Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:56, контрольная работа
До недавних пор приоритет в развитии регионов отдавался экономической составляющей. Это соответствовало до поры общемировым тенденциям регионального развития эпохи индустриализации, в которую региональная политика государств была нацелена в первую очередь на транспортно-инфраструктурное развитие, технологические и инженерно-строительные проекты. Таким образом, изучаемая тема является актуальной.
1. Прогнозирование и стратегическое планирование территориального развития.
2. Методы планирования (прогнозирования) на макроуровне и их характеристика.
Содержание
1. Прогнозирование и
2. Методы планирования (прогнозирования)
на макроуровне и их
Введение
Проблемы регионального деления, устойчивого и согласованного социально-экономического развития страны в целом и отдельных регионов являются как никогда актуальными на современном этапе становления России как равноправного и стабильного члена мирового сообщества.
Федерализм в России
во многом уникален. Ему трудно
подобрать аналоги в истории
и современном мире. Он не сводится
ни к национально-
Асимметрия, присутствующая
в конституционных положениях
о федеративной организации
До недавних пор приоритет в
развитии регионов отдавался экономической
составляющей. Это соответствовало
до поры общемировым тенденциям регионального
развития эпохи индустриализации, в
которую региональная политика государств
была нацелена в первую очередь на
транспортно-инфраструктурное развитие,
технологические и инженерно-
1.
Прогнозирование и
На сегодняшний день
существует три основных
Многие научные работники в России в своей деятельности опираются на хорошую, серьезную аналитику. Если мы намерены формировать стратегии развития до 2020 г. - а некоторые муниципальные образования заявляют о планировании до 2025 г. и даже 2030 г., - без серьезного анализа предыдущих периодов и учета нормативной, экономической, производственной динамики обойтись нельзя. Некоторые научные школы, занимающиеся соответствующей проблематикой, отдают предпочтение западным методикам; однако, на мой взгляд, эти методики хороши только в реалиях развитых систем, в наших же условиях их применение представляется недостаточным.
Замечу, что муниципалитеты вполне могут осуществлять стратегическое планирование самостоятельно, тем более что ряд методических разработок уже опубликован. Но, поскольку решение этой задачи требует проведения серьезного анализа, необходимо привлечение внешнего консультанта или научного исследователя.
На какой нормативно-правовой базе сейчас ведется стратегическое планирование? Во-первых, существует Федеральный закон от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В нем выделены этапы кратко-, средне- и долгосрочного планирования, определены возможности использования этого института развития, однако отсутствует необходимый понятийный аппарат. Поэтому сегодня наряду с термином «стратегия» можно услышать «концепция», «стратегический план», «план социально-экономического развития». Подобный разнобой неизбежно ведет к проблемам. Удастся ли должным образом провести сравнительный анализ достижений муниципальных образований одного субъекта РФ на основе разнородных «стратегий» и прочих документов? Как в этих условиях будет реализовываться указ Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»?
Стратегическое планирование - составная часть всей системы управления. К сожалению, пока мало кто может ответить на вопрос, чем долгосрочное планирование отличается от стратегического. На самом деле стратегическое планирование - это особый вид управленческой деятельности, который заключается в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе и быструю адаптацию к изменяющимся особенностям внешней среды. Именно возможность адаптироваться в случае изменений и отличает систему стратегического планирования от системы обычного долгосрочного.
Поскольку речь идет о развитии, мы
не можем не говорить о системе. Каковы
составляющие такой системы? В нашем
контексте в качестве объекта
выступает соответствующая
Необходимо также ответить на вопрос,
«что главнее» - концепция или стратегия,
что в большей степени
Коль скоро сегодня уже и муниципалитеты разрабатывают концепции на долгосрочную перспективу - до 2020 г., требуется четко определить приоритетные функции в экономическом разрезе. Приоритетные функции - ключевые виды деятельности, которые должны обеспечить территории эффект развития. При этом под целью развития следует понимать ожидаемый (намечаемый) обоснованный результат, определяемый качественно (на вербальном, содержательном уровне), количественно и во времени.
Ни одна стратегия не может существовать
обособленно, без логического продолжения,
которым обычно становится соответствующий
прикладной документ. Если концепция -
это прогнозно-аналитический
Что касается стратегического плана, используемого в зарубежной практике в качестве полноценного долгосрочного документа, то в наших условиях его можно рассматривать лишь как краткий документ презентационного характера. Западные стратегии занимаются улучшением качественно иного состояния, к которому нам еще только предстоит прийти.
Поскольку в данной сфере пока нет
общепризнанных методик и понятий,
муниципальным образованиям имеет
смысл принять собственные
Когда мы говорим о дефицитных бюджетах,
то немного лукавим: ведь мы пока не
научились работать со всеми имеющимися
на нашей территории финансами. В
настоящее время муниципальная
финансовая политика существует сама
по себе, отдельно от технологий стратегического
планирования социально-экономического
развития муниципального образования.
Пока они не будут взаимоувязаны,
ни о каком серьезном
Даже там, где приняты хорошие стратегические документы, возникает одна серьезная проблема: нормальной реализации новых стратегических документов препятствует традиционная структура управления муниципального образования. В крупных городах есть агентства муниципального развития, но позволить себе это могут далеко не все. Что же делать небольшим муниципальным образованиям? Есть три подхода к реализации технологий, заложенных в стратегических документах. Первый подход предполагает приоритет текущей деятельности, текущего администрирования - это касается в большей степени мелких муниципальных образований с множеством насущных и требующих скорейшего решения проблем в области благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства и т.д. При втором подходе структура администрации, всех структурных подразделений выстраивается на основе стратегии развития, которая выходит на первый план, а текущая деятельность подтягивается под эту схему. Наконец, третий подход предполагает встраивание стратегического аспекта в систему текущего планирования. Выбирать какой-либо из перечисленных подходов следует в зависимости от масштаба ставящихся перед муниципалитетом задач и четкости их видения.
2.
Методы планирования (прогнозирования)
на макроуровне и их
В мировой практике широкое распространение получили следующие методы прогнозирования и планирования.
Методы экспертных оценок. «Эксперт» в переводе с латинского языка означает «опытный». В основу прогноза выделяется мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональным, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Среди индивидуальных экспертных оценок наиболее широкое распространение получили метод интервью, аналитический метод и метод написания сценария. В мировой практике среди методов коллективных экспертных оценок наиболее широко применяются метод коллективной генерации идеи, метод «635», метод «Дельфи», метод комиссий, метод написания сценария.
Методы экстраполяции. Их суть заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и в переносе их на будущее. Экстраполяционные методы прогнозирования основаны на изучении динамических рядов (множество наблюдений, полученных последовательно во времени). Эти методы достаточно хорошо применимы в практике краткосрочного и среднесрочного прогнозирования. Среди методов экстраполяции широкое распространение получили метод подбора функций и метод экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом.
Методы моделирования. «Модель» в переводе с латинского означает «меру, образец». В настоящее время экономическая модель представляет собой условный образ объекта исследования социальных и экономических процессов. Моделирование предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделения его существенных характеристик, компонент или признаков. Широко распространены матричные модели, модели оптимального планирования, сетевое моделирование, экономико-статистические модели. Экономическая модель после её математической формализации становится экономико-математической.
Экономико-математические методы представляют собой приемы расчета экономических показателей с применением методов прикладной математики и математической статистики. Они позволяют всесторонне обосновывать изменения экономических показателей, повышать качество прогнозов, осуществлять многовариантные оптимизационные расчеты. Среди экономико-математических методов, используемых в практике прогнозирования, как в нашей стране, так и за рубежом, следует выделить: прогнозирование по аналогии, метод межотраслевого баланса, методы оптимизации (симплекс-метод и др.), корреляционно-регрессионный метод, теория катастроф, теория нейросетей.
Информация о работе Макроэкономическое планирование и прогнозирование