…………………………6
3. Методы прогнозирования и планирования……………………………9
3.1 Метод экспертных оценок…………………………………………….11
3.2 Метод экстраполяции……………………………………………
3.3 Метод моделирования и экономико-математический метод………11
3.4 Метод экономического анализа………………………………………12
3.5 Балансовый метод……………………………………………………..13
3.6 Нормативный метод……………………………………………………14
3.7 Программно-целевой метод…………………………………………...14
4. Показатели эффективности производства…………………………….16
5. Прогноз показателей эффективности производства………………….20
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………..31
Введение.
Чтобы эффективно управлять народным хозяйством или любым его структурным звеном, необходимо четко знать, какими должны быть воздействие на экономику и его последствия.
В странах с развитой рыночной моделью экономики прогнозирование и планирование являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Нацелено применяя такой инструмент, эти страны, как известно, добились большого успеха в техническом прогрессе, повышении уровня жизни населения и других социально-экономических областях.
В настоящее время следует отметить непрерывно растущую потребность в прогнозах. Теория прогнозирования и планирования экономики базируется на экономической теории. Если последняя изучает глубинные процессы экономического развития, устанавливает их суть, движущие силы для любых общественно-экономических формаций, то прогнозирование и планирование являются рабочим инструментом определения величин экономических показателей, позволяют выявить наиболее эффективные методы регулирования социально-экономических процессов в обществе и одновременно выступают в качестве методологической основы при рассмотрении вопросов прогнозирования и планирования отраслевых экономик, таких, как экономика промышленности, экономика транспорта, экономика строительства и др. Таким образом, место теории прогнозирования и планирования в системе экономических дисциплин определяется тем, что она является как бы связующим звеном экономической теории, с одной стороны, и отраслевыми экономиками – с другой. Данная наука имеет тесную связь со статистикой, от которой она заимствует методы анализа и необходимые сведения для расчетов. Прогнозирование и планирование использует достижения естественных, биологических и других наук, особенно математики.
Прогнозирование представляет собой процесс разработки прогнозов. Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития[1]. Для формирования стратегии и тактики развития экономики разрабатывается система прогнозов, включая прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов. На основе результатов прогнозных расчётов определяются важнейшие направления стратегии социально-экономического развития, составляются индикативные планы, формируется механизм государственного регулирования экономики и определяются параметры основных регуляторов (государственного заказа, цен, налогов и льгот, государственных инвестиций и ссуд, страховых резервов и т.д.)[2]
По масштабу прогнозирования выделяют: макроэкономические прогнозы, межотраслевые и межрегиональные, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов, отраслевые и региональные прогнозы, прогнозы звеньев экономики: предприятий, объединений, отдельных производств и продуктов.
Во временном аспекте прогнозы подразделяются на: долгосрочные (от 5 до 15-20 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), краткосрочные (от месяца до года), оперативные (от одного месяца – на каждый день, неделю, декаду).[3]
Планирование – это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путём разработки планов. План представляет собой документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нём отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их выполнения. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга.
К планированию относятся:
общественно-политический надзор над экономикой и контроль через различные политические учреждения (правительство, парламент, администрация президента, политические партии и т.д.);
оценка состояния экономики на конкретный момент времени;
оценка спонтанных тенденций развития;
проецирование на будущее желаемого экономического уровня, а также использование всех необходимых средств, для достижения намеченных целей.
Основной функцией планирования является формулирование курса действий над управляемой системой, с последующим формулированием комплекса мер по их реализации, что находит свое отражение в содержании плана.
План состоит из отдельных разделов, в этих разделах обосновываются пути решения задач, стоящих перед государством в области экономики в плановом периоде, определяются основные показатели по отраслям и сферам экономики. Определенные показатели должны быть обоснованы, а в плане должны быть предусмотрены антиинфляционные меры и уделено особое внимание разделам по социальной политике государства.[4]
Все вышеизложенное относится к макроэкономическому планированию, которое можно определить как сознательное действие. Цель макроэкономического планирования – привести по истечению определенного срока к желаемому результату национальную экономику в целом.[5]
Экономической наукой и практикой разработаны различные формы планирования.
Директивное или административно-командное планирование[6] – собственником средств производства является государство. Плановые задания доводятся до всех звеньев экономики и являются обязательными для выполнения. Планы разрабатываются исходя из общегосударственных интересов. Директивное планирование старается исключить воздействие рынка на экономику и выносит на макроуровень решение всех микроэкономических задач. Директивному планированию командно-административной системы характерна сквозная система планирования, объединяющая все уровни хозяйствования в жесткую систему. Отсутствует самостоятельность предприятий, что исключает принятие решения, учета и анализ микроэкономических решений.
Как показал опыт развития отечественного хозяйства, директивное планирование потеряло свои преимущества перед другими методами, которые используют государства в рыночных условиях.
Индикативное планирование, здесь исходной базой планирования является смешанная экономика. Плановые документы содержат лишь общие прогнозы о желаемом развитии экономики, а также включают решение о государственных расходах, капиталовложениях и о текущих расходах государственных предприятий. Основной задачей плана выступает координация использования государственных ресурсов, не претендующая на прямое определение решений представителей частного сектора. Индикативное планирование оказывает воздействие на частный сектор через спрос, через его ограничивающий или стимулирующий характер, здесь нет большого разделения между планом и рынком, так как план выполняет подчиненную роль при рынке.
Стратегическое планирование представляет собой процесс определения долгосрочных целей, обоснование приоритетов и формирование механизма по их реализации. Оно предполагает учёт факторов внешней среды: технологических, экономических, конкурентных, социальных, международных, рыночных, политических.
Наибольшее распространение получили директивное, индикативное, стратегическое планирование. Директивное и индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации идей, поставленных в стратегических планах (прогнозах).
Планирование в рыночной экономике осуществляется преимущественно экономическими методами, а основными экономическими регуляторами являются налоги, таможенная и финансовая политики.
2.Этапы прогнозирования и их характеристика
Все формальные процедуры прогнозирования предусматривают перенос прошлого опыта в неопределенное будущее. Таким образом, все они построены на предположении, что условия, породившие полученные ранее данные, неотличимы от условий будущего. Исключение составляют только те переменные, которые точно распознаны моделью прогнозирования. Например, если кто-то строит прогноз показателей производительности служащих, исходя только из множества оценок, выставленных им при испытаниях в процессе приема на работу, то он, очевидно, предполагает, что показатель производительности каждого работника зависит только от них. В действительности же подобное предположение о неразличимости прошлого и будущего не выполняется в полной мере. Поэтому полученный прогноз будет неточен, если только он не будет модифицирован на основании оценки, выполненной составителем прогноза.
Можно выделить следующие пять этапов в процессе прогнозирования:
Сбор данных
Редукция или уплотнение данных
Построение модели и ее оценка
Экстраполяция выбранной модели (фактический прогноз)
Оценка полученного прогноза
Этап 1. Сбор данных, предполагает получение корректных данных и обязательную проверку того, что они верны. Этот этап часто является наиболее сомнительной частью всего процесса прогнозирования и в то же время наиболее сложен для проверки, поскольку последующие этапы с одинаковым успехом могут производиться с использованием данных, как соответствующих изучаемой проблеме, так и не соответствующих ей. Всякий раз, когда возникает необходимость получить в организации определенные данные, их сбор и проверка обязательно сопровождаются множеством различных проблем.
Этап 2. Редукция или уплотнение данных, часто оказывается необходимым, так как для выполнения прогнозирования может быть собрано как слишком много исходных данных, так и слишком мало. Некоторые данные могут не иметь прямого отношения к рассматриваемой задаче, а будут лишь снижать точность прогнозирования.
Этап 3. Построение модели и ее оценка, состоит в подборе модели прогноза, наиболее соответствующей особенностям собранных данных в смысле минимизации ошибки прогноза. Чем проще модель, тем лучше она будет воспринята менеджерами фирмы, ответственными за принятие решения, и тем выше будет их доверие к полученному прогнозу. Часто следует отдавать предпочтение не более сложному подходу к прогнозированию, предлагающему немного больше точности, а более простому, понятному руководителям компании. Когда выбранный метод получает поддержку у менеджеров, то и результаты прогнозирования активно ими используются.
Этап 4. Экстраполяция выбранной модели, предусматривает фактическое получение требуемого прогноза, поскольку необходимые данные уже собраны и, возможно, редуцированы, а соответствующая модель прогноза определена. Часто для проверки точности получаемых результатов применяется прогнозирование на недавно прошедшие периоды, для которых исследуемые величины уже известны. Наблюдаемые ошибки затем определенным образом анализируются. Эта процедура обсуждается ниже, при описании этапа 5.
Этап 5. Оценка полученного прогноза, состоит в сравнении вычисленных величин с действительно наблюдаемыми значениями. Для этой цели часть наиболее свежей фактической информации обычно исключается из множества анализируемых данных. После того как модель прогноза будет подобрана, выполняется прогноз на эти периоды и полученные результаты сравниваются с известными наблюдаемыми значениями. Некоторые процедуры прогнозирования предусматривают суммирование абсолютных значений ошибок и представляют либо эту сумму, либо частное от деления ее на число прогнозируемых значений, представляющее собой значение средней ошибки прогноза. Другие процедуры используют сумму квадратов ошибок, которая затем сравнивается с аналогичными числами, полученными для альтернативных методов прогнозирования. Некоторые процедуры отслеживают и отмечают величину пределов ошибки за период прогнозирования.
3. Методы прогнозирования и планирования
Прогнозирование и планирование экономики представляет собой сложный многоступенчатый и итеративный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разнообразные методы[7]. В теории и практике плановой деятельности за прошедшие годы накоплен значительный набор различных методов разработки прогнозов и планов. По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования; на практике же в качестве основных используется лишь 15—20. Развитие информатики и средств вычислительной техники создает возможность расширения круга используемых методов прогнозирования и планирования и их совершенствования.