Макроэкономические проблемы развития рынка труда в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Переход российской экономики от административно-командного управления к рыночным отношениям, начавшийся в начале 90-х годов и продолжающийся по настоящее время, выявил значительное количество проблем, требующих своего разрешения в рамках формирования новой государственности нашей страны.

Оглавление

Введение
1. Общая характеристика демографической ситуации в Российской Федерации
2. Проблемы развития рынка рабочей силы в России
3. Проблемы развития трудовых ресурсов в контексте депопуляции
3.1. Количественная оценка дефицита рабочей силы
3.2. Структурные особенности проявления дефицита рабочей силы в российской экономике
3.3. Негативное влияние структурных проблем дефицита рабочей силы на демографическую ситуацию
Этапы демографического кризиса
4. Пути решения проблем рынка труда
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

su kt.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

Наконец, очевидно, что при столь очевидной динамике увеличения разрыва между спросом и предложением на рабочую силу до 2015  («потолок» официальных прогнозов), нет никаких оснований не «продлить» эту кривую до абсолютно неприемлемых для нашей экономики пределов.

 

3.2.        Структурные особенности проявления дефицита рабочей силы в российской экономике

Наряду с количественными показателями, острота дефицита рабочей силы определяется и качественными (структурными) формами его проявления.

Отраслевая специфика проявления дефицита рабочей силы. Хотя в целом по экономике недостаток рабочей силы пока не наблюдается, ситуация существенно различается при рассмотрении отдельных отраслей. В частности, происходит снижение численности занятых в ряде важнейших отраслей экономики. Наиболее заметно численность занятых за 1990–2003 гг. сократилась в науке и научном обслуживании (в 2,6 раза); машиностроении и металлообработке (в 2,1 раза); строительстве (в 1,8 раза); сельском и лесном хозяйстве (в 1,3 раза). Следовательно, при прочих равных именно эти отрасли первыми будут испытывать острую потребность в кадрах в перспективе, и именно для этих отраслей проявление дефицита будет наиболее острым. По данным опросов промышленных предприятий, проводимых Российским экономическим барометром, порядка 25% этих предприятий оценивают свою укомплектованность рабочей силой как недостаточную относительно ожидаемого через 12 месяцев спроса.

Профессионально-квалификационный аспект дефицита. В экономике сложилась ситуация, когда при наличии хорошо образованной рабочей силы не хватает квалифицированных и опытных работников отдельных профессий и квалификаций.

В качестве наглядного примера рассмотрим дефицит квалифицированных рабочих кадров, который в последнее время все острее ощущают предприятия реального сектора. Так, например, по оценкам ИНП РАН, дефицит квалифицированных рабочих кадров испытывают более 80% предприятий. В то же время, недостаток в инженерно-технических работниках и менеджерах ощущается на 20–25% опрошенных предприятий. В отраслевом разрезе наиболее острая потребность в рабочих кадрах фиксируется в следующих отраслях промышленности: машиностроении и металлообработке, черной металлургии, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, промышленности строительных материалов.

Данная проблема обостряется сложным положением, в котором находится система начального профессионального образования (НПО). Численность учащихся в системе НПО сократилась с 1990 г. по 2003  г. почти на 12%, а выпуск квалифицированных специалистов уменьшился более чем на 40%.

Другим примером является дефицит кадров более высокой квалификации, возникающий в отдельных отраслях из-за того, что выпускники вузов устраиваются на работу не по приобретенной специальности (по экспертным оценкам, 50% молодых инженеров, 70% выпускников сельхозинститутов, 30–40% выпускников медицинских вузов). Следовательно, отрасли, соответствующие профилю выпускников, все равно недополучают необходимых им молодых специалистов, которых, по большей части, «забирает» бизнес.

Возрастной аспект дефицита выражается в постарении населения в трудоспособном возрасте, что приводит к снижению кадрового потенциала отраслей экономики. С 1992 г. наряду с ростом численности занятых в возрасте 45–54  года, сокращение численности затронуло практически все остальные возрастные группы. Сокращение в наибольшей степени проявилось в возрастных группах до 20 лет, 30–39 лет, 55–59 лет. По данным обследования населения по проблемам занятости Федеральной службы государственной статистики России, к концу 2004 г. средний возраст занятых в народном хозяйстве вплотную приблизился к 40 годам. В целом ряде отраслей эта граница пройдена: так, в науке и научном обслуживании он составляет 44 года. Экстраполяция сложившихся тенденций в возрастной структуре занятых показывает, что будет продолжать увеличиваться абсолютная численность и доля занятых в возрасте 40–49  лет. Для целой группы возрастов (60–72, 20–29, 35–39 лет) будет характерен незначительный рост или стабилизация достигнутых к настоящему моменту значений. Дополняет картину снижение численности занятых в возрастной группе 30–34 года. Таким образом, при сохранении сложившихся тенденций в перспективе наблюдается снижение численности занятого населения наиболее активных возрастных групп.

Возрастной аспект проявляется и в виде слабого притока молодых кадров в целый ряд отраслей экономики, что объясняется сложившей системой предпочтений и низким уровнем оплаты в них. Последнее обстоятельство позволяет говорить о некоторых особенностях проявления структурного дефицита, в частности, проявляющегося в условиях дифференциации показателей заработной платы.

3.3.  Негативное влияние структурных проблем дефицита рабочей силы на демографическую ситуацию

Структурные проблемы, возникающие в сфере занятости и на рынке труда, определяют социально-экономическое положение страны и  ее населения (в том числе, трудоспособного) и непосредственно влияют на процессы его воспроизводства.

Выбывание экономически активного населения приводит к возникновению двух  фундаментальных социально-экономических проблем, таких как  несоответствие предложения рабочей силы растущему спросу на труд и невозможность серьезного роста валового внутреннего продукта в условиях дефицита рабочей силы.

 

Очевидно, что снижение доли трудоспособного населения будет сопровождаться увеличением демографической нагрузки на лиц трудоспособного возраста, т.е. числа лиц пенсионного и «дорабочего» возраста в расчете на 1000 лиц трудоспособного возраста. Это неизбежно приведет к увеличению иждивенческой нагрузки на каждого трудоспособного гражданина, социальные расходы станут занимать большую долю ВВП.

 

В ближайшие десятилетия под влиянием демографических процессов структура работников в экономически активных возрастах сдвинется в пользу преобладания в ней лиц старших трудоспособных возрастов.

 

Следствием отсутствия притока достаточного количества трудовых ресурсов  может стать  снижение интенсивности  развития производства. Причин несколько. Во-первых, создание новых рабочих мест оказывается в прямой зависимости от ликвидации уже существующих. Во-вторых, развитие  новых сфер деятельности и освоение новых компетенций осуществляется в такой ситуации преимущественно путем повышения квалификации специалистов, а не за счет притока выпускников вузов, получивших современное образование, что снижает как скорость, так и эффективность внедрения новых технологий. 

Низкий уровень заработной платы, безработица оказывают негативное влияние на развитие семьи. Безработица — важный фактор социальных проблем (преступность, наркомания, алкоголизм, суицид). Неуверенность в  стабильной и обеспеченной достойным доходом занятости ведет к отказу от рождения детей, их отложенному рождению, абортам, разводам и др. Неблагоприятные и вредные условия труда приводят к ухудшению здоровья трудящихся, преждевременной смертности.

 

Наконец, увеличение затрат используемых ресурсов как следствие структурных проблем на рынке труда приведет к замедлению общих темпов роста экономики, что не позволяет увеличить расходы на социально-демографическую политику и реализацию мероприятий по смягчению последствий демографического кризиса.

Доклад Всемирного банка 2010 года, содержащий оценки вклада природных ресурсов, производственного капитала и нематериальных активов в прирост общественного богатства стран мира, содержит важный вывод, указывающий путь для дальнейших действий. Анализ динамики развития большинства стран позволил экспертам Всемирного банка прийти к заключению, что рост уровня экономического развития в большинстве развитых стран мира сопровождается снижением  вклада природных ресурсов в создание общественного богатства. Если в бедных странах вклад природных ресурсов составляет около 26 %, в среднеразвитых – 13 %, то в развитых странах его размер оставляет около 2 %. Этот  показатель обратно пропорционален  вкладу нематериальных активов, базовым компонентом которого выступают различные составляющие человеческого капитала.

 

Рассматривая ситуацию в России, можно констатировать, что по вкладу природно-сырьевых ресурсов на сегодняшний день наша страна превосходит даже многие бедные страны мира. В то же время уровень вклада нематериальных активов в Российской Федерации соответствует показателям таких слаборазвитых стран как Габон, Алжир, Нигерия, Конго, Гайана, Республика Молдова. Среди развитых стран также встречаются страны с высокой степенью вовлеченности экономики в масштабную эксплуатацию сырьевых ресурсов, и в качестве такого примера часто рассматривают Норвегию. Однако, достаточно активно используя природные ресурсы, Норвегия в четыре раза превосходит Россию по показателю вклада нематериальных активов.

 

По мнению экспертов, основные усилия в ближайшие годы должны быть направлены на повышение  вклада человеческого потенциала в создание общественного богатства России. Действительно, на сегодняшний день Российская Федерация входит по этому показателю в число 15 % наименее успешных стран. В то же время  образовательная компонента индекса развития человеческого потенциала ПРООН (индекс достигнутого уровня образования, определяющийся  на основе показателей грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся) в России соответствует уровню 15 % наиболее развитых стран. Повышение эффективности использования трудовых ресурсов и вклада нематериальных активов в создание общественного богатства – первоочередная задача, стоящая сегодня перед российским обществом.

 

Таким образом, необходимо говорить не только о влиянии демографического спада на стагнацию рынка труда, но и об обратном процессе.

 

Этапы демографического кризиса

Динамика естественной убыли и миграционного прироста населения России в 1993-2009 годах, в тыс человек.

(Источники данных: Источник собственная работа

Время создания 18 июня 2010)

Демографический кризис в России прошел несколько этапов. По мнению А.Синельникова, в 2007 году возрастно-половая структура населения России была переходной между 2 и 3 этапом демографической трансформации. Демографические кризисы вообще (и в России, в частности) имеют свойство инерционности: когда рождаемость долгое время держится ниже уровня простого воспроизводства, происходит старение населения и уменьшение количества женщин детородного возраста. В результате для стабилизации численности требуется более высокий СКР (количество детей на одну женщину детородного возраста). В настоящее время для стабилизации численности населения России нужен СКР, близкий к 2,1. В связи со старением населения и уменьшением доли женщин детородного возраста СКР в расчете на одну женщину должен будет постоянно увеличиваться, чтобы сохранить численность населения на одном уровне. Но резкое повышение рождаемости за короткий промежуток времени имеет один недостаток: резко увеличиваются социальные расходы на подрастающее поколение, которое только в будущем будет приносить отдачу. Если рождаемость повысится, то инерционная убыль населения будет продолжаться еще некоторое время, необходимое для омоложения структуры населения и увеличения доли женщин детородного возраста.

4. Пути решения проблем рынка труда

Учитывая сложность ситуации на рынке труда, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решении следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы четче просматривались масштабы возможного замещения и потребности в нем в целом.

Необходимо определить проекты государственной значимости, для которой в первоочередном плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует значительных финансовых затрат. Такие проекты необходимо определить и на региональном (областном), и местном уровнях.

На основании указанных проектов и концепции профессиональной занятости должны быть определены масштабы обучения и профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и выданы соответствующие задания учебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих под проекты государственной значимости, должны и финансироваться в первую очередь. Целесообразно сократить масштабы подготовки по тем профессиям, по которым трудоустройство обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен.

Несмотря на всю сложность экономической ситуации, начиная с предприятий до области включительно должны быть, составлены программы высвобождения мало - и неквалифицированных рабочих, а также тяжелым физическим, не престижным и вредным по условиям трудом, которые подлежат первоочередному высвобождению.

Необходимо закончить создание полной системы сбора, обработки и выдачи информации Государственной службы занятости, предусмотрев автоматическое поступление информации от предприятий и организаций о каждом освободившемся и свободном рабочем месте, условиях работы на нем, размере заработной платы.

Информация о работе Макроэкономические проблемы развития рынка труда в РФ