Макроэкономический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:59, контрольная работа

Краткое описание

В середине ХХ в. в основном направлении развития экономической теории, описывающем процессы общественного производства, распределения и использования материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, выделились две части, различающиеся по предмету и методам исследования, — микроэкономика и макроэкономика.

Оглавление

1.Макроэкономика как раздел экономической науки. Структура экономики………………………………………………………………………….3
2.Совокупное предложение и его зависимость от уровня цен…………………7
Задача……………………………………………………………………………..12
Список используемой литературы…………………………………………...…14

Файлы: 1 файл

Контрольная работа макроэкономика.doc

— 79.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

1.Макроэкономика как раздел экономической науки. Структура экономики………………………………………………………………………….3

2.Совокупное предложение и его зависимость от уровня цен…………………7

Задача……………………………………………………………………………..12

Список используемой литературы…………………………………………...…14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          1.Макроэкономика как раздел экономической науки. Структура экономики.

 

В середине ХХ в. в основном направлении развития экономической теории, описывающем процессы общественного производства, распределения и использования материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, выделились две части, различающиеся по предмету и методам исследования, — микроэкономика и макроэкономика.

Микроэкономический анализ посвящен изучению поведения отдельных экономических субъектов (домашних хозяйств, фирм), выявлению условий, обеспечивающих совместимость их хозяйственных планов, и описанию механизма согласования совокупности индивидуальных целей субъектов национальной экономики. В современной экономике это согласование в значительной степени осуществляется посредством рыночного ценообразования благ и факторов производства. Поэтому механизм рыночного ценообразования составляет ядро микроэкономики.[1]

Макроэкономический анализ направлен на выявление результатов функционирования национальной экономики в целом. В макроэкономике исследуют факторы, определяющие национальный доход, уровень безработицы, темп инфляции, состояние государственного бюджета и платежного баланса страны, темпы экономического роста.

Микроэкономика исследует меновое хозяйство, в котором используют «товарные деньги», т.е. функцию денег выполняет одно из производимых фирмами благ (например, золото). Это приводит к тому, что в микроэкономике рассматривают лишь реальный сектор национального хозяйства. Макроэкономический анализ исходит из существования в стране «кредитных денег». Процессы их возникновения и распределения в национальном хозяйстве образуют монетарный (денежный) сектор.

Взаимодействие реального и монетарного секторов национального хозяйства относится к числу основных проблем макроэкономики. В центре внимания микроэкономики находятся аллокационные и дистрибутивные проблемы национального хозяйства. Макроэкономика концентрируется на колебаниях народнохозяйственной конъюнктуры и экономического роста.

Макроэкономика как наука о функционировании национального хозяйства в целом служит теоретической основой экономической политики в отдельных странах и организации мировых хозяйственных связей. Выделению макроэкономики в особый раздел экономической теории способствовали бурное развитие в ХХ в. эмпирических исследований функционирования национальных экономик и разработка инструментов для оценки народнохозяйственных результатов. Развитие макроэкономики происходило в тесной взаимосвязи с развитием статистики, эконометрики и системы национального счетоводства.

В настоящее время макроэкономическими категориями и показателями интересуются самые широкие слои населения. Текущие доходы людей непосредственно зависят от уровня национального дохода и занятости, ценность семейного имущества напрямую связана с темпом инфляции, состояние платежного баланса страны в значительной мере определяет степень свободы передвижения ее жителей через государственные границы1 . От текущих значений основных макроэкономических индикаторов страны существенно зависят исходы выборов в представительные и исполнительные органы власти.

Экономика представляет собой сложную систему, состоящую из многочисленных макроэкономических элементов, тесным образом связанных между собой. Соотношение между этими элементами и представляет собой экономическую структуру.

Экономическая структура имеет огромное значение для сбалансированности народного хозяйства, повышения темпов экономического роста. Можно сказать, что успешное экономическое развитие большинства стран Запада в немалой степени объясняется глубокими структурными преобразованиями, обеспечивающими общий подъем производства и другие качественные изменения.

Быстрый рост производства в ряде новых индустриальных стран Юго- Восточной Азии произошел прежде всего за счет формирования нестандартных для этих стран отраслей, т.е. за счет резкого изменения структуры хозяйства.[2]

Глубокая структурная перестройка в пользу индустриального развития была осуществлена и в СССР в первые десятилетия советской власти. Это позволило в сравнительно короткие сроки вывести страну на одно из ведущих мест в мире по общему объему промышленного производства. Однако сформировавшаяся структура была далеко не оптимальной. В рамках промышленности неоправданно высокую долю (абсолютную и относительную) занимали отрасли добывающей промышленности и производство вооружений. Постепенно структура хозяйства все более утрачивала прогрессивную социальную направленность. Это обострило и затянуло процесс перехода к рыночной экономике и сделало проблему структурной перестройки одной из центральных для выхода страны из кризиса.

Структура экономики - понятие многоаспектное, поэтому рассматривать и анализировать ее можно с разных точек зрения, показывающих соотношение различных элементов хозяйственной системы. Для макроэкономического прогнозирования наибольшее значение имеют воспроизводственная, отраслевая, социальная, технологическая, региональная (территориальная или пространственная) структуры.

Как свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой, структурную перестройку нужно начинать с определения “полюсов роста”, т.е. имеется в виду четкое понимание того, на развитие каких отраслей нужно опираться сегодня и завтра.[3]

В основе процветания и быстрого экономического роста лежит способность страны обеспечивать высокие темпы роста эффективности производства и в то же время выпускать такой ассортимент продукции, который пользуется растущим спросом на мировом рынке. Добиться этого можно правильно определив “полюса роста”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Совокупное предложение и его зависимость от уровня цен

 

 

Под предложением микроэкономика понимает то количество товара, которое продавцы хотят и могут продать на рынке данного товара в данный период времени при данных условиях.

Раскроем содержание этого определения.

1. Предложение касается какого-то товара, блага, произведенного на продажу. Например, фермер может часть картофеля выращивать для собственного потребления, а часть . на продажу. Именно вторая часть обеспечивает предложение данного товара.

2. Предложение предстает как сумма предложений со стороны отдельных продавцов. Хотя на монопольном рынке оно обеспечивается одним продавцом.

3. Под продавцами понимаются все, кто предлагает товар: предприятия-изготовители, оптовые или розничные торговцы, склады, магазины и т.д.

4. Предложение данного товара обеспечивается на определенном рынке: локальном, региональном, национальном.

5. Величина предложения определяется за какой-то период времени: на данный момент, день, неделю, месяц и т.д. Соответственно, на данный момент предложение включает товары, которые есть в наличии, а на длительный период, кроме этого, и те, которые будут в данный период времени произведены и предложены к продаже.

Условия, при которых складывается предложение, определяются ценами на данный товар и источниками обеспечения предложения. Цена может быть такой, при которой произведенный товар может не предлагаться.

Основным источником предложения является производство. Но таковым можно считать и товарные запасы. Например, товар произведен, но из-за невыгодной цены направлен не на рынок, а на склад, где он лежит, дожидаясь установления выгодной цены. Если такая цена устанавливается, товар со склада направляется на рынок.

Поскольку так или иначе именно производство определяет предложение, то основными факторами предложения становятся те, которые определяют само производство. Можно отметить, что предложение (S) находится в функциональной зависимости от различных факторов (а, б, в и т.д.):

 

S = f (а, б, в, г, д, е) (1)

 

а. Прежде всего предложение зависит от наличия ресурсов, необходимых для его производства. Например, отсутствие природных условий, необходимых для выращивания бананов, обусловливает то, что предложение данного товара обеспечивается импортом, то есть производством в тех странах, где климат позволяет их выращивать.

б. Предложение зависит от технологии производства данного товара. Производство в зависимости от технологии может быть штучным и массовым, определяя соответствующее предложение.

в. Важным фактором предложения являются издержки производства и то, что их определяет. Высокие издержки ограничивают предложение, низкие . дают возможность обеспечивать большое предложение. Например, высокие издержки производства океанских лайнеров обусловливают их штучное производство, низкие издержки производства канцелярских скрепок позволяют производить и продавать их миллионами штук.

г. На предложение товара влияет его цена. Рост цены при прочих неизменных условиях ведет к росту предложения, понижение цены ведет к сокращению предложения. Эта устойчивая связь характеризуется как закон предложения.[4]

Действие данного закона, как и закона спроса, иллюстрируется как с помощью шкалы предложения, так и с помощью кривой. Возьмем например, цветы в магазине, то динамика предложения этого товара может выглядеть следующим образом.

 

                                                                                                                                              Таблица 1

Шкала предложения товара

 

Цена букета, р.

 

Предложение букета, шт

200

1

300

2

400

3

500

4

600

5

 

 

 

    Данные таблицы можно представить графически.

 

 

 

Р

 

 

 

 

600

 

500

 

400

 

300

 

200

 

0      1     2      3     4     5                                 g

 

Рис. 1 Совокупное предложение

 

 

Рисунок позволяет лучше понять связь между предложением и ценой. Мы уже знаем, что повышение цены на товар, делает для предприятия выгодным увеличивать объем производства даже при росте издержек производства. Когда товар производится многими предприятиями, имеющими разные издержки его производства, то рост цены создает возможность производства товара и предприятиями с высокими издержками. При более низкой цене этим предприятиям было не выгодно заниматься производством данного товара. Тем самым кривая предложения отражает разный уровень издержек производства разных предприятиях.

Закон предложения, как и закон спроса, может иметь исключения. Возможны ситуации, когда повышение цены ведет не к увеличению предложения, а к его сокращению. Такое бывает на монопольных рынках, когда единственный продавец сам повышает цену таким образом, что доход от продажи товара растет благодаря этому быстрее, чем при увеличении объемов производства при неизменных ценах. Сокращение предложения при росте цены возможно на рынках труда. Здесь ценой является заработная плата, и при определенном ее уровне рабочим представляется более привлекательным увеличивать свободное от работы время, а не рост зарплаты.

Возможно увеличение предложения при понижении цены. Такое бывает на рынках с наличием монопсонии. Здесь единственный покупатель путем понижения цены на товар вынуждает продавцов увеличивать объем продаж для того, чтобы удержать валовую выручку от понижения.

д. На предложение влияют и ожидания товаропроизводителей и продавцов. Ожидание повышения цен на рынке на какой-то товар может привести к временному сокращению его предложения.

е. Наконец, следует отметить, что на предложение данного товара влияют и цены на другие товары. Цена на данный товар может быть неизменной, но если повысились цены на другие товары, то становится выгодным увеличивать производство других товаров. Так что часть ресурсов переключается на них.

 

 

 

 

 

Р

                                                    S1

 

                                                             S2

 

500

 

400

 

300

 

200

 

100

 

0      1      2      3     4     5                                 g

<

Информация о работе Макроэкономический анализ